Актуальность. Социологические исследования в оценке деятельности медицинских учреждений и качества медицинской помощи населению служат важным инструментом при совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения и принятии рациональных управленческих решений [1, 2]. Одним из способов получения дополнительной информации для принятия управленческих решений является проведение социологических исследований, преимущество применения которых позволяет при небольших временных, трудовых и материальных затратах получить информацию и выявить такие аспекты изучаемого явления или процесса, которые другими методами определить затруднительно или невозможно [3, 5]. Качество медицинской помощи отражает медицинские и социальные аспекты деятельности медицинских организаций. Только комплексная оценка качества и эффективности медицинской помощи, осуществляемая со стороны как ее производителей, так и потребителей, и отражающая характеристику самого процесса и его результатов, позволит получить необходимую информацию для создания действенных механизмов управления системой здравоохранения [4, 5].
Целью настоящего исследования явилось изучение удовлетворённости населения доступностью и качеством медицинской помощи в условиях реализации комплексных целевых программ.
Материалы и методы. Исследование проводилось в 2006 и 2011 годы в городе Казани. Так как именно данные периоды ознаменованы завершением городских программ: «Охрана здоровья горожан» (2002–2005 годы) и «Модернизация здравоохранения города Казани» (2007–2010 годы). Путем выборочного анкетирования было опрошено 7058 человек, в 2006 году – 3347 человек и в 2011 году – 3711 человек. Респондентам была предложена специально разработанная карта по изучению удовлетворенности населения качеством и доступностью медицинской помощи. Карта включала 25 вопросов и 138 их градаций.
В ходе настоящего социологического исследования нами было предложено дать оценку деятельности медицинских организаций амбулаторно-поликлинического звена, стационаров и станции скорой медицинской помощи города Казани по пятибалльной шкале. Оценка деятельности ЛПУ проводилась по следующим критериям: квалификационный уровень врачебного и сестринского персонала, состояние материально-технической базы, санитарно-гигиенических условий, организация питания, состояние лекарственного обеспечения, этика и деонтология медицинского персонала, адекватность оказания медицинской помощи. Градация оценки давалась в зависимости от возраста и пола.
Результаты исследования. В 2006 году среди опрошенных мужчины составили 39,2 %, женщины – 60,8 %, в 2011 году 34,5 % и 65,5 %, соответственно. В возрастной структуре в 2006 году превалировали лица 40–49 лет (29,4 %), на втором месте – 60–69 лет (21,8 %), третье место заняли лица 50–59 лет (16,8 %). В 2011 году первое место заняли мужчины и женщины возрастной группы – 60–69 лет (21,6 %), второе место – 30–39 лет (18,9 %), третье место возрастная группа 50–59 лет (15,9 %). Анализ полученных данных показал, что возрастно-половая структура респондентов была репрезентативна генеральной совокупности по количественному и качественному составу проживающего населения в городе Казани на момент проведения анкетирования.
Проводимое нами исследование предусматривало изучение самооценки своего здоровья респондентами, которым предлагалось право выбора из трех оценочных градаций: хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное. Интересным оказался факт существенного различия в оценке собственного здоровья респондентами в 2006 и 2011 годы.
Рисунок 1. Оценка своего здоровья, респондентами на момент проведения анкетирования в 2006 и 2011 годы (в %)
Как видно из рисунка 1, доля респондентов, охарактеризовавших свое здоровье как хорошее, достоверно уменьшилась за пять лет и составила 21,2 % (2006 год) и 11,10 % (2011 год) соответственно (р<0,05). В то же время увеличилась доля респондентов, охарактеризовавших свое здоровье как удовлетворительное, в 2006 году – 57,5 %, в 2011 – 69,0 % (р<0,05). Изменение такого показателя оценки, как плохое здоровье, явилось недостоверным. Таким образом, за период с 2006 по 2011 год проведенная нами субъективная оценка состояния собственного здоровья жителей города Казани снизилась.
В ходе анкетирования респондентам было предложено оценить изменения в затрачиваемом ими времени на получение медицинской помощи в условиях реализации целевых программ «Охрана здоровья горожан на период 2002–2005 годы» и «Модернизации здравоохранения города Казани на период 2007–2010 годы». Критерием было взято время ожидания приема участкового терапевта, что является одним из важных показателей работы амбулаторно-поликлинического звена (рисунок 2).
Рисунок 2. Время ожидания пациентом приема врача в условиях амбулаторно-поликлинического звена (в %)
Как видно из рисунка 2, увеличилась доля респондентов, ожидающих приема врача во временном диапазоне до 20 минут (рекомендованное время Территориальной Программой государственных гарантий по Республике Татарстан) с 12,3 % до 34,2 %. Такая тенденция была обусловлена внедрением с 2008 года электронной регистратуры в поликлиниках города в рамках реализации целевого компонента программы «Модернизация здравоохранения по городу Казани на период 2007–2010 годы», что дало возможность городским поликлиникам управлять очередностью.
В то же время отмечалось увеличение доли ответов по итогам 2011 года по сравнению с 2006 годом об ожидании приема врача в диапазоне более 60 минут с 1,7 % до 5,5 %. Этот факт объясняется сокращением укомплектованности участковыми терапевтами поликлиник города Казани, при этом в таких поликлиниках, как правило, отсутствовала электронная запись.
В ходе проведения исследования также изучалось отношение к внедрению платных медицинских услуг, что приобрело особенно широкое распространение на фоне реализации программы «Модернизация здравоохранения города Казани на период 2007–2010 годы» в части внедрения государственно-частного партнерства.
Если в 2006 году в частные медицинские центры обратились 5,6 %, то в 2011 году на это указали 19,8 % респондентов. При этом отмечался рост получения платных медицинских услуг в государственных учреждениях здравоохранения. Так, если в 2006 году 13,7 % респондентов указали, что они пользовались платными услугами в поликлиниках и стационарах города, то в 2011 году их число выросло до 34,2 %. Это корреспондировалось с показателями финансово-экономических государственных автономных учреждений здравоохранения. В 2006 году доля платных медицинских услуг в консолидированном бюджете здравоохранения города Казани составляла 6,4 %, в 2011 году этот показатель вырос до 9,3 %. Однако, следует отметить, что рост обращений за платными медицинскими услугами имеет существенную зависимость от возраста и материального благосостояния респондентов. Анализ полученных данных показал, что за платными медицинскими услугами обращались в основном лица трудоспособного возраста.
Таблица 1
Оценка респондентами условий оказания медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях города Казани с учетом пола и возраста в рамках реализации целевых программ (в баллах)
Возраст |
Амбулаторно-поликлинические учреждения |
Средняя по АПУ |
||||
2006 |
2011 |
2006 |
2011 |
|||
Муж |
Жен |
Муж |
Жен |
|||
До 19 лет |
3,6 |
4 |
4,2 |
4,2 |
3,80 |
4,20 |
20-29 лет |
4,3 |
4,12 |
4,1 |
3,97 |
4,21 |
4,04 |
30-39 лет |
3,8 |
4,12 |
3,8 |
3,8 |
3,96 |
3,80 |
40-49 лет |
4,3 |
3,92 |
3,4 |
3,9 |
4,11 |
3,65 |
50-59 лет |
4,3 |
4,2 |
3,6 |
4 |
4,25 |
3,80 |
60-69 лет |
4,17 |
4,18 |
3,87 |
2,9 |
4,18 |
3,39 |
70 лет и старше |
4,09 |
4,09 |
2,8 |
2,4 |
4,09 |
2,60 |
Общая средняя |
4,08 |
4,09 |
3,68 |
3,60 |
4,09 |
3,64 |
В целом, за изучаемые периоды снизилась средняя оценка, выставленная респондентами за условия оказания медицинской помощи в городских поликлиниках. В целом, средний балл по завершении программы «Охрана здоровья горожан» в 2006 году составил 4,09, по итогам программы «Модернизация здравоохранения» – 3,64 балла (р>0,05). Данный факт можно объяснить тем, что в программу «Модернизация здравоохранения города Казани» не входили мероприятия, направленные на совершенствование амбулаторно-поликлинической сети (таблица 1).
В то же время опрошенные в 2011 году указали на существенное улучшение организации оказания медицинской помощи в стационарах города по сравнению с данными, полученными в 2006 году (таблица 2). За этот период оценка условий оказания медицинской помощи выросла с 3,88 до 4,16 баллов (р<0,05).
Таблица 2
Оценка респондентами условий оказания медицинской помощи в круглосуточных стационарных учреждениях города Казани с учетом пола и возраста в рамках реализации целевых программ (в баллах)
Возраст |
Стационарные учреждения |
Средняя по ЛПУ |
||||
2006 |
2011 |
2006 |
2011 |
|||
Муж |
Жен |
Муж |
Жен |
|||
До 19 лет |
4,1 |
3,8 |
4,1 |
4,2 |
3,95 |
4,15 |
20-29 лет |
3,5 |
3,2 |
4,02 |
4,1 |
3,35 |
4,06 |
30-39 лет |
3,7 |
4,1 |
4,12 |
4,2 |
3,90 |
4,16 |
40-49 лет |
4,1 |
4,2 |
4,18 |
4,5 |
4,15 |
4,34 |
50-59 лет |
4,2 |
3,9 |
4,21 |
4,3 |
4,05 |
4,26 |
60-69 лет |
4,5 |
3,8 |
4,08 |
4,2 |
4,15 |
4,14 |
70 лет и старше |
3,8 |
3,4 |
4,11 |
3,9 |
3,60 |
4,01 |
Общая средняя |
3,99 |
3,77 |
4,12 |
4,20 |
3,88 |
4,16 |
Таблица 3
Оценка респондентами условий оказания скорой медицинской помощи в городе Казани с учетом пола и возраста в рамках реализации целевых программ (в баллах)
Возраст |
Скорая медицинская помощь |
Средняя по СМП |
||||
2006 |
2011 |
2006 |
2011 |
|||
Муж |
Жен |
Муж |
Жен |
|||
До 19 лет |
3,2 |
3,1 |
4,1 |
4,6 |
3,15 |
4,35 |
20-29 лет |
3,5 |
3,5 |
4,27 |
4,17 |
3,50 |
4,22 |
30-39 лет |
3,4 |
2,9 |
4,36 |
3,77 |
3,15 |
4,07 |
40-49 лет |
3,3 |
3,6 |
4,13 |
4,1 |
3,45 |
4,12 |
50-59 лет |
3,1 |
2,8 |
4,0 |
4,07 |
2,95 |
4,04 |
60-69 лет |
2,4 |
2,3 |
4,1 |
3,9 |
2,35 |
4,00 |
70 лет и старше |
2,8 |
3,6 |
4,16 |
4,1 |
3,20 |
4,13 |
Общая средняя |
3,10 |
3,11 |
4,16 |
4,10 |
3,11 |
4,13 |
В ходе проведения настоящего исследования выявлен положительный рост оценки деятельности скорой медицинской помощи – с 3,11 баллов (2006 год) до 4,13 баллов (2011 год) (таблица 3).
Результаты опроса мнения населения города Казани позволяют утверждать, что в организации оказания медицинской помощи населению произошли изменения в результате реформирования системы здравоохранения города Казани в рамках реализации целевых программ «Охрана здоровья горожан» и «Модернизация здравоохранения города Казани». Респонденты отмечают увеличение времени ожидания приема врача в поликлинике, при этом сократился срок прибытия бригады скорой медицинской помощи и госпитализации на 14,7 %. Увеличилась доля населения, получавшего платные медицинские услуги, с 15,2 % (2006 год) до 28,4 % (2011 год).
Вывод. В целом интегральная оценка организации оказания медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения города Казани показала отсутствие существенного роста. В 2006 году средняя оценка составила 3,69 балла, в 2011 году 3,97 балла.
Рецензенты:
Мингазова Э.Н., д.м.н., профессор кафедры гигиены и медицины труда ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ, г. Казань.
Уткельбаев Р.И., д.м.н., доцент кафедры общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением ГБОУ ДПО «Казанская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения РФ, г. Казань.
Библиографическая ссылка
Шулаев А.В. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ДОСТУПНОСТЬЮ И КАЧЕСТВОМ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12895 (дата обращения: 02.12.2023).