Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНТЕГРАЦИЯ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СТРОИТЕЛЬНОМ ВУЗЕ

Лунев А.Н. 1 Пугачева Н.Б. 2 Терентьева И.В. 3
1 ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ».
2 ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет».
3 ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
В статье представлена модель организации процесса профессиональной подготовки на основе интеграции программ начального, среднего и высшего профессионального образования в строительном вузе. Особенности модели могут состоять в предоставлении успешно обучающимся студентам возможности освоить образовательные программы начального и среднего профессионального образования и получить рабочую квалификацию или квалификацию техника-строителя в рамках дополнительного профессионального образования. Студенты, не успевающие по программе высшего профессионального образования, могут быть переведены на обучение по программам среднего или начального образования. Абитуриентам, не прошедшим конкурс на обучение по программе высшего, предоставляется право участвовать в конкурсе на обучение по программе среднего профессионального образования. Соответственно, абитуриентам, не прошедшим конкурс на обучение по программе среднего, предоставляется право участвовать в конкурсе на обучение по программе начального профессионального образования. Для абитуриентов, участвующих в конкурсе на обучение по программе высшего профессионального образования, привлекательным является получение дипломов высшего и среднего профессионального образования, а также рабочей квалификации. Для абитуриентов, участвующих в конкурсе на обучение по программам среднего и начального профессионального образования, привлекательным может быть получение дипломов среднего профессионального образования, рабочей квалификации, а также возможность продолжить обучение в том же ВУЗе. Организация процесса профессиональной подготовки на основе интеграции программ начального, среднего и высшего профессионального образования может выступить альтернативой начальной военной подготовки.
дополнительное образование
интегрированные образовательные программы
конституционное право на образование
альтернатива начальной военной подготовки в строительном вузе
интеграция программ профессионального образования
1. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Социальная практика как философское основание педагогического стратегирования в техническом вузе // Общество: философия, история, культура. 2013. № 4 // URL: http://dom-hors.ru/ru/component/content/article/5-%D0%92%D1%8B%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA%D0%B83/86-2013-4.html (дата обращения 12.02.2014).
2. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Сущностная характеристика регионального рынка услуг // Концепт, 2013, № 12 (декабрь) // ART 13213. URL: http://e-koncept.ru/2013/13213.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X (дата обращения 12.02.2014).
3. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Формы интеграции субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг // Концепт. 2014. № 01 (январь) // ART 14012. URL: http://e-koncept.ru/2013/14012.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X (дата обращения 12.02.2014).
4. Мухаметзянова Ф.Ш., Пугачева Н.Б., Теренина Ю.Ю. Педагогическая оценка качества учебно-методического обеспечения образовательных программ СПО на основе модульно-компетентностного подхода // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. № 3. С. 72-76.
5. Пугачева Н.Б. Управление муниципальной системой образования: теоретические основы // Известия Российской академии образования. 2010. № 1. С. 71-83.
6. Пугачева Н.Б. Закономерности и условия формирования кластеров // Актуальные проблемы экономики и права. 2007. № 4. С. 16-25.
7. Пугачева Н.Б., Судденкова Н.В., Татаринова И.П. Сущностная характеристика инновационной образовательной среды // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2012. № 1. С. 64-71.
8. Пугачева Н.Б., Чепурышкин И.П. Регионализация образования как предмет научных исследований // Педагогика. 2008. № 8. С. 9-16.
9. Татаринова И.П., Шевцова В.В., Лунев А.Н. Экономические механизмы создания и эффективного развития отраслевых кластеров // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2012. № 2. С. 204-210.
10. Министерство обороны Российской Федерации: сайт//http://mil.ru (дата обращения 12.02.2014).

Введение

Современное развитие процесса профессиональной подготовки обусловило оптимизацию структуры и содержания уровней профессионального образования [5]. Цель статьи – разработать модель организации процесса профессиональной подготовки на основе интеграции программ начального, среднего и высшего профессионального образования в строительном вузе. Условием достижения цели может быть решение следующих задач: выявление особенностей создания интегрированных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования; описание контрольно-оценочных процедур и организации набора абитуриентов.

Методологию исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы взаимосвязи процесса и результата, интерпретации целостности как единства многообразия; педагогические теории и концепции личностного становления человека как активного субъекта, преобразующего мир и себя. В процессе исследования были использованы теоретические (научный анализ специальной литературы и учебных материалов по рассматриваемой проблеме, изучение и обобщение педагогического опыта) и социолого-педагогические (наблюдение, анализ случая) методы.

Результаты исследования

Один из вариантов организации процесса профессиональной подготовки может быть основан на интеграции программ начального, среднего и высшего профессионального образования. Подобная организация процесса профессиональной подготовки может осуществляться в вузе, имеющего лицензии на соответствующие направления и специальности подготовки (рис.1).

Рис. 1. Организация процесса профессиональной подготовки на основе интеграции программ начального, среднего и высшего профессионального образования

В структуре процесса профессиональной подготовки на основе интеграции программ начального, среднего и высшего профессионального образования, по нашему мнению, можно выделить следующие основные компоненты:

1. Создание интегрированных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования.

Цель образовательных программ начального профессионального образования может состоять в обеспечении потребностей сферы производства и рынка услуг высококвалифицированными работниками и удовлетворение потребностей молодежи в профессиональном и жизненном самоопределении [2]. Для этого необходимо устранить диспропорции и излишнее дублирование в подготовке рабочих кадров и служащих с учетом потребностей рынка труда; разработать механизмы стимулирования участия работодателей в процессе подготовки рабочих кадров [3]. Выпускники, освоившие образовательные программы начального профессионального образования, должны быть готовы к выполнению высококвалифицированного труда на современном оборудовании по разработанным технологическим процессам.

Цель образовательных программ среднего профессионального образования – удовлетворение потребностей региональной экономики в высококвалифицированных специалистах среднего звена за счет обеспечения опережающего характера содержания образования и учета личностных интересов обучающихся [4]. Выпускник, освоивший образовательную программу среднего профессионального образования, – практико-ориентированный специалист, обеспечивающий административно-техническую поддержку процессов управления производством, сложных технических, технологических и информационных систем, способный участвовать в их проектировании. Для достижения этой цели необходимо разработать механизм целевой контрактной подготовки специалистов и модели интеграции образовательных программ начального и среднего профессионального образования [9].

Цель образовательных программ высшего профессионального образования – удовлетворение потребностей инновационного развития региональной экономики в специалистах, способных самостоятельно разрабатывать сложные технические, технологические и информационные системы, организовывать и управлять производством [8]. Для достижения цели необходимы интеграция вузовской, региональной и академической науки, проектирование инновационных компетентностно-ориентированных основных образовательных программ на основе ФГОС третьего поколения [1].

Интеграция образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования позволит подготовить конкурентоспособных специалистов, готовых к проектно-конструкторской, производственно-технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской, сервисно-эксплуатационной видам профессиональной деятельности, а также выполнению высококвалифицированного труда на современном оборудовании по разработанным технологическим процессам.

2. Определение особенностей построения интегрированных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования.

Например, особенности построения интегрированных образовательных программ высшего профессионального образования могут состоять, во-первых, в изучении студентами-первокурсниками сопряженных дисциплин естественнонаучного и общетехнического, а также профессионального циклов учебных планов высшего, а также начального и среднего профессионального образования, необходимых для всех уровней профессионального образования.

Во-вторых, по итогам первого года обучения студенты, набравшие по балльно-рейтинговой системе от 51 до 100 баллов, имеют возможность в рамках дополнительного профессионального образования в течение третьего и четвертого семестров изучить образовательную программу начального профессионального образования (по 11–13 часов в неделю) и получить рабочую квалификацию. При этом производственное обучение, необходимое для получения рабочей квалификации, может проводиться во время учебной и производственных практик, а также в рамках дополнительного профессионального образования.

В 5-м – 6-м семестрах в рамках дополнительного образования эти студенты могут освоить образовательную программу среднего профессионального образования (по 2-3 дисциплины в семестр), написать и успешно защитить выпускную квалификационную работу и получить квалификацию техника-строителя (диплом среднего профессионального образования). При этом на каждой сессии студенты должны подтверждать свой рейтинг для продолжения обучения на уровне высшего профессионального образования.

Студентам с рейтингом, не соответствующим уровню высшего профессионального образования по итогам первого года обучения (от 50 до 21 баллов), предлагается перевестись на обучение по программе среднего профессионального образования. В течение третьего и четвертого семестров эти студенты, в рамках изучения программы среднего профессионального образования, получают рабочую квалификацию. При успешном обучении на пятом и шестом семестрах, а также подготовке и защите выпускной квалификационной работы эти студенты получают квалификацию техника-строителя (диплом о среднем профессиональном образовании).

Студентам с рейтингом 20 баллов и ниже, что может быть обнаружено на любой промежуточной аттестации, предлагается продолжить обучение только по программам начального профессионального образования. При этом они переаттестовываются по успешно освоенным дисциплинам образовательных программ высшего или среднего профессионального образования.

3. Организация контрольно-оценочных процедур. Контрольно-оценочные процедуры организуются в рамках балльно-рейтинговой системы синхронно на всех уровнях профессиональной подготовки по контрольно-измерительным материалам, позволяющим определить рейтинг студента по каждой дисциплине и обеспечить диагностику освоения компетенций (рис. 2).

 


100 баллов

 

Уровень высшего профессионального образования

100-51 балл

Уровень среднего профессионального образования

 

 50-21 балл

Уровень начального профессионального образования

20 и ниже баллов

Рис. 2. Взаимосвязь уровней профессионального образования и балльно-рейтинговой системы контроля профессиональной подготовки студента

Рейтинг студента – индивидуальный кумулятивный индекс студента перед выходом на сессию (выходной контроль). Оценка знаний, умений, навыков и компетенций с помощью рейтинга подразумевает, что учебная, научно-исследовательская работа студента по каждой дисциплине в течение семестра отражается в конечной суммарной оценке. Такая оценка (итоговый рейтинг) по дисциплине складывается из набранного семестрового рейтинга и выходного (после экзамена или зачета) рейтинга.

4. Организация набора абитуриентов. Набор абитуриентов может проводиться на основную программу:

а) высшего профессионального образования, интегрированную с программами начального и среднего профессионального образования;

б) среднего профессионального образования, интегрированную с программой начального профессионального образования и согласованную с интегрированной образовательной программой высшего профессионального образования;

в) начального профессионального образования, согласованную с интегрированной образовательной программой среднего профессионального образования.

При этом абитуриентам, не прошедшим конкурс на обучение по программе высшего профессионального образования, предоставляется право участвовать в конкурсе на обучение по программе среднего профессионального образования.

Соответственно, абитуриентам, не прошедшим конкурс на обучение по программе среднего профессионального образования, предоставляется право участвовать в конкурсе на обучение по программе начального профессионального образования.

Вывод. В данной модели для абитуриентов, участвующих в конкурсе на обучение по программе высшего профессионального образования, привлекательным является получение дипломов высшего и среднего профессионального образования, а также рабочей квалификации. Для абитуриентов, участвующих в конкурсе на обучение по программам среднего и начального профессионального образования, привлекательным может быть получение дипломов среднего профессионального образования, рабочей квалификации, а также возможность продолжить обучение в том же ВУЗе для получения высшего или среднего профессионального образования в сокращенные сроки (за 3 года) по выбранному направлению. Таким образом, абитуриенты могут поступить в одно учреждение профессионального образования по одному направлению, но на разные уровни (высший, средний, начальный). Кроме того, возможность неуспевающим студентам продолжить профессиональную подготовку на других уровнях может рассматриваться как гарант конституционного права на образование.

Предлагаемая нами модель профессиональной подготовки в настоящее время апробируется в ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ» и его филиалах по направлению 151900 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» в рамках дополнительного образования. Опыт работы этого вуза показывает, что организация профессиональной подготовки на основе интеграции программ начального, среднего и высшего профессионального образования в рамках дополнительного образования обеспечивает системную целостность интегративного взаимодействия профессионального образования, науки и производства [7], направленную на формирование специалиста, готового к обучению через всю жизнь, способного к опре­деленному виду практической деятельности, содержаще­муся в соответствующей профессии, самоорганизации и конкурентоспособности на рынке труда [6].

Следует учесть, что с 2014 года начнет работать система подготовки резервистов для Минобороны на базе гражданских вузов, направленная на изменение системы начальной военной подготовки и позволяющая студентам во время учебы в вузе получить полноценную военную специальность и военный билет солдата или сержанта запаса с соответствующей отметкой о пройденной службе. Студенты, изъявившие желание освоить военную специальность в вузе вместо службы по призыву, пройдут 450 часов теоретической подготовки, а также 3-месячные военные сборы на полигонах и войсковых стрельбищах [10].

Но, во-первых, в числе студентов есть такие, которые либо по состоянию здоровья не годны к военной службе, либо могут иметь отсрочку как временно не годные. Во-вторых, в соответствии с действующим законодательством студенты имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. И, в-третьих, в числе обучающихся есть и девушки, которые априори не могут быть призваны на военную службу. И в этих условиях организация процесса профессиональной подготовки на основе интеграции программ начального, среднего и высшего профессионального образования может рассматриваться как альтернатива системе подготовки резервистов для перечисленных выше категорий обучающихся и осуществляться в пределах отведенных для нее часов.

Рецензенты:

Куликовская И.Э., д.п.н., профессор, профессор кафедры дошкольной педагогики, директор Южно-российского научно-образовательного центра духовно-нравственного воспитания детей и молодежи ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону.

Сафин Р.С., д.п.н., профессор, профессор кафедры профессионального обучения и педагогики ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.


Библиографическая ссылка

Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Терентьева И.В. ИНТЕГРАЦИЯ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СТРОИТЕЛЬНОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12944 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674