Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЗАЦИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ НАУЧНОГО ПРОЕКТА (ГРАНТА): ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ БЕЛГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Беседина О.А. 1 Верзунова Л.В. 1
1 ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Статья посвящена опыту организации сопровождения научного проекта (гранта) в Белгородском госу-дарственном национальном исследовательском университете. Грант рассматривается как одно из средств стимулирования научного роста преподавателей, повышения их профессионального мастерства. Авторы отмечают, что в условиях ограниченного государственного финансирования на проведение научных исследований в высшей школе и увеличения финансовых затрат на их проведение (заработная плата, коммунальные услуги, покупка и обслуживание оборудования, канцелярские расходы, поездки в командировки, обучение, издание научных трудов и поездки на конференции и т.д.) в отечественной и зарубежной практиках возрастает роль внешнего грантового финансирования. В работе представлены особенности деятельности отдела грантов и программ в НИУ «БелГУ», сотрудники которого оказывают помощь молодым грантозаявителям в решении научно-методических и организационно-технических вопросов. Авторами раскрывается специфика информационного, методического, консультационного сопровождения научного проекта (гранта) в Белгородском государственном национальном исследова-тельском университете.
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
сопровождение
грантополучатель
грант
научный проект
1. Задачи DFG [Электронный ресурс] / Немецкое научно-исследовательское сообщество. – Режим доступа: http://www.dfg.de/ru/dfg_profil/aufgaben/index.html (дата обращения: 05.04.2014).
2. Национальные международные фонды [Электронный ресурс] / Управление науки и инноваций. Ресурсы. Объявления о внешних конкурсах и грантах. – Режим доступа: http://unid.bsu.edu.ru/unid/res/grant/element.php?IBLOCK_ID=111&SECTION_ID=1001&ELEMENT_ID=222996 (дата обращения: 05.04.2014).
3. Отдел грантов и программ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://unid.bsu.edu.ru/unid/struk/niokr/ (дата обращения: 05.04.2014)
4. Фонды грантов. Ресурсы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://unid.bsu.edu.ru/unid/res/grant/list.php?SECTION_ID=2449 (дата обращения: 05.04.2014).
5. Фридлянов В.Н. Грантовая политика в области науки // Образование и образованный человек в XX веке. – 2013. – № 1. – С. 17-20.
6. About the National Science Foundation [Electronic resource]. – Mode of access: http://www.nsf.gov/about/ (дата обращения: 05.04.2014).
7. History of British Council [Electronic resource]. – Mode of access: http://www.britishcouncil.org/organisation/history (дата обращения: 05.04.2014).

На современном этапе в условиях ограниченного государственного финансирования на проведение научных исследований в высшей школе и увеличения финансовых затрат на их проведение (заработная плата, коммунальные услуги, покупка и обслуживание оборудования, канцелярские расходы, поездки в командировки, издание научных трудов, участие в конференциях и т.д.) возрастает роль грантового финансирования, выделяемого различными фондами, общественными организациями. Помимо финансовой стороны получение поддержки от грантодающего фонда является весьма престижным не только для грантополучателя, но и организации, в которой он работает. Получение финансовой поддержки подтверждает ценность проводимых исследований, а также авторитет и признание в научном сообществе. Написание заявок на получение грантов и предоставление отчетов о проделанной работе - это неотъемлемая часть работы преподавателя во всех развитых странах. Число полученных грантов служит одним из показателей как научной состоятельности преподавателя, так и научной деятельности университета в целом. Это обусловлено тем, что гранты выделяются под достаточно серьезные научные проекты, обладающие фундаментальной ценностью. Итак, грант выступает одним из средств стимулирования научного роста преподавателей, повышения их профессионального мастерства. Данная тенденция характерна не только для российской практики, но и зарубежной.

Но если отечественная грантовая система финансирования начала складываться в начале 90-х прошлого столетия, то за рубежом она была уже достаточно развита. Родоначальником грантовой системы финансирования является Великобритания, где в 1660 году создано Лондонское королевское общество, деятельность которого была направлена на поддержку науки, путем предоставления денежных средств на разные исследования [5].

В настоящее время во многих странах мира функционируют различные фонды, организации, финансирующие науку в виде грантов. Так, в Германии одним из признанных лидеров является немецкое научно-исследовательское сообщество, которое существует уже свыше 90 лет. В задачи общества входит поддержка исследований и ученых на основе конкурсного отбора, содействие междисциплинарному сотрудничеству среди учёных, международному научному взаимодействию, консультационная работа правительства, общественных учреждений по научным вопросам и т.д. [1].

В Британии в 1934 был учрежден Британский Совет. В настоящий момент это международная организация, имеющая представительства в более 100 стран мира и открывающая доступ к образованию и творческим идеям из Великобритании [7]. Совет тесно сотрудничает с российским правительством и общественными организациями в вопросах социальной реформы и демонстрации новейших достижений Великобритании в сфере науки, искусства, литературы и дизайна, на постоянной основе проводятся конкурсы на выделение грантов для учителей английского языка, прохождения стажировок в британских вузах и т.д.

Одним из крупных фондов поддержки науки в США является Национальный научный фонд США (создан в 1950 г), цель которого развитие науки и техники в США, международного сотрудничества. Ежегодный бюджет Фонда составляет более 7 миллиардов долларов. Фонд выделяет гранты на совместные исследовательские и образовательные проекты, международные научные стипендии, стипендии для написания диссертации, летние курсы, семинары и т.д. [6].

В современной отечественной системе грантового финансирования научных проектов проводится ряд мероприятий различного уровня (федерального, регионального, внутриуниверситетского), направленных на сохранение и развитие научного потенциала России. Так, на федеральном уровне выделяются: гранты и стипендии Президента РФ для молодых кандидатов наук и докторантов, научных школ; гранты Правительства РФ для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, научных учреждениях государственных академий наук и государственных научных центрах Российской Федерации; федеральные целевые программы (федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы», «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы и др.); специальные государственные премии и стипендии для студентов, аспирантов, молодых ученых; гранты российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), Российского научного фонда (РНФ) и др. На региональном и внутриуниверситетском уровнях также реализуются меры, направленные на грантовую поддержку научной деятельности ученых, преподавателей, при этом особое внимание уделяется поддержке студенческой науки, молодых ученых. Например, в Белгородской области учреждены ежегодные стипендии Губернатора Белгородской области молодежному активу; департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области регулярно проводит конкурс на соискание грантов на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям развития науки, техники и критическим технологиям для студентов и аспирантов, а также конкурс на соискание грантов на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям социально-экономического развития Белгородской области. Отметим, что в 2014 году областной грант объявлен в целях стимулирования фундаментальных и прикладных исследований, ориентированных на экономическое и социальное развитие Белгородской области по направлениям: развитие горно-металлургического кластера, развитие агропромышленного комплекса, строительство и строительное материаловедение, биотехнологии и фармацевтика, рекреационный туризм и другие. Данные направления определены Стратегией социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года. Управляя грантовыми научными исследованиями на уровне региона, создаются условия для реализации инновационных стратегий его развития. Кроме этого, ведущими вузами Белгородской области с целью повышения инновационного потенциала научных исследований и уровня подготовки специалистов в системе высшего образования за счет более активного привлечения в науку молодых исследователей проводятся внутривузовские (внутриуниверситетские) конкурсы на соискание грантов. Так, в Белгородском государственном национальном исследовательском университете (НИУ «БелГУ») учреждены следующие номинации внутривузовского конкурса: развитие приоритетных федеральных, региональных и университетских научных направлений; поддержка диссертационных исследований докторантов БелГУ, а также конкурс для исследователей, не имеющих ученой степени и др. Внутриуниверситетский конкурс грантов для преподавателей проводится уже более 10 лет и является эффективным механизмом селективной поддержки ученых, а также способом управления изменениями в университете. В этом году особое внимание уделяется специальным проектам по заданию ректората университета, результаты которых, в первую очередь, предполагают установление кооперационных связей с зарубежными научными центрами, лабораториями, университетами, отдельными учеными и ориентированы на представление результатов исследований в совместных публикациях в высокорейтинговых зарубежных журналах. Данный подход к грантам в университете позволяет качественно реализовывать Программу развития НИУ «БелГУ» на 2010-2019 годы, получать востребованные научные результаты мирового уровня.

Общеизвестный факт, что как отечественные, так и зарубежные грантодающие фонды и организации осуществляют распределение грантов на конкурсной основе. Важно понимать, что в конкурсах на предоставление финансовой поддержки на проведение научного исследования не могут быть все победителями. Претенденты на получение грантов, особенно начинающие (молодые преподаватели, аспиранты, студенты), сталкиваются с рядом вопросов, среди которых: в какой фонд, организацию лучше подать заявку; с чего начать оформление заявки; как наиболее выигрышно описать научный проект, чтобы именно его поддержали; что необходимо, чтобы повысить шансы на успех и т.д. Для организации помощи в решении данных вопросов, а также успешного взаимодействия с научными фондами, организациями в НИУ «БелГУ» создано специальное структурное подразделение - отдел грантов и программ управления науки и инноваций [3].

Условно процесс работы над научным проектом можно разделить на 4 стадии: 1) поиск фонда, оформление и подача заявки; 2) исследовательская работа по проекту; 3) подготовка, оформление и сдача отчета по научному проекту; 4) представление результатов работы по проекту научному сообществу, популяризация результатов исследования.

На каждом из этапов сотрудники отдела грантов и программ обеспечивают сопровождение научных проектов, включая такие виды, как информационное, методическое, консультативное, техническое, психологическое, финансовое сопровождение и др. В рамках данной статьи остановимся более подробно на некоторых из них.

Информационное сопровождение. Для достижения успеха необходимо владеть информацией о существующих отечественных и зарубежных грантодающих фондах, организациях, специфики их деятельности, направленности, а также о текущих конкурсах. Одним из приоритетных направлений любого отечественного вуза является укрепление позиций на международном рынке научно-образовательных услуг. НИУ «БелГУ» не является исключением. Ученые университета нацелены на новые научно-исследовательские программы и проекты, в том числе совместно с зарубежными партнерами. Отделом грантов и программ сформирован каталог грантодающих международных организаций с разбивкой на страны и указанием сферы деятельности, тематик, на которых специализируется организация, контактных данных (web-сайт, телефоны, e-mail), а также требований к языковой подготовке [4]. Например, среди немецких фондов выделены: Немецкое научно-исследовательское общество (Deutsche Forschungsgemeinschaft (DFG), Фонд Александра Гумбольда (Alexander Von Humboldt foundation), Немецкая служба академических обменов (Deutscher Akademischer Austauschdiens (DAAD)), Объединение имени Гельмгольца научно-исследовательских центров Германии (Helmholtz-gemeinschaf), Фонд Герды Хенкель (The Gerda Henkel Foundation) и др. Помимо каталога зарубежных организаций на официальном сайте управления науки и инноваций НИУ «БелГУ» в разделе ресурсы представлен подробный перечень отечественных организаций по различным направлениям, в которых возможно участие в конкурсах на получение грантовой поддержки [4]. Сотрудники отдела поставили на постоянную основу мониторинг web-сайтов грантодающих организаций и сбор данных о проводимых конкурсах. Далее информация находит отражение на сайте управления науки и инноваций, а также осуществляется адресная рассылка информационных писем ученым, научно-педагогическим работникам, докторантам, аспирантам НИУ «БелГУ». По своей сути в рамках данного направления деятельности отдел выполняет функции фандрайзинга (fundraising, FR в США) в научной и инновационной сфере. В Европе и США фандрайзинг, как способ привлечения и аккумулирования средств из различных источников на реализацию проектов и программ, в настоящее время является доминирующим. Российские вузы же обладают большим научным потенциалом, который часто не всегда находит свое воплощение в денежном эквиваленте. Ученые, привыкшие заниматься научной деятельностью, не всегда знают о возможностях выхода разработанной научно-технической продукции на рынок, финансирования научных исследований, что часто снижает уровень исследований и стимул к их проведению. Впрочем, даже если ученый владеет информацией о подобных возможностях, он просто не в состоянии качественно составить заявку на получение финансирования. Причиной тому служат существенные различия между научной деятельностью и процессом подготовки проектного предложения, и, если методы научного исследования доступны любому ученому, то азы проектного менеджмента и фандрайзинга известны не всем. Повышение уровня знаний о технологиях фандрайзинга и процессах проектного менеджмента позволит ученым повысить эффективность научных исследований и разработок, а также находить финансирование для реализации проектов. Это в итоге станет движущим фактором инновационного развития высшей школы, повышения качества научных исследований и разработок, а также увеличения интереса ученых и молодых специалистов высшей школы к научно-исследовательской деятельности.

В связи с этим особенно востребованным направлением деятельности отдела грантов и программ является консультативное сопровождение, которое реализуется на всех этапах работы над научным проектом, начиная от поиска фонда и заканчивая отчетной компанией по научному проекту. Новый для отечественного научного сообщества «жанр» - заявка - предполагает умение убедить экспертов в актуальности, оригинальности, фундаментальности проекта (или наоборот, ярко выраженном прикладном его характере), а также сформулировать цели, задачи, научные заделы, необходимость привлечения в состав творческого коллектива определенных специалистов и т. д. Как показывает опыт, особенно консультативная помощь требуется на этапе именно оформления заявки, т.к. это достаточно трудоемкий и длительный процесс. В конкурсной документации фондом, организацией указываются общие положения проведения конкурса на получения грантовой поддержки (предмет конкурса; место, условия и сроки выполнения работ; источник финансирования, форма, сроки порядок оплаты по научному проекту, требования к соискателям), представляются формы заявки, необходимые для заполнения, а также особенности подачи заявок на конкурс и др. Как правило, в заявку на грант, помимо основных форм, входит пакет дополнительных документов (материалы, содержащие сведения об организации, документы, подтверждающие квалификацию руководителя и исполнителей научного проекта и т.д.), который необходимо представить. Вместе с тем, несмотря на детальное изложение требований к заявкам на гранты, ученые, особенно начинающие, зачастую сталкиваются с трудностями в оформлении конкурсной документации. В обязанности работников отдела грантов и программ входит оказание квалифицированной консультативной помощи в оформлении документов, а также её формирование с последующей отправкой в фонд. Кроме этого, в задачи отдела входит: координация работы подразделений университета по выполнению целевых научно-технических и ведомственных программ, грантов различных научных фондов, учет и отчетность завершенных научных проектов, госрегистрация научных проектов в ЦИТиС, организационное и научно-методическое сопровождение внутривузовских конкурсов грантов для преподавателей, аспирантов и студентов БелГУ по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, подготовка справочных и аналитических данных, отражающих результаты научной и инновационной деятельности БелГУ и др.

Финансовое сопровождение научных проектов является самым востребованным направлением работы отдела. При подаче заявки на выполнение научно-исследовательского проекта предполагается, что научный сотрудник или преподаватель должен иметь некоторый финансовый опыт, так как необходимо составление бюджета проекта с учетом налогов, планирование ресурсов на приобретение необходимой техники, ведение финансовой отчетности и многое другое. Зачастую это становится проблемой, непреодолимым препятствием, в результате чего ученый теряет заинтересованность в гранте уже на стадии оформления материалов. Заметим, что грантодающими фондами не всегда требуется подробно описывать существующую научную проблему, не все специалисты, экспертирующие проект, интересуются применяемыми, например, методами, однако бюджет оценивают все. Отдел грантов и программ осуществляет помощь, начиная с составления заявочной сметы до стадии отчетной кампании по поддержанным проектам, когда очень важно правильно отчитаться не только научной продукцией, но и финансовыми документами.

Психологическое сопровождение проектной деятельности стало новым, но необходимым направлением работы отдела. Как показывает практика, успешных проектов может быть до 30 % от количества поданных заявок. Руководители проектов, не ставших грантополучателями, зачастую воспринимают отказ очень болезненно. Причина тому - отсутствие внутренней подготовки и публичные оценочные суждения (отбор). Далеко не многие ученые после проигранного конкурса хотят подавать заявки вновь. Безрезультативно потраченные время и силы на создание научного проекта, а также трудоемкий процесс написания и оформления заявки дает повод воспринимать неудачу как несправедливость. Сотрудники отдела грантов и программ убеждают ученых, что хорошо продуманная качественная заявка не бывает «провалившейся» - ее всегда можно использовать как инструментарий исследования рынка научных донорских организаций, фондов. При модификации формы и без изменения (или с незначительной корректировкой) научного содержания заявка обязательно будет востребована и принесет успех своему создателю.

Таким образом, сотрудниками отдела грантов и программ обеспечивается комплексное сопровождение научных проектов, создаются условия для реализации творческих научных замыслов ученых, научно-педагогических работников НИУ «БелГУ» и для совершенствования научно-технической базы проведения исследований.

Исследование выполнено в рамках государственного задания НИУ «БелГУ» на 2014 год (код проекта 516).

Рецензенты:

Ирхина И.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики Белгородского государственного национального исследовательского университета, г. Белгород;

Исаев И.Ф., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики Белгородского государственного национального исследовательского университета, г. Белгород.


Библиографическая ссылка

Беседина О.А., Верзунова Л.В. ОРГАНИЗАЦИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ НАУЧНОГО ПРОЕКТА (ГРАНТА): ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ БЕЛГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12787 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674