Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

О НЕКОТОРЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Стрекалова И.В. 1
1 ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ» Брянский филиал
Рассмотрен вопрос о способах оптимизации преподавания иностранного языка в неязыковом вузе. Индивидуализация обучения и индивидуализация труда студента представляют собой одну из современных тенденций развития конкурентоспособности высшего образования. Под индивидуализацией обучения понимается индивидуальная самостоятельная работа, в процессе которой студенты работают самостоятельно с индивидуальной скоростью. Проведенный анализ позволил заключить, что индивидуализация обучения оказывает значительное влияние на эффективность учебно-познавательной деятельности по иностранному языку в неязыковом вузе. Учет начального уровня языковой подготовки студентов предоставляет благоприятную возможность дифференцировать методы и формы обучения индивидуально для каждого студента. Внедрение в учебный процесс активных и интерактивных методов способствует индивидуализации образования и совершенствованию языковой подготовки студентов. Обоснованное применение информационных технологий в учебном процессе активизирует познавательную деятельность студентов, повышает мотивацию к изучению иностранного языка, обеспечивает индивидуальный подход, что способствует интенсификации учебного процесса в целом.
информационные технологии
активные и интерактивные методы
учебно-познавательная деятельность
индивидуализация обучения
1. Губина Л.В. Совершенствование процесса обучения с целью повышения профессиональной компетентности студентов на основе использования информационных технологий // Современные технологии в Российской и зарубежных системах образования: сборник статей II Международной научно-практической конференции/ МНИЦ ПГСХА. - Пенза: РИО ПГСХА, 2013. - С. 28-32.
2. Гучетль С.К. Использование информационных технологий в самостоятельной работе студентов при изучении иностранного языка в неязыковом вузе // Труды III Международной научно-практической Интернет-конференции «Многоуровневая языковая подготовка специалистов в неязыковых вузах: проблемы и перспективы развития». - Ростов-на-Дону: Бюро пропаганды Ростовской писательской организации, 2013. - С. 57-63.
3. Куркина М.П. Роль активных методов обучения в формировании профессиональных компетенций и развитии творческого потенциала экономистов-менеджеров // Методика преподавания в заочном вузе. Сборник научных трудов филиала ВЗФЭИ в г. Курске. [Текст]. По материалам VII Международной научно-методической конференции «Методика преподавания в заочном вузе», Курск, 18 декабря 2009 г. / Под ред. к.э.н., доцента Л.А. Дремовой. - Курск: ВЗФЭИ, 2009. - С. 81-84.
4. Петрунева Р.М. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса: иллюзии и реальность // Высшее образование в России. - 2011. - № 5. - С. 65-70.
5. Стрекалова И.В. Применение актив­ных мето­дов обуче­ния в це­лях форми­рования интереса к изучению ино­стран­ного языка у сту­ден­тов неязыко­вых специ­альностей: Методическое по­со­бие. - Брянск: РИО БГУ, 2011. - 88 с.
6. Щеголева О.Н. Лингводидактическая адаптация Интернет-ресурсов в процессе обучения ИЯ в языковом ВУЗе // II Международная научно-практическая конференция. Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики иностранного языка делового и профессионального общения. - М.: Уникум-Центр, 2006. - С. 148-149.
Введение

В ситуации развития общих направлений Болонского процесса в России важными составляющими успеха становятся качественная подготовка, специальные знания, готовность повышать и изменять квалификацию. В связи с этим растет потребность в осмыслении сущности предлагаемых направлений и разработке инновационных методов и приемов обучения, обеспечивающих повышение качества высшего образования в целом. В рамках путей решения перечисленных задач немаловажным является процесс подготовки профессионалов, способных выдержать конкуренцию на международном рынке труда. В частности, речь идет о необходимости вооружения будущих специалистов иноязычными знаниями.

Вопрос стратегии развития системы обучения иностранным языкам в вузе тесно связан с политикой системы профессионального образования. Чем выше общественная потребность в знании языка и специалистах, владеющих одним или несколькими иностранными языками, тем более значительными становятся прагматические аспекты обучения предмету. Чем выше в обществе потребность в новых профессиональных, научных и культурных контактах с зарубежными представителями и чем реальнее возможность осуществления этих контактов, тем, соответственно, выше статус иностранного языка как средства общения и взаимопонимания

В связи с этим возникает вопрос о необходимости оптимизации преподавания иностранного языка на неязыковых факультетах, поиска новых путей и средств формирования интереса к обучению, применения эффективных способов активизации познавательной деятельности, интенсификации и индивидуализации учебного процесса, улучшения качества иноязычного образования в высшей школе в целом.

Одной из современных тенденций развития конкурентоспособности высшего образования является индивидуализация обучения и индивидуализация труда студента. Под индивидуализацией обучения понимается индивидуальная самостоятельная работа, в процессе которой студенты работают самостоятельно с индивидуальной скоростью [4].

Целью данного исследования является рассмотрение и анализ таких возможностей индивидуализации обучения иностранному языку в неязыковом вузе, как: 1) учет индивидуального уровня начальной подготовки студента по иностранному языку; 2) применение активных и интерактивных методов обучения; 3) включение в учебный процесс современных информационных технологий.

Индивидуализированный учебный процесс следует проектировать, исходя из уровня начальной подготовки студента. Длительное наблюдение за учебно-познавательной деятельностью, многочисленные беседы, ре­зультаты анкетирования позволили выявить наличие зависимости между уров­нем овладения иностранным языком и степенью сформированности интереса к данному предмету. Ана­лиз результатов проведенного анкетирования показывает, что 32 % опрошен­ных имеет низкий уровень обученности иностранному языку; 58 % - средний и лишь 10 % - высокий. Та­ким образом, на низком уровне овладения иностранным языком находится дос­таточно большой процент студентов. Такое положение может стать существен­ным препятствием для формирования познава­тельного интереса, так как осознание студентами своего уровня владения иностранным языком и, соответственно, их самооценка будут оказывать существенное воздействие на учебную деятельность. При выявлении отношения студентов к изуче­нию иностранного языка 30 % опрошенных отве­тило, что хотели бы изучать язык, но этому препятствуют имею­щиеся пробелы в знаниях; а в качестве одной из главных причин нежелания изучать данный предмет 49 % студентов на­зывает именно низкий уровень начальной (школьной) подготовки. Так, хорошо успевающие обучаемые стремятся к преодолению трудностей, к самостоятельной и творческой работе. Негативные эмоциональные проявления, такие, как страх, тревожность, неуверенность в своих силах выражены у них значительно слабее, чем у студентов с низкой успеваемостью. У обучаемых со средней успеваемостью интерес к знаниям связан с вовлеченностью в активную учебную деятельность, не связанную с достижениями. Необходимость сдавать зачет или экзамен может вызывать у них негативные эмоции (страх, тревожность), а познавательный интерес не всегда имеет устойчивый характер и может зависеть от обстоятельств. Степень сформированности интереса у слабоуспевающих студентов будет довольно низкой; они отличаются сниженной познавательной активностью и способностью к самостоятельной работе [5].

Таким образом, недоста­точный уровень овладения иностранным языком будет оказывать отрица­тель­ное влияние на формирование интереса к данной дисциплине, а наличие высо­кого или даже среднего уровня является важным стимулом формирования по­знавательного интереса. Следовательно, учитывая разноуровневый состав студенческих групп, необходимо дифференцировать методы обучения, систему требований, формы взаимодействия со студентами, которые позволяли бы как обеспечить педагогическую поддержку слабоуспевающим студентам, так и стимулировать познавательную активность студентов с высоким уровнем овладения иностранным языком.

Широкие возможности для индивидуализации обучения предоставляют активные и интерактивные методы обучения.

Наиболее эффективно мотивировать студента к саморазвитию позволяют активные методы обучения, в основе которых лежат принципы совместной творческой деятельности студентов и преподавателя, эффективного обмена опытом, коррекции обучения, установления деловых связей. Наиболее распространенными являются такие методы, как проблемное обучение, применение элементов исследования и творчества, проектная деятельность, «мозговой штурм», организация дискуссионных групп, различные виды ролевых и деловых игр. При этом предполагается использование такой системы методов, которая направлена, главным образом, на самостоятельное овладение студентами новым учебным материалом в процессе активной познавательной деятельности. Таким образом, активные методы обучения представляют собой обучение посредством деятельности. При этом активность студентов поддерживается определенной системой мотивации, которая включает в себя использование преподавателем таких мотивов, как: а) интерес к будущей профессии; б) творческий характер учебно-познавательной деятельности; в) состязательность, использование на занятиях элементов игры [3].

Применение активных методов оказывает значительное влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности, вооружает их основными знаниями, формирует умения и навыки, необходимые квалифицированному специалисту. Следует учесть, что активизация учебно-воспитательного процесса предполагает усвоение профессионально значимых знаний путем самостоятельного или осуществляемого под руководством преподавателя поиска средств и  способов решения важных теоретических и практических задач.  Кроме того, все активные методы направлены не только на овладение конкретными знаниями, но и на совершенствование определенных навыков специалистов: усиление способности к анализу, принятию ответственных решений в осложненных условиях, способность к быстрой реакции.

Что касается интерактивных методов обучения, то они наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как предполагают сообучение (обучение в сотрудничестве), при этом субъектами учебного процесса одновременно выступают как обучаемый, так и обучающий. В данном случае преподаватель только организует процесс обучения, создавая условия для инициативы студентов. Обучение с использованием интерактивных образовательных технологий предполагает отличную от традиционной логику образовательного процесса, а именно: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение.

Внедрение активных и интерактивных методов и форм обучения позволяет достичь следующих результатов:

  1. Интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач посредством более активного включения обучаемых в процесс не только получения, но и использования знаний.
  2. Повысить мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что служит определенным эмоциональным толчком к осуществлению последующей поисковой активности, побуждает к конкретным действиям, придает большую осмысленность процессу обучения. 
  3. Сформировать способность неординарно мыслить; обосновывать свои позиции,  уметь сотрудничать, проявляя при этом толерантность и доброжелательность по отношению к другим участникам учебно-познавательного процесса.
  4. Обеспечить новый опыт деятельности, так как интерактивное обучение способствует не только накоплению знаний, умений и навыков, но способствует раскрытию новых возможностей обучаемых, что является важным условием становления и совершенствования необходимых будущему специалисту компетентностей.
  5. Придать процессу контроля за усвоением знаний более дифференцированный и объективный характер.

Таким образом, совершенствование процесса обучения посредством внедрения активных и интерактивных образовательных технологий ведет к повышению собственной активности обучаемых и их мотивации к учебно-познавательной деятельности. Включенные в этот процесс информационные технологии позволяют студентам перейти от пассивного усвоения знаний к их активному применению [1].

Учебный процесс в вузе носит в основном традиционный характер, включающий в себя аудиторные практические занятия и самостоятельную работу студентов. Однако следует заметить, что подготовка специалиста невозможна без формирования у него профессионального мышления, которое дает возможность самостоятельно обновлять знания, ориентироваться в потоке новой информации, повышать свою квалификацию. Следовательно, одной из важнейших целей высшего образования является формирование у студента умения работать с информацией, логически анализировать ее, принимать оптимальные решения и находить практическое применение полученных знаний в практической деятельности.

Использование информационных технологий обеспечивает существенный положительный результат в освоении учебного процесса, не исключая традиционные методы обучения, а органично сочетаясь с ними на всех этапах обучения. Информатизация образования привносит новые методы и средства в процесс обучения. Такой подход к иноязычной подготовке студентов позволяет повысить качество образования, способствует систематическому формированию иноязычных умений и навыков. Применение компьютера в учебном процессе оказывает непосредственное влияние на познавательные процессы обучаемых - восприятие, память, внимание, мышление. Использование информационных технологий в учебном процессе не только активизирует познавательную деятельность студентов, но и повышает мотивацию к изучению иностранного языка, обеспечивает индивидуальный подход в соответствии с уровнем знаний обучаемых и темпом изучения материала, что в конечном итоге способствует интенсификации учебного процесса. Таким образом, целесообразность применения информационных технологий при обучении иностранному языку является очевидной.

Особенно быстро за последние годы происходило внедрение компьютерной поддержки в учебный процесс за счет сети Интернет, широкие возможности которой позволяют вовлекать обучаемых в устную и письменную коммуникацию на иностранном языке, что осуществляется посредством различных видов телекоммуникационного обмена информацией: это телеконференции, «беседы» в режиме Chat, использование электронной почты. Общение с носителями языка, свободный обмен мнениями стимулируют потребность к изучению иностранного языка, способствуют приобретению разнообразных  языковых и речевых умений и навыков, вовлекают обучаемого в языковую сферу, обеспечивая тем самым наиболее благоприятные условия для усвоения.

Однако для наиболее эффективного использования Интернет-ресурсы необходимо адаптировать с точки зрения методической необходимости и в зависимости от уровня знаний студентов. В соответствии с учетом индивидуальных особенностей студентов можно выделить следующие принципы, которые следует учитывать при использовании современных информационных технологий в учебном процессе: 1) принцип разноуровневости - учет языковой подготовки студентов и уровня владения компьютером; 2) принцип учета мотивации - предоставление свободы поиска информации в соответствии с интересами студентов; 3) принцип индивидуализации - основной акцент на психологические особенности студентов; 4) принцип развития студента - предоставление возможности раскрыть свой потенциал [6].

Организация учебного процесса на базе компьютерных телекоммуникаций обязательно предусматривает индивидуализацию и дифференциацию обучения. Современные компьютерные телекоммуникационные сети дают возможность использовать сетевые базы данных и информационно-поисковые системы, библиотечные каталоги, которые помогают приобщиться к мировым информационным ресурсам и организовать учебную деятельность на более высоком уровне. Компьютерные телекоммуникационные сети обеспечивают возможность телекоммуникационного общения обучаемого с преподавателем, с партнерами по обучению, а также с носителями языка. Целесообразно остановиться на некоторых способах использования блога при обучении иностранному языку. В этом случае преподаватель имеет возможность работать со студентами в сети Интернет, размещая на своей странице ряд заданий, тестов для самостоятельной работы обучаемых. Блог дает возможность отвечать на вопросы студентов в любое удобное время, обсуждать проблематику предложенных тем. Одним из преимуществ блога в преподавании является возможность выкладывать пакеты необходимых документов. Использование блога стимулирует самостоятельную активность обучаемых, повышает их мотивацию, что приводит к повышению самоконтроля в процессе обучения, к стремлению самостоятельно найти нужную информацию. Таким образом, улучшается качество выполнения работы, так как студент не ограничен рамками занятия. При использовании блога у обучаемого имеется возможность размещать свои материалы и оставлять собственные суждения, которые будут доступны всей учебной группе [2]. Итак, применение современных мультимедийных технологий в сочетании с традиционными методами обучения предоставляет широкие возможности обеспечения индивидуального подхода при организации учебно-познавательной деятельности по иностранному языку.

Резюмируя вышеизложенные положения, можно сделать следующие выводы:

1) индивидуализация обучения оказывает значительное влияние на эффективность учебно-познавательной деятельности по иностранному языку в неязыковом вузе;

2) учет начального уровня языковой подготовки студентов предоставляет  благоприятную возможность дифференцировать методы и формы обучения  индивидуально для каждого студента;

3) внедрение в учебный процесс активных и интерактивных методов будет способствовать индивидуализации образования и совершенствованию языковой подготовки студентов;

4)  обоснованное применение информационных технологий в учебном процессе активизирует познавательную деятельность студентов, повышает мотивацию к изучению иностранного языка, обеспечивает индивидуальный подход в соответствии с уровнем знаний обучаемых и темпом изучения материала, что способствует интенсификации учебного процесса в целом.

Рецензенты:

Прядёхо А.Н., д.п.н., профессор, советник ректората, Заслуженный учитель РФ, профессор кафедры «Педагогика» ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» (БГУ), г. Брянск.

Асташова Н.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры «Педагогика» ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» (БГУ), г. Брянск.


Библиографическая ссылка

Стрекалова И.В. О НЕКОТОРЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12998 (дата обращения: 14.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674