Введение
Вопросы качества и содержания образования всегда имели в обществе приоритетное значение. Повышение качества образования реализуется через процесс информатизации, который в первую очередь характеризуется широким внедрением мультимедиа технологий в различные сферы жизни общества. Наиболее важным и сложным звеном является профессиональное образование.
Современные мультимедиа технологии являются основой процесса информатизации профессионального образования, реализация которого предполагает повышение профессиональной и медиакомпетентности выпускников вуза посредством улучшения качества обучения на основе его информатизации, интенсификации и индивидуализации; разработки перспективных средств, методов и технологий обучения и др.
В связи с этим мы поставили цель – изучить влияние процесса информатизации профессионального образования на формирование медиакомпетентности будущих педагогов. В соответствии с целью ставились и решались следующие задачи: выявить необходимость формирования медиакомпетентности выпускников вуза, уточнить специфику и раскрыть содержание понятия «медиакомпетентность учителя английского языка», провести экспериментальное исследование, направленное на формирование медиакомпетентности будущих учителей английского языка.
Исследуя проблему применения мультимедиа технологий в обучении, ученые призывают к тому, чтобы преподаватели сосредоточились на разумном употреблении появляющихся образовательных технологий и максимизировали их потенциал на качественное обучение.
Mehlinger H.D., исследуя данную проблему, указывает на то, что, хотя университеты были в значительной степени успешны в подготовке квалифицированных специалистов до настоящего времени, современные образовательные потребности изменились, в том числе из-за изменений в социуме. Современному обществу нужны специалисты, обладающие не только набором компетенций из актуальной для них отрасли науки, но также и медиакомпетентностью, сформировать которую можно, если учебный процесс в вузе организован с использованием мультимедиа технологий [8, с. 59-60].
Экспериментальная работа Боликовой Л.Ю., Бакановой М.В. и др. по формированию профессионально-коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения иностранному языку показала, что важным условием, обеспечивающим эффективное формирование компетентности, является сочетание методов и приемов традиционного обучения с современными методами, приемами и средствами обучения, в первую очередь с информационными компьютерными технологиями. Обучающие программы облегчают студентам освоение опыта, расширяя границы аудиторной работы, позволяют погрузиться в ситуации, максимально приближенные к их будущей профессиональной деятельности, а также предоставляют возможность оперативного контроля со стороны педагога и самоконтроля результатов деятельности студентами [1, c. 128-129].
После проведенного экспериментального исследования эффективности мультимедиа технологий в учебном процессе мы выявили, что они интенсифицируют работу преподавателя и студентов, позволяют рационально соотносить элементы научно-теоретической и практической подготовки, более успешно осуществлять контроль за усвоением знаний и становлением умений, регулировать этот процесс [2, с. 120]. Однако не все студенты готовы активно пользоваться мультимедиа технологиями в будущей профессиональной деятельности. Причиной тому служит тот факт, что методике организации учебного процесса с помощью мультимедиа уделялось недостаточно внимания.
Данный факт подтверждает опрос среди преподавателей, проведенный Shields J. Согласно данным опроса, 93% преподавателей ответили, что использование мультимедиа технологий было бы «превосходной идеей», 52% признались, что не в полной мере знают, как использовать эти технологии. В данном исследовании также было выявлено, что эффективная методология использования мультимедиа в образовании не может быть разработана мгновенно, т.к. процесс обучения нельзя резко изменять в какую-либо сторону, спешка и качественное образование – понятия не тождественные, поэтому сперва нужно провести семинары с преподавателями, научные эксперименты со студентами и только потом постепенно внедрять новые информационные технологии в обучение [9, c. 35-37].
Hall А. утверждает, что применяемые государством усилия по реформе образования, требующие интеграции в образовательные учреждения мультимедиа технологий, не всегда реализуются. Она акцентирует внимание на таких барьерах в использовании мультимедиа, как нехватка стимула преподавателей, несоответствие уже устоявшейся модели обучения, которую все никак не могут переделать, культурные барьеры и др. Hall А. предостерегает, что, если система образования не изменится в ответ на потребности государства в медиакомпетентных специалистах, они (специалисты) могут вскоре быть невостребованными в постоянно меняющемся информационном мире [7].
Проведенные исследования подтверждают, что формирование и развитие медиакомпетентности находится в тесной взаимосвязи с формированием и развитием основных профессиональных компетенций, поэтому они не могут рассматриваться изолировано от процесса профессиональной подготовки студентов – будущих учителей иностранного языка.
В зарубежной научной литературе уже давно используется термин медиакомпетентность (англ. – media competence, нем. – Medienkompetenz), под которым понимается способность к «квалифицированному, самостоятельному, творческому и социально-ответственному действию по отношению к медиа» [10, c. 120]. Однако данное определение не является полным и не содержит конкретики.
Американский медиапедагог Baran S.J. предложил классификацию умений, необходимых для медиакомпетентности личности [6, c. 33-34]:
- знание специфики языка различных медиа и способность понимать их воздействия, независимо от сложности медиатекстов;
- способность и готовность сделать усилие, чтобы воспринимать, понять содержание медиатекста и отфильтровывать «шум»;
- способность различать эмоциональную и аргументированную реакцию при восприятии, чтобы действовать соответственно;
- развитие компетентного предположения о содержании медиатекста;
- знание условностей жанров и способность определять их синтез;
- понимание и уважение силы влияния медиатекстов;
- способность размышлять о медиатекстах критически, независимо от того, насколько влиятельны их источники.
Проблема определения медиакомпетентности связана с развитием мультимедиа технологий и быстрыми изменениями в обществе, которые едва поддаются обозрению. Прежде всего, медиакомпетентность описывает общее умение, которое принципиально связано со всеми видами медиа, поэтому она должна быть определена над основными умениями, такими как ориентироваться и действовать в медиамире. Под этим понимается, что медиакомпетентность не привязывается только к новым информационным технологиям, но и включается в старые. Работа с различными медиа организуется по-разному, и ей необходимо обучаться в зависимости от конкретного технического средства. Кроме того, медиакомпетентность должна определяться специфически для возраста, что означает, что медиакомпетентность школьника выглядит иначе, чем медиакомпетентность взрослого человека [3, c. 286].
Президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России Федоров А.В., изучая проблему медиакомпетентности, утверждает, что «термин медиакомпетентность более точно определяет суть имеющихся у индивида умений использовать, критически анализировать, оценивать и передавать медиатексты в различных видах, формах и жанрах, анализировать сложные процессы функционирования медиа в социуме» [5, c. 22].
Под медиакомпетентностью учителя английского языка мы понимаем совокупность его знаний, умений, навыков, мотивов, способствующих медиаобразовательной деятельности в процессе преподавания английского языка в аудитории различного возраста.
Выделяются следующие показатели медиакомпетентности современного педагога [4, c. 27]:
- мотивационный (мотивы медиаобразовательной деятельности, стремление к совершенствованию своих знаний и умений в области медиаобразования);
- информационный (уровень информированности, теоретико-педагогических знаний в области медиаобразования);
- методический (методические умения в области медиаобразования, уровень педагогического артистизма);
- практико-операционный/ деятельностный (качество медиаобразовательной деятельности в процессе учебных занятий разных типов и исследовательской медиапедагогической деятельности);
- креативный (уровень творческого начала в медиаобразовательной деятельности).
По данным показателям мы выявили уровень сформированности медиакомпетентности у студентов 5 курса – будущих учителей английского языка, т.к. им важно быть компетентным не только в области иностранного языка, но и обладать медиакомпетентностью, грамотно используя мультимедиа технологии в своей будущей профессиональной деятельности.
В научном эксперименте было задействовано 42 студента 5 курса. На констатирующем этапе эксперимента студентам были предложены творческие задания и задания в тестовой форме, которые позволили выявить, что показатели медиакомпетентности находятся на уровне выше среднего (Рис. 1).
Рис. 1. Показатели медиакомпетентности студентов – будущих учителей английского языка на разных этапах эксперимента (КЭ - констатирующий эксперимент, ФЭ – завершающий этап формирующего эксперимента)
Следующим этапом стало проведение формирующего эксперимента. Его целью явилось повышение уровня медиакомпетентности студентов – будущих учителей английского языка. В течение семестра в рамках дисциплины «Информационные технологии» студенты
- учились осуществлять поиск необходимой информации для решения учебных, научно-исследовательских и профессиональных задач из отечественных и зарубежных источников глобальных сетей Интернета;
- изучали возможности использования мультимедиа технологий в изучении и преподавании английского языка;
- учились работать с электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения профессиональных задач;
- учились оценивать программное обеспечение и перспективы его использования с учетом решаемых профессиональных задач;
- учились создавать презентацию по различным темам и аспектам на изучаемом иностранном языке.
По окончании семестра студентам снова были предложены творческие задания и задания в тестовой форме, которые позволили выявить, что уровень медиакомпетентности студентов повысился от 7 до 23 % в зависимости от показателей (Рис. 1).
Анализируя результаты научного эксперимента, отметим, что больше всего у студентов повысился уровень мотивационного и информационного показателей, т.к. студенты приобрели новые знания, умения и навыки в области взаимодействия с мультимедиа и стремятся к использованию полученных знаний, умений и навыков в будущей педагогической деятельности. Креативный, деятельностный и методический показатели повысились не так значительно, однако большинство студентов достигли высокого уровня за счет того, что уже обучались по такой дисциплине, как «Теория и методика обучения иностранному языку», проходили педагогическую практику и знают как методически верно организовать занятие с применением мультимедиа.
Вышесказанное подтверждает, что формирование медиакомпетентности студентов – будущих учителей иностранного языка становится все более важным условием развития индивидуальности будущего учителя, его умения использовать средства мультимедиа в профессиональной деятельности, которое позволит развернуть различные типы работы в классе, делая ее еще более информативной, интерактивной, результативной. При этом роль студента – будущего учителя как руководителя занятия возрастает, и перед студентом открываются новые возможности для самостоятельной, групповой и индивидуальной работы.
Рецензенты:
Варникова О.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «ПензГТУ», г. Пенза.
Влазнев А.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры общей физики и методики обучения физике ФГБОУ ВПО «ПГУ», г. Пенза.
Библиографическая ссылка
Мещеряков А.С., Дмитриев Д.В. ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12842 (дата обращения: 12.10.2024).