Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА

Нургатина О.Н. 1 Соломахин О.Б. 1 Султанова Н.Д. 1
1 Набережночелнинский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждениявысшего профессионального образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
Создание целостной системы профессиональной ориентации является задачей государственной важности. От того, насколько будут решены проблемы самоопределения, самореализации и раскрытия творческого потенциала молодежи, зависят общегосударственные показатели достижения профессионализма и профессиональной компетентности граждан России. Это говорит о важности профориентационной работы, которая должна осуществляться на многих уровнях и обеспечивать качественную подготовку школьников и абитуриентов к получению профессионального образования. Изучение профориентационной направленности молодежи отражает интересы личности, общества и государства. В статье представлены результаты исследования особенностей профессионального самоопределения выпускников школ Закамского региона Республики Татарстан, изучения представлений старшеклассников о выборе профессии и путях самоопределения, проанализировано воздействие тех или иных факторов на этот выбор, показана потребность в принадлежности к профессиональной группе городских и сельских девушек и юношей и др.
исследовательская и художественная
конвенциальная
практическая
социальная
профессиональные группы: предпринимательская
профессиональная ориентация
профессиональное самоопределение
профессиональный выбор
1. Бутковская С.А. Становление идентичности в процессе профессионального самоопределения: дис. … канд. психол. наук. – Хабаровск, 2007. – 202 с.
2. Нургатина О.Н. Психолого-педагогическое сопровождение подготовки менеджера в вузе: дис. … канд. пед. наук. – Казань, 2009. – 123 с.
3. Кобазова Ю.В. Гендерный аспект процесса профессионального самоопределения старших школьников // Вестник Северо-Восточного федерального Университета им. М.К. Аммосова. – 2009. – Т. 6. – №. 2. – С. 84–88.
4. Шамионов Р.М. О некоторых преобразованиях структуры субъективного благополучия личности в разных условиях профессиональной социализации // Мир психологии. – 2010. – № 1. – С. 237–249.
5. Щавлинский Ю.А. Детерминанты профессионального выбора молодежи среднего города России: социокультурный анализ: дис. … канд. социол. наук. – Ростов-на-Дону, 2009. – 146 с.

Введение

Профессиональный выбор и акме достижения человека – два неразрывных вектора на жизненном пути человека. От них во многом зависят успехи в жизни и признание, психическое и физическое здоровье. Ученые утверждают, что одним из факторов, который обусловливает успех человека в условиях социально-экономических изменений, является его социально-профессиональная самореализация. Профессия становится неоспоримой ценностью, определяя положение в обществе, доход, образ жизни, круг общения и т. п. [4].

Вопросы о своем предназначении, возможностях и способностях очень остро встают перед современными школьниками. Современные условия жизни, социальные изменения, связанные с реформированием экономики и системы образования, оказали влияние на ценностные ориентации и жизненный путь молодых людей, предъявили к ним жесткие требования – выработать умение самостоятельно и безошибочно определять свой жизненный путь, осуществлять выбор профессии. Эти умения формируются на этапе завершения обучения в школе. Прохождение через Единый государственный экзамен (ЕГЭ) мобилизирует детей, обучает рациональному распределению сил, максимально развивает способности и волевые качества.

Выбор профессии всегда связан с профессиональными интересами, мировоззрением и идеалами. Закономерно, что учащиеся испытывают трудности в процессе самоопределения, на который оказывают влияние субъективные, объективные и субъективно-объективные факторы, многие из которых стали особенностью современности. Среди них – так называемая «проблема выживания вузов» и борьба за потенциального абитуриента, что оказывает негативное воздействие на выбор старшеклассникамиучебного заведения.

В этой связи актуальными становятся труды отечественных ученых по вопросам профессионального самоопределения, профессиональной направленности: Беспалько В.П., Бодрова В.А., Вербицкого А.А., Гуревича К.М., Зеера Э.Ф., Климова Е.А., Кричевского Р.Л., Митиной Л.М., Поваренкова Ю.П., Пряжникова Н.С., Самоукиной Н.В., Смирновой Е.Э., Ядова В.А. и других [1]. Во многих исследованиях доказано, что люди, выбирающие будущую профессиональную деятельность в соответствии со своими интересами, дольше остаются в выбранной профессии по сравнению с теми, кто выбирает профессии, не связанные с их интересами [2].

Сегодня у выпускников школ преобладает ориентация на получение высшего образования, которая выступает отправным пунктом их социально-профессионального самоопределения. Такая доминанта естественна, она соотносится как с возросшей ролью образования в жизни общества в целом, так и с важнейшими факторами достижения человеком жизненных целей. Вариативность системы образования, постановка перед молодежью в качестве социального ориентира определения своего места в социальной системе, обусловливающего социальный статус, материальное положение, социальные роли и связанный с этим жизненный успех, являются условиями для самореализации и самоутверждения современной личности.

В связи с этим перед педагогами, родителями и детьми встают вопросы о самоопределении, об особенностях выбора учебного заведения, гендерной траектории профессионального развития и др. Как показывает практика, даже после сдачи документов в образовательное учреждение, абитуриент все еще находится в стадии оптанта.

В данной работе изучаются представления старшеклассников о выборе профессии и путях самоопределения, анализируется воздействие тех или иных факторов на этот выбор, показана потребность девушек и юношей в принадлежности к той или иной профессиональной группе.

Методы и организация исследования

Нами было проведено исследование в 186 общеобразовательных школах (из них 30 сельских и 156 городских), посвященное изучению особенностей профессиональной ориентации, профессионального выбора и самоопределения выпускников школ Закамского региона Республики Татарстан, в котором приняли участие школьники 11-х классов в количестве 531 человека в возрасте 16–17 лет (261 юношей, 270 девушек). Из них: городские школьники – 420 человек (209 юношей и 211 девушек), сельские – 111 человек (52 юноши и 59 девушек).

Измерение профессиональных интересов проводилось с помощью анкетирования и контент-анализа. Для контент-анализа была взята за основу методика «Инвентарь интересов Стронга-Кэмпбелла» (Strong-Campbellinterestinventory), которая позволила диагностировать предпочтения старшеклассников в областях, имеющих отношение к разнообразным профессиям, необходимым при выборе и планировании образовательной и профессиональной траектории. Методика имеет шесть шкал с описанием основных групп профессиональных интересов (предпринимательская, социальная, практическая, конвенциальная, исследовательская и художественная) и ряд вспомогательных показателей, которые использовались нами для интерпретации результатов. Для сопоставления данных по частоте встречаемости интересующих нас признаков был использован критерий углового преобразования Фишера.

Для выявления ряда особенностей профессионального выбора старшеклассников авторами статьи была составлена анкета, которая позволила изучить состояние профориентационной работы в современной школе.

Данное исследование позволило проанализировать результаты по следующим направлениям:

  • наиболее предпочитаемые профессии и профессиональные группы старшеклассников данного региона с выделением их гендерных различий;
  • профессиональные группы старшеклассников по территориальному признаку;
  • отдельные факторы и условия выбора профессии старшеклассниками.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе исследования определены наиболее престижные, с точки зрения абитуриентов, высшие учебные заведения Республики Татарстан: Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, Казанский государственный технологический университет, Институт экономики, управления и права, Нижегородский государственный лингвистический университет и Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. В России самыми предпочитаемыми и престижными вузами были названы Московский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Московский государственный институт международных отношений (Университет) и др.

Наиболее значимыми условиями выбора старшеклассниками учебного заведения выступают:

  • наличие бюджетных мест (юноши – 63 %, девушки – 33 %);
  • стоимость оплаты за обучение (юноши – 50 %, девушки – 50 %);
  • наличие различных форм обучения и направлений (юноши – 60 %, девушки – 40 %).

Меньше всего они обращают внимание на такие показатели, как государственная аккредитация, наличие послевузовского образования, востребованность вузовских специальностей на рынке труда, наличие условий для обучения.

В соответствии с предпочтением той или иной профессиональной среды или условий будущей деятельности нами в ходе исследования были классифицированы профессиональные группы старшеклассников.

Выявлено, что мужские и женские выборки различаются по своей профессиональной принадлежности. Так, для юношей основные достижения измеряются профессиональными успехами в практической и предпринимательской активности, при этом девушки направлены на социальную сферу. Равномерно представлены практическая и предпринимательская группы. Полученные данные подтверждают наличие полоролевых закономерностей в сфере профессиональных интересов и различий в понимании своего жизненного предназначения (рис. 1).

Юноши

Девушки

Рис. 1. Профессиональные группы юношей и девушек

Как показало исследование, выпускники школ предпочитают выбирать те профессиональные сферы, которые позволят им в дальнейшем реализовать свои умения и способности, дадут возможность выполнять определенные социальные роли и добиваться реализации смысложизненных программ. Интерес в этом плане представляют профессиональные предпочтения учащихся по территориальному признаку (рис. 2).

Старшеклассники, проживающие в городской местности

Старшеклассники, проживающие в сельской местности

Рис. 2. Профессиональные группы старшеклассников, проживающих в городской и сельской местности

Как видно из рисунка 2, в профессиональном выборе учащихся городской и сельской местности доминируют три профессиональные группы: практическая, социальная и предпринимательская (данные представлены в соответствии с их ранговым положением). При этом данная детерминация существенно не зависит от типа поселения, в условиях которого осуществлялся профессиональный выбор.

Старшеклассники хотят работать в следующих сферах:

  • практическая (инженер, строитель, менеджер, агроном, технолог и т.п.);
  • социальная (учитель, преподаватель, государственный служащий и т.п.);
  • предпринимательская (экономист, банкир, торговый работник, бизнесмен и т.п.).

Исследование выявило минимальный интерес к профессиям, относящимся к художественной группе (дизайнер, декоратор, журналист, вокалист и др.). В большей степени данный феномен наблюдается у школьников из сельской местности или небольших городов, находящихся вдали от крупного культурного центра. Причину такого явления можно также объяснить отсутствием художественных, музыкальных школ, творческих студий и др. Предполагаем, что такого рода показатель является достаточно закономерным, но он не должен приниматься как закономерность. Общество как система функционирует и развивается, обеспечивая разностороннее развитие своих граждан.

Обращает на себя внимание слабый интерес школьников к конвенциальной профессиональной группе, связанной с канцелярской работой. По всей видимости, в сознании многих старшеклассников проявляется ориентация на высокую доходность выбираемой профессии и ее престиж в обществе, что не связано с признанием профессий конвенциальной группы.

В отношении выбора профессий из исследовательской группы (ее выбирают 7,6 % выпускников, проживающих в городской местности и 8,1 % – проживающих в сельской местности) можно предположить, что выпускники школ имеют слабое представление об особенностях трудовой деятельности в научном секторе, поэтому интерес к науке на данном этапе жизни пока еще не проявился.

Результаты исследования особенностей профессиональных групп юношей по территориальному признакупредставлены на рисунке 3.

Юноши, проживающие в городской местности

Юноши, проживающие в сельской местности

Рис. 3. Профессиональные группы юношей, проживающих в городской и сельской местности

Исследование показало общую тенденцию в выборе профессий из практической и предпринимательской групп. Выявлена предрасположенность юношей сельской местности к социальному и конвенциальному роду занятий. Существенно различаются интересы юношей в отношении профессий из художественной группы: выбор профессий данной группы респондентами, проживающими в сельской местности,равен нулю, по сравнению сгородскими юношами.

Профессиональные интересы девушек-старшеклассниц по территориальному признаку представлены на рисунке 4.

Девушки, проживающие в городской местности

Девушки, проживающие в сельской местности

Рис. 4. Профессиональные группы девушек, проживающих в городской и в сельской местности

Значимых различий между девушками города и села не выявлено. Девушки предпочитают выбирать профессии из социальной группы, так как мерилом выбора профессии для девушек, в первую очередь, выступают «взаимоотношения с другими людьми», «стремление учить», «воспитывать». Однако, как показывает практика, большинство из них в дальнейшем остаются работать в конвенциальной профессиональной группе.

В ходе исследования был использован критерий углового преобразования Фишера. Значимые различия получены:

  • между городскими и сельскими юношами в художественной профессиональной группе (p£0,01);
  • между городскими юношами и девушками города в практической (p£0,01) и социальной (p£0,01) профессиональных группах;
  • между сельскими юношами и девушками в практической (p£0,01), художественной (p£0,01) и конвенциальной (p£0,01) профессиональных группах.

Анкетирование выпускников школ позволило нам получить ответы на некоторые вопросы, связанные с их профессиональным самоопределением. Выявлено, что при выборе профессии основным мотивом выступают интерес к дисциплине и академическая успеваемость по профилирующему предмету.

Сегодня, когда в системе образования произошли существенные изменения, акцент ставится на подготовку школьника к ЕГЭ, которую учителя сводят к углубленному изучению своих предметов, не учитывая роли профессионального ориентирования ученика. Исследование выявило противоречие между необходимостью создания целостной системы акмеологического и психолого-педагогического сопровождения при выборе профессии детьми и реальным положением профориентационной работы в школе. Считаем, что такого рода работа должна начинаться задолго до сдачи ЕГЭ и определения учеником профессионального учебного заведения. Именно с этим связано то, что у 89 % опрошенных присутствует страх перед сдачей ЕГЭ и заниженная оценка своих знаний по профильному предмету (даже у успешных школьников).

Выбирая вуз, старшеклассники отдают предпочтение внешним признакам: отдаленность от дома, освобождение от воинской службы, наличие бюджетных и внебюджетных мест, престиж вуза и др., хотя внутренний фактор, такой как соответствие способностей и личностных качеств выбираемой профессии, должен играть в данном случае доминирующую роль.

В ходе исследования было также выявлено, что школьники имеют слабые представления о современных профессиях, не умеют соотносить свои способности с конкретными видами деятельности. Обнаружена низкая осведомленность детей о каналах и средствах приобретения информации о вузах. Выбор учебного заведения старшеклассником осуществляется «по цепочке» за референтно-значимым учащимся класса, а при выборе профессии у школьников преобладают узкопрактические мотивы. Имеет место увлеченность учителей личным престижем, результатом собственной работы. Большую роль играют социальные стереотипы и сложившиеся семейные сценарии, ограничивающие ребенка в выборе.

Большую обеспокоенность вызывает тот факт, что среди выпускников школ имеются те, кто не определился с последующим профессиональным направлением, что свидетельствует о трудностях личностного самоопределения, понимания своего жизненного предназначения (табл.).

Таблица

Неопределившиеся старшеклассники

Количество

%

Юноши

городские

27

13

сельские

5

10

Девушки

городские

21

10

сельские

4

7

Выводы

1. У современных школьников существуют трудности профессионального и личностного самоопределения, вызванные объективными и субъективными причинами.

2. Необходимо усилить информационное направлениев профориентационной работе со школьниками, особенно ознакомление учащихся с профессиограммами современных профессий, с условиями труда и реальной заработной платой специалистов различного уровня и перспективами карьерного роста. Необходимы сведения по мониторингу рынка труда и его изменениям в перспективе (особенно в регионе проживания).

2. Акмеологическое и психолого-педагогическое сопровождение профориентационных мероприятий должно быть ориентировано на использование активных методов, полезность и целесообразность которых показывает практика.

3. Устаревшие и не отвечающие современным требованиям диагностические методики должны быть обновлены в соответствии с условиями современной жизни. Профессиональная диагностика и консультирование должны иметь личностно-ориентированный характер.

4. Необходима преемственность в системе «школа – вуз» в организации совместной деятельности по оказанию помощи в подготовке абитуриента к поступлению в вуз и дальнейшей адаптации первокурсника.

5. Должна быть активизирована работа по обучению учителей, психологов и других специалистов, отвечающих за профориентацию, приемам оказания помощи школьнику при выборе профессии.

6. Необходим систематический анализ профориентационной работы школ, вузов, ознакомление с его результатами всех субъектов образовательного процесса.

7. В работе с детьми следует уделять внимание гендерным особенностям, профессиональным предпочтениям по территориальному признаку, специфике выбора профессиональных групп.

Все это предполагает разработку и внедрение в практику новых профориентационных проектов, программ и технологий, адекватных требованиям инновационной экономики.

Таким образом, можно констатировать, что проблема профессиональной ориентации школьников продолжает оставаться весьма дискуссионным полем и в силу сложившихся социально-экономических условий в нашей стране требует особого внимания.

Рецензенты:

Голубева Г.Н., д.п.н., профессор, заместитель директора по научной работе и внешним связям Набережночелнинского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», г. Набережные Челны.

Передельский А.А., д.п.н., к.ф.н., доцент, заведующий кафедрой философии и социологии ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма», г. Москва.


Библиографическая ссылка

Нургатина О.Н., Соломахин О.Б., Султанова Н.Д. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12910 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674