Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОБ ОПЫТЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ВУЗОМ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОГРАММЫ TEMPUS JEP – 27081 – 2006

Цветков В.Я.

В рамках международной программы Tempus JEP - 27081 - 2006 проводилось исследование применения ИКТ при управлении вузом. Выявлено, что в информационном поле и информационном пространстве имеют место отношения и связи, которые называют информационными. Они являются отражением реальных связей и отношений. Выявление и использование  информационных отношений и связей дает возможность воздействия на реальные объекты и организации управления этими объектами, в частности управлять высшими учебными заведениями.

Основу  информационных и телекоммуникационных технологий при управлении составляют  формализация, модели и моделирование. В информационных технологиях управления вузом или иной организацией применяют только формализованные информационные единицы [1]. Информационные модели с одной стороны являются разновидностью теоретически известных моделей и служат основой функционирования информационных и телекоммуникационных систем. Это определяет ее теоретический аспект. С другой стороны информационная модель является частным случаем логической единицы [3] технологии  и создается на основе формального подхода. Это определяет ее технологический аспект.

Вуз, как объект управления, имеет определенную структуру. В этом отношении ИКТ при управлении вузом могут находить разное применение и при их реализации используют разные подходы, среди которых следует выделить: локальный, коммуникационный (сетевой), интегрированный. Локальный подход включает автоматизацию структурного элемента организации и вуза. Например, при таком подходе ИТ могут использоваться для автоматизации управления отдельных подразделений вуза, например, деканат, учебный отдел, кафедра и т.п. В рамках локального подхода информационные технологии могут использоваться для автоматизации уже существующих технологий, например бухгалтерского учета в вузе, кадрового учета.

Коммуникационный подход основан на применении сетевых технологий в сочетании с информационными технологиями и обычными технологиями управления. В рамках сетевого подхода управления вузом следует отметить дистанционное обучение (ДО), которое включает компоненты организации и управления. Организация реализуется на стадии создания системы дистанционного обучения. Компонент ИКТ «управ-ление» реализуется в процессе  реализации ДО, при его модернизации и оптимизации. Кроме того, сетевой подход дает возможность удаленным пользователям доступ к образовательным ресурсам, что расширяет сферу информационного образовательного обслуживания.

В коммуникационном подходе следует отметить два направления: мобильное образование   (m-learning) и электронное образование (e-lear-ning). Второе направление является более широким и включает широкий спектр электронных и информационных образовательных услуг. Первое направление [2] основано на использовании мобильных устой с 3G и следующих поколений, а также КПК. Преимущество данного подхода в более широкой зоне покрытия по сравнению с зоной покрытия классических глобальных сетей.

Интегрированный подход  основан на создании единой системы управления вузом, интегрирующей все информационные, организационные и финансовые технологии в единую среду и управляемые единой системой. Такой подход требует, прежде всего, создания единой информационной среды вуза  и только во вторую очередь создания автоматизированной системы управления вузом. Как правило, его реализация возможна на основе специализированного программного обеспечения.

В целом создание автоматизированной системы управления вузом должно осуществляться поэтапно, по мере накопления опыта применения локальной и сетевой автоматизации,  а также  учета особенностей каждого вуза. Предварительно необходимо провести анализ готовности к использованию информационных технологий.

В большой степени автоматизация вуза или его подразделений зависят от наличия соответствующих ресурсов, технических. технологических, кадровых,  электронных образовательных и электронных управленческих ресурсов. Создание базы данных является одним из первых этапов построения автоматизированной системы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Цветков В. Я. Информационные технологии управления. -  М.: МГУГиК, 2007 - 90с.

2. Цветков В.Я  Мобильные образовательные технологии // Современные наукоемкие технологии.  - 2008. -  №12. - с. 32- 34.

3. Tsvetkov V.Ya. Information objects and information Units // Eurupean Journal of Natural History. - 2009.  - № 2 . - p 99.


Библиографическая ссылка

Цветков В.Я. ОБ ОПЫТЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ВУЗОМ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОГРАММЫ TEMPUS JEP – 27081 – 2006 // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 6-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1304 (дата обращения: 22.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074