Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ТУБЕ

Балагур Д.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств»
Исторические примеры убедительно показывают: великие музыканты, такие как Фредерик Шопен, Фёдор Шаляпин, Сергей Рахманинов, были выдающимися личностями, открывшими новые возможности в музыкальном исполнительстве и обучении музыке. Развитие личности учащегося в процессе обучения игре на тубе является частью двуединой задачи обучения и воспитания музыканта-духовика. Задача обучения и воспитания состоит в создании гармоничных условий для начального развития личности, которые постепенно открывают возможности для дальнейшего актуального и индивидуального развития личности учащегося. В процессе обучения игре на тубе учащемуся предлагают занять активную позицию, которая играет решающую роль в развитии его личности, она стимулирует его внутреннюю активность в саморазвитии и работе над собой. Представленное исследование и анализ доказывают, что креативное обучение игре на тубе способствует индивидуальному развитию личности учащегося. Образуется связь между развитием личности и музыкально-исполнительской деятельностью и возникает важная музыкально-педагогическая задача. Для обучения игре на тубе в статье предложен новый метод, содержащий конкретные шаги и действия, направленные на решение двуединой задачи обучения и воспитания учащегося в процессе обучения игре на тубе.
креативное обучение.
дивергентное мышление
обучение и воспитание
тубист
великие музыканты
развитие
личность
1. Балагур Д.А. Дыхание как основа формирования исполнительских умений и навыков учащихся в процессе обучения игре на тубе // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6 (часть 6). – С. 1498-1501.
2. Балагур Д.А. Постановка исполнительского аппарата музыканта духовика на основе креативного обучения // Роль культуры в формировании личности: новые подходы. Сборник статей молодых учёных / Под науч. ред. А.А. Жарковой, В.А. Тихоновой, Д.А. Сторублевцевой. – М.: МГУКИ, 2013. – С. 68-71.
3. Булычёв Б.Е. Детская музыкальная школа как современная педагогическая система и пути ее совершенствования: дисс. … канд. пед. наук. – Н. Новгород, 1998. – С. 14-17.
4. Википедия свободная энциклопедия: Песталоцци, Иоганн Генрих [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Песталоцци,_Иоганн_Генрих html (дата обращения 05.03.2014).
5. Рогаль-Левицкий. Д.Р. Современный оркестр: В 4 т. Т. II. – М.: Гос. муз. изд-во, 1953. – С. 278-280.
6. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издат. центр «Академия», 2002. – С. 153-171.
7. Электронное учебное пособие Педагогика: тезисы лекций и практические занятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vaniorolap.narod.ru/theme4.html (дата обращения 10.03.2014).

Введение

Все великие музыканты такого уровня, как Фредерик Шопен, Ференц Лист, Фёдор Шаляпин, Сергей Рахманинов, Владимир Горовиц, Дмитрий Шостакович, являются выдающимися личностями, открывшими новые возможности в музыкальном исполнительстве и обучении музыке, и сегодня представляют собой вершину достижений человеческого духа. Создавая и исполняя разные музыкальные произведения, они показали всему миру, что в процессе обучения игре на музыкальных инструментах происходит индивидуальное развитие личности человека. Развивая свою личность в процессе игры на музыкальных инструментах, выдающиеся музыканты давали каждому музыкальному произведению новое и необыкновенное прочтение, создавая уникальные музыкальные шедевры. При исполнении музыкального произведения внутренняя гармония и палитра возникающих чувств неразрывно связаны между собой, поэтому для развития личности музыканта требуется организовать индивидуальный подход в процессе обучения.

Проблемы развития личности наиболее полно были определены швейцарским педагогом-гуманистом И.Г. Песталоцци. Разработав теорию элементарного природосообразного обучения и воспитания, он первым высказал мысль о необходимости параллельного и гармоничного развития всех задатков человеческой личности - интеллектуальных, физических и нравственных, а также о полном развитии всех сущностных сил формирующегося человека путем вовлечения его в активную жизнедеятельность [4]. Исторические факты показывают, что ни одна группа людей и даже ни одна развитая личность не обходятся без слушания и исполнения музыки. Влияние музыки на развитие личности человека известно c древних времен. Музыка способна передавать многие внутренние и внешние состояния человека. Потребность в музыке и её исполнении для каждой личности неодинакова - это прекрасно видно по тому, как многообразны задачи, выполняемые музыкой: преображение мира, обретение новых знаний, сопоставление, анализ и обмен информацией [3]. Музыка или музыкальное произведение всегда содержит в себе начало и окончание. В жизни человека тоже есть начало и конец. В каждом музыкальном произведении есть темп, размер, ритм, динамические оттенки, а в жизни всегда идёт время, и мы испытываем различные внутренние чувства и яркие ощущения. Большинство гармонических построений в музыке начинается с таких аккордов, как тоника, субдоминанта, кадансовый квартсекстаккорд, доминанта и снова тоника. То есть начало, процесс развития, далее - кульминация и затем постепенное окончание. Музыка - это язык жизни. Яркие аккорды в музыкальном произведении, а в жизни мы отмечаем праздники, радуемся новым достижениям и продолжаем двигаться дальше, открывая в себе что-то новое, мы развиваем свою личность.

Туба очень мелодичный и певучий медный духовой инструмент, обладающий уникальной полнотой и объёмностью звучания, прошедший сложный исторический путь развития. Музыкальное исполнительство на тубе развивается уже довольно длительный период времени. Это развитие началось в 1835-ом году и продолжается до сих пор. Звучание тубы невозможно сравнить с тромбоном, валторной или трубой. Когда в симфоническом оркестре тубист исполняет соло на фоне других инструментов, некоторые слушатели удивляются и даже лично интересуются этим музыкальным инструментом. Слушателей привлекает выразительность и полнота звучания тубы. Они слышат определённый, выделяющийся басовый голос, будто кто-то из оркестрантов поёт низким голосом на фоне остальных. И не случайно многие композиторы написали главные темы частей своих сочинений для тубы. Потому что именно этот инструмент способен не только очень чётко передать мелодическую линию главной темы музыкального произведения, но и, поддерживая остальные духовые инструменты в оркестре, создать благозвучное, гармоничное звучание вместе с ними. В сюите Сергея Прокофьева «Поручик Киже» третья часть - «Свадьба Киже» - написана в сложной трёхпятичастной форме. В этой части туба вместе с тромбоном и валторнами исполняет басовое соло, в котором хорошо слышно, что именно благодаря тубе мелодия звучит объёмно, ярко и выразительно. Важно заметить, что ни один оркестровый инструмент не оказывается столь чувствительным к оттенку силы звука, как туба. Этот инструмент звучит роскошно в нюансе piano, а звучанию оркестра сообщается поразительная полнота и объёмность звука в пространстве [5].

Развитие личности происходит через деятельность, труд, а также через всевозможные познавательные и психические процессы, выполняемые человеком в жизни, такие как мышление, восприятие, обучение, переживание, созидание. Туба является самым большим медным духовым музыкальным инструментом, а расход воздуха в процессе исполнения и обучения игре на тубе во много раз объёмнее, чем на всех остальных духовых музыкальных инструментах. Известно, что дыхание является жизнеобразующим, необходимым процессом для жизни и развития человека. Когда человек правильно дышит, у него усиливается - желание трудиться, работать, учиться, преодолевать трудности, а также всячески развивать внутренние качества и задатки своей личности [1]. Правильное дыхание способствует возникновению таких личностных качеств, как спокойствие, уверенность в себе, самоконтроль, обучаемость, внимательность, что является основой для развития личности учащегося в процессе обучения игре на тубе. Многие исполнители тубисты дышат обычно по-своему, учитывая только свои способности и возможности. Известны случаи, когда тубист не может воспроизвести порученное ему соло без того, чтобы не вдыхать воздух практически через каждый звук. На первых страницах школы игры на тубе А.К. Лебедева рекомендуется сначала исполнять длинные звуки разными штрихами и разными динамическими оттенками в среднем, нижнем и верхнем регистре. Поэтому на начальном этапе обучения игре на тубе и объяснения учащемуся процесса звукоизвлечения следует научить его правильно исполнять звуки продолжительной длительности. В оркестре длинные звуки у тубы встречаются довольно часто и лучшим примером этого является тот, которым П.И. Чайковский начинает заключительную партию своей несравненной увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта», где туба достаточно тихо и длительно исполняет звук Си большой октавы на одном дыхании. В нюансе forte (громко) количество воздуха затрачивается в несколько раз больше, чем в нюансе piano (тихо), когда тубист постепенно выдыхает воздух из лёгких [5].

Сегодня существует определённая часть музыкальных произведений, написанных для тубы, которые являются переложениями с других музыкальных инструментов. Особенно интересны переложения виолончельных произведений для тубы, таких как «Соната соль минор» Генри Экклса в четырёх частях или «Виолончельные дуэты», написанные в стиле таких старинных танцев, как гальярда, куранта и алеманда. С помощью преподавателя учащийся тубист изучает стиль и направление жанра этих музыкальных произведений, а также самостоятельно исполняет на тубе множество различных произведений, сочинённых для других духовых и даже струнных музыкальных инструментов. Чувства и образы, возникающие в сознании при исполнении музыкальных произведений на тубе, формируют в памяти определённые картины и изменяют нравственные и моральные ценности учащегося [3]. Таким образом, развитие личности учащегося в процессе обучения игре на тубе происходит очень разнообразно и многовариантно.

Создание сильной мотивации в процессе обучения игре на тубе является необходимым условием для развития личности учащегося и эффективно реализуется с помощью метода гипотезы, являющегося прообразом креативного обучения на основе дивергентного мышления. На уроке преподаватель выдвигает предположение (гипотезу) о том, как правильно формировать исполнительские умения и навыки в процессе обучения игре на тубе с учётом индивидуальных особенностей учащегося. Дивергентное мышление предполагает разнообразный многовариантный поиск по всем направлениям, приводящий к оригинальным нетрадиционным и инновационным решениям в процессе обучения игре на тубе [2]. Современная музыкальная педагогика накопила много методов для реализации разнонаправленного креативного обучения в музыке и должна способствовать формированию выдающихся личностей. Исходя из вышесказанного, задача развития личности учащегося тубиста становится решаемой при последовательном изложении методов, приёмов и подходов для обучения игре на тубе.

В музыкальной педагогике для развития личности учащихся применяют разные музыкально-образовательные программы, содержание которых определяется как совокупность музыкальных знаний, умений и навыков, убеждений и взглядов, а также определенный уровень развития исполнительского мастерства, достигнутый в результате музыкально-педагогической работы [6]. По определению Л. С. Выготского, «личность - это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции». Важнейшей социальной характеристикой личности человека является способность на личную культуросообразную социально-полезную деятельность. На роль деятельности в формировании и развитии человека неоднократно указывал В.Н. Мясищев: «сама по себе деятельность для формирования основных психических качеств может оказаться процессом нейтральным, если между ее участниками не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, если не происходит постоянного подкрепления хода деятельности провоцированием взаимоотношений, побуждающих к нравственным поступкам» [7].

Развитие личности учащегося в процессе обучения игре на тубе является частью двуединой задачи обучения и воспитания музыканта-духовика. Эта задача имеет различные аспекты и рассматривается разными науками: возрастной физиологией, музыкальной педагогикой, социологией, детской и педагогической психологией. Задача обучения и воспитания состоит в том, чтобы создавать гармоничные условия для начального развития личности, которые постепенно открывают возможности для дальнейшего актуального и индивидуального развития личности учащегося. В процессе обучения и воспитания учащемуся предлагают занять активную позицию, которая играет решающую роль в развитии его личности, она стимулирует его внутреннюю активность в саморазвитии и работе над собой. Обучение и воспитание направлено на развитие всех задатков личности учащегося. Музыкальная педагогика изучает и находит наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения игре на разных музыкальных инструментах.

Обучение игре на тубе помогает учащемуся раскрыть внутренние качества своей личности, заложенные в нем природой, сформированные жизнью и воспитанием. Развитие личности в процессе обучения игре на тубе - это творческое освоение общественного опыта, включение человека в систему общечеловеческих и культурных музыкальных знаний. Основные стороны личности проявляются только в деятельности и в социальных отношениях. Именно социальный облик человека, который всеми своими проявлениями связан с жизнью окружающих его людей, - это и есть важнейшая характеристика его личности. Главными признаками развитой личности человека являются: ответственность, разумность, личное превосходство, свобода и индивидуальность. Известно, что личностные качества человека развиваются в течение жизни. Для музыкальной педагогики большое значение имеет раскрытие сути понятия «развитие». Развитие - это процесс реализации внутренних задатков, раскрепощение творческого потенциала и свойств личности учащегося.

Учащийся - это субъект с внутренними интеллектуальными задатками и разными способностями. Целостное развитие личности учащегося - это, прежде всего, раскрытие в нём внутреннего заложенного индивидуального потенциала и его интеллекта. Поэтому в обучении и воспитании следует применять именно разумные подходы для раскрепощения его внутренних интеллектуальных задатков, которые являются ключом к развитию его личности. Одним из таких подходов является развитие личности учащегося в процессе обучения игре на тубе.

Развивая личность учащегося, в процессе обучения игре на тубе необходимо учитывать следующие особенности и возможности каждого обучающегося:

1) Личность человека развивается как целостная система в результате реального восприятия разнообразных жизненных трудностей и, преодолевая эти трудности, находя верные решения в процессе обучения игре на тубе, учащийся развивает свою личность.

2) Каждый человек на 60 процентов учится самостоятельно и только на 40 процентов обращается к опыту уже обученных людей и выдающихся личностей в процессе обучения.

3) Развивая личность учащегося, преподаватель раскрепощает его, открывает его внутренний мир и определяет способы для его индивидуального развития. Поэтому очень важно, чтобы с самого начала обучения преподаватель с уважением относился к учащемуся как к постепенно развивающемуся человеку, закладывая образ для дальнейшего развития его личности.

4) Для развития личности учащегося тубиста, требуется сформировать максимальное понимание и важность обучения игре на тубе, а также создать у ученика серьёзное впечатление от сказанного, услышанного и увиденного. То есть рассказать ему исторические сведения о тубе, дыхании, исполнительских умениях и навыках, создавая у него серьёзную мотивацию к обучению игре на этом музыкальном инструменте.

Развитие личности учащегося происходит закономерно под контролем преподавателя с учётом индивидуальных возрастных, физиологических и психических особенностей каждого обучающегося. Рекомендуется применять следующий метод, состоящий из определённых шагов и действий, направленных на решение задачи развития личности учащегося в процессе обучения игре на тубе:

1) Обучение игре на тубе рекомендуется начинать с 14 лет, учитывая, что учащийся сможет ровно удерживать тубу в положении сидя, не искажая правильное положение головы, корпуса, и при этом спокойно, без лишнего напряжения будет приставлять мундштук к губам, не вытягивая вверх шею. Если же ученику трудно удерживать тубу ровно, он ещё не знает, как правильно следует дышать, и психологически не готов к обучению игре на тубе - необходимо сначала обучить его игре на родственном инструменте, на теноре, баритоне или эуфониуме.

2) Определение цели и задач в процессе обучения игре на тубе с учётом индивидуальных возможностей учащегося, требований музыкального исполнительства, а также условий для их реализации.

3) Развитие способности слышать музыкальные звуки в мажорных и минорных тональностях, исполнение этих звуков на тубе и фортепиано. Пение звуков голосом с определением октавы и тональности, в которых они исполнены, а также умение записывать услышанные звуки нотами.

4) Обсуждение с преподавателем возникающих препятствий в постановке исполнительского аппарата, исполнительского дыхания, правильного звукоизвлечения и верного исполнения музыкального произведения. Устранение этих препятствий и нахождение верного решения в процессе обучения музыкально-исполнительской деятельности учащегося-тубиста.

5) Исполнение на тубе самых разнообразных произведений с чётко выраженной мелодией и объяснение учащемуся музыкальных образов, заложенных в каждом музыкальном произведении. Для того чтобы учащийся мог мысленно представить и определить смысл этих образов самостоятельно на личном уровне понимания.

6) Понимание смысла конкретного образа, заложенного в музыкальном произведении. Учитывая музыкальный и общий жизненный опыт, рекомендуется вместе с учащимся проанализировать полученные новые музыкальные знания и сравнить их с образами ранее пережитых жизненных ситуаций.

7) Работая над музыкальными произведениями на уроке, необходимо учить учащегося сравнивать, обобщать, выделять, различать, группировать, запоминать главные темы различных музыкальных произведений, развивая его личное понимание, мышление, восприятие и память в процессе обучения игре на тубе.

8) Учитывая внутреннюю психологическую потребность человека в выравнивании своего сознания с окружающим миром, следует вместе с учащимся охарактеризовать чувства и эмоции, возникающие в результате переживания художественного смысла музыкального произведения. Рекомендуется также выделять только положительные или только отрицательные чувства и эмоции.

9) Под руководством преподавателя учащийся тубист развивает также некоторые свойства своей личности, такие как эмоциональность и эмоциональная устойчивость. Эмоциональность это свойство личности человека, характеризующее содержание, качество и динамику его чувств и эмоций. Возникновение эмоциональности определяется теми явлениями, ситуациями и событиями, которые имеют особую значимость для человека. Благодаря своему насыщенному басовым тембром звучанию и особенно активному дыханию в момент исполнения, туба может вызывать разные эмоциональные состояния, такие как: встревоженность, удивление, спокойствие, переживание, сочувствие, восторг. Существуют два фактора, которые определяют эмоциональную устойчивость человека: 1) Время появления эмоций при длительном исполнении музыкального произведения - тогда устойчивость будет выше, если эмоции появятся позднее. 2) Сила эмоциогенного воздействия - чем больше сила воздействия, тем будет выше эмоциональная устойчивость. Исполняя на тубе разные музыкальные произведения, например: А. Глазунова «Элегия памяти Ференца Листа» или «Вокализ» Н. Ракова, сопротивляясь действию эмоций, контролируя внутренние импульсы, учащийся тубист приобретает профессиональную эмоциональную устойчивость и приходит к стабильной музыкально-исполнительской деятельности.

Предложенный метод представляет собой совокупность последовательных шагов и действий, направленных на развитие личности учащегося в процессе обучения игре на тубе. Эти шаги и действия были сформированы с помощью креативного обучения на основе дивергентного мышления, предполагающего многовариантный, разнообразный поиск по всевозможным направлениям. При исполнении на тубе множества музыкальных образов, заложенных в музыкальных произведениях, у учащегося работает эмоциональная, зрительная, а также словесно-логическая память. Учащийся-тубист осознаёт музыкально-двигательные процессы, мировой опыт замечательных личностей, постигает и выражает художественный смысл, заложенный в музыкальных произведениях, то есть выходит за рамки личных ценностных ориентиров к духовному опыту выдающихся музыкантов и композиторов. С помощью этого развивается и формируется индивидуальное мировосприятие и собственное мировоззрение. В процессе обучения игре на тубе учащийся получает индивидуальное развитие своей личности и достигает, как правило, таких вершин, которые соотносятся с его индивидуальными возможностями и ценностными ориентациями его личности. В результате появляются дополнительные знания, раскрываются музыкально-педагогические условия и формируются новые подходы для развития личности учащегося в процессе обучения игре на тубе.

Рецензенты:

Блох О.А., д.п.н., профессор, заведующий научной лабораторией «Развитие творческого потенциала музыканта», МГУКИ, г. Химки.

Казакова А.Г., д.п.н., профессор, профессор кафедры культурологии и антропологии, руководитель «Центра инновационных технологий обучения», МГУКИ, г. Химки.


Библиографическая ссылка

Балагур Д.А. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ТУБЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12734 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674