Целью исследования явился анализ этиологии нарушений здоровья детей, определение факторов риска здоровья и изучение опыта работы учреждений образования по профилактике детских заболеваний и формированию здорового образа жизни.
Нарушения здоровья, в медицинском понимании, означают возникновение, рецидивирование и прогрессирование болезней. Согласно исследованиям ряда авторов, в структуре общей заболеваемости у детей в возрасте от 0 до 14 лет 1-е место занимают болезни органов дыхания (50,1%), 2-е - болезни органов пищеварения (6,5%), 3-е - болезни глаза и его придаточного аппарата (5%) [6; 7]. При этом следует подчеркнуть, что в структуре общей заболеваемости детей болезни органов дыхания стабильно занимают 1-е место. Согласно Л.И. Дзюбич с соавт., острые респираторные инфекции у детей являются самой частой причиной обращения родителей в детскую поликлинику и составляют около 90% всех заболеваний детского возраста [8].
Данные мониторинга физического развития и здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях свидетельствуют, что только 17,3% детей можно считать абсолютно здоровыми, 29,4% - имеют функциональные отклонения, 52,8% - страдают хроническими заболеваниями в стадии компенсации и 0,5% - хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации [5].
В структуре хронических заболеваний старших дошкольников первое место принадлежит болезням хирургической сферы [3]. На втором месте находятся хронические болезни ЛОР-органов (гипертрофия миндалин и аденоидов II - III степени, хронический ринит, гайморит, отит). На третьем месте болезни нервной системы (эписиндром, гипертензионно-гидроцефальный синдром, последствия детского церебрального паралича).
Одной из наиболее распространённых патологий среди детского населения являются аллергические заболевания, являющиеся серьезной медико-социальной проблемой [4]. По показателям распространенности, тяжести заболевания, уровня социально-экономического ущерба, затрат на лечение аллергические заболевания вошли в число первых трех групп патологий в структуре болезней человека.
Согласно современным научным данным, в структуре аллергических заболеваний отмечается преобладание бронхиальной астмы, атопического дерматита, аллергического ринита.
Этиология нарушений здоровья в детском возрасте объясняется не только генетической предрасположенностью. Реализация наследственной отягощенности провоцируется постоянно растущим количеством неблагоприятных факторов внешней среды: повышение загрязнения окружающей среды транспортными средствами, некачественные продукты питания, изменение иммунитета, под влиянием обширных программ вакцинации, уменьшение числа естественных инфекций и др.
В рамках нашего исследования в дошкольных образовательных учреждениях г. Волгограда (МДОУ «Детский сад № 295», МДОУ «Детский сад № 379») была организована экспериментальная площадка по профилактике аллергических заболеваний [3]. Профилактическая работа предполагала проведение оздоровительных мероприятий, информационную деятельность в отношении родителей и самих детей, повышение уровня гигиенической грамотности.
Нами было проведено анкетирование 107 родителей детей с аллергопатологией, посещающих специализированные группы дошкольных образовательных учреждений г. Волгограда, которое позволило выявить наиболее распространенные факторы, явившиеся «пусковыми» в возникновении аллергических заболеваний у детей. Ответы родителей распределились следующим образом: загрязненность окружающей среды выделили 62 человека (57,9%); пищевой - 52 человека (48,5%); наследственность - 35 человек (32,7%); пыльца растений - 24 человека (22,4%); лекарственные препараты - 23 человека (21,5%); шерсть животных - 21человек (18,7%); домашняя пыль - 18 человек (16,8%); частые острые простудные заболевания - 9 человек (8,4%); затруднились ответить - 9 человек (8,4%); другие причины (прививки, качество продуктов питания) - 5 человек (4,6%) (на данный вопрос можно было дать несколько вариантов ответа).
Представляется понятным, что большинство респондентов - 66 человек (62%) выделили комплекс факторов, явившихся, по их мнению, «пусковым» для дебюта аллергического заболевания. Этот факт подтверждают мнения исследователей о мультифакторной этиологии аллергических заболеваний. Менее половины респондентов, 41 человек (38%), выделили в качестве «пускового» единичный фактор.
Единичные факторы, явившиеся причиной возникновения аллергопатологии, были распределены следующим образом: пищевой - 14 человек (13%); загрязненность окружающей среды - 9 человек (8%); лекарственные препараты - 4 человека (4%); наследственность - 3 человека (3%); пыльца растений - 2 человека (2%); затруднились ответить на вопрос 9 человек (8%).
В ходе исследования мы выяснили, что родители, дети которых посещают специализированные группы, по сравнению с родителями, чьи дети посещают группы общего профиля, отмечали:
- в 5,5 раза реже наличие ограничений в социальных контактах своих детей и в 2 раза чаще отсутствие подобных ограничений;
- в 5,5 раза чаще должный / необходимый уровень оказания дошкольным образовательным учреждением оздоровительной помощи детям с аллергопатологией;
- в 8 раз чаще удовлетворенность оздоровлением ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Большинство (67%) родителей, чьи дети посещают специализированные группы, отметили уменьшение проявлений аллергии, в то время как ни один из родителей, чьи дети посещают группы общего профиля, не отметил положительной динамики.
Полученные результаты свидетельствуют, что специализированные группы для дошкольников с аллергопатологией позволяют улучшить медицинские характеристики детей, повышают медицинскую грамотность и активность родителей, способствуют более оперативному медицинскому сопровождению данного контингента детей.
Согласно многочисленным исследованиям, хронические заболевания оказывают негативное влияние на психику в детском возрасте и способствуют патологическому формированию личности [9]. Так, в условиях хронической болезни у детей возникают невротические расстройства. Длительные заболевания нередко становятся у детей источником задержки общего и психического развития. Часто стойкая астения, сопровождающая заболевание, снижает общий психологический тонус, приводит к нарушению эмоционально-волевой сферы. Ослабленные в связи с перенесенными заболеваниями дети, как правило, испытывают затруднения в приобретении знаний, выработке навыков и умений.
Опыт сотрудничества с педагогами ряда школ г. Волгограда позволяет говорить о негативном влиянии на состояние здоровья школьников самого процесса образования. Среди основных факторов риска здоровья выделяют:
- интенсификацию учебного процесса, провоцирующего перегрузку нервной системы и эмоциональное напряжение у детей;
- увеличение объема учебной нагрузки, приводящей к уменьшению продолжительности сна, прогулок на свежем воздухе, двигательной активности;
- введение инноваций в учебный процесс без учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Вышеназванные факторы риска здоровья способствуют затруднениям в адаптации к школьной жизни, увеличению болезней, развитию близорукости, нарушению осанки, психоневрологическим отклонениям и др.
Специалистами государственного казенного учреждения социального обслуживания «Ворошиловский центр социальной помощи семье и детям» совместно со студентами факультета социальной и коррекционной педагогики под руководством преподавателей кафедры социальной педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета ежегодно осуществляется профилактическая работа, направленная на профилактику детских болезней и формирование здорового образа жизни среди учащихся общеобразовательных учреждений г. Волгограда [1].
Так, на базе Центра регулярно организуется просмотр и обсуждение фильмов, пропагандирующих ценности и культуру здоровья и здорового образа жизни с учащимися общеобразовательных учреждений Ворошиловского района г. Волгограда. Кроме того, систематически проводятся «Уроки здоровья» в младших классах общеобразовательных учреждений (МОУ СОШ № 77, 14, 21, 130, гимназия № 4) Ворошиловского района г. Волгограда [2].
Профилактика заболеваний среди учащихся включает:
- определение уровня сформированности представлений учащихся о здоровом образе жизни;
- пропаганду здорового образа жизни среди школьников;
- развитие у детей потребности заниматься физкультурой и спортом;
- формирование у детей осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью;
- профилактику вредных привычек.
В процессе формирования здорового образа жизни нами используются следующие формы работы:
- индивидуальные (творческие задания, сочинение-размышление, индивидуальная консультация);
- групповые (мозговой штурм, ролевые игры, групповые дискуссии, фокус-группы, создание буклетов);
- массовые («День здоровья», «Быть здоровым - это здорово»). Отметим, что массовые мероприятия подготавливались и проводились самими учащимися, что, по нашему мнению, усиливало интерес детей и давало больший простор для творчества и самореализации.
Современные знания позволяют утверждать, что для эффективного прогнозирования возникновения заболеваний ребенка важно учитывать биологические, социальные и психологические факторы риска здоровья. К биологическим факторам риска можно отнести особенности протекания пренатального, натального и постнатального периода, отягощенность генеалогического анамнеза.
Социальные факторы риска это, прежде всего, дисфункциональная семья, неблагоприятные жилищно-бытовые условия, низкая материальная обеспеченность, низкий образовательный уровень членов семьи и т.д.
Среди психологических факторов риска выделяют неблагоприятный микроклимат в семье, характерологические особенности матери, наличие у родителей вредных привычек и т.д.
В работах М.А. Кузнецовой, Е.А. Поздеевой, С.Н. Ворониной и др., обращается внимание на роль психогенных факторов в формировании и рецидивировании различных заболеваний. При обследовании пациентов в возрасте от 6 до 14 лет прослеживается прямая зависимость между стилем семейного воспитания, внутрисемейной атмосферой и частотой обострений хронических заболеваний. При этом абсолютное большинство семей признано функционально несостоятельными. К такой категории семей относят неполные, малообеспеченные, асоциальные семьи и др. Патологические стили воспитания установлены в 97,8% таких семей.
Анализ научной литературы и практический опыт работы позволяет говорить, что при одинаковом соматическом и социальном статусе детей определенное сочетание личностных качеств матери и особенностей её отношения к ребенку может носить патогенный характер и провоцировать развитие заболеваний.
Исследователи отмечают, что в первые два года жизни ребенка огромное влияние на его развитие оказывают биологические факторы риска. В последующие годы возрастает влияние социальных и психологических факторов. Безусловно, ряд вопросов требует решения на государственном уровне, между тем хорошо поставленная организация лечебно-профилактической работы позволит в значительной степени нивелировать влияние социально-психологических факторов.
Резюмируя вышеизложенное, можно говорить о разнообразной этиологии нарушений здоровья в детском возрасте. Невысокие показатели соматического неблагополучия детей свидетельствуют о необходимости реализации системного подхода к формированию здорового образа жизни в образовательных учреждениях различного уровня. Эффективный результат в плане полноценного физического, интеллектуального и социального развития детей могут обеспечить комплексные профилактические и оздоровительные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья.
Рецензенты:
Волчанский М.Е., д.соц.н., профессор, декан факультета клинической психологии и социальной работы, ВолгГМУ, г. Волгоград.
Деларю В.В., д.соц.н., к.м.н., профессор, профессор кафедры общей и клинической психологии, ВолгГМУ, г. Волгоград.
Библиографическая ссылка
Алпатова Н.С., Варфоломеева Т.В., Мазуренко Д.В. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭТИОЛОГИИ НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13053 (дата обращения: 05.10.2024).