Не преследуя такой высокой цели, как воспитание композитора, педагогические вузы ведут свою работу по развитию у студентов музыкально-композиционного мышления и навыков аранжировки. В этом процессе все три вышеперечисленных принципа представляются актуальными. Но музыкально-педагогическое образование в сравнении с консерваторским имеет свои особенности. Во-первых, дисциплины, связанные с музыкальным творчеством, ведутся в малом объеме часов, поскольку учебная деятельность по сочинению и аранжировке для студентов педагогического вуза не является основной. Во-вторых, в качестве музыкального инструмента создания и реализации звучания композиций используется персональный компьютер. Данные причины обуславливают отказ от освоения студентами педагогического вуза крупных форм, а также стимулируют поиск новых педагогических принципов, опирающихся на специфику цифрового инструментария.
Предпосылками развития музыкального компьютерного инструментария стало появление первых экспериментальных, а затем и промышленных синтезаторов. Многие исследователи намечают вехи в развитии синтезаторов. В этой связи можно отметить работы Белова Г.Г. [1], Горбуновой И.Б. [3], Красильникова И.М. [5], Крюковой И.А. [6] и других авторов. Анализ данных трудов позволяет рассматривать процесс развития электронных музыкальных инструментов с точки зрения трех этапов: аналогового, аппаратно-цифрового и виртуально-цифрового. К аналоговым синтезаторам относятся созданные до 70-х годов экспериментальные, а позже и серийные модели. Аппаратно-цифровые синтезаторы, появившиеся в 70-е годы, имеют ряд достоинств в сравнении с предшественниками. Наряду с компактностью и относительно низкой стоимостью, их отличает также повышение функциональных возможностей:
- количественный и качественный рост тембровых банков на основе технологии семплирования;
- достижение естественности в использовании динамических оттенков за счет чувствительной к силе нажатия клавиатуры;
- наличие значительного числа стилей и возможность создания пользовательских стилей аккомпанемента;
- возможность записи, редактирования и воспроизведения композиций и аранжировок;
- удобство управления синтезом и обработкой звука.
Третий этап связан с появлением и интенсивным развитием цифровых виртуальных средств синтеза, записи, редактирования и воспроизведения MIDI и аудиоданных на базе персонального компьютера. Новые технологии позволяют осуществлять все операции, связанные с сочинением и аранжировкой за счет ресурсов музыкального компьютера, что дало возможность изучать и творчески использовать компьютер в профессиональном музыкальном и музыкально-педагогическом образовании.
Важным достижением третьего этапа развития электронного музыкального инструментария стала его способность к потенциально ничем не ограниченному совершенствованию. Средства музыкального компьютера могут обновляться до бесконечности - достаточно установить новое программное обеспечение, и пользователь получает новый синтезатор, семплер, редактор, прибор обработки звука. Но это же свойство музыкального компьютера рождает одну из педагогических проблем. Качественный и количественный рост, присущий цифровому инструментарию, его многообразие и обилие функций зачастую ставят пользователя в тупик. Научить студентов разбираться в цифровых средствах, свободно оперировать параметрами инструментов, творчески применять их музыкально-выразительные возможности - непростая педагогическая задача. Главной целью этого процесса является достижение такого уровня знаний, умений и навыков, который обеспечит концентрацию учащегося на творческом процессе создания музыки. Данная цель предполагает обращение к педагогическому принципу формирования универсальных способов действия с различными категориями и видами музыкально-цифровых инструментов (МЦИ).
Универсальные способы действий могут быть выработаны студентами эмпирическим путем, с помощью решения большого количества конкретных задач. Однако такой способ представляется малоэффективным, в виду его малой продуктивности. Целесообразнее строить процесс освоения МЦИ на основе аналитического подхода, позволяющего выявить принадлежность того или иного продукта к категории, классу, типу, виду, определить набор главных и второстепенных функций в процессе музыкального творчества, выявить степень общности и различия интерфейсов. Предлагаемый план анализа позволит включить новый МЦИ в музыкально-продуктивную деятельность студентов:
- Название МЦИ.
- Принадлежность МЦИ к категории.
- Принадлежность МЦИ к классу.
- Принадлежность МЦИ к типу.
- Принадлежность МЦИ к виду.
- Основные функции.
- Дополнительные функции.
- Интерфейс.
Пример
- Название МЦИ: стандартный эквалайзер программы CubaseSX 5.
- Принадлежность МЦИ к категории: звукорежиссерские средства.
- Принадлежность МЦИ к классу: прибор амплитудно-частотной коррекции.
- Принадлежность МЦИ к типу: эквалайзер.
- Принадлежность МЦИ к виду: параметрический.
- Основные функции: регулировка коэффициента усиления выбранной полосы частот.
- Дополнительные функции: набор пресетов.
- Элементы интерфейса: a) 4 фильтра, в каждом из которых есть регулировка центральной частоты, ширины пропускания фильтра и коэффициента усиления; b) графический экран, отражающий настройки эквалайзера - амплитудно-частотную кривую.
Реализация замысла музыкального произведения предполагает обращение композитора к определенному тембру или тембровому комплексу. Но если в классической композиции поиск адекватных замыслу тембров выражается в выборе состава исполнителей, то в случае с компьютерной композицией и аранжировкой требуется предварительный анализ выразительных возможностей МЦИ, выбор ряда соответствующих замыслу МЦИ, а также работа с параметрами синтеза и обработки звука. Данный процесс связан с педагогическим принципом поиска адекватных художественному замыслу МЦИ.
Со спецификой музыкально-цифрового инструментария связан также принцип обогащения традиционных методов композиции и аранжировки в процессе выстраивания микроструктуры звука. Данный принцип реализуется в музыкально-творческой деятельности студентов как опора на традиционные формы композиции в сочетании с новаторским подходом, обусловленным спецификой цифровых средств реализации замысла.
В связи с данным принципом необходимо отметить, что сами традиционные формы являются только ориентирами, инвариантами, имеющими бесконечное число вариантов актуализации. Механический перенос композиции или аранжировки из сферы акустической музыки в электроакустическую среду дает художественный результат довольно низкого уровня и представляет собой лишь озвучивание партитуры. В этом процессе требуется активное творческое участие человека, трансформирующего устоявшиеся формы в соответствии с особенностями музыкального творчества с использованием персонального компьютера. Среди особенностей, характеризующих сферу электроакустической музыки, следует особо отметить следующие:
- использование средств синтеза звука: изменение параметров амплитудной огибающей (времени атаки, задержки, спада, стационарной зоны, затухания), работа с характером тембра (степенью его насыщенности и светлотности, резкости и мягкости, плотности и прозрачности), создание тембровых микстов;
- создание исполнительских нюансов: артикуляции, динамики, вибрато, агогики, экспрессии;
- коррекция метроритмических и звуковысотных погрешностей звучания семплированных акустических и электрифицированных инструментов;
- обработка звучания художественно оправданными эффектами: хорус, дилей, овердрайв, дисторшн, лесли и др.;
- формирование виртуального пространства: расположение инструментов «на сцене» стереопанорамы, изменение глубины расположения инструмента или группы инструментов, достижение динамического баланса между партиями.
В процессе приобщения студентов педагогического вуза к сочинению и аранжировке представляется актуальным также использование принципа обращения к многообразным стилям и жанрам композиции и аранжировки. Данный принцип преследует цель развития у студентов музыкальной эрудиции, умения жанрово-стилевого анализа, способности творческой реализации разнообразных жанрово-стилевых моделей. Изучение стилей различных эпох и композиторов, множества обиходных и преподносимых жанров, их осмысление и воплощение в сочинении способствует формированию музыкально эрудированной личности, развивает универсальность музыкального мышления, вырабатывает навыки творческого переосмысления явлений музыкального искусства.
Для выявления жанрово-стилевого комплекса студентам дается план анализа, который включает в себя следующие пункты: название жанра (стиля), годы возникновения и наиболее интенсивного развития, наиболее яркие представители, работавшие в данном жанре (стиле), наиболее характерные композиции в данном жанре (стиле), типичный состав исполнителей, характерный темп и размер такта, особенности ритмической организации, характеристика фактуры в целом с описанием фактурных функций партий, особенности мелодики и формы. Подобный анализ, основанный на значительном числе композиций, дает прочную почву для реализации жанрово-стилевого подхода в музыкальном творчестве студентов.
Педагогический эксперимент, проведенный в последние годы в Омском государственном педагогическом университете, подтвердил эффективность предлагаемых педагогических принципов в процессе приобщения студентов к композиции и аранжировке. На формирующем этапе эксперимента в экспериментальной и контрольной группах были созданы различные педагогические условия. В экспериментальной группе, в отличие от контрольной, обучение велось с учетом разработанных педагогических принципов, учитывающих специфику компьютерной композиции и аранжировки. Оценка уровня приобщения определялась на основе заданий по сочинению и аранжировке по следующим критериям: художественный уровень продукта (сочинения и аранжировки), степень адекватности самооценки своей художественной деятельности, уровень художественной активности. На каждой сессии студенты экспериментальной группы показывали лучший, в сравнении с контрольной группой, результат. Количество полученных ими оценок «хорошо» и «отлично» к концу обучения выросло более значительно. Анализ результатов заключительного анкетирования и педагогическое наблюдение показали также повышение степени адекватности своей художественной деятельности среди студентов экспериментальной группы и значительный рост художественной активности.
Рецензенты:
Красильников И.М., д.п.н., ведущий научный сотрудник Института художественного образования Российской академии образования, г. Москва.
Хилько Н.Ф., д.п.н., профессор кафедры кино-, фото-, видеотворчества Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, г. Омск.
Библиографическая ссылка
Апасов А.А. ПРИНЦИПЫ ПРИОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К КОМПЬЮТЕРНОЙ КОМПОЗИЦИИ И АРАНЖИРОВКЕ МУЗЫКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13046 (дата обращения: 04.10.2024).