Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРИЁМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА СРЕДЫ

Панкина М.В. 1 Захарова С.В. 1
1 ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Статья является продолжением ранее опубликованных материалов о формировании и развитии экологического дизайна как одного из современных проектно-художественных направлений. Авторы выделяют и систематизируют приёмы экологического дизайна: технологические и композиционно-художественные. Технологические приемы: создание гигиенических факторов среды и уменьшение негативного влияния на природную среду на всех этапах жизни объекта. Композиционно-художественные приемы: классические художественные средства и приемы организации глубинно-пространственной композиции, а также планировка, зонирование пространства, обеспечение социального пространства, включение живых и неживых природных объектов, изображений природных объектов, биоморфная стилизация объектов. Эти приемы обеспечивают возможность создания среды, соответствующей экологическим требованиям, и гармоничную для людей. Экологический дизайн среды создает физиологический и психологический комфорт, способствует мотивации человека к экологическому образу жизни, бережному потреблению природных ресурсов, формированию экологической культуры.
композиционно-художественные приёмы
технологические приёмы
приёмы экологического дизайна среды
экологический дизайн
1. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов. – М.: Архитектура-С, 2004. – 288 с.
2. Панкина М.В., Захарова С.В. Экологический дизайн: учебное пособие. – Бийск: Изд. дом «Бия», 2011. – 186 с.
3. Панкина М.В., Захарова С.В. Экологический дизайн как направление современного дизайна. Определение понятия // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4; URL: http://www.science-education.ru/110-9670 (дата обращения: 19.07.2013).
4. Раннев В.Р. Интерьер. – М.: Высш. шк., 1987. – 232 с.
5. Экоматериалы. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// www.ecomaterial.ru

Экологический дизайн является наиболее актуальным современным направлением в дизайн-проектировании, многогранным явлением, как проектно-художественным, так и социокультурным, поскольку его объекты не только обеспечивают комфортное физиологическое и психологическое состояние людей, бережное отношение к природным ресурсам, но и формируют вкусовые предпочтения, потребительские установки, мировоззренческие и эстетические идеалы и, в конечном счете, экологическую культуру. Авторы рассматривают экологический дизайн как интергативное, надстилевое и междисциплинарное явление [3]. В основе ценностных экологических установок проектировщика - целостное восприятие мира, признание не утилитарной, а всеобщей ценности природы как основы жизни, ответственное отношение ко всем проявлениям жизни. Экологическая компетенция дизайнера - это имманентное качество специалиста, а не просто совокупность знаний и умений, она может быть представлена как способность и готовность реализовать в профессиональной деятельности экологические ценностные установки и ориентиры, проектировать гармоничную и целостную предметно-пространственную среду.

Целью данной статьи является определение и систематизация приёмов экологического дизайна, которые могут обеспечить гармоничность сосуществования человека и окружающей природной среды с целью её сохранения, а также регулирования внутренней мотивации человека к экологическому образу жизни. Авторы выделяют технологические и композиционно-художественные приемы экологизации среды, которые возможно применять в дизайн-проектировании.

К технологическим приемам экологизации среды мы относим создание гигиенических факторов среды; анализ возможного негативного влияния на природную среду на всех этапах жизни объекта и проектные предложения по минимизации ущерба для природы; использование экологичных строительных и отделочных материалов, рециклинг и вторичное использование ресурсов и объектов. Рассмотрим эти приемы подробнее.

Гигиенические факторы определяют характеристики среды обитания. Они создаются под воздействием климатических условий, функционирования производственного или бытового оборудования, с помощью технических устройств, озеленения и аквадизайна, а также определяются строительными и отделочными материалами. Воздействие факторов окружающей среды - явление комплексное. Факторы могут нивелироваться, взаимно компенсироваться, либо накладываться один на другой, взаимно усиливая друг друга. Основными видами загрязнений, на устранение которых направлен экодизайн, являются: химическое загрязнение воздушной среды помещения, биологическое, физическое, микроклиматическое загрязнения. Комфортный микроклимат - это сочетание значений его показателей, которые при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивают нормальное тепловое состояние организма и ощущение комфорта. Обеспечить его сегодня помогают многочисленные технические устройства, начиная с пылесоса, вентилятора, фильтра для воды, увлажнителя воздуха, обогревателя, кондиционера, воздухоочистителя, устройства для аромотерапии, заканчивая системой «умный дом» [2].

Приемами улучшения микроклимата помещения является применение озеленения и аквадизайна. Растения корректируют влажность и химический состав воздуха, обогащают воздух кислородом и очищают его от углекислоты, токсических веществ и пыли, ионизируют и увлажняют. Растения создают дополнительную звукоизоляцию и шумопоглощение, а, выделяя фитонциды, оказывают губительное действие на болезнетворные микробы. Фитодизайн позволяет в комплексе решать санитарно-гигиенические, психологические и эстетические проблемы. В современном фитодизайне превалирует медико-биологический аспект, когда учитывают, прежде всего, целебные свойства растений. Включены в интерьер могут быть объекты ландшафтного дизайна: малые сады, приусадебные участки, сады на крышах, как визуально, так и в виде крупных многоуровневых композиций, оранжерей и зимних садов. Все они должны проектироваться с соблюдением требований экологии и при значительном объеме инженерных устройств и ресурсов, нужных для поддержания стабильности искусственных природных систем (освещение, полив, подкормка растений, дренирование почв, поддержание температурного режима и пр.). Использование в интерьере аквариумов, мини-водоемов и фонтанов позволяет увеличить влажность воздуха и ионизировать его.

Использование экологичных строительных и отделочных материалов актуально в условиях повсеместного распространения продуктов органической химии и других искусственных материалов. Опасность применения синтетических (да и естественных) материалов в интерьере состоит в том, что они оказывают воздействие на среду обитания и находящихся там людей. Химическое воздействие возникает в результате выделения в воздух химических веществ. Физическое воздействие вызывается электризуемостью материалов и воздействием на человека поля статического электричества, проникновением через материал (перегородки) звуковых волн и их воздействием на слух и нервную систему, недостаточной теплоизолирующей способностью конструкций интерьеров и элементов оборудования; возможным радиоактивным излучением материалов.

Сегодня одним из главных показателей того или иного материала или изделия является специальный знак соответствия международным требованиям экологии и гигиены («Grunepunkt»). В современных условиях сформировать абсолютно безопасную с экологической точки зрения окружающую нас предметную среду, к сожалению, невозможно. Во многом это определяется экономическими и техническими условиями. Натуральные, экологически чистые материалы, как правило, значительно дороже искусственных, порой уступают им в прочностных и эксплуатационных показателях, а в отдельных случаях, как например, в производстве специальной влагостойкой обуви или одежды, они вообще не могут быть использованы. Важно, чтобы строительные материалы и мебель отвечали следующим требованиям: состояли из натуральных материалов или близких к натуральным составам; имели собственную радиоактивность не выше нормативной; не выделяли токсичных газов, частиц, вредных для здоровья; имели нейтральный или приятный запах; поддерживали комнатную влажность в приемлемом диапазоне; создавали нейтральную электрическую атмосферу (не создавали электростатических зарядов); не вызывали больших изменений естественного магнитного поля; были способны к рециклингу (переработке); не обусловливали сверхэксплуатацию природных ресурсов [5].

Вторичное использование ресурсов и объектов. Экологизация потребления означает его разумное сокращение и распространение норм экологически правильного потребления. Недолговечность многих объектов дизайна, появление в обиходе современного потребителя предметов одноразового пользования привели к возникновению проблемы утилизации отслуживших свой срок элементов предметной среды. Проблема обострилась в последние годы в связи с использованием в производстве новых искусственных материалов, в первую очередь, полимеров и других продуктов органической химии, которые трудно поддаются переработке: практически не горят, не разлагаются. Снизить объёмы потребления можно путём продления срока пользования изделиями, достижения оптимального соотношения затрат на производство вещи и срока её использования, сокращения количества вещей одноразового пользования, предпочтения качественных вещей длительного пользования. Переработка продуктов, закончивших цикл своего существования, или отходов производства в новое качество также может являться предметом экологического дизайна. Вторичное использование включает в себя как повторное использование отреставрированных старых предметов (при этом функция вещи может измениться), так и в целом переработку и производство (рециклинг) предметного мира из утильсырья (особенно это касается упаковки). Прогнозирование «жизни» объекта на всех этапах, от производства до утилизации, обеспечивает соблюдение экологических параметров в процессе производства, экономию природных ресурсов, применение безвредных и безотходных технологий.

К композиционно-художественным приемам экологизации среды мы относим решение пространства и его предметного наполнения с помощью композиционных средств и приемов, среди которых как классические художественные средства и приемы организации объемной и глубинно-пространственной композиции; так и планировка, зонирование пространства, обеспечение социального пространства, включение живых природных объектов и неживых природных форм, изображений природных объектов как элементов композиции, биоморфная стилизация объектов. Проанализируем возможности этих приемов.

Композиционные средства экологизации интерьера. Определяющим моментом построения композиции в дизайне является ее четкая логическая обоснованность, рациональность, основанная на учете объективных закономерностей композиционно-художественного формообразования. Гармония композиции - это согласованность, соразмерность частей (элементов) и целого, важнейший, не зависящий от вкусовых предпочтений признак. Это выражение того общего характера формы, который обусловливает достижение наиболее целостного и глубокого впечатления от нее зрителя. Основным элементом и средством пространственной композиции в интерьере является объемно-пространственная форма. Её свойства - совокупность всех ее зрительно воспринимаемых признаков, среди которых: геометрический вид (конфигурация), размер, масса, положение в пространстве, отношения, пропорции, масштаб, структура, дробность или цельность, открытость или закрытость, текстура, фактура, рельеф, декор, цвет (цветовой тон, насыщенность, светлота), тон, светотень. Среди приёмов и средств гармонизации глубинно-пространственной композиции можно выделить:

общехудожественные: выделение композиционного центра; равновесие; симметрия и асимметрия; ритм и метр; динамика и статика, контраст и нюанс, тождество; пропорции, отношения; масштаб и масштабность; цвет и тон; целостность (единство и соподчинение);

особо важные для глубинно-пространственной композиции: планировка; раскрытие или замкнутость; членение пространства и поверхностей; пластика и материал вертикальных и горизонтальных поверхностей; пластика наполняющих форм; ограничение высоты; светопластика; оптические иллюзии; акценты и визуальное ориентирование в пространстве.

Конечной целью дизайнера является создание композиционно единого, уравновешенного, гармонично целостного, художественно выразительного и образного пространства (отвечающего, кроме того, всему комплексу утилитарно-функциональных, эргономических, конструктивно-технологических, социальных, экономических требований). Пространственную форму, как и в целом пространственную композицию, отличает преимущественное движение в глубину при наличии прочих координатных направлений развития. Интерьер - особый средовой объект, который воспринимается во времени и в движении. Режиссура восприятия интерьера, смена настроений, точки восприятия, визуальное ориентирование в нем продумывается дизайнером на стадии проектирования. Проведенное с помощью перегородок, мебели и оборудования функциональное зонирование, определение линий движения, визуальное расчленение пространства позволяют выделить композиционные акценты: пластический или конструктивный элемент, цветовое и световое пятно, предмет, природный элемент [4].

Мощное средство создания объемно-пространственной композиции - цвет. Он воздействует на психику человека на сознательном и бессознательном уровне. За счёт использования широкой цветовой гаммы можно обогатить визуальную среду и насытить её. На восприятие цвета влияет цветовая палитра всех элементов интерьера, которые оптически взаимодействуют между собой, т.е. цветовая гамма. Кроме того, освещение - естественное или искусственное (которое может быть различных видов) - также изменяет наше восприятие цвета отдельных поверхностей, деталей и всего интерьера в целом. Воздействие цвета на человека проявляется на трех уровнях: психофизиологическом, психологическом, социальном. Цвет отдельных элементов среды и цветовая гамма в целом могут изменить физическое самочувствие, снять зрительное напряжение, оптимизировать условия для зрительной работы. Цвет ориентирует человека в пространстве; с помощью сигнальной окраски обозначают опасные, движущиеся детали; цветом выделяют композиционные акценты, зонируют пространство, корректируют пропорции помещения (используя свойства цвета приближаться и удаляться, явление иррадиации). Цвет влияет на субъективную эстетическую сферу личности, является художественно-образным средством, формирует содержательное и эмоционально насыщенное пространство. В последнее время в колористике усилился социально-психологический аспект, учитывают символику цвета, основанную на его восприятии в природе и в искусстве. При цветовом решении интерьера анализируют цветовые ассоциации и предпочтения, параметры проектной ситуации, психофизиологические и социальные особенности потребителей. Многоцветье природного окружения, а также цвет натуральных строительных материалов комфортны для человека как природного существа. Использование природных цветов в интерьере (оттенков зеленого, коричневого, синего, желтого, оранжевого, охры) способствует созданию комфортной среды.

В конечном счете, композиция интерьера должна обладать следующими качествами: рациональность, т.е. логическая обоснованность, целесообразность; тектоничность, т.е. соответствие формы её конструктивной основе; структурность (связь и соподчинение элементов); гибкость (способность к развитию, трансформации, при сохранении целостности и функции, комбинаторика элементов, динамичность композиции в целом - это качество очень важно для средовых объектов, так как происходит их моральное старение, возникает необходимость изменения или дополнения иной функции); органичность (построение с учетом закономерностей формообразования природных объектов: пропорция, тектоника, пластика, цвет, морфология); образность (художественная идея, целостный, выразительный образ, эмоционально воздействующий на человека); целостность, т.е. общий характер формы. Объединяющий принцип формообразования в дизайне: единство в многообразии, согласованность и системность элементов среды [1, 4].

Обеспечение социального пространства является вопросом дизайн-проектирования на этапе планировки и зонирования. Архитектурное пространство постоянно подсознательно сравнивается человеком с природным по физическому и психическому ощущениям и возможностям человеческого общения. Анализируя пространственные параметры (расстояние, визуальную различимость), человек осознаёт возможный уровень общения, у него возникает соответствующее ассоциативное эмоциональное представление о конкретном пространстве как интимном, камерном, обширном, огромном или беспредельном. Система пространственных ориентаций - важная часть системы социальных отношений. Если мимика, жесты и позы в процессе повседневного общения хотя бы частично осознаются как значимые, то «язык» дистанций общения функционирует только на инстинктивно-интуитивном уровне [4].

Включение живых природных объектов в интерьер возникло как элемент культуры человека, отвечающий его эстетическим потребностям. Человек ощущал себя единым целым с природой, к ней он интуитивно обращался за исцелением. Использование живых растений в интерьере является возможностью приблизиться к полноценной среде обитания. Живые растения способствуют гармонии человека с окружающим миром и с самим собой. Фитодизайн - целенаправленное научно-обоснованное введение растений в дизайн интерьера с учётом их биологической совместимости, экологических особенностей. Растения могут скрыть архитектурные недостатки помещений, зрительно расширить пространство, сделать уютными слишком крупные комнаты. Кроме рекреационных функций живые растения в интерьерах выполняют следующие: создание психологического комфорта, эстетическое наслаждение; смягчение визуального влияния техногенной среды, изменение образа помещения; зонирование, визуальная корректировка недостатков пространства; композиционные акценты в пространстве. Чаще всего в интерьерах используют следующие виды фитокомпозиций: одиночное растение, групповые композиции, комнатный садик, подвесные композиции, вертикальное озеленение, флорариум, тропикарий, зимний сад, а также ландшафтные композиции с использованием или имитацией естественных ландшафтных участков и природных компонентов (рельеф, вода, растительность, камни).

Аквадизайн - включение в интерьер небольших фонтанов, водоёмов, аквариумов, что благоприятно влияет на психику людей, их здоровье и настроение, создает образ. Общение с живым природным объектом оказывает успокаивающее воздействие.

Использование неживых природных объектов в декорировании интерьера и изображений природных объектов. К бывшим объектам природы можно отнести: пни и ветви деревьев, куски дерева и бамбука, кору деревьев, камни, различные природные коллекции (семян и плодов, минералов, горных пород, песка и др.). Современной тенденцией является создание объемно-пространственных композиций, напоминающих природные ландшафты (пустынный ландшафт, уголок тропического леса и др.). Такие композиции представляют собой имитацию живых объемных картин, в которых гармонично сочетаются все декоративные признаки составляющих их растений. Действенным и распространенным методом экологизации является применение в интерьере изображений природы в виде фотопанно или росписей стен и потолков, витражей.

Биоморфная стилизация объектов интерьера способствует смягчению пластики техногенных форм, созданию эмоционального, образного решения объекта дизайна. Это могут быть различные конструкции на стенах и потолке, перегородки, архитектурные детали, а также мебель, выполненные на основе принципов формообразования и пластики природных объектов (листья, камни, деревья, животные и др.), стилизованные изображения в росписи. Стилизация создает общий смысловой и декоративный акцент, формирует эстетические установки.

Таким образом, технологические приемы экологизации среды функционально обеспечивают и организуют жизнь людей, оказывают влияние, прежде всего, на их физиологическое состояние и способствуют рациональному использованию природных ресурсов; композиционно-художественные приёмы гармонизируют среду, организуют пространство, следовательно - жизненные процессы и социокультурные коммуникации, воздействуют на психологическое состояние людей (в некоторой степени и на физиологическое), формируют вкусовые предпочтения, потребительские установки и в итоге - мировоззренческие и эстетические идеалы. Методология экологического дизайна продолжает формироваться, представленные в статье приёмы экологизации среды возможно в будущем дополнять, следуя современным тенденциям дизайна, с целью гармоничного сосуществования человека и природы.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Свердловской области в рамках проекта проведения научных исследований «Генезис экологического дизайна и экологическая парадигма дизайн-образования на примере Уральского региона», проект № 13-14-66007.

Рецензенты:

Таршис Л.Г., д.б.н., доцент, профессор кафедры биологии, экологии и методик их преподавания ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург;

Долинер Л.И., д.п.н., доцент, заведующий кафедрой информационных технологий ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, г. Екатеринбург.


Библиографическая ссылка

Панкина М.В., Захарова С.В. ПРИЁМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА СРЕДЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12740 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674