Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВЗАИМОСВЯЗЬ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ МИРА И ХАРАКТЕРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ

Липунова О.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет»
Изложены результаты исследования особенностей субъективной картины мира и межличностных отношений подростков с нарушениями поведения. Проведен анализ смысловых значений, составляющих субъективную картину мира девиантных подростков, исследованы уровни развития субъективных отношений испытуемых. Установлено, что подросткам с нарушениями поведения присущи особые формы субъективного мировосприятия, которые характеризуются деформированностью, хаотичностью, неудовлетворенностью взаимоотношений с окружающими. Выявлены доминирующие типы межличностных отношений девиантных подростков. Показано, что для девиантных подростков характерным является соотношение специфических особенностей субъективной картины мира и характера межличностных отношений.
девиантное поведение
межличностные отношения
субъективные отношения
субъективная картина мира
1. Берулава Г.А. Субъективная картина мира подростка в системе межличностного взаимодействия. - М. : Сфера, 2009.
2. Василюк Ф.Е. Подросток в отношениях с социумом. - СПб. : Питер, 2001.
3. Гребенникова Е.В. Образ мира девиантного подростка. - М. : Сфера, 2000.
4. Леонтьев А.Н. Психология смысла. - М. : Смысл, 2003.
5. Мякушкин Д.Е. Субъективная картина мира в структуре современного общества. - М. : Владос, 2000.
6. Петренко В.Ф. Чувственное восприятие мира. - М. : Эксмо, 1999.
7. Петухов В.В. Сущность и видовая характеристика картины мира. - М. : Эксмо, 1996.
8. Рид Г. Краткая история современного рисунка. - М. : Искусство – XXI век, 2005.
9. Сапогова Е.Е. Субъективное отражение мира. - СПб. : Питер, 2004.

Введение

Картина мира представляет собой основу, фундамент мировосприятия. Характерной особенностью подросткового возраста является формирование целостной, упорядоченной, смысловой субъективной картины мира, при этом девиантных подростков отличает искаженное мировосприятие и миропонимание, что проявляется в трудностях установления ими межличностных отношений [2; 4-6].

Как известно, неадекватное субъективное отношение к миру вызывает затруднения в жизнедеятельности человека и общении. Неудовлетворенность подростка системой взаимоотношений оказывает влияние на его субъективную картину мира, характер его личных связей с окружающими, на формирование характера. В свою очередь, несоответствие субъективного миропонимания подростка может привести к отклонениям в поведении [1; 3; 7; 9].

В связи с вышесказанным нами исследованы особенности субъективной картины мира и характера межличностных отношений у подростков с отклоняющимся поведением. В исследовании приняли участие подростки с девиантным поведением в количестве 200 испытуемых. В качестве диагностических методик использовали: проективную методику «Картина мира», методику семантического дифференциала Ч. Осгуда, методику диагностики личностного роста П.В. Степанова, Д.В. Григорьева, методику диагностики межличностных отношений Т. Лири.

Количественный анализ результатов исследования особенностей субъективной картины мира девиантных подростков с использованием проективной методики «Картина мира» представлен в таблице 1.

Таблица 1

Показатели субъективного мировосприятия девиантных подростков

Психологические типы личности по К. Юнгу

Художественные формы рисунков по Г. Риду

Количество испытуемых

абс.

%

Экстравертированный мыслительный

Перечисляющие изображения

17

8,5

Интровертированный мыслительный

Структурные изображения

51

25,5

Экстравертированный ощущающий

Ритмические изображения

_

_

Интровертированный ощущающий

Гаптические изображения

30

15

Экстравертированный чувствующий

Эмфатические изображения

102

51

Интровертированный чувствующий

Имажинарные изображения

_

_

Экстравертированный интуитивный

Декоративные изображения

_

_

Интровертированный интуитивный

Органические изображения

_

_

Как видно из таблицы 1, ряд испытуемых девиантных подростков воспринимают мир и окружающих «упрощенно», в виде абстрактных и схематических символов, что отражается в типологии их рисунков. Изображения испытуемых представляют собой абстрактную, схематичную картину образа мира, отличающуюся лаконизмом построения (3-4 символа), в виде абстрактных образов, знаков, символов (структура семьи, цветовая палитра, изображение человека как символичного). При этом цветовая гамма изображений является насыщенной и представлена основными яркими цветами, что свидетельствует о позитивных чувствах, отношениях и ощущениях, которые возникают у подростков по отношению к образу мира. Согласно исследованиям Г. Рида, это так называемые эмфатические рисунки (импрессионистские, экспрессивные), которые характеризуют стремление передать атмосферу непосредственного выражения ощущений, впечатлений по отношению к миру и людям, и необходимость создать некий целостный и законченный образ (картину) окружающей действительности и роли человека как субъекта в ней. Согласно классификации К. Юнга, для испытуемых данного типа характерны проявления повышенного страха, настороженности.

Рисунки ряда исследуемых подростков с нарушениями поведения отражают смысловое, содержательное субъективное восприятие мира и окружающих. Изображения таких подростков представляют собой опосредованную, метафорическую картину мира, передающую сложное смысловое содержание, представленное в виде какого-либо сложного сюжета (роль человека в большом мире, семейные ценности, изображение собственной семьи как части мира). При этом цветовая гамма изображений достаточно яркая, что свидетельствует о позитивных чувствах, отношениях и ощущениях, которые возникают у подростков по отношению к изображаемому. По Г. Риду, такие рисунки относятся к структурному типу, т.е. передают структуру целого, его компонентов. Это может быть как абстрактная фигура, так и сложное целое, например площадь города. Согласно классификации К. Юнга, такие девиантные подростки ориентированы на субъективный фактор: любые факты отбираются ими только как средство доказательства, а не сами по себе. Ценности связаны с развитием и изложением субъективной идеи первоначального символического образа. При этом подростки отвергают реальный объект.

Для ряда испытуемых девиантных подростков характерно восприятие окружающего мира и людей как бы со стороны воздействующих раздражителей, событий, поступков. Пока для них существуют эти раздражители, им важно и интересно среди них. Изображения таких испытуемых представляют собой «непосредственное окружение», обстановку вокруг себя, своего дома, какая она есть на самом деле, или ситуативность изображаемого - «то, что выступает как раздражитель» и проявляется в виде внезапно возникших образов. Цветовая гамма рисунков представлена двумя цветами - черным и коричневым, что свидетельствует о недоверии, враждебности и осторожности в субъективном восприятии мира. Согласно исследованиям Г. Рида, это так называемые гаптические рисунки, которые отражают изображение каких-либо внутренних ощущений, часто болезненных, например: «болит ухо», «голова болит». Согласно К. Юнгу, подростки, создающие такой тип рисунков, относятся к интровертированным ощущающим типам личности, ориентируются на то, что происходит преимущественно в данный момент и на субъективную интенсивность ощущений, вызванных объективным раздражением, т.е. между объектом и ощущением нет пропорциональных отношений, они субъективны.

У ряда испытуемых подростков мы выявили субъективную картину мира как эстетический образ в виде природы, пейзажа, что отражено в «пейзажном типе рисунка» в виде городского или сельского пейзажа с присутствием людей, животных, деревьев, цветов. Согласно анализу полученных результатов, это желаемая картина своего окружения для исследуемых девиантных подростков. При этом цветовая гамма изображений достаточно яркая, что свидетельствует о позитивных чувствах, отношениях и ощущениях, которые возникают у испытуемых подростков по отношению к изображаемому. По Г. Риду, эти рисунки относятся к перечисляющему типу, т.е. изображаются различные объекты, которые трудно объединить какой-либо связью; часто связь не прослеживается, это могут быть отдельные детали или предметы природа, явления природы, городские и сельские мотивы. Согласно представлениям К. Юнга, подростков, изображающих такой тип рисунков, относят к экстравертированному мыслительному типу. Это рассудочные индивиды, действующие обдуманно, с ориентацией на факты.

Таким образом, нами выявлены основные формы субъективного мировосприятия, характерные для исследуемых нами подростков с нарушениями в поведении: «упрощенное» в виде абстрактных образов и схематических символов, смысловое содержательное восприятие окружающего мира и людей как бы со стороны значимых событий и раздражителей и «пейзажное» мировосприятие в виде эстетических образов природы, людей, животных, деревьев и цветов.

Анализ уровня развития субъективных отношений девиантных подростков показал, что у большинства испытуемых подростков доминируют ситуативные субъективные отношения. Значимыми для исследуемых являются субъективные отношения к человеку как таковому, человеку как Другому, своему телесному Я. Для ряда испытуемых подростков с нарушениями в поведении преобладающими являются субъективные устойчивые отношения с преобладанием значимой роли отношений испытуемых к миру, знаниям, семье. Для ряда испытуемых значимыми являются субъективные отношения к труду, Земле, своему внутреннему Я, культуре, духовному Я. При этом наиболее выражены уровни субъективного ситуативно-позитивного и устойчиво-негативного отношения к окружающей действительности, что вызвано враждебностью и недоверием девиантных подростков к социуму. Менее выражено смысловое, содержательное субъективное восприятие мира и окружающих, что проявляется в недостаточной сформированности понятия «ценности жизни» и недостаточном осознании роли человека в системе взаимодействий «человек - окружающая действительность». Эмоциональный компонент субъективных отношений девиантных подростков настолько доминирует, что восприятие окружающей действительности происходит только в том случае, если объект восприятия является для подростка эмоционально значимым и вызывает у него сильные чувства и состояния.

Таким образом, мы выявили, что для девиантных подростков доминирующими на ситуативно-позитивном и ситуативно-негативном уровнях являются субъективные отношения к своему телесному Я, отношение к человеку как к таковому, отношение к человеку как к Другому.

Анализ результатов исследования смысловых характеристик субъективной картины мира испытуемых с использованием методики семантического дифференциала Ч. Осгуда показал, что самыми значимыми и близкими по смысловому значению для девиантных подростков являются субъективные отношения к семье, миру, человеку, здоровью (по фактору «силы»). Самыми значимыми и близкими по смысловому значению для девиантных подростков по фактору «активности» являются субъективные отношения к знаниям, человеку, труду и другим людям. Незначимыми и далекими по смысловому значению и содержанию для испытуемых по фактору «силы» являются субъективные отношения к Родине, культуре, человеку, образу жизни. Незначимыми и далекими по смысловому значению и содержанию для девиантных подростков по фактору «оценки» являются субъективные отношения к Родине, знаниям, культуре и труду.

Проведенный анализ позволил выявить основные смысловые характеристики субъективной картины мира девиантных подростков. Характерными особенностями субъективной картины мира подростков с нарушениями поведения являются преобладание глубоких внутренних изменений в отношении к себе и к внешнему миру с выраженным эмоционально-оценочным компонентом этих отношений. Мировосприятие и миропонимание часто носит «упрощенный», абстрактный характер, что проявляется в восприятии окружающего посредством внешних и внутренних ощущений, впечатлений по отношению к миру и людям, а также стремлении занимать определенную значимую роль в сфере субъективных отношений. Менее выражено смысловое, содержательное субъективное восприятие мира и окружающих, что проявляется в недостаточной сформированности понятия «ценности жизни» и недостаточном осознании роли человека в системе взаимодействий «человек - окружающая действительность».

Количественный анализ результатов исследования характера межличностных отношений девиантных подростков с использованием методики Т. Лири представлен в таблице 2.

Таблица 2

Показатели характера межличностных отношений девиантных подростков

 

№ октанты

Характер межличностных отношений

Количество испытуемых

абс.

%

I

Авторитарный

51

25,5

II

Независимо-доминирующий

79

39,5

III

Агрессивный

43

21,5

IV

Недоверчиво-скептический

27

13,5

V

Покорно-застенчивый

_

_

VI

Зависимый

_

_

VII

Сотрудничающий

_

_

VIII

Альтруистический

_

_

Как видно из таблицы 2, доминирующими типами межличностных отношений девиантных подростков являются авторитарный и независимо-доминирующий. Независимо-доминирующий характер межличностных отношений у испытуемых проявляется в самодовольстве, независимости, ориентированности на себя, чувстве превосходства над другими. Авторитарный характер межличностных отношений у испытуемых проявляется в энергичности, доминантности, нетерпимости критики, переоценке собственных возможностей. Для ряда испытуемых характерным типом межличностных отношений является агрессивный тип, который отличается требовательностью, прямолинейностью, резкостью в высказываниях, непримиримостью, склонностью во всем обвинять окружающих, насмешливостью, чрезмерной раздражительностью. Для ряда испытуемых доминирующим типом межличностных отношений является недоверчиво-скептический тип, который характеризуется разочарованностью в людях, скрытностью, обидчивостью, недоверием к окружающим, проявлением негативизма.

Показатели остальных типов и характеристик межличностных отношений у девиантных подростков выражены достаточно слабо, либо не выражены совсем (с V по VIII октанты), по сравнению с ведущими типами межличностных отношений.

Согласно представленным в таблице 2 результатам, по показателям лидирует характеристика независимо-доминирующего типа отношений - 79 (39,5%) испытуемых. Для этого типа межличностных отношений характерно самодовольство, независимость, ориентированность на себя, чувство превосходства над другими. Менее выраженным по показателям является авторитарный тип межличностных отношений - 51 (25,5%) испытуемых. Для данного типа межличностных отношений характерна требовательность, прямолинейность, резкость в высказываниях, непримиримость, склонность во всем обвинять окружающих, насмешливость, раздражительность.

Таким образом, нами выявлено, что выбранные четыре типа доминирующих межличностных отношений по характеру проявлений (независимо-доминирующий, авторитарный, агрессивный и недоверчиво-скептический) характеризуются преобладанием неконформных тенденций и склонностью к конфликтным проявлениям, упорством в отстаивании собственной точки зрения.

Итак, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Результаты проведенного исследования позволяют говорить об особенностях субъективной картины мира девиантных подростков. Для подростков с нарушениями поведения характерны особые формы субъективного мировосприятия, которые характеризуются деформированностью, хаотичностью, неудовлетворенностью взаимоотношений с окружающими. Все эти признаки незрелости субъективного мировосприятия затрудняют развитие межличностных взаимодействий с окружающей действительностью. Формирование субъективной картины мира у девиантных подростков имеет свою специфику и заключается в двойственном отношении к окружающей действительности с доминированием эмоционально-личностного компонента.

Характер межличностных отношений проявляется в самодовольстве, независимости, ориентированности на себя, чувстве превосходства над другими (независимо-доминирующий тип отношений), в энергичности, доминантности, успешности в делах, нетерпимости критики, переоценке собственных возможностей (авторитарный тип отношений), требовательности, прямолинейности, резкости в высказываниях, непримиримости, склонности во всем обвинять окружающих, насмешливости, чрезмерной раздражительности (агрессивный тип отношений), разочарованности в окружающих людях, скрытности, обидчивости, недоверии к окружающим, негативизме (недоверчиво- скептический тип отношений).

У девиантных подростков доминируют амбивалентные субъективные ощущения по отношению к окружающей действительности, что проявляется в настороженности и доверчивости к окружающим людям, агрессии и позитивизме, дружелюбии и негативизме, неустойчивости личностной позиции и постоянстве и осознанности отношений к себе и к миру в целом. При этом значимыми для девиантного подростка являются межличностные отношения в системе «личность - группа», под влиянием которых и происходит формирование и деформирование еще недостаточно устойчивой субъективной картины мира испытуемых.

Полученные результаты исследования подтверждены использованием статистического метода ранговой корреляции Спирмена. В качестве рядов значений мы использовали показатели субъективной картины мира и показатели межличностных отношений испытуемых. Получили следующее значение коэффициента ранговой корреляции Спирмена: rs = 0,76 при p = 0,01, т.е. корреляция между показателями субъективной картины мира и показателями межличностных отношений испытуемых является статистически значимой.

Таким образом, для девиантных подростков характерной является взаимосвязь специфических характеристик субъективной картины мира и характера межличностных отношений.

Рецензенты:

Яссман Л.В., д.псх.н., профессор, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения», г. Хабаровск.

Лившиц Р.Л., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой философии и социально-политических дисциплин ФГБОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет», г. Комсомольск-на-Амуре.


Библиографическая ссылка

Липунова О.В. ВЗАИМОСВЯЗЬ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ МИРА И ХАРАКТЕРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12727 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674