Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭТИОЛОГИИ НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Алпатова Н.С. 1 Варфоломеева Т.В. 1 Мазуренко Д.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
В статье освещается проблема этиологии нарушений здоровья в детском возрасте. Представлены статистические данные, свидетельствующие об увеличении числа заболеваемости и инвалидности, снижении показателей физического и психического развития детей. Нередко длительные заболевания у детей становятся источником задержки общего и психического развития. Представлена структура общей заболеваемости у детей в возрасте от 0 до 14 лет. Приводятся данные об учащении перехода острых заболеваний в хронические, о сочетанности различных патологий, росте невротизации детей. Отмечено, что хронические заболевания оказывают негативное влияние на психику детей и способствуют патологическому формированию личности. Рассмотрены и охарактеризованы факторы риска здоровья детей: биологические, социальные, психологические. Представлен опыт работы учреждений образования по профилактике детских заболеваний и формированию здорового образа жизни. Дана характеристика содержанию профилактической работы и формам работы с детьми по формированию ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
формирование здорового образа жизни
профилактика детских заболеваний
факторы риска здоровья
этиология нарушения здоровья
1. Алпатова Н.С., Понькина И.В. Воспитательно-профилактическая работа с несовершеннолетними с отклоняющимся поведением в условиях центра социальной помощи семье и детям // Научный потенциал [Чебоксары : НИИ педагогики и психологии; Центр «Интеллект»]. - 2013. - № 1. - С. 25-28.
2. Алпатова Н.С., Понькина И.В. Формирование здорового образа жизни как средство профилактики отклоняющегося поведения учащихся // Особенности формирования здорового образа жизни: факторы и условия : материалы II Международной научно-практической конференции (27 апреля 2012 г.) / отв. ред. Ю.Ю. Шурыгина. – Улан-Удэ : Изд-во ВСГУТУ, 2012. - С. 7-8.
3. Варфоломеева Т.В. Экспериментальные исследования проблемы организации здоровьесберегающей среды в дошкольных образовательных учреждениях // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2012. - № 7 (71). - C. 63-65.
4. Варфоломеева Т.В. Здоровьесберегающая социализация детей с аллергопатологией в условиях дошкольных образовательных учреждений : автореф. дис. … канд. социол. наук. - Волгоград, 2013. - 26 с.
5. Мониторинг физического развития и здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении : методические рекомендации / сост. Храмцов П.И., Березина Н.О., Никитина М.А. // НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗА РАИН. – М., 2010. – 212 с.
6. Некоторые результаты деятельности органов и учреждений здравоохранения в 2007 г. / Ю.В. Михайлова, И.М. Сон, С.А. Леонов, Е.В. Огрызко // Здравоохранение Российской Федерации. - 2009. - № 1. - С. 41-46.
7. Огнев В.А. Медико-социальные проблемы аллергических заболеваний у детей : автореф. дис. … д.м.н. – Харьков, 2003.
8. Программное обеспечение изучения общей накопленной заболеваемости детского населения в условиях поликлиники / А.А. Модестов, С.А. Косова, В.И. Бондарь, И.М. Волков // Актуальные проблемы педиатрии : сборник материалов XIV Конгресса педиатров России. - М., 2010. - С. 562.
9. Реабилитация часто болеющих детей / Л.И. Дзюбич, С.А. Щукин, В.М. Крупнова, И.Н. Качан, Т.Н. Ломшина, Т.К. Карпунина // Актуальные проблемы педиатрии : сборник материалов XIV Конгресса педиатров России. - М., 2010. - С. 251.
В условиях современного российского общества наблюдается выраженная тенденция ухудшения состояния здоровья в детской популяции, увеличение числа заболеваемости и инвалидности, снижение показателей физического и психического развития детей. Теоретический анализ литературы и практика позволяют констатировать учащение перехода острых заболеваний в хронические, сочетанность различных патологий, рост невротизации детей.

Целью исследования явился анализ этиологии нарушений здоровья детей, определение факторов риска здоровья и изучение опыта работы учреждений образования по профилактике детских заболеваний и формированию здорового образа жизни.

Нарушения здоровья, в медицинском понимании, означают возникновение, рецидивирование и прогрессирование болезней. Согласно исследованиям ряда авторов, в структуре общей заболеваемости у детей в возрасте от 0 до 14 лет 1-е место занимают болезни органов дыхания (50,1%), 2-е - болезни органов пищеварения (6,5%), 3-е - болезни глаза и его придаточного аппарата (5%) [6; 7]. При этом следует подчеркнуть, что в структуре общей заболеваемости детей болезни органов дыхания стабильно занимают 1-е место. Согласно Л.И. Дзюбич с соавт., острые респираторные инфекции у детей являются самой частой причиной обращения родителей в детскую поликлинику и составляют около 90% всех заболеваний детского возраста [8].

Данные мониторинга физического развития и здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях свидетельствуют, что только 17,3% детей можно считать абсолютно здоровыми, 29,4% - имеют функциональные отклонения, 52,8% - страдают хроническими заболеваниями в стадии компенсации и 0,5% - хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации [5].

В структуре хронических заболеваний старших дошкольников первое место принадлежит болезням хирургической сферы [3]. На втором месте находятся хронические болезни ЛОР-органов (гипертрофия миндалин и аденоидов II - III степени, хронический ринит, гайморит, отит). На третьем месте болезни нервной системы (эписиндром, гипертензионно-гидроцефальный синдром, последствия детского церебрального паралича).  

Одной из наиболее распространённых патологий среди детского населения являются аллергические заболевания, являющиеся серьезной  медико-социальной проблемой [4]. По показателям распространенности, тяжести заболевания, уровня социально-экономического ущерба, затрат на лечение аллергические заболевания вошли в число первых трех групп патологий в структуре болезней человека.

Согласно современным научным данным, в структуре аллергических заболеваний отмечается преобладание бронхиальной астмы, атопического дерматита, аллергического ринита.

Этиология нарушений здоровья в детском возрасте объясняется не только генетической предрасположенностью. Реализация наследственной отягощенности провоцируется постоянно растущим количеством неблагоприятных факторов внешней среды: повышение загрязнения окружающей среды транспортными средствами, некачественные продукты питания, изменение иммунитета, под влиянием обширных программ вакцинации, уменьшение числа естественных инфекций и др.

В рамках нашего исследования в дошкольных образовательных учреждениях г. Волгограда (МДОУ «Детский сад № 295», МДОУ «Детский сад № 379») была организована экспериментальная площадка по профилактике аллергических заболеваний [3]. Профилактическая работа предполагала проведение оздоровительных мероприятий, информационную деятельность в отношении родителей и самих детей, повышение уровня гигиенической грамотности.

Нами было проведено анкетирование 107 родителей детей с аллергопатологией, посещающих специализированные группы дошкольных образовательных учреждений г. Волгограда, которое позволило выявить наиболее распространенные факторы, явившиеся «пусковыми» в возникновении аллергических заболеваний у детей. Ответы родителей распределились  следующим образом: загрязненность окружающей среды выделили 62 человека (57,9%); пищевой - 52 человека (48,5%);  наследственность - 35 человек (32,7%); пыльца растений - 24 человека (22,4%);  лекарственные препараты - 23 человека (21,5%);  шерсть животных - 21человек (18,7%); домашняя пыль - 18 человек (16,8%); частые острые простудные заболевания - 9 человек (8,4%); затруднились ответить - 9 человек (8,4%); другие причины (прививки, качество продуктов питания) - 5 человек (4,6%) (на данный вопрос можно было дать несколько вариантов ответа).

Представляется понятным, что большинство респондентов - 66 человек (62%) выделили комплекс факторов, явившихся, по их мнению, «пусковым» для дебюта аллергического заболевания. Этот факт подтверждают мнения исследователей о мультифакторной этиологии аллергических заболеваний. Менее половины респондентов, 41 человек (38%), выделили в качестве «пускового» единичный фактор.

Единичные факторы, явившиеся причиной возникновения аллергопатологии, были распределены следующим образом: пищевой - 14 человек (13%); загрязненность окружающей среды - 9 человек (8%); лекарственные препараты - 4 человека (4%); наследственность - 3 человека (3%); пыльца растений - 2 человека (2%); затруднились ответить на вопрос 9 человек (8%).

В ходе исследования мы выяснили, что родители, дети которых посещают специализированные группы, по сравнению с родителями, чьи дети посещают группы общего профиля, отмечали:

  • в 5,5 раза реже наличие ограничений в социальных контактах своих детей и в 2 раза чаще отсутствие подобных ограничений;
  • в 5,5 раза чаще должный / необходимый уровень оказания дошкольным образовательным учреждением оздоровительной помощи детям с аллергопатологией;
  • в 8 раз чаще удовлетворенность оздоровлением ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Большинство (67%) родителей, чьи дети посещают специализированные группы, отметили уменьшение проявлений аллергии, в то время как ни один из родителей, чьи дети посещают группы общего профиля, не отметил положительной динамики.

Полученные результаты свидетельствуют, что специализированные группы для дошкольников с аллергопатологией позволяют улучшить медицинские характеристики детей, повышают медицинскую грамотность и активность родителей, способствуют более оперативному медицинскому сопровождению данного контингента детей.

Согласно многочисленным исследованиям, хронические заболевания оказывают негативное влияние на психику в детском возрасте и способствуют патологическому формированию личности [9]. Так, в условиях хронической болезни у детей возникают невротические расстройства. Длительные заболевания нередко становятся у детей источником задержки общего и психического развития. Часто стойкая астения, сопровождающая заболевание, снижает общий психологический тонус, приводит к нарушению эмоционально-волевой сферы. Ослабленные в связи с перенесенными заболеваниями дети, как правило, испытывают затруднения в приобретении знаний, выработке навыков и умений.

Опыт сотрудничества с педагогами ряда школ г. Волгограда позволяет говорить о негативном влиянии на состояние здоровья школьников самого процесса образования. Среди основных факторов риска здоровья выделяют:

  • интенсификацию учебного процесса, провоцирующего перегрузку нервной системы и эмоциональное напряжение у детей;
  • увеличение объема учебной нагрузки, приводящей к уменьшению продолжительности сна, прогулок на свежем воздухе, двигательной активности;
  • введение инноваций в учебный процесс без учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Вышеназванные факторы риска здоровья способствуют затруднениям в адаптации к школьной жизни, увеличению болезней, развитию близорукости, нарушению осанки, психоневрологическим отклонениям и др.

Специалистами государственного казенного учреждения социального обслуживания «Ворошиловский центр социальной помощи семье и детям» совместно со студентами факультета социальной и коррекционной педагогики под руководством преподавателей кафедры социальной педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета ежегодно осуществляется профилактическая работа, направленная на профилактику детских болезней и формирование здорового образа жизни среди учащихся общеобразовательных учреждений г. Волгограда [1].

Так, на базе Центра регулярно организуется просмотр и обсуждение фильмов, пропагандирующих ценности и культуру здоровья и здорового образа жизни с учащимися общеобразовательных учреждений Ворошиловского района г. Волгограда. Кроме того, систематически проводятся «Уроки здоровья» в младших классах общеобразовательных учреждений (МОУ СОШ № 77, 14, 21, 130, гимназия № 4) Ворошиловского района г. Волгограда [2].

Профилактика заболеваний среди учащихся включает:

  • определение уровня сформированности представлений учащихся о здоровом образе жизни;
  • пропаганду здорового образа жизни среди школьников;
  • развитие у детей потребности заниматься физкультурой и спортом;
  • формирование у детей осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью;
  • профилактику вредных привычек.

В процессе формирования здорового образа жизни нами используются следующие формы работы:

  • индивидуальные (творческие задания, сочинение-размышление, индивидуальная консультация);
  • групповые (мозговой штурм, ролевые игры, групповые дискуссии, фокус-группы, создание буклетов);
  • массовые («День здоровья», «Быть здоровым - это здорово»). Отметим, что массовые мероприятия подготавливались и проводились самими учащимися, что, по нашему мнению, усиливало интерес детей и давало больший простор для творчества и самореализации.

Современные знания позволяют утверждать, что для эффективного прогнозирования возникновения заболеваний ребенка важно учитывать биологические, социальные и психологические факторы риска здоровья. К биологическим факторам риска можно отнести особенности протекания пренатального, натального и постнатального периода, отягощенность генеалогического анамнеза.

Социальные факторы риска это, прежде всего, дисфункциональная семья, неблагоприятные жилищно-бытовые условия, низкая материальная обеспеченность, низкий образовательный уровень членов семьи и т.д.

Среди психологических факторов риска выделяют неблагоприятный микроклимат в семье, характерологические особенности матери, наличие у родителей вредных привычек и т.д.

В работах М.А. Кузнецовой, Е.А. Поздеевой, С.Н. Ворониной и др., обращается внимание на роль психогенных факторов в формировании и рецидивировании различных заболеваний. При обследовании пациентов в возрасте от 6 до 14 лет прослеживается прямая зависимость  между стилем семейного воспитания, внутрисемейной атмосферой и частотой обострений хронических заболеваний. При этом абсолютное большинство семей признано функционально несостоятельными. К такой категории семей относят неполные, малообеспеченные, асоциальные семьи и др. Патологические стили воспитания установлены в 97,8% таких семей.

Анализ научной литературы и практический опыт работы позволяет говорить, что при одинаковом соматическом и социальном статусе детей определенное сочетание личностных качеств матери и особенностей её отношения к ребенку может носить патогенный характер и провоцировать развитие заболеваний.

Исследователи отмечают, что в первые два года жизни ребенка огромное влияние на его развитие оказывают биологические факторы риска. В последующие годы возрастает влияние социальных и психологических факторов. Безусловно, ряд вопросов требует решения на государственном уровне, между тем хорошо поставленная организация лечебно-профилактической работы позволит в значительной степени нивелировать влияние социально-психологических факторов.

Резюмируя вышеизложенное, можно говорить о разнообразной этиологии нарушений здоровья в детском возрасте. Невысокие показатели соматического неблагополучия детей свидетельствуют о необходимости реализации системного подхода к формированию здорового образа жизни в образовательных учреждениях различного уровня. Эффективный результат в плане полноценного физического, интеллектуального и социального развития детей могут обеспечить комплексные профилактические и оздоровительные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

Рецензенты:

Волчанский М.Е., д.соц.н., профессор, декан факультета клинической психологии и социальной работы, ВолгГМУ, г. Волгоград.

Деларю В.В., д.соц.н., к.м.н., профессор, профессор кафедры общей и клинической психологии, ВолгГМУ, г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Алпатова Н.С., Варфоломеева Т.В., Мазуренко Д.В. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭТИОЛОГИИ НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13053 (дата обращения: 05.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674