«В общении и воспитании все должно
основываться на личности воспитателя,
потому что воспитательная сила изливается только
из живого источника человеческой личности.
Никакие уставы и программы, никакой
искусственный организм заведения,
как бы хитро он ни придуман, не может
заменить личность в деле воспитания».
К.Д. Ушинский
Введение
Современные жизненные условия – вступление России в ВТО – диктуют все для того, чтобы студенты аграрных вузов – будущие специалисты высокой квалификации были социально подготовлены и могли конкурировать в рыночных условиях с жесткими требованиями.
В настоящее время с переходом на новый уровень подготовки специалистов в аграрных вузах возросла роль кураторов – преподавателей в воспитательном процессе. «Учим, воспитывая, и воспитываем, обучая, – таков девиз кураторов кафедры химии Орел ГАУ.
Цель заключается в обобщении опыта работы куратора и предложению по оптимизации воспитательного процесса в вузе.
Для реализации цели нами были поставлены следующие задачи:
- информационный поиск и анализ литературных источников по обозначенной проблеме;
- оптимизация творческой и психолого-педагогической деятельности куратора в аграрном вузе;
- выявление влияния воспитательной работы куратора на формирование компетентностей выпускника вуза.
Методы исследования:
- Методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, описание.
- Методы теоретического познания: обобщение, формализация, дедукция.
- Общелогические методы и приемы: анализ и синтез психолого-педагогической, методической литературы и нормативных документов по проблеме исследований.
Куратор руководствуется принципом дифференцированного подхода с учетом индивидуальных способностей студента, систематичностью и последовательностью в проведение воспитательной работы в группе (4).
Приходя из школы в вуз, студенты сталкиваются с новой системой образования. По своим направлениям эта система отличается от школьной: содержательно, методически и организационно. У вчерашних абитуриентов, студентов-первокурсников, едва переступивших порог учебного заведения, зачастую отмечается:
- низкий уровень школьной подготовки;
- отсутствие мотивации к профессионально-личностному самосовершенствованию;
- вредные привычки и низкая культура поведения;
- отсутствие активной гражданской позиции.
Учитывая особенности студентов первого курса, куратору необходимо определить основные задачи для успешной реализации воспитательного процесса.
Главными задачами куратора являются:
- создание оптимальной профессионально-образовательной среды, активизация процесса социальной и профессиональной адаптации студентов;
- оказание помощи студентам в раскрытии его внутренних возможностей, создание условий для самоутверждения и самореализации;
- создание воспитывающей среды в группе;
- совершенствование системы социальной защиты студентов;
- развитие студенческого самоуправления на всех уровнях организации учебно-воспитательного процесса.
Для реализации задач, поставленных перед куратором, возможно использование следующих форм работы:
- адаптация студентов 1-го курса в вузе;
- знакомство с личными делами студентов и индивидуальное знакомство через анкетирование;
- выбор актива группы и создание атмосферы товарищества, взаимопонимания, доброжелательности;
- регулярное проведение кураторских часов для решения вопросов успеваемости, здорового образа жизни студентов;
- индивидуальная работа со студентами в оказании помощи в проблемах, возникающих в общежитии, организации самостоятельной работы и досуга, разрешение нестандартных ситуаций;
- привлечение к общественно-полезной деятельности, культурно-массовым мероприятиям.
В начале своей работы куратор знакомится со своей группой и знакомит студентов с особенностями обучения в высшей школе, Уставом вуза, правами и обязанностями студента, что помогает на начальном этапе скорректировать обучение и поведение бывшего школьника.
В журнале куратора отражаются основные этапы работы, личные данные студентов, участие студентов в общественных делах и другая важная информация. Обязательны для каждого студента данные о его родителях, так как сотрудничество куратора и родителей позволяет избежать негативных моментов при адаптации к студенческой жизни.
Анкетирование студентов позволяет полную информацию о каждом студенте: его интересах, желании заниматься в научных кружках, отделениях факультета общественных профессий, участвовать в общественной жизни кафедры, факультета и университета, с трудностями с которыми они сталкиваются с первых дней обучения, его материальное положение. Проводя анкетирование в своей группе, куратор выявляет лидера, старосту, его заместителей, ответственных за учебную, научную, культурно-массовую, спортивную работы. Обычно студенты-активисты, избранные на собрании своими товарищами, становятся активными помощниками куратора группы и являются примером для многих студентов курса, успевают не только учиться на отлично, но и заниматься общественной работой.
Воспитание молодых – занятие сложное, ответственное, но и приятное. В течение пяти, четырех лет замечаешь, как вчерашние юные создания становятся взрослыми, высокообразованными, воспитанными, очень близкими куратору, кафедре и факультету людьми (2,3). Большой след в нравственно-этическом воспитании оставляют Дни кафедры в Доме студентов Орел ГАУ. Тематика мероприятий многообразна: беседы о здоровье с медицинскими работниками, с юристами, работниками музеев о творчестве писателей и поэтов Орловского края: И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, И.А. Бунина, Ф.И. Тютчева, А. Фета и др., вечера: «Химия прошлого, настоящего, будущего», «Великие ученые-химики».
Большая работа проводится и в воспитании патриотизма и гордости за Россию. На кафедре химии были организованы поездки в Государственный военно - исторический музей «Прохоровское поле», где проходило Белгородско-Курское сражение, посещение Кривцовского мемориала в Болховском районе, проведены беседы, посвященные победе под Сталинградом, снятие блокады Ленинграда, ежегодные встречи с участниками войны.
Рис. 1. Посещение Государственного военно-исторического музея «Прохоровское поле» (Белгородская обл.), Кривцовского мемориала в Болховском районе, музея – Диарамы (г. Орел), встреча с ветераном ВОВ.
При проведении кураторских часов не забывается и об учебной работе: подведение и анализ итогов экзаменационной сессии, контроль текущей успеваемости студентов. По итогам семестровых аттестаций проводятся собрания в группах, беседы с отстающими студентами и их родителями. Эти меры приносят положительные результаты в учебе. Родителям студентов-отличников и хорошистов посылаются благодарственные письма. Именно куратор может разглядеть в своих студентах, начиная с первого курса будущих специалистов, которые делают шаги в науке: публикации студенческих докладов, участие в конференциях, грантах, конкурсах и др.
На кафедре химии кураторы проводят беседы-политинформации, где знакомят с событиями, происходящими в стране и за рубежом.
Работа кураторов направлена на реализацию важнейшей задачи высшей школы: способствует становлению гражданской позиции и нравственному самоопределению личности студентов (1). Студенты вузов получают качественное образование и воспитание, о чем свидетельствует успешная аккредитация вузов в 2013 учебном году, а от этого зависят темпы технологического, экономического, политического развития области, страны, состояние культуры и духовности каждого человека в обществе.
Таким образом, работа куратора актуальна и необходима, особенно для студентов младших курсов, является одной из составляющих частей воспитательного процесса вуза, творческая работа куратора зависит от его личностных качеств: ответственности, воспитанности, культуры общения, отзывчивости, профессионализма, общей эрудированности, воспитательная работа куратора оказывает влияние на формирование компетентностей выпускника вуза.
Рецензенты:
Ковешников А.И., д.п.н., профессор кафедры садово-паркового и ландшафтного строительства ФГБОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет», г. Орел.
Тарасова О.В., д.п.н., профессор кафедры геометрии и методики преподавания математики ФГБОУ «Орловский государственный университет», г. Орел.
Библиографическая ссылка
Маркина В.М., Хилкова Н.Л., Прудникова Е.Г. КУРАТОРСКАЯ РАБОТА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13023 (дата обращения: 07.12.2023).