Введение
На Всемирном экономическом форуме в Давосе Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев сказал: «…В перспективе наша политика должна привести к значительному расширению экспорта продовольствия (мы крупнейшая аграрная держава в мире)…»[1].
Однако глобализация экономики, рост конкуренции на мировых рынках реализации сельскохозяйственной продукции, требуют необходимости формирования механизмов эффективного управления инновационными процессами, вовлечения производителей в инновационный процесс, что обеспечит системную интеграцию инноваций в аграрное производство. Цель такой интеграции – повышение эффективности производства на основе технико-технологического и организационно-управленческого обновления за счет научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности. Освоение и дальнейшее широкое распространение инноваций становятся ключевыми факторами роста производства и занятости в сельском хозяйстве. Опыт показывает, что наиболее эффективно такие процессы осуществляются в хорошо сформированной институциональной среде, в рамках крупных целевых программ. В них роль и функции государства регламентируются по ресурсной и организационной составляющим.
Государственная инновационная политика в агропромышленной сфере – это создание и поддержка соответствующих институтов и механизмов, обеспечивающих продвижение в производство высокотехнологичных ресурсосберегающих проектов и научно-технических разработок, стимулирование инновационной активности предприятий.
Компонентами инновационной системы являются:
- система распространения информации, призванная обеспечит инновационную структуру информацией, необходимой для прогнозирования и планирования;
- сети институтов, учреждений и организаций, инициирующих, заимствующих, импортирующих и адаптирующих инновационные технологии в целях повышения научно-технического уровня отечественного производства;
- система непрерывного профессионального образования и переобучения работников, позволяющая им лучше адаптироваться к динамичным технологическим и структурным изменениям в отрасли, то есть центры по консультированию сельхозтоваропроизводителей;
- аппарат управления инновационным развитием АПК.
По оценкам специалистов МСХА РГАУ им. К.А. Тимирязева, индикаторами инновационного развития сельского хозяйства России для обеспечения необходимого конкурентоспособного потенциала являются ресурсосберегающие технологии и биотехнологии, которые к 2020 году на мировом рынке должны охватить 40–50 % площади пашни России. Технологии с применением многооперационных сельскохозяйственных машин и орудий, экологически безопасные технологии, органическое сельское хозяйство, технологии регуляции процессов реализации потенциала высокой урожайности растений и высокой продуктивности животных, точное земледелие должны быть реализованы в практике 25–30 % всех сельскохозяйственных товаропроизводителей. Жизненно необходимым являются ускоренное развитие системы селекционно-генетических инноваций, для введения в производство сортов и гибридов, устойчивых к неблагоприятным условиям, болезням и вредителям, с тем, чтобы к 2020 г. более половины сельскохозяйственных товаропроизводителей могли эффективно их использовать [3].
Макеенко М.М. считает, что в АПК выделяются, по меньшей мере, четыре приоритетных направления инноваций: селекционно-генетические, производственно-технологические, организационно-управленческие, экономико-социоэкологические. Они более конкретно выступают как факторы, реально воздействующие на развитие агропромышленных систем и отражающие их объективно существующую многофункциональность. Вместе с тем, в настоящее время большое значение в методологическом плане приобретает разработка методов встраивания научно-технических факторов в общую стратегию развития АПК, выявление и оценка инновационных рисков при разработке и реализации аграрных проектов и программ. По каждому из этих приоритетов должны быть разработаны мероприятия, отражаемые в отраслевых федеральных и региональных программах, рассчитанные на комплексную взаимоувязанную государственную, материальную и техническую поддержку инновационного развития, в первую очередь потенциально способных инновационных институтов, сельскохозяйственных товаропроизводителей и других бизнес-структур АПК [2].
Освоение инноваций в АПК вызывает необходимость инвестирования, а эффективное инвестирование служит залогом будущего роста производственного, инновационного, интеллектуального, трудового, инвестиционного и финансового потенциалов, выступает в качестве основы повышения конкурентоспособности АПК и страны в целом.
В активизации инновационной деятельности важная роль отводится инновационному маркетингу, связанному с изучением рынка, управлением и регулирование производства и сбыта инновационного продукта (или инновационных технологий). В соответствии с конкретной маркетинговой стратегией строится ценовая политика на инновационную продукцию.
Прежде чем инвестировать средства в освоение инноваций, необходимо разработать инновационный проект, позволяющий оценить потребность в инвестициях, дать прогноз их доходности и на основании этой информации принять решение.
Инструмент системной реализации инновационных предложений – это инновационный проект, отражающий совокупность организационно-правовых, технических и финансово-экономических документов, необходимых для освоения инноваций в конкретном регионе. Он представляет собой программу мероприятий по осуществлению капиталовложений в инновации. Эффективность инновационного проекта – это категория, отражающая соответствие целям и интересам участников проекта. Эта категория регламентируется множеством методик, расчет которых основан на качественной и количественной определенности результатов и затрат. В качестве критерия оценки можно использовать ожидаемый финансовый результат (эффективность проекта, индекс доходности, срок окупаемости, экологическая и технико- экономические показатели).
Совершенствованию научной деятельности и повышению степени использования её результатов в инновационном развитии в АПК будет способствовать конкурсный отбор наиболее перспективных проектов, направленных на создание технологических платформ для инновационного развития отраслей сельского хозяйства и АПК в целом.
Включение аграрных институтов, располагающих инфраструктурой для инновационного развития (научным потенциалом, опытными хозяйствами и многим другими), имеет существенное значение. Технологической платформой включаемых в инновационную структуру АПК институтов может выступать, например, биотехнологическая платформа, оснащённая современным оборудованием, позволяющим использовать передовые методы селекции и генетики для создания конкурентоспособных сортов культур и пород сельскохозяйственных животных. На её базе должны проводиться не только исследования мирового уровня, но и вестись подготовка магистров, кандидатов и докторов наук, переподготовка кадров, обязательно должны создаваться инновации и исходные условия для тиражирования полученных результатов в производстве в широких масштабах.
Для определения критериев, описывающих уровень инновационности включаемого вуза, целесообразно использовать правило его формирования из основных составляющих с учетом значимости (веса) каждой составляющей. Для чего предлагается применение формулы:
Dij значение i – го критерия для k- го объекта наблюдения;
ni – количество составляющих для i -го критерия;
pi – вес j составляющей;
rijk – значение j-й составляющей i-го критерия для k-ого объекта наблюдения.
В качестве базовых критериев для оценки инновационности вуза при отборе в создаваемую систему предлагается осуществить по двум ключевым критериям: материально-техническая база вуза (наличие и степень оснащенности опытно- производственного хозяйства, уровень и оснащенность информационными системами и технологиями, наличие и качество лабораторий, наличие и качество экспериментальных площадок); степень участия ППС в науку (участие в грантах, количество и качество научных публикаций, оцененных по РИНЦ и международных индексов, количество защищенных докторских и кандидатских диссертаций, количество патентов и изобретений, участие в региональных информационно-консультационных службах АПК, уровень спроса на специалистов, подготовленных в вузе).
Одной из эффективных методик для решения задачи соизмерения важности отдельных составляющих является экспертный опрос, с использованием методов анкетирования, позволяющий установить инновационный рейтинг вуза или НИИ.
Учитывая разнообразие природно-климатических условий, неодинаковость проблем, стоящих при развитии регионов, желательно наличие инновационных вузов в каждом регионе России. На начальном этапе, предлагаем от региона отобрать 3 вуза, а за оценочную шкалу использовать итоговый суммарный показатель, таким образом, вуз, имеющий наибольшую балльную оценку, и войдет в число аграрных институтов, располагающих инфраструктурой для инновационного развития.
Для продвижения высоких технологий необходимо интенсивное создание инновационных предприятий в форме хозяйственных обществ, создавать и развивать бизнес-инкубаторы, научные и агротехнопарки, иные научно-производственные системы.
Особая роль в распространении инноваций отводится современным информационным технологиям.
Предстоит также создать национальную систему распространения знаний в агросфере, базирующейся на Единой системе информационного обеспечения АПК (ЕСИО АПК), в которой следует создать единый реестр результатов научных исследований и других разработок, полученных в рамках государственного финансирования, (банки данных, структурированных по технико-технологическим, машино-техническим, селекционно-генетическим и другим критериям). Также можно расширить возможности представления инновационных знаний и передовой практики за счет создания интерактивного каталога инновационной и другой актуальной информации.
Для обеспечения в стране оперативного обмена видеоинформацией, проведения видеоконференций, семинаров и реализации интерактивных форм обучения необходимо обеспечить в этой же аграрной сети возможность участия НИИ, университетов и других заинтересованных лиц в многопользовательском видео обмене. В перспективе – расширение сфер использования современных систем коммуникации с вхождением в них всех учебных организаций, включая колледжи, и затем наиболее активных представителей практики. Это должно не только улучшить процесс обучения студентов, подготовки магистров и кадров высшей квалификации, но и обеспечить непрерывное образование работающих, реально и результативно влиять на развитие российской агроэкономики, способствуя быстрому распространению инноваций.
Для включения предприятий аграрного сектора в предлагаемую модель также необходимо использовать систему показателей, которые приведены в таблице 1, с уточнением их весовых категорий. В целом с их помощью составляется стратегическая карта инновационной деятельности предприятия. Чем ближе в сумме показателей итоговое значение к единице, тем выше шансы включения сельскохозяйственного предприятия в инновационную сеть.
Таблица 1. Показатели, характеризующие уровень управления инновационной деятельностью предприятия
Составляющая |
Обобщающий показатель |
Вес |
Финансовая |
Расширение структуры затрат на инновационную деятельность |
0,20 |
|
Рост дохода, за счет использования инноваций |
0,35 |
|
Сокращение издержек и увеличение производительности |
0,30 |
|
Совершенствование использования активов в мероприятиях по разработке и внедрению инноваций |
0,15 |
|
Итоговый показатель финансовой составляющей (ИП ФС) |
1,00 |
Клиентская |
Характеристики качества поставляемой сельскохозяйственной продукции (товара, работы или услуги по консультированию других сельхозтоваропроизводителей, степень участия во внедрении инноваций в регионе), участие в опытных работах |
0,55 |
|
Имидж - отношение к проведению опытных работ, предоставление опытных площадок |
0,20 |
|
Взаимоотношения, готовность принятия студентов и преподавателей при проведении различных практик на базе предприятия, наличие учебных классов |
0,25 |
|
Итоговый показатель клиентской составляющей (ИП КС) |
1,00 |
Организационно-экономические |
Показатели продуктивности скота, урожайности сельхозкультур |
0,40 |
|
Показатели устойчивости и рентабельности производства |
0,25 |
|
Динамика и уровень социальные показатели |
0,20 |
|
Состояние природно-охранных мероприятий |
0,15 |
|
Итоговый показатель процессной составляющей (ИП ПС) |
1,00 |
Кадровая |
Компетенции |
0,55 |
|
Стратегические технологии |
0,25 |
|
Корпоративная активность |
0,20 |
|
Итоговый показатель кадровой составляющей (ИП ЧС) |
1,00 |
Инновационная |
Производственная инновационность |
0,15 |
|
Сервисная инновационность |
0,15 |
|
Транспортная инновационность |
0,15 |
|
Инфраструктурная инновационность |
0,15 |
|
Организационная инновационность |
0,15 |
|
Управленческая инновационность |
0,25 |
|
Итоговый показатель инновационной составляющей (ИП ИС) |
1,00 |
В данной работе нами была выполнена оценка комплексного потенциала отраслей аграрной сферы региона по алгоритму, предложенному Топсахаловой Ф.М-Г., Темировой З.У. и Озовой И.М., на основе чего было сделано заключение о том, что в республике практически исчерпана возможность экстенсивного территориального развития аграрного производства, что собственно наблюдалось в основном в течение последних лет [4].
В КЧР удельный вес организаций, осуществлявших инновационную деятельность, в общем числе организаций среди субъектов РФ занимает только третье место с конца, уступая лишь Чеченской и Ингушской республикам, данные о которых отсутствуют на сайте федеральной службы государственной статистики РФ [5]. В таблице 2 и рис.1 представлена нами таблица и диаграмма удельного веса организаций (%), осуществлявших технологические инновации по СКФО за 2009, 2010, 2011, 2012 гг.
Таблица 2. Удельный вес организаций (%), осуществлявших технологические инновации по СКФО
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2012 в % к 2009 |
Российская Федерация |
7,7 |
7,9 |
8,9 |
9,1 |
118,2 |
Республика Дагестан |
5,9 |
3,8 |
1 |
4,3 |
72,9 |
Кабардино-Балкарская Республика |
4,6 |
6,6 |
8,1 |
8,5 |
184,8 |
Карачаево-Черкесская Республика |
4,5 |
3,2 |
3,5 |
2,8 |
62,2 |
Республика Северная Осетия - Алания |
5 |
6,5 |
4,7 |
4,5 |
90,0 |
Ставропольский край |
6,2 |
6,3 |
5,2 |
7,8 |
125,8 |
За анализируемые годы позиция КЧР по уровню внедрения технологических инноваций не только улучшилось, а сократилась на 37,8 пунктов.
Рис. 1. Удельный вес организаций (%), осуществлявших технологические инновации по СКФО за 2009, 2010, 2011, 2012 гг. [5]
Между тем, в республике функционируют 2 государственных вуза, а общее число обучающихся в вузах КЧР составляет на 2011–2012 учебный год до 15244 чел. По сельскому хозяйству функционируют только 2 среднепрофессиональных училища, 2 колледжа и 1 институт (аграрный) в составе СевКавГГТА, в котором обучаются менее 500 человек. В 2008 году был упразднен научно-исследовательский институт сельского хозяйства КЧР и часть штатов была переведена в научно-исследовательский институт КЧР. Остепененность научных работников в вузах и научно-исследовательских институтах аграрного направления находится на уровне 89 %, среди которых до 25 % составляют доктора наук.
Таким образом, анализ состояния и оценка инновационной деятельности в АПК республики свидетельствует, что этот процесс характеризуется низким уровнем инновационной активности при значительном научном потенциале.
В этой ситуации возникает необходимость поиска механизмов использования инновационных методов развития аграрного сектора экономики в КЧР. Здесь точками роста могут быть зерноводство, садоводство и животноводство (овцеводство, мясное и молочное скотоводство). На начальном этапе организации такой работы предстоит разработать региональную программу перевода экономики сельского хозяйства на интенсивный путь развития, определив тем самым, цели, задачи, финансовые вложения, этапы и координатора внедрения данной программы. Функционально, решение поставленной задачи в рамках республики можно возложить на председателя правительства КЧР и двух его заместителей – министра просвещения и министра сельского хозяйства. Далее необходимо отобрать по рекомендованным показателям исполнителей (вуза и предприятий).
Рецензенты:
Топсахалова Ф.М.-Г., д.э.н., профессор, преподаватель кафедры «Финансы и кредит», экономический институт, Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия, г. Черкесск.
Тотаркулов Ш.М., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Менеджмент и маркетинг», институт управления и предпринимательства, Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия, г. Черкесск.
Библиографическая ссылка
Арова О.З., Шакова Ф.М. РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЕЙ В АПК КЧР // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12989 (дата обращения: 10.09.2024).