Введение
В условиях современного развития образования на первый план выходит подготовка выпускников, обладающих навыками и способностями социально-психологической и профессиональной адаптации в быстроменяющемся мире. Образование становится не только средством для наиболее адекватного отражения требований рыночной экономики и нового общества, но и способом достижения, формирования творческих, духовных потребностей личности. Немаловажное место в процессе формирования квалифицированного специалиста должны занимать проблемы экологического характера. Именно инженеры впоследствии становятся движущей силой технического прогресса во всех сферах промышленности и должны учитывать масштабы воздействия на окружающую среду. Огромную роль в современном мире приобретают такие экологические принципы, как гуманность, рациональное использование природных ресурсов, экосистемный подход и свободный доступ к экологической информации. Распространение этих экологических принципов на информационную среду приводит к необходимости расширения понятия и содержания компетенций, в которых нашли бы свое отражение экологические принципы в профессионально-методической системе подготовки будущего инженера-бакалавра в области охраны окружающей седы. Следует подчеркнуть также важность использования средств информационно-коммуникационных технологий в обучении.
Эти возможности появляются при использовании в учебном процессе электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) экологического характера. Образовательная среда нужна, прежде всего, для реализации определенных видов учебной деятельности для достижения новых образовательных результатов, что, вновь подчеркнем, отражено в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 280700 и 20.03.01 «Техносферная безопасность» (уровень бакалавриат).
Целью исследования было раскрыть содержание понятия информационно-экологическая составляющая профессиональной компетентности и выявить современные подходы, тенденции, механизмы ее формирования и развития в техническом вузе.
А также раскрыть и охарактеризовать возможности формирования и развития информационно-экологической составляющей профессиональной компетентности студентов-бакалавров, разработать, теоретически обосновать модель формирования и развития информационно-экологической составляющей профессиональной компетентности студентов-бакалавров технического вуза.
Методы исследования определялись методологическими основами, целями, сущностью поставленных теоретических и практических проблем, а также личностно-деятельностным и компетентностным подходами, реализованными в исследовании. В связи с этим использовались следующие методы:
- теоретического уровня: теоретический анализ и изучение психолого-педагогической и методической литературы, законодательных актов в области образования, нормативных и программно-методических документов, диссертационных исследований;
- эмпирического уровня: наблюдение, анкетирование, беседа, опрос, самооценка и экспертная оценка, педагогический эксперимент.
Результаты и их обсуждения
Исследуя информационно-экологическую составляющую профессиональной компетентности студентов технического вуза, были выявлены следующие взаимосвязанные компоненты, играющие огромную роль в формировании и развитии таковой: информационная составляющая, педагогическая составляющая и экологическая составляющая. Эти основные три компонента взаимосвязаны и взаимозависимы. В свою очередь каждый из них имеет характерный и уникальный состав, который в комплексе играет важную роль в формировании квалифицированного инженера-бакалавра в техническом вузе, что и является целью, главным образовательным результатом.
Образовательный результат, в свою очередь, подразумевает формирование мотивационных ресурсов личности студентов, без которых просто не возможно активно приобретать знания, умения навыки. Желание познавать и расширять свой профессиональный кругозор, приобретать универсальные способности, повышать индивидуальнее характеристики личности - новые характеристики информационно-экологической составляющей профессиональной компетентности, складывающиеся из трех составляющих: информационно, педагогической и экологической.
Рис. 1. Компоненты информационно-экологической составляющей профессиональной компетентности студентов технического вуза.
Таким образом, рассматривая информационную составляющую профессиональной компетентности, можно утверждать, что ее составными частями являются: информационные профессиональные компетенции; информационная среда вуза; информационное пространство вуза.
Педагогическая составляющая складывается из: квалифицированных педагогических кадров в совершенстве владеющих информационно-коммуникационными технологиями в области охраны окружающей среды; новых педагогических условий вуза, основанных на взаимоотношениях «субъект - субъект»; переориентации на индивидуальную траекторию обучения студентов путем активного использования информационно-коммуникационных технологий.
Экологическая составляющая включает в себя: экологические профессиональные компетенции; экологическую среду вуза; экологическое пространство вуза.
Этот комплекс составляющих профессиональной компетентности студентов и является руководствующим звеном в отборе средств, методов, ресурсов, которые необходимо отобрать и использовать с учетом индивидуальной траектории обучения. Именно этот факт помогает получить в дальнейшем индивидуальные образовательные результаты, рефлексивность, коммуникативность, интерактивность. Данная концепция и определяет образовательные действия: моделирование учебного процесса, формирование заданий, объяснение и закрепление новых знаний, развитие гипотез.
Хотелось бы отметить, что при благоприятном развитии всех вышеперечисленных составляющих, возможно формирование в вузе новой информационно-экологической образовательной среды (ИЭОС), способной ускорить процесс становления и развития востребованного инженера-бакалавра в техническом вузе. Такая образовательная среда характеризуется высокой степенью развития и владения ее участниками ИКТ технологиями. Отметим, что, освоение новых информационно-коммуникационных технологий в рамках отдельного предмета содействует формированию метапредметной икт-компетентности, играет ключевую роль в формировании универсальных учебных действий помимо общепользовательских [1].
Таким образом, формирование новой информационно-экологической образовательной среды технического вуза возможно при наличии и активном использовании информационно-коммуникационных технологий, экологической информации и студентов, способных всем этим оперировать в совершенстве. Только при наличии всех компонентов будет достигнут основной образовательный результат - интеллектуально-развитый, высококвалифицированный, компетентный специалист в области охраны окружающей среды [3].
Для формирования и развития информационно-экологической составляющей профессиональной компетентности студентов-бакалавров должны учитываться не только традиционные подходы и средства, которые были выработаны на протяжении многих лет в высшей школе, но и использоваться инновационные методы обучения, экспериментальные методики современных и зарубежных педагогов [2].
Такое совершенствование образовательного процесса позволит изменить отношение студентов к процессу образования, повысить их мотивацию и образовательный результат. К такого рода катализаторам учебного процесса, несомненно, можно отнести: деловые игры, дискуссии, лекции и практические занятия с поддержкой ИКТ, тестирование с компьютерной поддержкой [4].
Для осуществления процесса формирования и развития информационно-экологической составляющей профессиональной компетентности студентов-бакалавров технического вуза была разработана модель, согласно которой необходимо выполнять все условия образовательного процесса, чтобы достичь необходимого образовательного результата.
Рис. 2. Модель формирования и развития информационно-экологической составляющей профессиональной компетентности студентов-бакалавров техническом вузе.
Выводы
Потребности современного российского рынка труда разнообразны, но единство работодателей проявляется в одном - нужны высококвалифицированные кадры - от рабочего, техника-технолога до ученого-исследователя.
Один из путей, ведущих к повышению доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития российской экономики, современным потребностям общества и человека, - это развитие вариативности образовательных программ, что возможно в условиях новой информационно-экологической образовательной среды технического вуза [5].
Немаловажную роль в достижении образовательного результата играет компетентность преподавателя дисциплин экологической направленности, которая представляет собой не только комплекс экологических знаний и способностей использовать информационные и коммуникационные технологии, но и умение владеть аудиторией и ее мотивацией. Отметим, что новая информационно-экологическая образовательная среда - это не только «двигатель» процесса обучения, но и непосредственное учебное взаимодействие обучающихся и преподавателя.
Формирование и развитие информационно-экологической составляющей профессиональной компетентности студентов-бакалавров технического вуза возможно только в условиях информационно-экологической образовательной среды. Несомненно, комплекс составляющих ИЭОС способствует всестороннему развитию студентов-бакалавров и становится гарантом их профессиональной востребованности в современном мире.
Рецензенты:
Усманов В.В. д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Пензенский университет архитектуры и строительства», г. Пенза.
Варникова О.В., д.п.н., профессор, ФГОУ ВПО «Пензенский государственный технологический университет», г. Пенза.
Библиографическая ссылка
Симонова И.Н. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13052 (дата обращения: 07.12.2023).