Введение
В настоящее время происходят серьезные изменения как в системе общего, так и в системе высшего образования. В центре внимания современной педагогики становится личность ребенка. Изменения, происходящие в экономической, социально-культурной жизни общества, диктуют потребность в подготовке специалистов, отвечающих современным требованиям. Как и любой специалист, учитель-логопед должен соответствовать требованиям, которые диктует общество и государство. Подготовка учителя-логопеда должна осуществляться путем овладения теорией и практикой специального образования, результаты которых отражены в описании компетентностей. В последнее время часто используется понятие «компетентность», а именно «профессиональная компетентность». Профессиональная компетентность описана в работах отечественных и зарубежных педагогов и психологов (А.К. Маркова, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др.).
По мнению Г. Селевко, компетентность - это интегральное качество личности, которое проявляется в способности, основанной на знаниях и опыте, приобретенное в процессе обучения и социализации [5]. А.Н. Дахин раскрывает понятие компетентность как сложившееся личностное качество. Психологи определяют компетентность как совокупность психологических качеств [1]. Огарев Е.И. считает, что компетентность - это категория оценочная, характеризующая человека как субъекта специализированной деятельности, где развитие способностей человека дает ему возможность принимать решения в проблемных ситуациях, планировать и совершенствовать свои действия, приводящие к успешному достижению поставленных целей и предполагающий:
1) понимание сущности выполняемых задач и проблем;
2) хорошее знание опыта, которое имеется в данной области, активное овладение его лучшими достижениями;
3) умение выбирать средства и способы действия, которые адекватны конкретным обстоятельствам места и времени;
4) нести ответственность за достигнутые результаты;
5) способность учиться на ошибках, вносить коррективы в процесс достижения целей [4].
По мнению большинства авторов, понятие «компетентность» определяется как готовность личности к успешной деятельности.
А.К. Маркова выделяет следующие характеристики компетентного человека:
- способность принимать решение;
- способность подавлять собственную неуверенность;
- представление наиболее эффективных способов достижения цели;
- способность определять характер и содержание деятельности в зависимости от складывающихся условий на основе имеющихся знаний и опыта;
- способность к анализу собственной деятельности [2].
Под профессиональной компетентностью JI.M. Митина рассматривает гармоническое сочетание знаний предмета, методики и дидактики преподавания, а также умений и навыков (культуры) педагогического общения [3]. Профессиональная компетентность - это многоаспектное явление, критерием которого является общественное значение результатов работы специалиста, его авторитет в конкретной области.
Подготовка компетентных будущих учителей-логопедов требует совершенствования содержания, форм и методов коррекционно-педагогической работы. Важное место в этой работе принадлежит педагогической практике, которая предполагает использование теоретических знаний, применяемых в специальных коррекционных учреждениях. Педагогическая практика играет важную роль в профессиональном становлении будущих учителей-логопедов. Во время прохождения педагогической практики углубляются и расширяются теоретические знания будущих педагогов, формируются их профессионально-личностные качества, педагогические умения и навыки, также развиваются педагогическое мышление и творческая активность. Перед преподавателями и студентами-бакалаврами стоит задача использования возможностей педагогической практики в деле совершенствования подготовки будущих учителей-логопедов к самостоятельной коррекционно-педагогической деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт специального (дефектологического) образования определяет формирование следующих компетенций у будущих учителей-логопедов во время прохождения педагогической практики [6]:
- способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству в профессиональной сфере, к толерантности (ОК-1);
- способность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7);
- способность осознавать значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОП-1);
- способность к выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (ПК-1);
- способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);
- способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);
- способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных классификаций нарушений в развитии (ПК - 6);
- способность осуществлять динамическое наблюдение за ребенком (ПК-7);
- готовность оказывать консультативную помощь лицам с ОВЗ, их родственникам, педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания (ПК-8);
- способность к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10);
- способность использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12).
На базе факультета педагогики детства Бирского филиала Башкирского государственного университета уделяется большое внимание практикоориентированной подготовке будущих учителей-логопедов. Педагогическая практика организуется в соответствии с учебным планом, который предусматривает выполнение функциональных обязанностей во время практической деятельности. Педагогическая практика ориентирует студентов на работу в специальных (коррекционных) учреждениях:
- на требования социального заказа;
- учет и переработку всех структурных компонентов системы;
- усвоение и формирование знаний и умений коррекционно-педагогической работы.
Она является важнейшей в системе педагогической профессионализации будущего учителя-логопеда, которая направлена на взаимосвязь теоретического обучения и практической профессиональной деятельности.
Выделяют следующие функции педагогической практики:
- Обучающая - расширение теоретических знаний.
- Развивающая - развитие педагогического мышления, познавательной и творческой активности будущих учителей-логопедов.
- Воспитывающая - воспитание интереса и любви к профессии, социально-активной личности.
- Диагностическая - степень направленности и пригодности к профессиональной деятельности.
- Регулирующая - продуманное, научно обоснованное содержание, привлечение достойных, грамотных и опытных руководителей практики, отлаженная связь со студентами.
Указанные функции, на наш взгляд, оказывают влияние на формирование у студентов готовности к взаимодействию с лицами с нарушениями в речевом развитии.
Основные задачи педагогической практики будущих учителей-логопедов в специальных (коррекционных) учреждениях выступают следующие:
- воспитание профессиональных качеств студента-бакалавра;
- формирование у студентов умений и навыков изучения детей с отклонениями как в речевом, так и в психофизическом развитии;
- ознакомление студентов с направлениями коррекционно-образовательного процесса и его значения для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование умения наблюдать и анализировать организацию и своеобразие коррекционно-педагогического процесса в специальных (коррекционных) учреждениях;
- формирование навыков общения с детьми, имеющими речевые нарушения в процессе активного участия в учебно-воспитательной работе;
- выработка у студентов навыков самостоятельной коррекционно-педагогической деятельности;
- ознакомление будущих учителей-логопедов с работой специального (коррекционного) учреждения, с родителями, имеющими детей с отклонениями в развитии;
- формирование умений правильно оценивать материально-техническую оснащенность коррекционно-воспитательного процесса с учетом современных требований, создавать необходимые дидактические пособия к играм и коррекционным занятиям;
- воспитание у студентов интереса к будущей профессии учителя-логопеда.
Содержание педагогической практики будущих учителей-логопедов с поставленными перед ней задачами должно строиться на личностно-ориентированном подходе к развитию ребенка в условиях специального (коррекционного) учреждения. Будущий учитель-логопед может овладеть этим содержанием при наличии соответствующих способов организации коррекционно-педагогической среды, психолого-педагогического изучения ребенка с целью воспитания у них положительных личностных свойств и качеств, формирование знаний, умений и навыков.
Уровень практической подготовки будущих учителей-логопедов для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, определяется соотнесением задач с содержанием и способами организации педагогической практики студентов-бакалавров.
В содержание педагогической практики будущих студентов по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» входят две составные части:
1. Наблюдение и знакомство с опытом работы специальных (коррекционных) учреждений.
2. Практическая деятельность студентов с целью овладения коррекционно-педагогическими умениями и организации воспитания и обучения детей, имеющих отклонения в речевом и психофизическом развитии.
При организации педагогической практики необходимо, чтобы задания соответствовали деятельности, носили творческий характер:
- проведение пробных и зачетных уроков как по общеобразовательным предметам, так и специальным;
- заполнение речевых карт;
- оформление консультаций для педагогов и родителей;
- организация внеклассного мероприятия.
На втором курсе запланирована ознакомительная практика студентов в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Цель практики - знакомство студентов с деятельностью учителя-логопеда ДОУ, принципы комплектования групп (протоколы из психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)), знакомство с медицинской документацией, методической литературой, обследование детей учителем-логопедом ДОУ, наблюдение за детьми в процессе режимных моментов, наблюдение за работой воспитателя, а также выявление взаимосвязи в работе учителя-логопеда и воспитателя. Формы, применяемые для реализации данного этапа, следующие: проведение лабораторных занятий на базе дошкольных образовательных учреждений, наблюдение за детьми с речевыми нарушениями, организация круглого стола совместно с членами ПМПК и учителями-логопедами.
Третий курс включает производственную практику в дошкольных образовательных учреждениях, которая направлена на освоение основ коррекционно-педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста. В период практики студенты выполняют функции учителя-логопеда, посещают и анализируют занятия учителя-логопеда, изучают документацию логопеда, учатся заполнять речевые карты, выставлять логопедические заключения, организуются взаимопосещения студентов группы, проводят индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, участвуют в работе методического объединения и психолого-медико-педагогического консилиума детского сада, проводят консультации для воспитателей и родителей детей с нарушениями речи.
По окончании практики студенты готовят отчет (в виде альбома с презентацией), который представляют на итоговой конференции: старосты групп информируют о проделанной работе, делятся впечатлениями, высказывают мнение о важности профессии учителя-логопеда.
На четвертом курсе проходит комплексная практика на базе Бирской общеобразовательной специальной (коррекционной) школы-интерната V вида. Основной целью практики является формирование целостного представления будущей профессии, а также практических навыков в профессиональной деятельности, знакомство студентов-бакалавров с нарушениями речи у детей школьного возраста, с деятельностью специальной (коррекционной) школы. В процессе прохождения практики студенты-бакалавры собирают материал для написания курсовой и выпускной квалификационной работы. Это способствует совершенствованию научно-исследовательской компетентности студентов.
В ходе всех видов педагогической практики была апробирована система специальных диагностических заданий, которые проводились в специальных (коррекционных) учреждениях, где была организована самостоятельная практическая деятельность.
Перед каждым видом самостоятельной коррекционно-педагогической деятельности студентам предлагалось спланировать и провести изучение уровня обученности, воспитанности и развития отдельных детей группы в соответствии с программой практики. На основе полученных результатов составляли программное содержание занятия, планировали его ход и индивидуальную работу.
Содержание педагогической практики заключается в проведении студентами-бакалаврами психолого-педагогической диагностики детей, знакомство с особенностями организации, содержанием и методикой коррекционно-воспитательной работы учителя-логопеда с обучающимися, студенты-практиканты ведут педагогические наблюдения, учатся делать обобщения, выводы, активно используют на практике теоретические знания по педагогике, психологии, специальной педагогике и психологии, логопедии, методикам, совершенствуют свои педагогические умения, убеждаются в правильности выбора профессии.
В ходе реализации такого подхода на педагогической практике будущие учителя-логопеды способны овладеть навыками диагностики и методикой коррекционной работы. Студенты-бакалавры должны быстро ориентироваться в ситуации, уметь интегрировать имеющиеся у них профессиональные знания и умения с личным опытом.
Таким образом, только практика при специально организованных условиях способна вызвать положительную мотивацию у будущего специалиста, сыграть действительно положительную роль в его становлении.
Рецензенты:
Аитов В.Ф., д.п.н., профессор кафедры иностранных языков Бирский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Бирск.
Синагатуллин И.М., д.п.н., профессор кафедры педагогики и методики начального образования Бирский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Бирск.
Библиографическая ссылка
Назарова И.В., Шайдуллина Г.Ф. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12997 (дата обращения: 13.11.2024).