Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ПОВЫШЕНИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Мишакова В.Н. 1 Шавшаева Л.Ю. 1
1 ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
Актуальность проведенного исследования обусловлена новыми требованиями к педагогическим кадрам, акцентирующим внимание на готовности современного учителя, во-первых, профессионально определиться в межпарадигмальном пространстве педагогической реальности по отношению к гуманистическим ценностям и, во-вторых, осуществлять педагогическую деятельность в рамках гуманитарной парадигмы. На основе анализа различных точек зрения определена сущность готовности педагога к повышению учебной мотивации подростков. Рассмотрен опыт развития исследуемого феномена, реализуемый в Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования г. Оренбурга. Представлены результаты самооценивания степени готовности педагогов к созданию условий для активизации учебных мотивов у детей, а также данные об уровне развития мотивации обучающихся. Предложены рекомендации по развитию готовности педагогов к повышению учебной мотивации подростков на уроках биологии.
подросток.
биология
учебная мотивация
готовность педагога к профессиональной деятельности
1. Артишевская Т.М. Формирование учебной мотивации подростков при изучении гуманитарных дисциплин в общеобразовательной школе. — дис….канд. пед. наук. — Челябинск, 2003. — 189 с.
2. Андреева Н.В. Методика развития мотивации к профильному обучению биологии у учащихся 9 класса : Автореф. дис. канд. пед. наук. — СПб. 2010. — 19 с.
3. Гордеева Т. Как сформировать желание учиться? Материалы к проведению семинара для уителей // Школьный психолог. — 2009. - №: 7. — С. 38-40.
4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. — Минск: БГУ, 1978. — 182 с.
5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
6. Колтырева Л. Ю., Самсоненко Л. С., Тавстуха О. Г., Муратова А. А. Теоретические предпосылки проектирования персонифицированной модели повышения квалификации педагога // Персонифицированная модель повышения квалификации работников образования в современных социально-экономических условиях: коллективная монография / под ред. Н. К. Зотовой. — М.: ФЛИНТА : Наука, 2012. — С. 27-47.
7. Мишакова В.Н. Оценивание образовательных достижений: новые подходы // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный журнал. — 2012. - №1(1). — С. 109-114.
8. Мишакова, В.Н. Система оценки достижения планируемых результатов по биологии при реализации ФГОС / В.Н. Мишакова, О.А. Гурина // Биология в школе: научно-методический журнал. — 2013. - № 6. — С. 58 — 66.
9. Ларионов О.И. Развитие мотивации учебной деятельности школьников подросткового возраста: На материале дисциплин биологического цикла : дис .... канд. пед. наук. — Саратов, 2004. — 205 с.
10. Тавстуха О.Г., Колтырева Л.Ю. Формирование эмоциональной культуры педагога. Теория и практика. – LAP Lambert Academic Publishing. – 2013. – 156 с.

Введение

Современный период развития общества характеризуется непрерывным процессом изменения социальных ориентиров, обусловливающим новые требования к педагогическим кадрам, акцентирующим внимание, прежде всего, на готовности современного учителя, во-первых, профессионально определиться в межпарадигмальном пространстве педагогической реальности по отношению к гуманистическим ценностям и, во-вторых, осуществлять педагогическую деятельность в рамках гуманитарной парадигмы, предполагающей обращение к модели, ставящей в центр внимания проблемы человека [10].

На первый план выдвигается развитие мотивационной сферы деятельности учащихся, являющейся значимым аспектом активизации познавательной деятельности. Учебная мотивация к подростковому возрасту существенно снижается даже у детей, сохранявших ее на достаточно высоком уровне. Это обусловлено тем, что для подростков характерно возникновение новообразований, относящихся к формированию чувства собственного «Я»; обостренное восприятие окружающей действительности, с отсутствием значимости авторитета; осознание себя личностью, непохожей на других; сопоставление самооценки с оценкой окружающих; формирование «Я-концепции» и мотивационно-потребностной сферы, занимающей центральное место в развитии личности» [1].

В сложившихся современных условиях реализация развивающей направленности образования по данному направлению предъявляет высокие требования к развитию готовности педагога к повышению учебной мотивации обучающихся. Изучение психолого-педагогических работ, раскрывающих сущность готовности учителя к различным видам педагогической деятельности (М.И. Дьяченко [4], Л.А. Кандыбович [4]) и проблемы мотивации учебной деятельности школьников на уроках биологии (Н.Д. Андреева [2], О.И. Ларионов [9]) позволило выяснить, что рассмотрение вопроса о развитии готовности педагога к повышению мотивации учебной деятельности как системы у школьников подросткового возраста в процессе изучения дисциплин биологического цикла является недостаточно исследованной проблемой.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость определили выбор темы исследования: «Развитие готовности педагога к повышению учебной мотивации подростков на уроках биологии».

Цель исследования: изучить особенности развития готовности педагога к повышению учебной мотивации подростков на уроках биологии.

Анализ определений готовности педагога к различным видам деятельности позволяет рассматривать формирование готовности педагога к повышению мотивации учащихся как процесс создания необходимых отношений, установок, опыта (знаний, навыков и умений), мастерства, которые предоставляют возможность сознательно осуществлять профессиональную деятельность с наибольшей эффективностью.

В Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования г. Оренбурга осуществляется целенаправленная работа по формированию готовности педагогов к повышению учебной мотивации подростков на уроках биологии. В основу работы по развитию готовности положена персонифицированная модель повышения квалификации работников образования в современных социально-экономических условиях [6].

Реализуется данная деятельность в рамках психолого-педагогического и предметного модулей. Учителя биологии обновляют свои знания в области теоретических основ повышения учебной мотивации, анализируя исследования по рассматриваемой проблеме. В процессе лекционных занятий систематизируется информация о теориях мотивации; понятиях «мотив», «мотивация», «учебная мотивация»; классификации мотивов; сущности возрастных изменений мотивационной сферы детей; способах повышения учебной мотивации подростков.

На практических занятиях педагоги активизируют свою профессионально-педагогическую позицию в связи с рассматриваемой проблемой. Прежде всего, учителя биологии изучают у себя готовность к развитию учебной мотивации у подростков. С этой целью используется методика «Самооценка степени готовности педагога к созданию условий для активизации учебных мотивов у детей» (В. Ярмолицкая). Педагоги оценивают, насколько они готовы к использованию следующих стратегий: атмосфера, предполагающая свободу самовыражения детей (с соблюдением дисциплинарных норм); ориентация учителя на индивидуальные стандарты достижений учеников в отличие от усредненных норм; гибкая система оценивания; помощь в выстраивании ближних и дальних перспектив; использование помогающих приемов в обучении; построение урока таким образом, чтобы основными переживаниями ученика были интерес и положительные эмоции; связь изучаемого предмета с жизнью; содействие осознанию причастности каждого к общему делу, пониманию личного вклада; сознательное использование механизма «самоисполняющегося пророчества»; мотивированная личность учителя.

Так, по результатам самооценки 75 педагогов высокий уровень готовности к созданию условий для активизации учебных мотивов у детей был выявлен у 24% респондентов, 40% показали средний уровень готовности, у 36% учителей отмечается низкий уровень. По итогам самооценивания педагогами проводится анализ полученных данных, разрабатываются рекомендации по развитию исследуемого феномена.

Приведем примеры рекомендаций:

  • продолжить работу по изучению возрастных изменений мотивационной сферы современных подростков;
  • совместно с психологом исследовать уровни развития учебной мотивации подростков в своих образовательных учреждениях;
  • разработать банк способов повышения учебной мотивации обучающихся;
  • спроектировать уроки биологии, направленные на повышение учебной мотивации подростков.

Далее в рамках курсовой подготовки осуществляется реализация разработанных рекомендаций. Так, при изучении возрастных изменений мотивационной сферы современных подростков организуется цикл практических занятий, в ходе которых педагоги анализируют данные современных психолого-педагогических исследований. Представим содержание некоторых выводов, сформулированных учителями биологии, в связи с рассматриваемой проблемой:

  • с переходом в среднее звено происходят существенные преобразования мотивационной сферы детей: мотив долга и ответственности отходит на вторые позиции, а другие социальные мотивы подростком недостаточно осознаны; отмечается взаимосвязь широких социальных мотивов и познавательных мотивов, содержащихся в самом учебном процессе;
  • значимой причиной снижения мотивации является ограниченный учет педагогом социальных мотивов, когда обучающемуся не раскрывается связь учения с социально-значимыми видами деятельности, когда в процессе учебной деятельности не реализуются свойственные для подростка стремления к самостоятельности, к межличностному общению со сверстниками, чувство взрослости;
  • мотив самоопределения не играет значимой роли в мотивации учения: у подростков недостаточно сформировано понимание необходимости учебы для профессиональной деятельности, поэтому необходимым является систематическое подкрепление мотивации учения со стороны в виде поощрения, наказания, отметок;
  • значимая потребность обучающихся подросткового возраста - это потребность в самоутверждении, стремление занять определенное место в коллективе, в связи с этим притязание на признание со стороны сверстников является серьезным стимулом к учебной деятельности. Если высокий статус может быть достигнут с помощью хороших знаний, подросток будет проявлять существенный интерес к учебе, прикладывать усилия по преодолению затруднений.

Совместно с психологом учителя биологии осуществляют исследование учебной мотивации подростков. Представим результаты одного из данных исследований. Было опрошено 72 учащихся 7-х классов. Для изучения учебной мотивации были использованы следующие методики: «Направленность на приобретение знаний» (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова) [5]; «Направленность на отметку» (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова) [5]; «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» (Г.Н. Казанцева) [5].

Высокий уровень выраженности мотивации на приобретение знаний по результатам опроса показывают лишь 21% участвующих школьников, тогда как средний уровень отмечается у более чем половины учащихся (50%). Низкий уровень характерен для 29% семиклассников. В связи с этим можно предположить доминирование внешней учебной мотивации у опрошенных подростков, основанной на поощрениях, наказаниях и других факторах, определяющих поведение учащихся. Результаты изучения направленности школьников на отметку подтверждают доминирование внешней мотивации. У 60% опрошенных учеников отмечается высокий уровень выраженности направленности на отметку. Сопоставление результатов изучения направленности на приобретение знаний или на отметку позволило выявить доминирование той или иной тенденции индивидуально у каждого учащегося.

Качественный анализ изучения отношения к учению и учебным предметам позволил выявить, что биология является любимым предметом лишь для 35% опрошенных семиклассников. Многие школьники (27%) относят данный предмет к нелюбимым, или не называют вообще (38%). Доводы, характеризующие отношение к биологии как к любимому и нелюбимому предмету, разнообразные. Наиболее часто встречающиеся ответы: «нравится, как преподает учитель», «товарищи интересуются этим предметом», «учитель часто хвалит», «просто интересно», «предмет не нужно знать всем», «родители не считают этот предмет важным»; также подтверждают доминирование внешней учебной мотивации у отдельных подростков, обусловленной мнением педагога, сверстников, семьи или другими факторами.

Результаты данного и других опросов подтверждают необходимость развития внутренней мотивации учебной деятельности на уроках биологии. В связи с полученными данными разрабатывается банк способов повышения учебной мотивации подростков. Рассмотрим содержание некоторых предлагаемых способов повышения мотивации.

1. Необходимым является учет факторов формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности:

  • содержание учебного материала;
  • организация учебной деятельности;
  • коллективные формы учебной деятельности;
  • оценивание образовательных достижений [7];
  • стиль педагогической деятельности учителя.

2. В процессе реализации данных факторов необходимым является ориентация на киты учебной мотивации: ощущение самостоятельности процесса поиска; ощущение свободы выбора; ощущение успешности (компетентности) [3]. Так, на уроках биологии необходимым является использование технологий проблемного обучения, развития критического мышления, исследовательской и проектной деятельность детей. Применение педагогических технологий, активизирующих субъектную позицию подростков, предоставляет школьникам возможность непосредственного участия в процессе «добывания» знаний.

Кроме того, при изучении содержания учебного материала биологии значимым является предоставление учащимся различных способов его прохождения. Выбор школьниками тем исследовательских и проектных работ; вариантов прохождения тем и способов их сдачи способствует возникновению у подростков ощущения свободы выбора, позитивно сказывающемся на развитии учебной мотивации.

Необходимым является также позитивная обратная связь учителя, дающая возможность почувствовать себя успешным каждому ребенку. Учителям важно использовать индивидуальные нормы при оценке учащихся [8]. Достижения учащихся лучше рассматривать в сопоставлении с их предыдущими достижениями. Это уменьшает боязнь неуспеха, страх перед опросом, у более слабых учеников появляется вера в собственные силы, собственный успех.

3. Значимой составляющей формирования мотивации учения является целеполагание. Осознание обучающимся целей учебной деятельности, определение в учении личностного смысла обусловливает формированию внутренней учебной мотивации. Для того чтобы обучающийся включился в деятельность, необходимо, чтобы задачи, стоящие перед ним в процессе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты, то есть чтобы они имели значимость для подростка. Обучающийся подросткового возраста не только способен подчинять свое поведение цели, определенной педагогом, но и может сам ставить цели, планировать деятельность как учебную, так и внеурочные виды деятельности.

4. Формирование учебной мотивации предполагает развитие у ребенка социальных мотивов. Подросток должен понимать, где ему могут пригодиться полученные в школе знания, понимать, какие его социальные потребности они могут удовлетворить, видеть смысл в изучении тех или иных предметов. Взрослые должны поддерживать веру ребенка в то, что знания полезны, что они нужны ему для жизни, что умным и образованным быть лучше, а не порождать в душе ребенка сомнения в ценности образования.

5. Не менее важную роль в повышении учебной мотивации играет характер взаимодействия между учителем и обучающимися. Позитивное отношение к педагогу обусловливает формированию позитивной установки и к изучаемому предмету. Способ общения между учителем и учеником оказывают значительное влияние на качество мотивации учебной деятельности. Если поведение учителя постоянно во времени, если ученик в основном согласен с ним, то поведение учителя превращается в важный мотивационный фактор влияющий не только на актуальные достижения учащихся, но и на развитие мотивации достижения в будущем.

По результатам создания банка способов повышения мотивации подростков учителями биологии разрабатываются уроки по исследуемой проблеме. Рассмотрим пример этапа одного из уроков для учащихся 7-х классов.

Тема «Размножение и многообразие животных класса Пресмыкающихся»

I этап урока. Мотивация к деятельности и целеполагание

Разгадывание загадок по теме.

Учитель: «У многих людей пресмыкающиеся не вызывают положительных эмоций, а некоторые их боятся, относятся к ним с брезгливостью, но сегодня мы сможем убедиться, что они наши самые настоящие друзья, а друзей выбирают не по внешности и ценят не за красоту. Пресмыкающиеся очень многообразны. В классе Пресмыкающихся насчитывается более 8000 современных видов».

Проблемные вопросы: «8000 видов - это много? Нуждаются ли они в защите? На какие группы и по каким признакам можно поделить пресмыкающихся в системе органического мира природы?»

По итогам разработки уроков, направленных, прежде всего, на повышение учебной мотивации подростков, осуществляется процесс обмена опытом педагогов по рассматриваемой проблеме. Учителя анализируют проводимые уроки с позиций системно-деятельностного подхода, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. В ходе анализа педагоги получают возможность взглянуть на свой урок со стороны, осознать его в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Анализ позволяет определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности при повышении учебной мотивации подростков.

Результаты исследования, проведенного в Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования г. Оренбурга, показывают, что учителям биологии необходима профессиональная помощь в развитии готовности к повышению учебной мотивации подростков. Значимым направлением является повышение квалификации педагогов по рассматриваемой проблеме. Перспективным направлением работы является выявление эффективности реализуемой деятельности.

Рецензенты:

Тавстуха О.Г., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.

Ганаева Е.А., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.


Библиографическая ссылка

Мишакова В.Н., Шавшаева Л.Ю. РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ПОВЫШЕНИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12832 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674