Введение
Противостояние между взрослыми и детьми сегодня достигло своего предела. Из-за непонимания между взрослыми и детьми жестокость и насилие совершается даже в тех местах, которые с незапамятных времен считались святыми и были призваны служить культу знаний, добра и справедливости. Многие современные школы утратили свои воспитательные функции и не могут принять адекватных мер по решению встающих перед нею проблем. Родители в решении проблем ребенка уповают на школу, учителя порой беспомощны воздействовать на некоторую категорию детей, студенты-практиканты попросту отказываются проходить практику в некоторых классах, заявляя, что большая часть ребят из класса стоят на учете в детской комнате милиции.
Проблема воспитания осложняется еще и тем, что, по сведению медиков и психологов, каждый третий ребенок школьного возраста имеет психическое или физическое отклонение в своем развитии. Положение, казалось бы, катастрофическое, которое характерно не только для российской системы образования, но и для многих стран мира. Так ли это?
В 2001 году вниманию российской общественности была предоставлена книга двух американских исследователей Ли Кэрролл и Джен Таубер «Дети Индиго», которая несколько приоткрыла занавес поставленной проблемы. Согласно утверждению авторов книги, в мир пришли совершенно новые дети, миссия которых научить взрослых и, если эти взрослые научатся видеть мир глазами этих детей, все в жизни изменится к лучшему. Обобщая результаты своих многолетних исследований, авторы пришли к выводу, что это новый тип детей, которые требуют нового, необычного, расходящегося с общепринятым в обществе способа взаимодействия. Эти дети были названы Дети Индиго. С 1999 года в Интернете это название было принято научным сообществом. Отсутствие адекватного взаимодействия и создает пропасть во взаимопонимании между ними и взрослыми. В чем же необычность таких детей? Она, прежде всего, характеризуется внешне поведенческими признаками.
Многие из детей индиго имеют повышенную потребность и тягу к духовному началу: их интересует религия, они имеют собственное представление о Боге, многие из них видят ангелов и имеют возможность беседовать с ними. Они имеют не по возрасту развитую волевую сферу: «Цель Детей Индиго - давить до тех пор, пока их не поймут или, по меньшей мере, не начнут с ними считаться. Добившись своего, они тут же останавливаются» [2]. В отличие от них одаренные дети не всегда обладают развитой силой воли, но если она присутствует, то такие дети, добившись своего, не останавливаются перед достигнутым. Они неудержимы в области их интересуемой проблемы, «с головой уходят» в деятельность. Как и одаренные дети, индиго в ходе беседы не по годам «демонстрируют впечатляющую работу ума». Об этом могут свидетельствовать факты, зафиксированные в виде высказываний, сделанных детьми индиго совсем юного возраста по проблемам, на которые и философы порой затрудняются дать вразумительный ответ. Имея высокоразвитую интуицию, эти дети на такие проблемы, как жизнь или смерть, дают содержательные ответы. Дети индиго обладают мыслительными способностями, выходящими далеко за рамки ожидаемого. Такие дети, как правило, рано начинают говорить, научаются читать и считать. Тому примером могут служить выдержки из характеристики, данной ребенку родителем: «Говорить он начал, когда ему было всего восемь месяцев, а читать и считать научился сам в трехлетнем возрасте. Сейчас его больше всего интересуют науки, особенно астрономия. Каждый день он говорит с Богом и ангелами, которых называет "Мои ангелы" или "Мой народ". Говорит, что он - царь. Такое впечатление, будто он знает все на свете» [2]. Такая характеристика индиго не нова. Она во многом схожа с характеристиками одаренных детей. Вспомним эпизоды из биографии выдающегося естественника XVIII века Ф. Гальтона, его письмо сестре Адель, написанное автором, когда ему не было и 4 лет: «Дорогая Адель! Мне четыре года, и я могу прочесть любую английскую книгу. Я знаю наизусть все латинские существительные, прилагательные и переходные глаголы, и еще я знаю 52 строки из латинской поэзии. Я умею складывать любые числа и умножать на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11. Я умею немного читать по-французски и узнавать время по часам....» [3]. В интеллектуальном плане многое сходится в характеристиках. Но дальнейшая характеристика юного Дэвида (так звали описываемого ребенка родителем) требует иного рассмотрения проблемы: «Он часто вел себя по отношению к нам очень агрессивно, со злобой, потому что мы не понимали его поступков. Мы с отчаянием спрашивали себя и его самого, почему же он не просто "как все дети"» [2].
Большинство отечественных психологов (А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Д.Б. Богоявленская), исследующие проблему «одаренности», склонны считать, что одаренным детям присуще творческое начало. В ходе своих исследований Д.Б. Богоявленская пришла к выводу, что творчески одаренные личности в ходе своей деятельности, прежде всего, ориентированы на сам процесс, чем на результат. Результаты наблюдений американских психологов за детьми индиго позволяют сделать вывод, что для данных детей характерна творчество в деятельности. Следующий пример служит тому подтверждением. «Трогательная история связана с моим сыном Кайлом - сейчас ему одиннадцать уже лет. Когда он был в третьем классе, с учебой у него не ладилось: письмо, счет в уме и отметки были далеки от уровня, на какой можно было рассчитывать. Кайл "переигрывал", его ответные реакции очень часто просто заканчивались дракой. Кайл очень смышленый, но ему не хватало усидчивости, он очень легко отвлекался... Его коэффициент интеллекта был тогда 129, но оценки соответствовали уровню 105. Такой разрыв между показателем ... указывал на "труднообучаемость". Кайл не справлялся с домашними заданиями, вообще был очень неорганизован и постоянно все "забывал".
Мы обсуждали тогда одну контрольную по математике, которую они писали в школе. Кайл решил только две задачи из трех, хотя все они были на одну тему. Всех собравшихся это удивило. Тогда учительница, позвав Кайла, спросила, почему он не решил задачу. Ребенок ответил: "А, ты про эту контрольную? Хм... Я как раз тогда разрабатывал свой компьютер с питанием от солнца и управлением голосом. С этими словами ученик из сумки извлек схему будущего компьютера"» [2]. В данном примере многие поведенческие признаки характерны для одаренного ребенка: и высокий коэффициент интеллекта, и творческое начало, но отсутствует способность к самоорганизации, свойство, которое, по мнению психолога В.С. Юркевич, является ядром всей одаренной личности. Из-за этого у ребенка возникают проблемы при самоподготовке. Вот советы учителя, работающего с такими детьми. Эти дети никогда не становятся в общий строй. «На что дети индиго откликаются, так это на уважение - уважение к ним как к разумным личностям и детям, уважение к их проблемам, которые для них не менее сложны, чем наши взрослые трудности - для нас. Эти дети откликаются на уважение к их праву выбора и способностям. Они умеют принимать хорошие решения, им нужно лишь немного помочь. Они отчаянно борются за то, чтобы их способности заметили и признали как нечто значимое, и они действительно важны» [2]. Уважение личности ребенка, свобода на право выбора, признание способностей и предоставление индивиду самовыразиться - все эти требования характерны для успешной работы с одаренными детьми и выступают как принципы организации деятельности педагога.
«Дети индиго высказываются с удивительной рассудительностью. Они сражаются с неуверенностью, со своим возрастом, с бессилием и с внушенным им чувством собственной беспомощности, с социальным неравенством. Они борются с тем, что они не похожи на других» [2]. Такая активность по самозащите не свойственна одаренным детям. Скорее всего, это отличает их от детей индиго.
Часто из-за отсутствия соответствующей среды, способствующей самовыражению детей индиго, они не всегда ведут себя адекватно. Среди них есть неблагополучные дети. Кое-кому, прежде чем найти себя, приходится годами жить в шкуре «белой вороны». У многих из них уже сейчас есть большая сила, а испытание заключается в том, чтобы правильно ею распорядиться, конечно, не всем это удается. Американский психолог, изучая проблемы неуспевающих учеников, обнаружил, что каждый третий из них творчески одаренная личность. Это еще раз подтверждает предположение о том, что дети индиго - это одаренные дети. По мнению многих исследователей (Ли Кэрролл, Дорин Верче, Стивен Харрисон и др.), дети индиго наделены способностями, которые трудно объяснимы с точки зрения устоявшейся науки: они обладают экстрасенсорными возможностями. Дети индиго чувствительны к энергетике, видят и ощущают необычные вещи, сверхъестественные, порой пугающие: по всему миру дети индиго рассказывают, кем они были «раньше». Как правило, эту информацию они сообщают в очень раннем возрасте, едва научившись говорить, т.е. не имея определенного жизненного опыта в догматических учениях. Эти дети обладают повышенной духовной чувствительностью, поэтому посещение церкви только удовлетворяет их запросы. По отношению к одаренным детям данный вопрос остается открытым, хотя современные психологи выделяют духовную одаренность как самостоятельный вид одаренности. Но эта одаренность, скорее, связана с нравственными началами, чем с религиозными чувствами. Объединяет этих детей то, что и те и другие очень чутки к нелогичным духовным воззрениям и к людям, у которых слово расходится с делом. Но специфика индиго в том, что они не только ощущают энергию самого обмана, но и чувствуют, когда душевное равновесие другого человека нарушено. Они ожидают от взрослых цельности натуры и остро реагируют, когда обманываются в своих надеждах. Даже дети Ближнего Востока, воспитанные в духе безотчетного преклонения перед авторитетом старшего, болезненно воспринимают непоследовательность взрослых. Поэтому родители детей индиго, как и родители одаренных детей, нередко испытывают трудности в воспитании.
Всякое творческое начало требует свободы. Данную необходимость в свое время доказал русский философ, живший в начале ХХ века, Н. Бердяев. Для того чтобы одаренные дети могли реализовать свои творческие способности, необходимо отсутствие всякого давления извне. Это роднит их с детьми индиго. Поэтому главное условие успешности взаимодействия с такими детьми родителей - это направление деятельности, активности таких детей в соответствующее русло, а не управление ими, когда воздействие опосредственное, еле заметное, когда ребенок не чувствует давление со стороны взрослого. В противном случае вся волевая энергия таких детей будет направлена против волюнтаристических действий старшего.
Паранормальные способности, которые невозможно объяснить с научной точки зрения, проявляются у детей индиго в их необычных заявлениях. Так, пятилетний Джесси уверяет мать, что он был царем на другой планете, в результате катастрофы его душа попала в животик матери, в другой жизни его звали не Джесси, а Томас, он постоянно контактирует с жителями той планеты. По словам матери ребенка, с возрастом эти контакты только усилились, что вызывает у родителей определенные опасения [2]. Или другой пример с полуторалетним Тайлером, когда мать утверждает, что сын в столь юном возрасте обладает способностью видеть ангелов в салоне припаркованных автомобилей и называть их своими именами, хотя его этому никто не учил. До сих пор Тайлеру во сне часто приходится беседовать с ангелами [2].
Многие родители замечают свои недостатки в воспитании таких детей и предлагают нетрадиционные подходы. Многие из них могут служить руководством к действию. Вот некоторые из них:
- живите со своим ребенком здесь и сейчас;
- думайте о том, что происходит сегодня, не старайтесь разглядеть издалека весь предстоящий путь;
- самое главное - любовь, терпение, одобрение и терпимость!
Можно понять на рациональном уровне и осмыслить такое высказывание родителей как: «Мы все потерпели крах, потому что пытались исцелять своих детей на рассудочном, интеллектуальном, рациональном уровне». Но следующее высказывание требует дополнительного осмысления и проверки как рабочей гипотезы: «Наши дети изранены на уровне энергетики, на уровне духа. С этого надо начать исцеление» [2]. Предлагаются и другие способы воспитания таких детей. Так, психотерапевт Дорин Верче предлагает Ангельскую терапию вместо принятой психотерапии, Джен Тоубер предлагает начать работу с себя, распознать в себе Внутреннего Ребенка. Второй способ напоминает развитие способности к эмпатии. Но отличие в том, что взрослый не ставит себя вместо ребенка, с которым имеет дело, а воссоздает образ себя в детские годы и актуализирует в себе те качества, которые были присущи в детстве. По утверждению автора, это способствует взаимопониманию взрослого и ребенка индиго. В работе же с одаренными детьми известность получила методика создания искусственных препятствий, разработанная В.С. Юркевич [5]. По утверждению психолога, применение данного метода способствует самоорганизации и развитию эмоционально-волевой сферы одаренного ребенка.
Сегодняшняя, постсовременная семья не способствует развитию одаренных детей, а служит только определенным препятствием, заявляет Ли Кэрролл. Для такой семьи характерна духовная разобщенность, отсутствие объединяющих начал. Вот что пишет автор по этому поводу: «Многие семьи уже не способны прожить на заработок одного кормильца - а когда работают и мать, и отец, семейные обеды и прочие простые и приятные ритуалы, укрепляющие взаимоотношения внутри семьи, становятся невозможными. Результатом становится то, что я и называю «постсовременной семьей»: несколько человек живут под одной крышей, но у них крайне редко возникает возможность установить по-настоящему близкие отношения. Вместо тесного внутреннего общения в постсовременных семьях царит разобщенность. Порой кажется, что члены семьи совсем не знают друг друга» [2]. Это создает дополнительные сложности во взаимопонимании между членами семьи. В таких условиях ребенок со своими проблемами остается один на один. И если ребенок со средними способностями может как-то решить свои проблемы в кругу ровесников, то одаренный или индиго испытывают неприятие или недопонимание окружающих. Отсюда и агрессия, и девиантное поведение со стороны таких детей. В отличие от одаренных дети индиго инстинктивно чувствуют, кто они и что им нужно. Они твердо знают, как должны относиться люди друг к другу. Они от окружающих ожидают взаимного уважения и доверительных отношений. Они ни при каких обстоятельствах не терпят лжи, насилия и манипулирования ими. Они вечно задают вопросы. Их не удовлетворяет однозначный ответ типа: «Потому что так надо». Они всегда требуют разъяснений. За такие свойства характера они часто бывают неудобными для окружающих, на них смотрят как на чудаков, их не принимают в свой круг сверстники. Такое же отношение со стороны окружающих испытывает большинство одаренных детей, так как это тоже «дети-почемучки», которые своими вопросами просто надоедают взрослым. Для многих детей младшего школьного возраста характерно задавание вопросов. Но в отличие от них вопросы одаренных детей всегда носят содержательный характер и наполнены глубоким познавательным смыслом.
Дети индиго, как и одаренные дети, - высокочувствительные, многомерные сущности, нередко наделенные многими талантами и утонченными интуитивными способностями. Они появляются на свет как бы с «врожденными знаниями». Такие дети лучше всего реагируют, когда к ним обращаются как взрослым. Одна из характерных черт индиго - ощущение самого себя как взрослого. Это одна из причин чувства изолированности. Даже первые общения с детьми, отмечает Джен Тоубер, дают понять индиго, что он не такой как все: дети не понимают его ни слов, ни поступков. Дети индиго к нам пришли надолго. Они ломают устоявшиеся стереотипы в обществе и требуют перемен. В отличие от одаренных детей индиго легко ранимы и чутки к внешнему миру, если не хватает целостности окружающей среды, то индиго просто «выключается» из нее.
Рецензенты:
Юричка Ю.И., д.п.н., профессор, Бирский филиал Башкирского государственного университета, г. Бирск.
Синагатуллин И.М., д.п.н., профессор, Бирский филиал Башкирского государственного университета, г. Бирск.
Библиографическая ссылка
Рахматуллин Т.Г., Рахматуллин М.Т. ДЕТИ ИНДИГО КАК НЕОБЫЧНАЯ ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12735 (дата обращения: 09.12.2024).