Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Назарова И.В. 1 Шайдуллина Г.Ф. 1
1 Бирский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
Проблемой профессиональной подготовки будущего учителя-логопеда занималось большинство исследователей. По определению авторов «компетентность» определяется как качество личности, проявляющаяся в способности применять полученные знания. Целью нашего исследования является формирование профессиональной компетентности будущего учителя-логопеда во время прохождения педагогической практики. Мы считаем, что компетентность будет сформирована, если совершенствовать содержание, формы и методы коррекционно-педагогической работы с лицами, имеющими речевые нарушения. Педагогическая практика помогает осуществлять динамическое наблюдение за ребенком, оказывать консультативную помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья, использовать данные медицинской документации, также включает студентов-бакалавров в выполнение функциональных обязанностей учителя-логопеда. В практической деятельности студенты учатся использовать теоретические знания, полученные по педагогике, психологии и специальным предметам.
федеральный государственный образовательный стандарт
психологические качества
педагогическая практика
компетентность
1. Дахин А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Народное образование. - 2004. - № 4. - С.136-137.
2. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. - 1996. - №6. - С.55-63.
3. Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) / М. Митина. - М.: Флинта, 1994. - 215 с.
4. Огарёв Е.И. Компетентность образования: социальный аспект. - СПб.: РАОИО, 1995.
5. Селевко Г. Компетентности и их классификация // Народное образование. - 2004. - № 4. - 138-144.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» (квалификация (степень) «Бакалавр») [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mpgu.edu/uchebnaya-deyatelnost/fgos-vpo.php
7. Формирование профессиональной культуры учителя: учебное пособие / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Прометей,1993. - 178 с.
8. Хуторский А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно - ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С.58-64.

Введение

В настоящее время происходят серьезные изменения как в системе общего, так и в системе высшего образования. В центре внимания современной педагогики становится личность ребенка. Изменения, происходящие  в экономической, социально-культурной жизни общества, диктуют потребность в подготовке специалистов, отвечающих современным требованиям. Как и любой специалист, учитель-логопед должен соответствовать требованиям, которые диктует общество и государство. Подготовка учителя-логопеда должна осуществляться путем овладения теорией и практикой специального образования, результаты которых отражены в описании компетентностей. В последнее время часто используется понятие «компетентность», а именно «профессиональная компетентность». Профессиональная компетентность описана в работах отечественных и зарубежных педагогов и психологов (А.К. Маркова, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др.).

По мнению Г. Селевко, компетентность - это интегральное качество личности, которое проявляется в способности, основанной на знаниях и опыте, приобретенное в процессе обучения и социализации [5]. А.Н. Дахин раскрывает понятие компетентность как сложившееся личностное качество. Психологи определяют компетентность как совокупность психологических качеств [1]. Огарев Е.И. считает, что компетентность - это категория оценочная, характеризующая человека как субъекта специализированной деятельности, где развитие способностей человека дает ему возможность принимать решения в проблемных ситуациях, планировать и совершенствовать свои действия, приводящие к успешному достижению поставленных целей и предполагающий:

1) понимание сущности выполняемых задач и проблем;

2) хорошее знание опыта, которое имеется в данной области, активное овладение его лучшими достижениями;

3) умение выбирать средства и способы действия, которые адекватны конкретным обстоятельствам места и времени;

4) нести ответственность за достигнутые результаты;

 5) способность учиться на ошибках,  вносить коррективы в процесс достижения целей [4].

По мнению большинства авторов, понятие «компетентность» определяется как готовность личности к успешной деятельности.

А.К. Маркова выделяет следующие характеристики компетентного человека:

- способность принимать решение;

- способность подавлять собственную неуверенность;

- представление наиболее эффективных способов достижения цели;

- способность определять характер и содержание деятельности в зависимости от складывающихся условий на основе имеющихся знаний и опыта;

- способность к анализу собственной деятельности [2].

Под профессиональной компетентностью JI.M. Митина рассматривает гармоническое сочетание знаний предмета, методики и дидактики преподавания, а также умений и навыков (культуры) педагогического общения [3]. Профессиональная компетентность - это многоаспектное явление, критерием которого является общественное значение результатов работы специалиста, его  авторитет в конкретной области.

Подготовка компетентных будущих учителей-логопедов требует совершенствования содержания, форм и методов коррекционно-педагогической работы. Важное место в этой работе принадлежит педагогической практике, которая предполагает использование теоретических знаний, применяемых в специальных коррекционных учреждениях. Педагогическая практика играет важную роль в профессиональном становлении будущих учителей-логопедов. Во время прохождения педагогической практики углубляются и расширяются теоретические знания будущих педагогов, формируются их профессионально-личностные качества, педагогические умения и навыки, также развиваются педагогическое мышление и  творческая активность. Перед преподавателями и студентами-бакалаврами стоит задача использования возможностей педагогической практики в деле совершенствования подготовки будущих учителей-логопедов к самостоятельной коррекционно-педагогической деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт специального (дефектологического) образования определяет формирование следующих компетенций у будущих учителей-логопедов во время прохождения педагогической практики [6]:

- способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству в профессиональной сфере, к толерантности (ОК-1);

- способность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7);

- способность осознавать значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОП-1);

- способность к выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (ПК-1);

- способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных  (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);

- способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

- способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных классификаций нарушений в развитии (ПК - 6);

- способность осуществлять динамическое наблюдение за ребенком (ПК-7);

- готовность оказывать консультативную помощь лицам с ОВЗ, их родственникам, педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания (ПК-8);

- способность к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10);

- способность использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12).

На базе факультета педагогики детства Бирского филиала Башкирского государственного университета уделяется большое внимание практикоориентированной подготовке будущих учителей-логопедов. Педагогическая практика организуется в соответствии с учебным планом, который предусматривает выполнение функциональных обязанностей во время практической деятельности. Педагогическая практика ориентирует студентов на работу в специальных (коррекционных) учреждениях:

-  на требования социального заказа;

- учет и переработку всех структурных компонентов системы;

- усвоение и формирование знаний и умений коррекционно-педагогической работы.

Она является важнейшей в системе педагогической профессионализации будущего учителя-логопеда, которая направлена на взаимосвязь теоретического обучения и практической профессиональной деятельности.

Выделяют следующие функции педагогической практики:

  1. Обучающая - расширение теоретических знаний.
  2. Развивающая - развитие педагогического мышления, познавательной и творческой активности будущих учителей-логопедов.
  3. Воспитывающая - воспитание интереса и любви к профессии, социально-активной личности.
  4. Диагностическая - степень направленности и пригодности к профессиональной деятельности.
  5. Регулирующая - продуманное, научно обоснованное содержание, привлечение достойных, грамотных и опытных руководителей практики, отлаженная связь со студентами.

Указанные функции, на наш взгляд, оказывают влияние на формирование у студентов готовности к взаимодействию с лицами с нарушениями в речевом развитии.

Основные задачи педагогической практики будущих учителей-логопедов в специальных (коррекционных) учреждениях выступают следующие:

  • воспитание профессиональных качеств студента-бакалавра;
  • формирование у студентов умений и навыков изучения детей с отклонениями как в речевом, так и в психофизическом развитии;
  • ознакомление студентов с направлениями коррекционно-образовательного процесса и его значения для развития  ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
  • формирование умения наблюдать и анализировать организацию и своеобразие коррекционно-педагогического процесса в специальных (коррекционных) учреждениях;
  • формирование навыков общения с детьми, имеющими речевые нарушения в процессе активного участия в учебно-воспитательной работе;
  • выработка у студентов навыков самостоятельной коррекционно-педагогической деятельности;
  • ознакомление будущих учителей-логопедов с работой специального (коррекционного) учреждения, с родителями, имеющими детей с отклонениями в развитии;
  • формирование умений правильно оценивать материально-техническую оснащенность коррекционно-воспитательного процесса с учетом современных требований, создавать необходимые дидактические пособия к играм и коррекционным занятиям;
  • воспитание у студентов интереса к будущей профессии учителя-логопеда.

Содержание педагогической практики будущих учителей-логопедов с поставленными перед ней задачами должно строиться на личностно-ориентированном подходе к развитию ребенка в условиях специального (коррекционного) учреждения. Будущий учитель-логопед может овладеть этим содержанием при наличии соответствующих способов организации коррекционно-педагогической среды, психолого-педагогического изучения ребенка с целью воспитания у них положительных личностных свойств и качеств, формирование знаний, умений и навыков.

Уровень практической подготовки будущих учителей-логопедов для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, определяется соотнесением задач с содержанием и способами организации педагогической практики студентов-бакалавров.

В содержание педагогической практики будущих студентов  по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» входят две составные части:

1. Наблюдение и знакомство с опытом работы специальных (коррекционных) учреждений.

2. Практическая деятельность студентов с целью овладения коррекционно-педагогическими умениями и организации воспитания и обучения детей, имеющих отклонения в речевом и психофизическом развитии.

При организации педагогической практики необходимо, чтобы задания соответствовали деятельности, носили творческий характер:

  • проведение пробных и зачетных уроков как по общеобразовательным предметам, так и специальным;
  • заполнение речевых карт;
  • оформление консультаций для педагогов и родителей;
  • организация внеклассного мероприятия.

На втором курсе запланирована ознакомительная практика студентов в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Цель практики - знакомство студентов с деятельностью учителя-логопеда ДОУ, принципы комплектования групп (протоколы из психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)), знакомство с медицинской документацией, методической литературой, обследование детей учителем-логопедом ДОУ, наблюдение за детьми в процессе режимных моментов, наблюдение за работой воспитателя, а также выявление взаимосвязи в работе учителя-логопеда и воспитателя. Формы, применяемые для реализации данного этапа, следующие: проведение лабораторных занятий на базе дошкольных образовательных учреждений, наблюдение за детьми с речевыми нарушениями, организация круглого стола совместно с членами ПМПК и учителями-логопедами.

Третий курс включает производственную практику в дошкольных образовательных учреждениях, которая направлена на освоение основ коррекционно-педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста. В период практики студенты выполняют функции учителя-логопеда, посещают и анализируют занятия учителя-логопеда, изучают документацию логопеда, учатся заполнять речевые карты, выставлять логопедические заключения,  организуются взаимопосещения  студентов группы, проводят индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, участвуют в работе методического объединения и психолого-медико-педагогического консилиума детского сада, проводят консультации для воспитателей и родителей детей с нарушениями речи.

По окончании практики студенты готовят отчет (в виде альбома с презентацией), который представляют на итоговой конференции: старосты групп информируют о проделанной работе, делятся впечатлениями, высказывают мнение о важности профессии учителя-логопеда.

На четвертом курсе проходит комплексная практика на базе Бирской общеобразовательной специальной (коррекционной) школы-интерната V вида. Основной целью практики является формирование целостного представления будущей профессии, а также практических навыков в профессиональной деятельности, знакомство студентов-бакалавров с нарушениями речи у детей школьного возраста, с деятельностью специальной (коррекционной) школы. В процессе прохождения практики студенты-бакалавры собирают материал для написания курсовой и выпускной квалификационной работы. Это способствует совершенствованию научно-исследовательской компетентности студентов.

В ходе всех видов педагогической практики была апробирована система специальных диагностических заданий, которые проводились в специальных (коррекционных) учреждениях, где была организована самостоятельная практическая деятельность.

Перед каждым видом  самостоятельной коррекционно-педагогической деятельности студентам предлагалось спланировать и провести изучение уровня обученности, воспитанности и развития отдельных детей группы в соответствии с программой практики. На основе полученных результатов составляли программное содержание занятия, планировали его ход и индивидуальную работу.

Содержание педагогической практики заключается  в проведении студентами-бакалаврами психолого-педагогической диагностики детей, знакомство с особенностями организации, содержанием и методикой коррекционно-воспитательной работы учителя-логопеда с обучающимися, студенты-практиканты ведут педагогические наблюдения, учатся делать обобщения, выводы, активно используют на практике теоретические знания по педагогике, психологии,  специальной педагогике и психологии, логопедии, методикам, совершенствуют свои педагогические умения, убеждаются в правильности выбора профессии.

В ходе реализации такого подхода на педагогической практике будущие учителя-логопеды способны овладеть навыками диагностики и методикой коррекционной работы. Студенты-бакалавры должны быстро ориентироваться в ситуации, уметь интегрировать имеющиеся у них профессиональные знания и умения с личным опытом.

Таким образом, только практика при специально организованных условиях способна вызвать положительную мотивацию у будущего специалиста, сыграть действительно положительную роль в его становлении.

Рецензенты:

Аитов В.Ф., д.п.н., профессор кафедры иностранных языков Бирский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Бирск.

Синагатуллин И.М., д.п.н., профессор кафедры педагогики и методики начального образования Бирский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Бирск.


Библиографическая ссылка

Назарова И.В., Шайдуллина Г.Ф. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12997 (дата обращения: 13.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674