Введение
Впервые в законодательстве Российской Федерации (РФ) с принятием в 1997 году уголовно-исполнительного кодекса (УИК) была введена ответственность осужденных за умышленное причинение вреда своему здоровью. Осужденный обязан оплатить лечение по поводу аутоагрессии. Связано это было в первую очередь с тем, чтобы уменьшить количество аутоагрессивных проявлений среди осужденных, а также с тем, что в стране были сложности с финансированием уголовно-исполнительной системы (УИС).
В УИК РФ была введена статья 102 «Материальная ответственность осужденных к лишению свободы». Пункт 2 гласит: «Осужденный должен возместить ущерб, причиненный исправительному учреждению, дополнительные затраты, связанные с пресечением его побега, а также его лечением в случае умышленного причинения вреда своему здоровью» [7].
Данное положение о возмещении ущерба в связи с умышленным причинением вреда своему здоровью осужденным не работало вплоть до 2011 года. Администрация мест лишения свободы редко обращалась к практике возмещения ущерба исправительному учреждению по поводу членовредительства.
В таблице 1 показано состояние травматизма в учреждениях ФСИН России. Мы видим рост общего травматизма и травм в результате умышленного причинения вреда своему здоровью.
Таблица 1 - Случаи травматизма в учреждениях ФСИН России за 2005-2013 годы
Год |
Зарегистрировано травм, всего |
в том числе |
Отравления |
Умерло от травм и отравлений, самоубийств |
||
бытовые |
производственные |
в результате самоповреждения |
||||
2005 |
19934 |
13313 |
2049 |
3483 |
131 |
731 |
2006 |
22352 |
14510 |
1227 |
6397 |
120 |
675 |
2007 |
24961 |
16841 |
962 |
6312 |
188 |
752 |
2008 |
23146 |
15584 |
869 |
6103 |
122 |
708 |
2009 |
24615 |
15386 |
712 |
6964 |
160 |
678 |
2010 |
24570 |
15676 |
864 |
7670 |
112 |
248 |
2011 |
26176 |
15705 |
701 |
9488 |
120 |
162 |
2012 |
26770 |
15831 |
697 |
9760 |
120 |
361 |
2013 |
27415 |
15966 |
645 |
10045 |
144 |
615 |
Умышленное причинение вреда своему здоровью и членовредительство в медицинском понимании тождественны, а это является ошибочным подходом к толкованию терминов и понятий.
С точки зрения юриспруденции это разные понятия. Каждое из них несет особый смысл и правовые последствия, что также должны знать и медицинские работники.
Цель исследования - на основании анализа действующих нормативных правовых актов показать существенную разницу в понятиях «членовредительство» и «умышленное причинение вреда своему здоровью», а также юридические последствия этих понятий, необходимость в понимании которых обязательна в подготовке врачей и юристов высшей школы.
Материалы и обсуждение
Когда речь идет о членовредительстве, то мы обращаемся к Уголовному кодексу РФ, ст. 339 «Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами».
Пункт 1: «Уклонение военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни, или причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство), или подлога документов, или иного обмана - наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года».
Пункт 2: «То же деяние, совершенное в целях полного освобождения от исполнения обязанностей военной службы, - наказывается лишением свободы на срок до семи лет» [8].
Подводя итог рассмотренному, констатируем, что членовредительство - это уголовно наказуемое деяние. Когда юристы говорят о членовредительстве, то речь идет о военнослужащих.
Осужденные, подсудимые, обвиняемые и подозреваемые в совершении преступлений, в случае причинения себе какого-либо повреждения, членовредителями не являются. В УИК РФ нет понятия «членовредительство».
В отношении этой категории лиц и дается понятие «умышленное причинение вреда своему здоровью». Отличие заключается и в том, что в уголовно-исполнительной системе РФ это не уголовно наказуемое деяние. За совершение умышленного вреда своему здоровью заключенного можно по выздоровлении привлечь к дисциплинарной ответственности и возмещению ущерба, связанного с его лечением.
В повседневной практике УИС укоренилось понятие «членовредительство», оно также присутствует в международно-правовых актах пенитенциарной системы, таких как Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся обращения с женщинами-заключенными и мер наказания для женщин-правонарушителей, не связанных с лишением свободы (Бангкокские правила) [1].
Заслуживает внимания документ Совета Европы - Рекомендация № R (87) 3 Комитета министров государствам - членам относительно Европейских пенитенциарных правил (приняты Комитетом министров Совета Европы 12 февраля 1987 года). Статья 39. «Запрещается использование цепей и кандалов. Наручники, смирительные рубашки и другие подобные средства, ограничивающие движение, ни при каких обстоятельствах не должны применяться в качестве наказания. Они могут быть использованы только в следующих случаях:
b) по причине медицинского характера по указанию и под надзором врача;
c) по приказу директора, если иные способы воздействия на заключенного потерпели неудачу, чтобы помешать ему причинить физическую травму самому себе или другим или нанести серьезный материальный ущерб; в этом случае директор должен срочно проконсультироваться с врачом и доложить в вышестоящую административную инстанцию». В документе говорится о недопустимости причинения заключенным травмы самому себе и о том, что администрация мест лишения свободы обязана их пресекать. Также в Пояснительной записке к Европейским пенитенциарным правилам сказано, что «Использование таких средств в условиях принудительного заключения справедливо считается морально несовместимым с нормами цивилизованного поведения, поэтому их применение должно находиться под строгим контролем и по мере возможности избегаться. Безусловно, возникают ситуации, в которых необходимо прибегать к физическому сдерживанию и для этого применять специально сконструированное для этого оборудование и инструменты, чтобы не допустить членовредительства, нанесения травм другим заключенным или персоналу, побега или значительного ущерба. Описываемые ниже правила имеют своей целью установить приемлемые пределы применения сдерживания» [2].
В медицинской документации УИС травмы осужденных, полученные в результате причинения умышленного вреда своему здоровью, не упоминаются. Однако медицинская служба ведет их учет и относит к категории бытовых. Сведения о данных травмах интересуют только аппарат помощников начальников территориальных органов УИС по соблюдению прав человека. В отчет этой службы входит раздел травм заключенных в результате причинения себе умышленного вреда здоровью.
В процессе подготовки студентов высшей школы по специальностям: 030501.65 «Юриспруденция», квалификация - специалист; 030900 «Юриспруденция», квалификация - бакалавр; 030900.62 «Юриспруденция», квалификация - бакалавр-юрист; 031001 «Правоохранительная деятельность», квалификация - специалист, изучается дисциплина «Уголовно-исполнительное право». Cтуденты знакомятся с вопросами медицинского обеспечения и материальной ответственности осужденных, отраженных в УИК РФ. Квалифицированно донести данный блок знаний до студентов может врач-организатор здравоохранения.
Объектом внимания становятся учебные программы для преподавания следующих дисциплин: «Судебная медицина» и «Судебная психиатрия» на интегративной основе.
В процессе освоения дисциплины «Судебная медицина» студенты знакомятся с темой «Судебно-медицинская экспертиза живых лиц и оценка тяжести вреда, причиненного здоровью человека». В данной теме подробно изучаются вопросы симуляции заболеваний, членовредительства, искусственных болезней, аггравации, также экспертизы тяжести вреда, причиненного здоровью человека [3; 5].
При изучении дисциплины «Судебная психиатрия» студенты детально знакомятся с вопросами судебно-психиатрической экспертизы при подозрении на симуляцию психического заболевания, аггравацию, метасимуляцию, сюрсимуляцию, диссимуляцию [4; 6].
Интеграция - не самоцель, а объединение в соответствующих пределах в одной учебной дисциплине знаний из нескольких областей. Таким образом, под интегративной основой подразумевается сочетание пересекающихся знаний из разных дисциплин: «Уголовно-исполнительное право», «Судебная медицина» и «Судебная психиатрия», обеспечивающих преемственность и дифференцированный подход к качественному усвоению предложенного материала.
Рассматриваемые вопросы тесно переплетаются с УИК РФ, когда подэкспертными являются подозреваемые, обвиняемые и осужденные.
При проведении занятий по уголовно-исполнительному праву положительный результат дает присутствие и активное участие преподавателя, ведущего курс дисциплин «Судебная медицина» и «Судебная психиатрия». Занятие получается интересным и насыщенным. Приводятся примеры из практики. Студенты получают глубокие знания. В Северо-Западном (г. Санкт-Петербург) филиале Российской правовой академии Минюста России практикуются совместные занятия; так, указанные дисциплины изучаются на одной кафедре - уголовно-правовых дисциплин.
В системе повышения квалификации в образовательных учреждениях последипломного образования Министерства здравоохранения России данные аспекты должны доводиться до врачей общей практики, травматологов, хирургов и врачей других специальностей, ведущих прием пациентов с травмами, на кафедрах общественного здоровья при изучении вопросов медицинского права.
Заключение и выводы
В практической деятельности юристы знают разницу в понятиях «членовредительство» и «умышленное причинение вреда своему здоровью», со всеми вытекающими из этих понятий правовыми последствиями.
Медицинские работники, данные понятия отождествляют. Это недопустимо, особенно при оформлении медицинской документации в лечебно-профилактических или экспертных учреждениях. Медицинские работники должны быть юридически грамотными, так как медицинская документация (история болезни, карта травматика, амбулаторная карта и др.) часто является предметом детального исследования и анализа в суде.
Опыт, полученный в ходе реализации новых подходов в обучении, позволяет не только строго систематизировать полученные знания, необходимые в профессиональной деятельности, но и искать способы совместных усилий педагогов по формированию интегративных навыков и умений. Разносторонняя информация, полученная в процессе обучения, повысит уверенность в своих силах, знании, повысит убежденность, так как специалист будет знать, что и как необходимо делать.
Рецензенты:
Жидик В.В., д.м.н., доцент, профессор кафедры организации кадровой и воспитательной работы ФКОУ ДПО «Санкт-Петербургский институт повышения квалификации работников ФСИН России», г. Санкт-Петербург.
Кобышев С.В., д.м.н., профессор, профессор кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф ГБОУ ВПО «СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России», г. Санкт-Петербург.
Библиографическая ссылка
Соломенцев В.В. УМЫШЛЕННОЕ ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ ОСУЖДЕННЫМИ (МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ И ЮРИСТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ) // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12725 (дата обращения: 04.10.2024).