Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВЛИЯНИЕ СОСТОЯНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА НА ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ КОМПАНИИ

Толчеева А.А. 1 Зылёва Н.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»
Вопросы изучения интеллектуального капитала являются исключительно актуальными в условиях формирования постиндустриальной экономики. В настоящей статье проанализированы основные параметры эффективности интеллектуального капитала, предложены коэффициенты для оценки состояния и использования его элементов: коэффициент здоровья сотрудника, коэффициент постоянства клиентской базы и коэффициент интеллектуальной автономии компании. Также уделено внимание возможности сбора, обобщения и подготовки информации о состоянии компонентов интеллектуального капитала посредством разработки форм регистров управленческой отчетности, таких как отчет о состоянии и использовании человеческого капитала, отчет о состоянии и использовании клиентской базы и отчет о состоянии и использовании структурного капитала. Анализ указанной информации необходим для принятия оптимальных экономических решений в части использования интеллектуального капитала.
финансовый результат
оценка
интеллектуальный капитал
1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М. : Книжный мир, 2003. — 895 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (от 26.01.1996 N 14-ФЗ) // Нормативно-справочная база «Консультант плюс» [Электронный ресурс].
3. Кожевникова Е.А. Анализ эффективности использования персонала предприятия // Планово-экономический отдел. — 2011. — № 8. — С. 3-10.
4. Шумилов М.В. Международное публичное экономическое право : уч. пособие. — М. : НИМП, 2001. — 140 с.
5. Khalique М. Intellectual capital and its major components [Электронный ресурс] // International Journal of Current Research. 2011. - URL: http://www.academia.edu/3842377/Intellectual_capital_and_its_major_components (дата обращения: 11.03.2014).

В современном мире движущим фактором развития экономики является интеллектуальный капитал, представляющий собой совокупность определенных активов. При этом вопрос о том, какие именно активы входят в состав интеллектуального капитала, остается в настоящее время спорным. Проведенный анализ публикаций и нормативных актов в области подходов в определении интеллектуального капитала позволяет утверждать, что существуют различные мнения по данному вопросу. Если в отечественной литературе понятие интеллектуального капитала приравнивается к интеллектуальной собственности, под которой понимают исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности [1; 2; 4], то в зарубежной литературе термин «интеллектуальный капитал» трактуется значительно шире. Так, Т. Стьюарт предложил следующее определение: «интеллектуальный капитал – это интеллектуальный материал, включающий в себя знания, опыт, информацию, интеллектуальную собственность и участвующий в создании ценностей». В составе интеллектуального капитала Т. Стьюарт выделяет клиентский (товарные знаки, деловая репутация и т.д.), структурный (ноу-хау, изобретения и др.) и человеческий капитал (знания, умения, здоровье работников) [5].

Являясь ведущим фактором производства в современных рыночных условиях, интеллектуальный капитал способствует появлению интереса со стороны российских компаний к вопросу его учета в составе своих активов, что, в свою очередь, стимулирует разработку новых методик анализа состояния и использования интеллектуального капитала.

Для того чтобы обеспечить управленческий персонал информацией, необходимой для принятия экономических решений в части использования интеллектуального капитала, автор предлагает ввести следующие формы внутренней отчетности: отчет о состоянии и использовании человеческого капитала, отчет о состоянии и использовании клиентской базы и отчет о состоянии и использовании структурного капитала. Указанные формы должны содержать следующие реквизиты: наименование регистра; наименование структурного подразделения организации, составляющего регистр; период, за который составлен регистр; номер документа; величина денежного измерения и группировка исследуемых объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения; а также подписи лиц, ответственных за составление регистра с указанием их должностей, фамилий и инициалов.

Основными параметрами эффективности интеллектуального капитала являются экономические результаты, к которым приводит его использование в хозяйственной деятельности предприятия. В условиях функционирования предприятия выгода от использования интеллектуального капитала чаще принимает форму роста стоимости ее активов, прибыли (вследствие роста доходов или снижения издержек), повышения конкурентоспособности, стабильности состава персонала.

В современных экономических условиях роль человеческого капитала как долгосрочного ресурса организации значительно возросла. Для того чтобы оценить, сколько прибыли в среднем приходится на одного сотрудника, рассчитывают показатель рентабельности персонала (РП) [3]:

,

где ЧП – чистая прибыль предприятия,

Ч – численность сотрудников предприятия.

Рентабельность персонала также позволяет оценить возврат инвестиций в человеческий капитал. Например, вложение средств компании в проведение профилактических осмотров подразумевает сокращение заболеваний работников в будущем, замедление процесса снижения их трудоспособности, а значит появление возможности увеличения прибыли в расчете на служащего.

По мнению авторов, для того чтобы получить реальное значение рентабельности персонала компании, знаменателем этого показателя должно выступать не общее число сотрудников предприятия, а сумма коэффициентов здоровья (Кз) отдельных работников. Данный коэффициент рассчитывается по формуле:

,

где ДР – число рабочих дней в году,

– число дней отсутствия работника по больничным листам.

Данный показатель принимает значения от 0 до 1 и показывает уровень здоровья конкретного работника. Если значение коэффициента приближено к 1, то это свидетельствует о хорошем состоянии его здоровья, поскольку число дней болезни за год незначительное, и наоборот. Данный коэффициент необходимо рассчитывать по всем категориям персонала, поскольку это обеспечит однородность итогового показателя по всему списочному составу.

Приведем пример использования предлагаемого показателя. В 2012 году работники ООО «Тюмень» из 249 рабочих дней в году отсутствовали по болезни: Иванов И.И. – 27 дней, Сидоров С.С. – 24 дня, Петров П.П. – 2 дня. В течение 2013 года за счет предприятия были организованы медицинские осмотры персонала, в результате которых были предотвращены заболевания сотрудников. За 2013 год из 247 рабочих дней в году Иванов И.И. отсутствовал по больничным листам 12 дней, Сидоров С.С. – 5 дней, Петров П.П. – 0 дней. Чистая прибыль предприятия за 2012 год составила 1000 тыс. рублей, за 2013 год – 1200 тыс. рублей.

Значения коэффициентов здоровья по каждому сотруднику приведены в строке 4 таблицы 1 «Отчет о состоянии человеческого капитала». Сумма значений Кз за 2012 год составила 2,78, за 2013 год – 2,93, то есть из фактически числящихся 3 сотрудников в 2012 году работало только 2,78 человека (по состоянию здоровья), а в 2013 г. – 2,93 человека. Неиспользованные мощности предприятия в виде человеческого капитала равны 0,22 (3-2,78) и 0,07 (3-2,93) в 2012 и 2013 годах соответственно. В 2012 году в среднем на одного сотрудника пришлось 333 тыс. рублей чистой прибыли (1000/3), а в 2013 году – 400 тыс. рублей (1200/3). Таким образом, в 2012 году потери от неэффективного использования человеческого капитала составили 73 тыс. рублей (0,22*333), а в 2013 году – 28 тыс. рублей (0,07*400), что почти в три раза меньше показателя прошлого года. В данной ситуации можно говорить о положительной отдаче инвестиций в здоровье сотрудников, поскольку потери человеческого капитала были уменьшены, а резерв на увеличение рентабельности персонала частично использован в течение 2013 года.

Таблица 1

Отчет о состоянии и использовании человеческого капитала

Название показателя

2012

2013

Абсолютное отклонение

1

Число рабочих дней в году, дни

249

247

-2

2

Количество сотрудников, чел.

3

3

-

3

Число дней отсутствия по больничным листам, дни:

- Иванов И.И.

- Сидоров С.С.

- Петров П.П.

 

27

24

2

 

12

5

0

 

-15

-19

-2

4

Коэффициент здоровья, КЗ ([1]-[3])/[1]:

- Иванов И.И.

- Сидоров С.С.

- Петров П.П.

ИТОГО:

 

0,89

0,90

0,99

2,78

 

0,95

0,98

1

2,93

 

+0,06

+0,08

+0,01

+0,15

5

Чистая прибыль, тыс. руб.

1000

1200

+200

6

Рентабельность персонала, тыс. руб. [5]/[2]

333

400

+67

7

Потери человеческого капитала, чел.

([2]-[ИТОГО 4])

0,22

0,07

-0,15

8

Резерв увеличения рентабельности персонала, тыс. руб. [6]*[7]

73

28

-45

В настоящее время одной из основ успешного бизнеса является ориентация на требования клиента. Общеизвестно, что затраты на привлечение одного нового клиента больше затрат на удержание существующего. Состояние клиентского капитала компании, по мнению авторов, можно оценить с помощью коэффициента постоянства клиентской базы (Кп), который рассчитывается как:

,

где КД – количество клиентов с долгосрочными отношениями (более 1 года);

К – общее число клиентов фирмы.

Значение показателя менее 0,2 говорит о нестабильности клиентской базы, от 0,2 до 0,6 – о хорошей стабильности, от 0,6 до 1 – о том, что база клиентов устойчива.

Экономический смысл данного коэффициента состоит в том, чтобы показать удельный вес прибыли, приносимой компании постоянными клиентами. Если предложенный коэффициент умножить на значение чистой прибыли в исследуемом периоде, то получим величину прибыли, которую приносят компании постоянные клиенты.

Например, общее количество клиентов ООО «Тюмень» за 2012 г. – 150, из них 100 клиентов, которые имеют долгосрочные отношения с исследуемым предприятием. В 2013 году общее число клиентов увеличилось до 188 единиц, в том числе до 132 постоянных клиентов. Размер чистой прибыли составил 1000 тыс. рублей и 1200 тыс. рублей за 2012 и 2013 годы соответственно. Тогда коэффициент постоянства базы в 2012 г. составит 0,67 (100/150), в 2013 г. – 0,70 (132/188), следовательно, организация укрепляет отношения со своими клиентами. За 2012 год прибыль, которую принесли фирме постоянные клиенты, составила 670 тыс. рублей (0,67*1000), в 2013 г. – 840 тыс. рублей (0,7*1200).

Необходимо отметить, что предприятия, имеющие стабильную клиентскую базу, приобретают преимущество перед конкурентами в виде повышения лояльности своих покупателей, которые становятся менее чувствительными к цене. Значит, установление более высокой цены на товар или услугу не будет сопровождаться риском потери части оборота. Также при высокой доле постоянных клиентов компания может оптимизировать расходы, сократив затраты на рекламу, в том числе на привлечение новых потенциальных клиентов. Таким образом, интеллектуальный капитал компании в виде устойчивой базы покупателей способен привести к положительным экономическим эффектам, а показатель постоянства клиентской базы выступает одним из инструментов для определения и развития маркетинговой стратегии фирмы.

Отчет о состоянии и использовании клиентской базы представлен в виде таблицы 2.

Таблица 2

Отчет о состоянии и использовании клиентской базы

Название показателя

2012

2013

Абсолютное отклонение

1

Общее число клиентов фирмы, ед.,

в том числе:

150

188

+38

2

Число клиентов с долгосрочными отношениями, ед.

100

132

+32

3

Чистая прибыль, тыс. руб.

1000

1200

+200

4

Коэффициент постоянства клиентской базы, КП [2]/[1]

0,67

0,70

+0,03

5

Прибыль предприятия, приходящаяся на постоянных клиентов, тыс. руб. [3]*[4]

670

840

+170

Предприятие, которое обладает собственными исключительными правами на технологию производства определенного товара (или оказания услуг) или особенные маркетинговые возможности, безусловно, имеет значительные конкурентные преимущества.

Для оценки состава структурного капитала авторы предлагают рассчитать коэффициент интеллектуальной автономии (КИА):

,

где ПС - стоимость патентов (свидетельств), созданных сотрудниками организации;

П – общая стоимость патентов на балансе организации.

Данный показатель демонстрирует долю патентов (свидетельств), созданных сотрудниками самостоятельно, от общего числа используемых фирмой патентов. Если значение данного показателя принимает значение от 0 до 0,5, это говорит о низкой интеллектуальной автономии. Высокой автономией можно считать ситуацию, при которой значение коэффициента находится в пределах от 0,5 до 1. Коэффициент интеллектуальной автономии позволяет оценить, насколько исследуемая компания независима в разработке новых объектов интеллектуальной собственности, защищенных в форме патентов, которые обладают такими важными свойствами, как повышенное качество, надежность создаваемого продукта. Определить, какая часть выручки фирмы связана с ее интеллектуальной автономией, можно, умножив показатель общей выручки за период на предлагаемый коэффициент.

Рассмотрим на примере использование показателя. Общая стоимость патентов на балансе ООО «Тюмень» в 2012 году составила 80 тыс. рублей, в том числе 60 тыс. рублей – стоимость патентов, созданных сотрудниками фирмы. В 2013 году общая стоимость патентов увеличилась до 100 тыс. рублей, из них 90 тыс. рублей – стоимость собственных патентов. Коэффициент интеллектуальной автономии для организации в 2012 году составляет 0,75 (60/80), в 2013 году – 0,90 (90/100), что свидетельствует об укреплении интеллектуальной независимости организации в текущем периоде.

В таблице 3 приведены показатели независимости фирмы вследствие наличия исключительных прав на технологии.

Таблица 3

Отчет о состоянии и использовании структурного капитала

Название показателя

2012

2013

Абсолютное отклонение

1

Общая стоимость патентов, тыс. руб., в том числе:

80

100

+20

2

Стоимость патентов, созданных сотрудниками самостоятельно, тыс. руб.

60

90

+30

3

Коэффициент интеллектуальной автономии, КИА [2]/[1]

0,75

0,90

+0,15

4

Общая выручка предприятия, тыс. руб.

2500

3500

+1000

5

Выручка предприятия от интеллектуальной автономии, тыс. руб. [3]*[4]

1875

3150

+1275

Таким образом, использование интеллектуального капитала и его составляющих в приведенных выше примерах указывает на улучшение финансового результата компании вследствие уменьшения потерь от использования человеческого капитала, экономии на привлечении новых клиентов, а также вследствие увеличения объемов продаж запатентованных изобретений.

Приведенные формы внутренней отчетности обеспечат персонал организации необходимой управленческой информацией об элементах интеллектуального капитала, что позволит сделать выводы о текущем состоянии и использовании человеческого, клиентского и структурного капитала и их влиянии на финансовый результат компании.

Источники сбора информации, необходимой для составления внутренних отчетов по состоянию и использованию интеллектуального капитала, представлены в таблице 4.

Таблица 4

Показатели, необходимые для расчета коэффициентов состояния и использования интеллектуального капитала, и их источники

Название показателя

Источник информации

1

Число рабочих дней в году, дни

Производственный календарь

2

Число дней отсутствия по больничным листам, дни

Табель учета рабочего времени

3

Выручка предприятия, руб.

Отчет о финансовых результатах

4

Чистая прибыль, руб.

5

Общее число клиентов фирмы, ед.

Управленческая отчетность отдела маркетинга и развития предприятия

6

Число клиентов с долгосрочными отношениями, ед.

7

Затраты на привлечение клиентов, руб.

8

Общая стоимость патентов, руб.

Пояснения (приложения) к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах

9

Стоимость патентов, созданных сотрудниками самостоятельно, руб.

Контроль за предоставлением информации специалистами отдела по работе с персоналом, бухгалтерии и отдела маркетинга и развития предприятия в установленные управленческими документами сроки предлагается вести специалистам планово-экономического отдела. На основании полученной информации они должны будут провести анализ состояния интеллектуального капитала, заполнить формы отчетности и сделать выводы о влиянии состояния и использования в хозяйственной деятельности предприятия элементов интеллектуального капитала на финансовые результаты.

Интеллектуальный капитал как ресурсный потенциал компании заслуживает особого внимания с точки зрения учета и экономического анализа. Результаты анализа его состояния и использования позволяют руководителям принимать в будущем обоснованные управленческие решения, которые способствуют обеспечению стабильной деятельности предприятия в целом.

Рецензенты:

Журавкова И.В., д.э.н., профессор кафедры учета, анализа и аудита Финансово-экономического института, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень.

Растамханова Л.Н., д.э.н., генеральный директор ООО «РАСТАМ-Аудит», г. Тюмень.


Библиографическая ссылка

Толчеева А.А., Зылёва Н.В. ВЛИЯНИЕ СОСТОЯНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА НА ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ КОМПАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12873 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674