Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

О МЕТОДОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ

Гульбин Г.К. 1
1 ФГБОУ ВПО Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Статья посвящена актуальной теме современного социально-культурного изучения. В ней рассматриваются вопросы методологии изучения гендерных аспектов культуры. Значительный научный интерес представляют изучение методологических вопросов гендерной культуры в плане формирования личности гендерного субъекта. Представленные в статье проработки теоретических положений гендерологии полезны для междисциплинарных социальных исследований. В статье рассматриваются вопросы методологии изучения гендерных аспектов культуры, уточнены гендерные основы формирования культурной личности в современную эпоху. Основное внимание автор уделяет уточнению понятий гендерной культуры. Рассматриваются понятия гендерная деятельность, гендерные действия, гендерные отношения, гендерные материальные отношения, гендерные идеальные отношения. Методология гендерной культуры может быть изучаема философией гендерологии. Указывается связь обобщающих гендерных понятий и философии гендерологии. Гендерная культура содержит широкий спектр позитивных гендерных основ развития общества. В этой связи в статье рассматриваются гендерные родительские отношения, гендерные семейные отношения, гендерные детские отношения, гендерные материнские отношения, гендерные отцовские отношения.
гендерные отношения
гендерные действия
гендерная деятельность
гендерная культура
методология гендерологии
философия гендерологии
1. Гульбин Г.К. Об определении, основных частях и проблемах философии гендерологии [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. – C. 1-7. – Режим доступа:: www. science-education.ru/103-6381 (дата обращения 19.03.2014).
2. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Академия, 2003. – 336 с.
3. Малиновский Б. Функциональный анализ // Антология исследований культуры. – Т. 1. Интеграция культуры. – СПб.: Университетская книга, 1997. – С. 681-702; Рэдклифф-Браун А. Методы этнологии и социальной антропологии // Антология исследований культуры. – Т. 1. Интеграция культуры. – СПб.: Университетская книга, 1997. – С. 603-632.
4. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. С. Мухина. – 10 изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2006. – 608 с.
5. Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток-Запад: женские инновационные проекты». – М.: Информация XXI в., 2002. – 256 с.

Актуальность философско-культурного исследования гендерной тематики возникает потому, что гендерная культура настойчиво заявляет о себе в жизни современного общества. В быстроменяющихся социально-экономических условиях общества возросла роль коммуникативной реальности в семье, обществе, на предприятии, в эмоционально-рациональной жизни представителей полов. Происходят культурные инновации в жизни гендерных субъектов.

Изучение философии гендерологии в России является частью общекультурного поворота к осмыслению гендерных проблем общества, преимущественно в плане рассмотрения женского вопроса и мужских проблем в нем. Существует настоятельная общественная потребность в решении проблем семьи, материнства, отцовства, детства, родительства, повышения гендерной культуры. Проявляется необходимость рассмотрения проблем гендерной культуры, вызванная потребностями развития самой социальной науки. Заметное место в современной социальной науке занимает поворот в изучении гендерных тем на рубеже двадцать первого столетия: от интеграции женских курсов в вузовские программы, изучения женского вопроса и мужских проблем к гендерным исследованиям. В современной науке складывается более сложный образ материальной и духовной жизни полов.

Современный поворот социально-научных исследований выражает идею представленности гендера во всех процессах и явлениях общественной жизни. Гендерология есть учебно-научная дисциплина, изучающая общественное бытие полов в целом, включая эволюцию их общественных статусов. Цель гендерологии - изучение и использование знаний о полах и их взаимоотношениях в социуме, выяснение влияния половых особенностей жизнедеятельности людей на общественную и индивидуальную жизнь, создание адекватного образа полов. Методологической частью гендерологии является философия гендерологии [1]. Гендерология и связанная с ней феминология производят гендерные исследования, осуществляют задачи научного познания в изучении полов, преимущественно женского вопроса и мужских проблем, укрепляют культурное общество идеями и инициативами гендерного равенства.

Универсальный характер гендерного развития человека и общества предстает важной темой современных социально-научных исследований гендерных аспектов культуры, гендерных отношений в ней. Актуальность изучения гендерных отношений в науке обусловливается потребностью в тщательном изучении спектра семейных, родительских, детских, материнских и отцовских отношений. В современной литературе отмечается оживление интереса к исследованиям семейно-родительско-детских отношений и указывается на недостаточную проработанность их в науке и образовании [5].

Целью настоящей статьи является изучение методологических вопросов гендерной культуры, преимущественно гендерных отношений в ней. Гендерная культура может быть определена как совокупность гендерных материальных и гендерных духовных ценностей, созданных людьми в исторически определенные эпохи, характеризующая уровень развития общества и человека. Теоретики культуры, философы истории и историки цивилизаций предлагают одной из основ культурного развития человечества рассматривать семейный уклад, образ жизни, взаимоотношения людей в формах гендерных социумов, зарекомендовавших себя в прошлом и современности.

Проблемы гендерной культуры в формате научного познания следует обосновывать проработкой гендерных понятий и аналитикой этих понятий. Этот методологический прием является общепризнанным в социальных науках и теории культуры прошлого столетия: классический подход в социальной антропологии требует выверенных понятий. Классики социальной антропологии, столкнувшиеся с многозначностью понятий о материальной и духовной культуре, к методологически уместным понятиям относят закон, институт и деятельность. К ним постоянно обращались Б. Малиновский, П. Рэдклифф-Браун [3].

Методологически рассмотрение деятельности уместно в характеристике основ культурного развития гендерных социумов. Гендерная деятельность может быть определена как социальная активность представителя пола в достижении цели. Конечно, индивидуальная активность женщины или мужчины в достижении гендерной цели опосредована предшествующей культурой, воспитанием. Деятельное отношение к семье, например, преобразует ребенка в субъекта семьи, юношескую пару влюбленных в супружескую пару. Гендерная деятельность характеризует осознаваемую сторону поведения представителя пола. Это надбиологическое действие и отношение, отличающее мир людей от предшествующих форм стадного поведения.

Гендерная деятельность немыслима без гендерных действий и гендерных отношений. Поэтому в философии гендерологии важно рассмотреть понятия «гендерные действия» и «гендерные отношения». Эти сложившиеся формы развития общества обеспечивают, при всех его изменениях, стабильный процесс его бытия. Это достойная основа для эффективного исследования цивилизации в предсказуемом будущем. В этом плане методологически понятия гендерные действия и гендерные отношения полезны тем, что их изучение объясняет сложную предметно-объектную сферу жизни полов.

Система связей и взаимосвязей в формате гендерной деятельности опирается на активность представителя пола в виде гендерного действия. Гендерное действие - процесс, направленный на реализацию гендерной цели. Гендерные действия - действия, совершаемые рационально или под воздействием чувств. Рациональные гендерные действия есть действия, контролируемые волей и сознанием в достижении гендерных целей. Значительную роль в жизни полов занимают нерациональные гендерные действия. Это действия, совершаемые для достижения гендерных целей под влиянием эмоций, чувств, эмпатии в жизни полов. Они превалируют в поведении ребенка в младшем детском возрасте.

Гендерные отношения в миллиардах форм проявляются в жизни полов, закрепляются предметными условиями, средствами и результатами гендерной деятельности представителей полов. Система гендерных отношений складывается в деятельности представителей полов, например, в форме гендерных отношений собственности. В философии и методологии экономики признано, что экономика основывает свои отношения ценностно. Г. Мюрдаль указал, например, приложимость политически сформированных ценностных категорий ко всей экономической науке прошлого вплоть до современности. Гендерные экономические ценности возникали вместе с хозяйственными и иными потребностями полов, приняты в литературе: 1) политически ориентированной решением женского вопроса; 2) раскрывающей роль предпринимательства женского населения в обществе в прошлом и современности.

Методологический аспект гендерной культуры в философии гендерологии обусловлен изучением гендерных материальных отношений и гендерных идеальных отношений. Гендерные отношения могут быть определены как совокупность связей и взаимосвязей, возникающих в процессе и существующих как результат гендерной деятельности людей. Гендерное отношение необходимо человеческое, резко отличается от связей между полами в мире животных, мире доразумных форм живого. Гендерные отношения многообразны и формируются в гендерной деятельности, образуя систему связей и взаимосвязей в формате гендерной деятельности. Гендерные отношения играют значительную роль в формировании гендерной культуры. Их изучение представляет значительный интерес для философии гендерологии и теории культуры в плане поиска путей повышения культуры полов.

Тема повышения культуры полов в обществе - вечная забота образованной общественности народов мира. Хамство, грубость лексики - препятствия гендерной культуре - осуждаются образованной общественностью. В студенческой среде вопросы гендерной культуры вызывают живой интерес. Ежегодный тест студентов Томского политехнического университета выявляет высокий уровень внимания к вопросу гендерной культуры. Если 5-7 % студентов называют основной ценностью жизнь, то не менее половины студентов - семью, счастье общения с родными. Семья - исконная человеческая ценность, и здравый смысл подсказывает, что защита жизни, само продолжение жизни - в родительстве, детстве, семье. Задача современной культуры в сохранении, поддержке, защите позитивных гендерных ценностей.

Философия гендерологии обращена к основным гендерным отношениям: родительским, семейным, детским, материнским и отцовским. В первую очередь к родительским отношениям в силу связи с коренной родительской характеристикой: продолжение человеческого рода. В философии гендерологии рассматриваются природа и сущность родительских отношений. В ней в происходящем повороте в гендерных исследованиях приходят к рассмотрению гендера как универсального явления социальной науки, важен гуманитарный аспект изучения современного человека, особенно личностный аспект человека в современном мире. Гендерные родительские отношения в аспекте личностного развития можно характеризовать как переживания, действия, реакции, опосредованные гендерной деятельностью по формированию личности ребенка или детей. Родительский фактор - важнейший в деле детского образования, в родительском отношении - в гражданском воспитании ребенка.

Семейные отношения, зарекомендовавшие себя как стабильное начало цивилизации, это те, которые обеспечивают экономическую самостоятельность и чувственно-эмоциональный комфорт членов семьи. Можно определять гендерные семейные отношения как совокупность связей и взаимосвязей, возникающих в процессе и существующих как результат гендерной деятельности представителей полов в семье. Гендерные семейные отношения - это наиболее заметная часть гендерных отношений, вовлекающая подчас массу родственных связей и взаимосвязей. Заметное место в семейных отношениях занимают гендерные отношения собственности.

Гендерные семейные отношения в аспекте личностного развития можно характеризовать как переживания, действия, реакции, опосредованные гендерной деятельностью по формированию личности членов семьи. Интегрированность и стабильность эмоционально-волевых и ментальных (рациональных) гендерных ценностей личностного развития членов семьи системно способствуют повышению гендерной культуры семьи.

Детские отношения - семейные отношения, в которые непосредственно включен ребенок. В младенческом и первом детском возрасте семья - важнейший институт формирования гендерных детских отношений. С развитием ребенка круг гендерных детских отношений вырастает за рамки семейных. К сожалению, у некоторых младенцев и детей семейный круг гендерных детских отношений не возникает изначально. Это дети-сироты, брошенные, оставшиеся без родителей. Издревле у народов мира существует гендерный культурный обычай брать в семью ребенка близких родственников, оставшегося без родителей. Это благородный обычай обеспечивал род полноценным представителем, членом семьи, на которого могли положиться все родственники. Этот мудрый обычай следует поддерживать и в современном обществе. В России 193 народа, говорящих на 239 языках, и для российского общества сохранение позитивных аспектов гендерной культуры - важный фактор единства и благополучия всего общества. Гендерные детские отношения могут быть определены как совокупность связей и взаимосвязей, возникающих в процессе и существующих как результат гендерной деятельности детей. Гендерные детские отношения в аспекте личностного развития можно характеризовать как переживания, действия, реакции, опосредованные гендерной деятельностью, в процессе которой формируется личность ребенка.

Материнские отношения в антропологии рассматривают через отношение женщины к ребенку или детям [4]. Роль матери в формировании свободного мышления ребенка неоценима. В формировании эмоционально-волевой сферы ребенка не подлежит сомнению. Позитивные отношения с матерью ориентируются эмоциональной теплотой и сердечностью, душевной мягкостью и чуткостью. Гендерные материнские отношения в аспекте личностного развития можно характеризовать как переживания, действия, реакции, опосредованные гендерной деятельностью матери по формированию личности ребенка или детей.

Отцовские отношения в антропологии и этнографии рассматриваются через отношение мужчины к ребенку или детям [2]. Позитивные отношения с отцом способствуют формированию бесстрашия, физической и духовной красоты, чувства долга. Гендерные отцовские отношения в аспекте личностного развития можно характеризовать как переживания, действия, реакции, опосредованные деятельностью отца по формированию личности ребенка или детей.

Достойные форматы гендерных отношений и гендерных действий формируют семью, обеспечивающую устойчивый уровень гендерной культуры. Достоинства систем гендерных отношений изучаются мыслителями, учеными и специалистами в различные эпохи у народов мира. В условиях построения свободного общества в современную эпоху культурное развитие гендерных социумов необходимо обретает форму поиска гендерного равноправия. Многие народы мира выработали культурные системы, вызывающие уважение других народов мира. Философы культуры и историки цивилизаций всерьез размышляли над моделями всеобщей культуры человечества. Вопросы гендерной культуры привлекали их внимание успешностью форм совместной жизнедеятельности гендерных социумов.

Гендерная культура перспективна как путь гуманистического развития во Вселенной. Личность не автономна от базовых влияний гендерных культур. Исторически формируются культурные этические нормы, связанные с гендерной философией. Социокультурная ситуация в аспекте философии сотрудничества полов обретает материально-ценностное и духовно-ценностное основания собственной устойчивости, что наряду с определенностью в сфере закона придает устойчивость признаков, идей, мировоззрения гендерных социумов, формируемых в культурной деятельности полов. Следует провести многоступенчатый анализ теории гендерной культуры, гендерной политической, гендерной экономической, гендерной правовой и целого ряда других гендерных культур.

Рецензенты:

Лукьянова Н.А., д.ф.н., профессор, зав. кафедрой социологии, психологии и права ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томск.

Коробейникова Л.А., д.ф.н., профессор кафедры теории и истории культуры Института искусств ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет», г. Томск.


Библиографическая ссылка

Гульбин Г.К. О МЕТОДОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12886 (дата обращения: 17.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074