Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Автайкина Е.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»
На сегодняшний момент сельские территории переживают сложный этап своего развития, происходит ломка понимания назначения сельской местности от узкоотраслевого подхода к переходу на устойчивое развитие, включающее развитие не только производственного (сельскохозяйственного), но и социально-го и экономического секторов. Основным инструментом выхода их кризисной ситуации в настоящее время выступает стратегическое управление, а формирование стратегических целей является одним из базовых этапов. В статье нашли отражение проблемы недостаточной методической обеспеченности стра-тегического целеполагания. Автором проведен анализ существующей практики построения иерархии стратегических целей, на основе которого предложена принципиальная последовательность формирова-ния целей сельского развития. Предлагается форма качественной оценки и ранжирования проблем сель-ских территорий, на основе которой необходимо формировать стратегические цели развития сельских территорий на уровне субъектов и муниципальных образований.
«дерево целей»
целеполагание
стратегические цели
Сельские территории
1 Гаврилов И.А. Методика стратегического выбора развития территорий: монография / А.И. Гаврилов, Н.Е. Жигалова, С.Л. Распониню. – Н. Новгород: Изд-во Гладкова О.В., 2009. – 377 с.
2 Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: теория и практика: учеб. пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 415 с.
3 Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на пе-риод до 2020 года [Электронный ресурс] : Утверждена распоряжением Правительства Рос. Федерации от 30.11.2010 №2136-р. – Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
4 Общий и специальный менеджмент: учебник / под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: Изд-во «РАГС», 2001. – 568 с.
5 Стратегическое управление социально-экономическим развитием территории / МГУ им. Н.П. Огарева; под ред. профессора Е. Г. Коваленко; [авт. коллектив.: Е. Г. Коваленко и др.]. – Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2006. – 240 с.
6 Шеховцева Л.С. Методология формирования стратегических целей развития региона // Менеджмент в России и за рубежом.[Электронный ресурс] – 2007. – № 3. – Режим доступа: http://www.mevriz.ru/articles/2007/3/4263.html (дата обращения 30.03.2014).

Введение. В последние десятилетия вопросы стратегического управления приобрели особую значимость, что обусловлено процессом реформирования системы управления на всех уровнях и переходом на рыночную экономику с ее постоянно изменяющимися тенденциями и векторами развития. В данных обстоятельствах в сельских территориях обострились проблемы, на которые органы власти долгое время не обращали должного внимания. Все это привело к кризисной ситуации на селе, разрешение которой возможно лишь при стратегическом управлении.

Российская практика до настоящего времени не обеспечена научным методическим и методологическим обеспечением стратегического управления развитием сельских территорий. Целый ряд стратегических нормативно-правовых документов, касающихся развития сельских территорий, не имеет единой цепочки стратегических целей. В этой связи целью исследования выступает конкретизация процесса формирования стратегических целей развития сельских территорий.

Материал и методы исследования. Согласно Ч. Хиллу и Г. Джонсу [2], первым элементом стратегического управления является процесс определения целей, который, в свою очередь, является основой для формирования стратегии. А. Гапоненко и А. Панкрухина [4] считают, что если в процессе стратегического управления удается сформулировать цели организации таким образом, чтобы они соответствовали целям и потребностям ее клиентов, не вступали в неразрешимые конфликты с внешним окружением и соответствовали целям ее сотрудников, то можно сказать, что это успешный менеджмент. Таким образом, можно утверждать, что базисом стратегического управления вступает процесс определения целей развития социально-экономической системы.

Придерживаясь мнения Е. Коваленко [5, с. 17], считаем, что успешная реализация стратегических целей возможна, если они:

  • достижимы и объективны. То есть цели должны быть общественно необходимыми, а достижение их обеспечено ресурсами. Постановка нереалистичных и необоснованных целей развития способствует неэффективному использованию ресурсов;
  • обладают гибкостью. Функционирование и развитие территорий осуществляется в условиях неопределенности, поэтому в процессе целеполагания должна предусматриваться и закладываться возможность некоторой адаптации системы целей к происходящим изменениям, которые носят несущественный характер;
  • измеримы. По возможности необходимо предусмотреть, чтобы каждая целевая установка имела количественное выражение;
  • стимулируют достижение желаемого состояния. Формулировка каждой цели должна иметь стимулирующий характер для всех участников реализации стратегических установок;
  • четко сформулированы. Применение целей развития всеми участниками реализации стратегических решений в значительной степени может повлиять на конечные результаты.

При разработке целей стратегического управления развития сельских территорий за основу примем концептуальные положения, разработанные Л. Шеховцевой [6]:

  • существует множество стратегических целей или пространство целей;
  • существует множество путей достижения одной цели, пространство стратегий;
  • цели могут быть типовыми (общими) и особенными;
  • цели и стратегии имеют разный масштаб времени, могут быть долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными;
  • цели и стратегии образуют иерархическую (многоуровневую) систему;
  • разработка, выбор и реализация целей и стратегий образуют непрерывный процесс;
  • выбор целей социально-экономического развития является сознательным, волевым актом и связан с экономической политикой государства.

Результаты исследования и их обсуждение. Стратегические цели развития сельских территорий в российской практике управления имеют свои особенности. Во-первых, целеполагание представляет собой многоуровневый процесс, отражающий направления управленческого воздействия различных уровней власти. Во-вторых, наряду с их иерархичностью можно заметить, что стратегические цели формируются через выявление основных проблем в развитии сельских территорий, которые идентифицируются в процессе социально-экономического анализа и оценки имеющегося потенциала (рисунок 1). Такой подход чаще всего приводит к формализации нескольких групп стратегических целей. Каждый блок целей в последующем находит свое отражение в соответствующем разделе концепции и стратегии (программе) социально-экономического развития.

Рисунок 1. Система стратегического целеполагания развития сельских территорий

Генеральная цель развития сельских территорий озвучена в Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года [3], достижение которой позволит обеспечить продовольственную безопасность, повысить конкурентоспособность российской экономики и благосостояние граждан. Согласно генеральной цели формируются четыре стратегических уровня управления: федеральный – макроуровень, региональный – мезоуовень, уровень муниципальных районов – микроуровень, уровень отдельных сельских поселений – наноуровень.

Если принимать во внимание сложившиеся концепции о иерархичности стратегического целеполагания, то вся совокупность целей должна формироваться в виде древовидного графа, где на каждом последующем уровне стратегического целеполагания происходит дальнейшее разветвление и формулирование стратегических целей более низкого уровня.

Анализируя отечественную практику, можно констатировать, что на каждом последующем уровне происходит либо сохранение целей вышестоящего уровня целеполагания, либо их сокращения до одной-двух. Безусловно необходимо понимать, что с уменьшением иерархического уровня снижаются и финансовые возможности территорий, тем самым ограничивая круг решаемых проблем. Однако, учитывая данное обстоятельство, на наш взгляд, необходимо отказаться от декларирования в качестве стратегических целей приоритетов развития сельских территорий федерального уровня, а выявлять собственные конкретизированные проблемы, на решение которых и будут направлены стратегические документы. При формировании «правильных» целей развития сельской местности, считаем целесообразным придерживаться последовательности, представленной на рисунке 2.

Следует учитывать, что процессу непосредственного целеполагания предшествует процесс стратегического анализа, который схематически представлен на рисунке 2. При разработке стратегических целей необходимо учитывать главную цель стратегического управления сельскими территориями – переход к устойчивому развитию. В российской практике под устойчивым развитием сельских территорий понимают стабильное социально-экономическое развитие сельских территорий, увеличение объема производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, а также рациональное использование земель [3]. В стратегических документах должны отражаться проблемы сельской местности, сгруппированные по основным классификационным группам.

Рисунок 2. Принципиальная последовательность формирования стратегических целей развития территории

Существо операции классификации проблем развития территории состоит в своде их в группы, характеризуемые каким-либо структурным признаком. В качестве таких признаков могут выступать направления развития. Смысл операции обобщения заключается в выявлении повторяющихся в разных классификационных группах проблем, формировании на этой базе проблем общего характера, имеющих существенное значение для устранения структурных деформаций и несоответствий в различных сферах жизнедеятельности сельских территорий [1, с. 33]. Таким образом второй уровень «дерева целей», уровень отдельного региона, будет представлен типовыми, общими целями сельского развития, находящий детальное уточнение на микро- и наноуровнях.

Основополагающим звеном является операция ранжирования, которая заключается в отборе тех проблем сельского развития, которые оказывают наиболее существенное влияние и препятствуют устойчивому развитию. Результаты работ по оценке и ранжированию проблем сельского развития могут быть сведены в таблицу 1.

Таблица 1. Качественная оценка и ранжирование проблем развития территории

Проблемы

Влияние на

Глубина проблемной ситуации

глуб)

Динамика проблемной ситуации

дин)

Общее количество баллов, рассчитанное по формуле 1 (Рi)

социальную сферу

соц)

экономическую сферу

эконом)

экологическую сферу

эколог)

Демографическая

 

 

 

 

 

 

Жилищная

 

 

 

 

 

 

Отсутствие рабочих мест

 

 

 

 

 

 

...

 

 

 

 

 

 

Для заполнения макета представленной таблицы считаем уместным использовать балльную систему. Количественные характеристики выставляемых баллов представлены в таблице 2.

Таблица 2. Шкала балльных оценок, выставляемых по критериальным свойствам ранжирования проблем развития сельских территорий

х соц, х эконом, х эколог

х глуб

х дин

Количество баллов

Характеристика состояния

Количество баллов

Характеристика состояния

Количество баллов

Характеристика состояния

0

Не оказывает влияния

10

незначительная

10

тенденция к разрешению проблемы

10

Оказывает слабое влияние

20

Влияет

20

умеренная

20

стагнация

30

Оказывает сильное влияние

40

Является основой состояния всей сферы

30

кризисная

30

углубление проблемной ситуации

Перед определением итоговой балльной оценки значимости проблемы, на наш взгляд необходимо определить весомость каждого критериального свойства при помощи весового коэффициента, формула (1):

(1),

где Рi – общее количество баллов i-ой проблемы;

х соц – количество баллов, отражающих влияние проблемы на социальную сферу;

х эконом – количество баллов, отражающих влияние проблемы на экономическую сферу;

х эколог – количество баллов, отражающих влияние проблемы на экологическую сферу;

х соц – количество баллов, отражающих глубину проблемной ситуации.

На основе итогового количества баллов составляется рейтинг проблем по необходимости их первоочередного решения и вынесения в качестве стратегических целей развития сельских территорий. При этом надо иметь в виду, что приведённые в форме классификаторы проблем, перечень критериальных свойств, шкала балльной оценки и весовые коэффициенты, отобранные для экспертной оценки, не являются единственно возможными. Они могут быть дополнены и видоизменены в зависимости от конкретных задач исследования.

Как видно из рисунка 2, цели должны быть определены не только качественно, но и количественно. Общие требования к системе количественных показателей состоят в простоте определения, доступности и достоверности информационной базы расчета, увязке с действующей системой государственной статистической отчетности. Специальные требования, предъявляемые к целевым показателям сельского развития, состоят в содержательном соответствии их принятым целевым ориентирам и возможности характеризовать конечные результаты проводимых преобразований. Однако в этой связи серьезную проблему вызывает неопределенность в методической базе формирования таких целей. На наш взгляд, эта задача не имеет универсального решения в виду существенных отличий между отдельными целевыми приоритетами развития сельских территорий.

Таким образом, лишь после проведения всей процедуры анализа ситуации на селе и выявления приоритетных проблем для конкретной сельской местности можно приступать к формированию стратегических целей развития сельских территорий.

Выводы. Современная практика стратегического управления сельскими территориями идет на шаг впереди научных обоснований и методических рекомендаций. В этой связи можно наблюдать нарушение основополагающих принципов построения иерархии стратегических целей, это подкрепляется отсутствием четких и конкретных целей устойчивого развития сельских территорий на микро- и наноуровнях. Предложенные в работе последовательность формирования стратегических целей и алгоритм выявления проблем, на которые должны быть первоочередно направлены стратегические программы сельского развития, на наш взгляд, способны заполнить образовавшуюся лакуну в области стратегического целеполагания устойчивым развитием сельских территорий.

Рецензенты:

Коваленко Е.Г., д.э.н., профессор, зав. кафедрой государственного и муниципального управления экономического факультета ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», г. Саранск.

Якимова О.Ю., д.э.н., профессор кафедры государственного и муниципального управления экономического факультета ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», г. Саранск.


Библиографическая ссылка

Автайкина Е.В. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12988 (дата обращения: 07.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674