Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЕЙ В АПК КЧР

Арова О.З. 1 Шакова Ф.М. 1
1 ФГОУ ВПО «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия, аграрный институт
Дальнейшее развитие агропромышленного комплекса России не представляется возможным без системного подхода в решении основного вопроса, а именно – создания устойчивого и конкурентоспособного сельскохозяйственного производства. Рычагом решения данного вопроса видится модернизация, подразумевающая активное использование различных инноваций в организационном, техническом и технологическом составляющих развития аграрного сектора. Статья посвящена вопросам организации инновационной системы агропромышленного комплекса России и ее регионов. Показано, что дальнейшее развитие сельского хозяйства и обеспечения ее конкурентоспособности возможно только при создании единой пространственно - распределенной инновационной системы АПК, элементами которой являются: органы государственной власти, отвечающие за результаты реализации инновационной программы развития АПК; научно-исследовательские и аграрные институты, создающие, обучающие и реализующие инновации; предприятия реального сектора, в которых осуществляются апробирование различных инновационных изобретений. В работе предлагается методика отбора институтов и предприятий в создаваемую единую инновационную систему. Делается анализ по предлагаемой методике институтов и предприятий АПК КЧР.
КЧР
инвестиции
экономика
аграрная политика
инновационная система АПК
инновация
конкурентоспособность
1. Макеенко М.М. Инновационная деятельность – фактор экономического роста / М.М. Макеенко // Экономика сельского хозяйства России. – 2008. – № 8.
2. Медведев Д.А. России следует задуматься о смене экономической политики // Экономика сельского хозяйства России. – 2013. – № 2. – С.4-6.
3. Проект Стратегии инновационного развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года подготовлен в Российском государственном аграрном университете – МСХА имени К.А. Тимирязева совместно с Всероссийским научно-исследовательским институтом экономики сельского хозяйства, ФГНУ «Росинформагротех», ФГУ «Учебно-методический центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров агропромышленного комплекса». Интернет сайт http://rudocs.exdat.com/docs/index-2169.html.
4. Топсахалова Ф.М-Г., Темирова З.У., Озова И.М. Формирование региональной агропромышленной политики: монография / Ф.М-Г. Топсахалова, З.У. Темирова, И.М. Озова. –М.: Издательство «Перо», 2012. –185 с.
5. Официальная статистика ... службы государственной статистики РФ / Официальная статистика / Наука, инновации и информационное общество — URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/# (дата обращения 15.04.2014).

Введение

На Всемирном экономическом форуме в Давосе Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев сказал: «…В перспективе наша политика должна привести к значительному расширению экспорта продовольствия (мы крупнейшая аграрная держава в мире)…»[1].

Однако глобализация экономики, рост конкуренции на мировых рынках реализации сельскохозяйственной продукции, требуют необходимости формирования механизмов эффективного управления инновационными процессами, вовлечения производителей в инновационный процесс, что обеспечит системную интеграцию инноваций в аграрное производство. Цель такой интеграции – повышение эф­фективности производства на основе технико-тех­нологического и организационно-управленческого обновления за счет научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности. Освоение и дальнейшее широкое распространение инно­ваций становятся ключевыми факторами роста производства и занятости в сельском хозяйстве. Опыт показывает, что наиболее эффективно такие процессы осуществляются в хорошо сформированной институциональной среде, в рамках крупных целевых программ. В них роль и функции государства регламентируются по ресурсной и организационной составляющим.

Государственная инновационная политика в агропромышленной сфере – это создание и поддерж­ка соответствующих институтов и механизмов, обеспечивающих продвижение в производство высокотехнологичных ресурсосберегающих про­ектов и научно-технических разработок, стимулирование инновационной активности предприятий.

Компонентами инновационной системы являются:

  • система распространения информации, призванная обеспечит инновационную структуру информацией, необходимой для прогнозирования и планирования;
  • сети институтов, учреждений и организаций, инициирующих, заимствующих, импортирующих и адаптирующих инновационные технологии в целях повышения научно-технического уровня отечественного производства;
  • система непрерывного профессионального образования и переобучения работников, позволяющая им лучше адаптироваться к динамичным технологическим и структурным изменениям в отрасли, то есть центры по консультированию сельхозтоваропроизводителей;
  • аппарат управления инновационным развитием АПК.

По оценкам специалистов МСХА РГАУ им. К.А. Тимирязева, индикаторами инновационного развития сельского хозяйства России для обеспечения необходимого конкурентоспособного потенциала являются ресурсосберегающие технологии и биотехнологии, которые к 2020 году на мировом рынке должны охватить 40–50 % площади пашни России. Технологии с применением многооперационных сельскохозяйственных машин и орудий, экологически безопасные технологии, органическое сельское хозяйство, технологии регуляции процессов реализации потенциала высокой урожайности растений и высокой продуктивности животных, точное земледелие должны быть реализованы в практике 25–30 % всех сельскохозяйственных товаропроизводителей. Жизненно необходимым являются ускоренное развитие системы селекционно-генетических инноваций, для введения в производство сортов и гибридов, устойчивых к неблагоприятным условиям, болезням и вредителям, с тем, чтобы к 2020 г. более половины сельскохозяйственных товаропроизводителей могли эффективно их использовать [3].

Макеенко М.М. считает, что в АПК выделяются, по меньшей мере, четыре приоритетных направле­ния инноваций: селекционно-генетические, производственно-технологические, организаци­онно-управленческие, экономико-социоэкологические. Они более конкретно выступают как факторы, реально воздействующие на развитие агропромышленных систем и отражающие их объективно существующую многофункцио­нальность. Вместе с тем, в настоящее время большое значение в методологическом плане приобретает разработка методов встраивания научно-технических факторов в общую страте­гию развития АПК, выявление и оценка инно­вационных рисков при разработке и реализа­ции аграрных проектов и программ. По каждому из этих приоритетов должны быть разработаны мероприятия, отражаемые в отраслевых федеральных и региональных программах, рассчитанные на комплексную взаимоувязанную государственную, материальную и техническую поддержку инновационного развития, в первую очередь потенциально способных инновационных институтов, сельскохозяйственных товаропроизводителей и других бизнес-структур АПК [2].

Освоение инноваций в АПК вызы­вает необходимость инвестирования, а эффективное инвестирование служит за­логом будущего роста производствен­ного, инновационного, интеллектуаль­ного, трудового, инвестиционного и финансового потенциалов, выступает в качестве основы повышения конкурен­тоспособности АПК и страны в целом.

В активизации инновационной деятельности важная роль отводится инновационному маркетингу, связанному с изучением рынка, управлением и регулирование производства и сбыта инновационного продукта (или инновационных технологий). В соответствии с конкретной маркетинговой стратегией строится ценовая политика на инновационную продукцию.

Прежде чем инвестировать средства в освоение инноваций, необходимо разработать инновационный проект, позволяющий оце­нить потребность в инвестициях, дать прогноз их доходности и на основании этой информации принять решение.

Инструмент системной реализации инновационных предложений – это инновационный проект, отражающий совокупность организационно-правовых, технических и финансово-экономических документов, необходимых для освоения инноваций в конкретном регионе. Он представляет собой программу мероприятий по осуществлению капиталовложений в инновации. Эффективность инновационного проекта – это категория, отражающая соответствие целям и интересам участников проекта. Эта категория регламентируется множеством методик, расчет которых основан на качественной и количественной определенности результатов и затрат. В качестве критерия оценки можно использовать ожидаемый финансовый результат (эффективность проекта, индекс доходности, срок окупаемости, экологическая и технико- экономические показатели).

Совершенствованию научной деятельности и повышению степени использования её результатов в инновационном развитии в АПК будет способствовать конкурсный отбор наиболее перспективных проектов, направленных на создание технологических платформ для инновационного развития отраслей сельского хозяйства и АПК в целом.

Включение аграрных институтов, располагающих инфраструктурой для инновационного развития (научным потенциалом, опытными хозяйствами и многим другими), имеет существенное значение. Технологической платформой включаемых в инновационную структуру АПК институтов может выступать, например, биотехнологическая платформа, оснащённая современным оборудованием, позволяющим использовать передовые методы селекции и генетики для создания конкурентоспособных сортов культур и пород сельскохозяйственных животных. На её базе должны проводиться не только исследования мирового уровня, но и вестись подготовка магистров, кандидатов и докторов наук, переподготовка кадров, обязательно должны создаваться инновации и исходные условия для тиражирования полученных результатов в производстве в широких масштабах.

Для определения кри­териев, описывающих уровень инновационности включаемого вуза, целесообразно использовать правило его форми­рования из основных составляющих с учетом зна­чимости (веса) каждой составляющей. Для чего предлагается применение формулы:

Dij значение i – го критерия для k- го объекта наблюдения;

ni – количество составляющих для i -го критерия;

pi – вес j составляющей;

rijk – значение j-й составляющей i-го критерия для k-ого объекта наблюдения.

В качестве базовых критериев для оценки инновационности вуза при отборе в создаваемую систему предлагается осуществить по двум ключевым критериям: материально-техническая база вуза (наличие и степень оснащенности опытно- производственного хозяйства, уровень и оснащенность информационными системами и технологиями, наличие и качество лабораторий, наличие и качество экспериментальных площадок); степень участия ППС в науку (участие в грантах, количество и качество научных публикаций, оцененных по РИНЦ и международных индексов, количество защищенных докторских и кандидатских диссертаций, количество патентов и изобретений, участие в региональных информационно-консультационных службах АПК, уровень спроса на специалистов, подготовленных в вузе).

Одной из эффективных методик для решения задачи соизмерения важности отдельных составля­ющих является экспертный опрос, с использованием методов анкетирования, позволяющий установить инновационный рейтинг вуза или НИИ.

Учитывая разнообразие природно-климатических условий, неодинаковость проблем, стоящих при развитии регионов, желательно наличие инновационных вузов в каждом регионе России. На начальном этапе, предлагаем от региона отобрать 3 вуза, а за оценочную шкалу использовать итоговый суммарный показатель, таким образом, вуз, имеющий наибольшую балльную оценку, и войдет в число аграрных институтов, располагающих инфраструктурой для инновационного развития.

Для продвижения высоких технологий необходимо интенсивное создание инновационных предприятий в форме хозяйственных обществ, создавать и развивать бизнес-инкубаторы, научные и агротехнопарки, иные научно-производственные системы.

Особая роль в распространении инноваций отводится современным информационным технологиям.

Предстоит также создать национальную систему распространения знаний в агросфере, базирующейся на Единой системе информационного обеспечения АПК (ЕСИО АПК), в которой следует создать единый реестр результатов научных исследований и других разработок, полученных в рамках государственного финансирования, (банки данных, структурированных по технико-технологическим, машино-техническим, селекционно-генетическим и другим критериям). Также можно расширить возможности представления инновационных знаний и передовой практики за счет создания интерактивного каталога инновационной и другой актуальной информации.

Для обеспечения в стране оперативного обмена видеоинформацией, проведения видеоконференций, семинаров и реализации интерактивных форм обучения необходимо обеспечить в этой же аграрной сети возможность участия НИИ, университетов и других заинтересованных лиц в многопользовательском видео обмене. В перспективе – расширение сфер использования современных систем коммуникации с вхождением в них всех учебных организаций, включая колледжи, и затем наиболее активных представителей практики. Это должно не только улучшить процесс обучения студентов, подготовки магистров и кадров высшей квалификации, но и обеспечить непрерывное образование работающих, реально и результативно влиять на развитие российской агроэкономики, способствуя быстрому распространению инноваций.

Для включения предприятий аграрного сектора в предлагаемую модель также необходимо использовать систему показателей, которые приведены в таблице 1, с уточнением их весовых категорий. В целом с их помощью составляется стратегическая карта инноваци­онной деятельности предприятия. Чем ближе в сумме показателей итоговое значение к единице, тем выше шансы включения сельскохозяйственного предприятия в инновационную сеть.

Таблица 1. Показатели, характеризующие уровень управления инновационной деятельностью предприятия

Составляю­щая

Обобщающий показатель

Вес

Финансовая

Расширение структуры затрат на инновационную деятельность

0,20

 

 

Рост дохода, за счет использования инноваций

0,35

 

 

Сокращение издержек и увеличение производительности

0,30

 

 

Совершенствование использования активов в мероприятиях по разработке и внедрению инноваций

0,15

 

 

Итоговый показатель финансовой составляющей (ИП ФС)

1,00

Клиентская

Характеристики качества поставляемой сельскохозяйственной продукции (товара, работы или услуги по консультированию  других сельхозтоваропроизводителей, степень участия во внедрении инноваций в регионе), участие в опытных работах

0,55

 

 

Имидж - отношение к проведению опытных работ, предоставление опытных площадок

0,20

 

 

Взаимоотношения, готовность принятия студентов и преподавателей при проведении различных практик на базе предприятия, наличие учебных классов

0,25

 

 

Итоговый показатель клиентской составляющей (ИП КС)

1,00

Организационно-экономические

Показатели продуктивности скота, урожайности сельхозкультур

0,40

 

 

Показатели устойчивости и рентабельности производства

0,25

 

 

Динамика и уровень социальные показатели

0,20

 

 

Состояние природно-охранных мероприятий

0,15

 

 

Итоговый показатель процессной составляющей (ИП ПС)

1,00

Кадровая

Компетенции

0,55

 

 

Стратегические технологии

0,25

 

 

Корпоративная активность

0,20

 

 

Итоговый показатель кадровой составляющей (ИП ЧС)

1,00

Инновацион­ная

Производственная инновационность

0,15

 

 

Сервисная инновационность

0,15

 

 

Транспортная инновационность

0,15

 

 

Инфраструктурная инновационность

0,15

 

 

Организационная инновационность

0,15

 

 

Управленческая инновационность

0,25

 

 

Итоговый показатель инновационной составляющей (ИП ИС)

1,00

В данной работе нами была выполнена оценка комплексного потенциала отраслей аграрной сферы региона по алгоритму, предложенному Топсахаловой Ф.М-Г., Темировой З.У. и Озовой И.М., на основе чего было сделано заключение о том, что в республике практически исчерпана возможность экстенсивного территориального развития аграрного производства, что собственно наблюдалось в основном в течение последних лет [4].

В КЧР удельный вес организаций, осуществлявших инновационную деятельность, в общем числе организаций среди субъектов РФ занимает только третье место с конца, уступая лишь Чеченской и Ингушской республикам, данные о которых отсутствуют на сайте федеральной службы государственной статистики РФ [5]. В таблице 2 и рис.1 представлена нами таблица и диаграмма удельного веса организаций (%), осуществлявших технологические инновации по СКФО за 2009, 2010, 2011, 2012 гг.

Таблица 2. Удельный вес организаций (%), осуществлявших технологические инновации по  СКФО

 

2009

2010

2011

2012

2012 в % к 2009

Российская Федерация

7,7

7,9

8,9

9,1

118,2

Республика Дагестан

5,9

3,8

1

4,3

72,9

Кабардино-Балкарская Республика

4,6

6,6

8,1

8,5

184,8

Карачаево-Черкесская Республика

4,5

3,2

3,5

2,8

62,2

Республика Северная Осетия - Алания

5

6,5

4,7

4,5

90,0

Ставропольский край

6,2

6,3

5,2

7,8

125,8

За анализируемые годы позиция КЧР по уровню внедрения технологических инноваций не только улучшилось, а сократилась на 37,8 пунктов.

Рис. 1. Удельный вес организаций (%), осуществлявших технологические инновации по СКФО за 2009, 2010, 2011, 2012 гг. [5]

Между тем, в республике функционируют 2 государственных вуза, а общее число обучающихся в вузах КЧР составляет на 2011–2012 учебный год до 15244 чел. По сельскому хозяйству функционируют только 2 среднепрофессиональных училища, 2 колледжа и 1 институт (аграрный) в составе СевКавГГТА, в котором обучаются менее 500 человек. В 2008 году был упразднен научно-исследовательский институт сельского хозяйства КЧР и часть штатов была переведена в научно-исследовательский институт КЧР. Остепененность научных работников в вузах и научно-исследовательских институтах аграрного направления находится на уровне 89 %, среди которых до 25 % составляют доктора наук.

Таким образом, анализ состояния и оценка инновационной деятельности в АПК республики свидетельствует, что этот процесс характеризуется низким уровнем инновационной активности при значительном научном потенциале.

В этой ситуации возникает необходимость поиска механизмов использования инновационных методов развития аграрного сектора экономики в КЧР. Здесь точками роста могут быть зерноводство, садоводство и животноводство (овцеводство, мясное и молочное скотоводство). На начальном этапе организации такой работы предстоит разработать региональную программу перевода экономики сельского хозяйства на интенсивный путь развития, определив тем самым, цели, задачи, финансовые вложения, этапы и координатора внедрения данной программы. Функционально, решение поставленной задачи в рамках республики можно возложить на председателя правительства КЧР и двух его заместителей – министра просвещения и министра сельского хозяйства. Далее необходимо отобрать по рекомендованным показателям исполнителей (вуза и предприятий).

Рецензенты:

Топсахалова Ф.М.-Г., д.э.н., профессор, преподаватель кафедры «Финансы и кредит», экономический институт, Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия, г. Черкесск.

Тотаркулов Ш.М., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Менеджмент и маркетинг», институт управления и предпринимательства, Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия, г. Черкесск.


Библиографическая ссылка

Арова О.З., Шакова Ф.М. РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЕЙ В АПК КЧР // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12989 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674