Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ГОРОД ВЛАДИКАВКАЗ И ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ОСЕТИН

Дзеранов Т.Е. 1
1 ФГБУН «Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А» Владикавказ
После присоединения Осетии к России и переселения осетин с гор на равнину за короткий исторический период происходит трансформация традиционной этнической культуры в национальную. Наиболее значимые события в культурной жизни осетин связаны с городом Владикавказом. Динамично развивающийся центр российской культуры на Кавказе город Владикавказ стал мощным катализатором социокультурных процессов в Осетии. В городе расширяются межэтнические и межконфессиональные контакты, способствовавшие культурному обогащению осетин. Осетинами осваивалась новая для бывших горцев городская среда, обитание в которой приводило к расширению сферы деятельности и формирование новых социальных групп: рабочие, торговцы, духовная, светская и военная интеллигенция, чиновничество. По мере трансформации традиционной культуры в национальную, осетины включались в единое культурное пространство России, становясь этнокультурной составляющей Русско-евразийской цивилизации. Адаптационные процессы не привели к ассимиляции. Осетины сохранили этническую идентичность и сформировали нацию и национальную культуру.
среда обитания.
глобализация
цивилизация
традиция
этнос
христианство
ислам
конфессия
урбанизация
нация
культура
Владикавказ
Россия
1. Алемань А. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. – М.: Изд-во «Менеджер». – С. 340.
2. Бepозов Б.П. Исторические этюды (из истории возникновении осетинских сел и казачьих станиц). – Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1992. – С. 29.
3. Блиев М.М. Русско-осетинские отношения (40-е гг. XVIII – 30-е гг. XIX в.). – Орджоникидзе: Ир, 1970. – С. 81-88.
4. Блиев М.М., Бзаров Р.С. Присоединение Осетии к России // История Осетии. URL: http://www.sir35.ru/Caucas/4_080817.htm (дата обращения: 21.12.12).
5. Владыкин М. Путешествие по Кавказу. – М., 1885. Т. 1. – С. 152-153.
6. Канукова З.В. Старый Владикавказ. Историко-этнологическое исследование: Монография. 2-е изд. – Владикавказ: «Иристон», 2002. – С. 4, 24-25, 113.
7. Кузнецов В.А.Очерки истории алан. 2-е изд., доп. – Владикавказ: Ир, 1992. – С. 306-328.
8. Материалы первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года. LXVIII. Терская область. 1904. – С. 150-154.
9. Суринов А. Росстат подвел итоги переписи населения 2010 года – Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2011/03/27/perepis-rosstat-site.html(дата обращения: 17.10.13).

Объектом исследования данной работы является духовная культура одного из народов России - осетин, в период трансформации ее из традиционной этнической в национальную. Колоссальные изменения в развитии осетинского общества и его культуры происходят в течение нескольких десятилетий, с 30-х по 70-е годы XIX века, в период включения Осетии в российское правовое, экономическое и культурное пространство. Целью данной работы является анализ форм и степени влияния русской культуры на традиционную и современную духовную культуру осетин и других народов Северного Кавказа. А также места города Владикавказа, ставшего центром распространения русско-европейской культуры в регионе, и базой формирования осетинской национальной культуры.

Прежде чем приступить к анализу социокультурного развития Осетии в Новое время и роли урбанизации в данном процессе, необходимо вспомнить, что в средние века предки осетин - аланы и другие народы степной и предгорной зон Северного Кавказа имели сеть средневековых городов, являвшиеся культурными центрами того времени. Наиболее известными городами Восточной Алании были Дедяков (Татартуп), ставший летней резиденцией золотоордынских ханов, и Магас. В Западной Алании, на территории современного Архыза, располагался крупный город. В начале X века, приняв от Византии православие, Алания становится частью христианского мира. В Архызе с момента принятия православия располагался центр православной культуры - Аланская епархия [7].

Серьезные социальные деформации происходят в аланском социуме после захвата Кавказа татаро-монголами и включения территории и населения в состав Золотой Орды; но города как культурные центры формирующейся этнической общности предков осетин - алан, сохранялись. Аланская православная церковь продолжала действовать и в золотоордынский период, но епархия была перенесена в столицу Золотой Орды - Сарай. Помимо аланских городов аланы-горожане компактно проживали в Сарае [1], Астрахани, Дербенте и в других городах того времени.

В конце XIV века произошли события, имевшие для алан катастрофические последствия. В 1395 году Золотая Орда была разгромлена Тимурханом. Аланы, выступившие на стороне золотоордынского хана, были подвергнуты геноциду, население плоскостной части Алании истреблено, города вместе со всеми культурными ценностями и их носителями уничтожены. После уничтожения городов такие достижения аланской христианской культуры, как храмовая архитектура, живопись, письменность и другие, были утрачены.

От ранее многочисленного народа на Кавказе сохранилась лишь небольшая часть алан, ушедшая от истребления в труднодоступные горные ущелья и известная с этого времени как осетины. В горах, в условиях изоляции, с ограниченными природными ресурсами у осетин происходит дезинтеграция традиционных для Алании внутренних и внешних культурных и социальных связей, консервация патриархально-родовых институтов. Основой социума была соседская община и большая патриархальная семья («мыгкак»). В течение трех веков этнос развивался вне рамок какой-либо государственной структуры. Все это препятствовало социокультурному развитию этноса и приводило к застою в формировании этнической культуры.

В XVIII веке начинается процесс присоединения Кавказа к Российской империи. Расширение имперских границ на юг мотивировалось русским правительством помощью единоверцам, притесняемым Турцией и Ираном. В Осетии, в отличие от других частей северокавказского региона, сохранялось преобладание христианства над исламом. Сохранение осетинами элементов христианской религии давало правительству России основание рассматривать стратегически важную территорию Осетии как «христианскую», населенную единоверцами, что служило обоснованием созданию здесь базы для утверждения на Северном Кавказе и продвижения в Закавказье.

Контакты Осетии с Россией начинаются с 40-х годов XVIII в., с отправки в Осетию православной миссионерской организации - Осетинской духовной комиссии, наделенной широкими полномочиями. Используя наличие в осетинской культуре элементов христианства, русская православная церковь проводила миссионерскую деятельность в форме «возрождения христианства на Кавказе». «Христианское просвещение» стало инструментом формирования осетинской духовной культуры в составе Российской империи. До основания Владикавказа центром «христианского просвещения» был Моздок, в котором разместилась Осетинская духовная комиссия. Здесь миссионерами была создана первая осетинская школа. С издания на осетинском языке для нужд школы катехизиса возродилась письменность и зародилось книгопечатание. Но подлинным центром просвещения Осетии становится Владикавказ, сыгравшим решающую роль в формировании осетинской национальной культуры.

Прежде чем приступить к анализу процесса развития духовной культуры осетин во второй половине XVIII-XIX вв., необходимо сравнить уровень общественно-политического и культурного развития России и Осетии в период вхождения последней в административно-правовое и культурное пространство России.

Накануне присоединения Осетии к России культура осетин, при всей своей самобытности, несмотря на богатое духовное наследие Алании, впитавшее достижения средневековой культуры народов Евразии, в частности Византии, может быть определена как застойная традиционная культура локализованного в горных ущельях этноса.

Какую культуру принесла Россия на Кавказ? Культурно-исторический процесс в России в исследуемый период имел свои особенности. Для понимания особенностей русской культуры необходимо рассматривать ее как основу самобытной Российской цивилизации. Стержнем данной цивилизации являлась православная культура - евразийская форма христианской цивилизации, сформировавшаяся в границах Восточной Римской империи - Византии, и получившая свое развитие в Московской Руси и Российской империи.

Начиная с петровских реформ, Россия вступила на путь модернизации, сближения с европейской или Западной цивилизацией, результатом чего стало формирование и ускоренное развитие русской национальной культуры. Она оказывала огромное влияние на культуру многочисленных народов, входивших в Российскую империю. По мере трансформации традиционной культуры этих народов в национальную, они включались в единое культурное пространство России, становясь этнокультурной составляющей Русско-европейской цивилизации. Соответствующую нишу в ее системе занимает и культура Осетии.

Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами. Русская культура воспринимала достижения культур других стран и народов, не теряя при этом своей самобытности и в свою очередь оказывая влияние на развитие иных культур, в том числе на культуру европейских народов. Значительное влияние на развитие мировой культуры оказали русская литература, живопись, религиозная философия. Эти достижения становились достоянием культуры всех народов Империи.

Датой присоединения Осетии к России принято считать 1774 г.[4], но фактически процесс присоединения начинается с момента основания Владикавказа и переселения осетин с гор на равнину. На первом этапе вхождения Осетии в состав Российской империи, до организованного в 30-е годы XIX века массового переселения осетин на равнину, серьезных трансформаций общественной жизни и традиционной осетинской культуры не происходило. Первыми населенными пунктами на плоскости, принявшими горцев-переселенцев, были русские крепости-города - Моздок и Владикавказ.

Массовое переселение осетин с гор на равнину, радикальное изменение среды обитания, привело к разрыву традиционных общинных связей и способствовало включению осетин в новую социокультурную среду русской цивилизации, переживавшую в XIX веке период расцвета.

Вхождение осетинской культуры в русское культурное пространство происходило на разных уровнях и в разных областях. Первоначальный контакт проходил через православную культуру в форме «христианского просвещения» и «восстановления православного христианства», к чему осетины, в силу отмеченных выше факторов оказались готовыми. Адаптация осетин к русско-европейской цивилизации и формирование новой, национальной по содержанию осетинской культуры шла по нескольким векторам.

Когда речь идет о расцвете русской культуры в XIX веке, имеется в виду официальная модернизированная («высокая», профессиональная, «элитная») культура и ее формы - образование, наука, философия, литература, живопись, музыка и т.д. Достижения этой культуры усваивались представителями молодой осетинской интеллигенции и становились основой развивающейся национальной культуры. Культурный обмен шел и на «фольклорном» уровне между простыми людьми.

На данном уровне осетины, в пределах Владикавказа, соприкоснулись не с единой русской народной культурой, а с несколькими российскими субкультурами. Культура русских «иногородних» горожан-мещан, молокан, терских казаков имела свою специфику, что в частности проявлялось в религиозной сфере. «Иногородние» придерживались православия, русские сектанты-молокане под влиянием немцев-колонистов переходили в протестантизм (баптизм). Среди терских казаков было много староверов, но на государственной службе они, как правило, возвращались в лоно православной церкви. В городе расширяются межэтнические и межконфессиональные контакты, способствовавшие культурному обогащению осетин.

Наиболее значимые события в общественной жизни осетин и развитии осетинской культуры связаны с Владикавказом. Динамично развивающийся центр российской культуры на Кавказе город Владикавказ стал мощным катализатором социокультурных процессов в северокавказском регионе. Город становится центром образования и профессионального обучения населения Терской области, в состав которой входила Северная Осетия. Система образования в Осетии создавалась церковными организациями - первоначально Осетинской духовной комиссией, затем Обществом восстановления православного христианства на Кавказе и Владикавказской епархией. «История городского образования начинается с сентября 1836 года, когда были открыты уездное и приходское духовные училища» [6]. В созданных церковью учебных заведениях зарождалась национальная интеллигенция, первым отрядом которой была духовная интеллигенция - священнослужители и учителями церковно-приходских школ. Затем в светских и военных учебных заведениях Владикавказа и других российских городов готовятся кадры военной и светской интеллигенции.

Каждый город имеет свою специфику, определяющую уклад жизни и тип формирующейся в нем культуры. Что из себя представлял Владикавказ в XIX веке, какую культуру он нес горожанам и оказавшимся в сфере его влияния народам?

Владикавказ создавался как крепость. Первая крепость Владикавказ была заложена у «входа в Кавказские теснины» около осетинского селения Заурово в 1784 году, но просуществовала она всего два года. В результате осложнения военно-политической обстановки Россия вынуждена была снести крепостные укрепления, а находившиеся в них воинские части были выведены за Кавказскую линию. В 1893 году, после победы над Турцией, Владикавказская крепость была восстановлена у осетинского аула Дзауджикау. С момента своего создания крепость приобретает атрибуты города. В 1860 году Владикавказ получает статус города. Очень быстро город становится административным и религиозным центром региона, в центре которого оказалась Северная Осетия. С образованием в 1863 году Терской области Владикавказ получил статус областного города [6]. Современники отмечали, что «во Владикавказе Россия стоит лицом к лицу с Азией, и потому здесь царствует оригинальная смесь азиатского с русским» [5]. Благодаря России во Владикавказе «Азия» встречается с «Европой». Вследствие проводимой царским правительством переселенческой политики из добровольных и вынужденных (ссыльных) переселенцев на Кавказ, и в частности в Осетию, из выходцев из разных регионов России и иностранцев образуется разноплеменный конгломерат. Помимо русских здесь оседают украинцы, татары, немцы, евреи, армяне, поляки, литовцы, иранцы и др. Вместе с переселенцами появляются новые для края конфессии (протестанты, католики, русские сектанты, мусульмане-шииты). «Адаптационные процессы, установление и развитие межэтнических отношений образовали своеобразное этнокультурное пространство. Взаимодействие различных этнических групп, толерантность, общая открытость к экономическим, бытовым и культурным контактам создавали атмосферу этнопсихологического комфорта и во многом определили особенности владикавказского менталитета» [6].

На первых порах процессу урбанизации сопутствовал противоположный - рурализация. Жители владикавказских слобод, русские (казаки, молокане), осетины, татары, немцы и др. получали земельные наделы для ведения сельского хозяйства, выращивали на них продукцию для собственных нужд и для снабжения города и его гарнизона. Самообеспечение Владикавказа продовольствием было важно в период начавшейся Кавказской войны.

Но не сельское хозяйство определяло развитие и культурный облик города и его жителей. Осетины вместе с казаками несли военную службу, охраняли город, участвовали в составе иррегулярных частей в военных действиях против имамата Шамиля. Происходит трансформация всей хозяйственной и общественной жизни осетин-горожан, формирование новой социальной структуры и культурных потребностей различных слоев. Осетинами осваивалась новая для бывших горцев городская среда, обитание в которой приводило к расширению сферы деятельности и формированию новых социальных групп (рабочие разных специальностей, торговцы, духовная, светская и военная интеллигенция, чиновничество). Все это ускоряло развитие нации и ее культуры. За горожанами в эти процессы втягивались и сельские жители.

Город быстро растет и развивается. К 1858 году численность жителей Владикавказа составляла 2642 человека (1500 мужчин и 1142 женщины). Военнослужащих в гарнизоне насчитывалось 4 тысячи человек, жителей Осетинского аула - 890 человек, Владикавказской станицы - 947 человек [2]. В 1897 году численность жителей Владикавказа выросла до 46227 человек, из них 36756 русских, 3333 осетина [8].

Проводится государственное обустройство Осетии путем установления на всей ее территории русского административного правления, осуществляемого из Владикавказа. В XIX веке в составе русского государства происходит консолидация этноса и формирование осетинской нации. Национальное развитие получило отражение в структуре административно-политического устройства региона. До 50-х годов в официальных документах упоминаются отдельные осетинские «общества» (тагаурское, алагирское, дигорское и др.). В 1857 году был учрежден Военно-Осетинский округ с центром в г. Владикавказе (в 1870 г. объединен с Ингушским округом). В советский период Северная Осетия получила статус автономной республики, после распада СССР - республики в составе Российской Федерации - Республика Северная Осетия-Алания.

Через русскую культуру и сосредоточенные в городе Владикавказе учреждения осетинский народ усваивает такие достижения русско-европейской цивилизации, как образование, наука, гражданственность, новые нормы нравственности и права, являющиеся индикатором уровня развития нации. Ускоренный процесс формирования национальной культуры осетин и ее модернизация в российском культурном пространстве не могли проходить без проблем и противоречий. Со сменой среды обитания, изменениями в хозяйственной и общественной жизни, распадом большой патриархальной семьи многие архаичные атрибуты традиционной культуры отмирали «естественным путем». Но представители местных властей, стремясь ускорить процесс ломки сохранявшихся «вредных обычаев», часто прибегали к методам административного давления, что приводило к эксцессам, давая прямо противоположные к ожидаемым результаты. Альтернативным военно-административным методам воздействия было Просвещение. В разные периоды царская (и советская) администрация на Кавказе отдавала предпочтение тем или другим методам, что было связано с изменениями внутренней политики в России, осуществляемой на Кавказе через государственные органы и церковь.

В настоящее время осетины, как и большинство других народов России, являются носителями городской культуры, центром которой остается г. Владикавказ. По переписи 2010 года процент городского населения в Российской федерации составил 73,7 %. В Республике Северная Осетия-Алания он составил 63,8 %, что свидетельствует о высоком уровне урбанизации, свыше половины субъектов России имеют более низкий показатель [9].

В составе русского государства осетины, включившись в единое социально-экономическое, правовое и культурное пространствоРоссии, за относительно короткий исторический период прошли в своем развитии путь от традиционного патриархально-родового общества к обществу модернизационному. Адаптационные процессы не привели к ассимиляции. Осетины сохранили этническую идентичность и сформировали нацию и национальную культуру, ставшую этнокультурным компонентом Русской цивилизации.

Рецензенты:

Канукова З.В., д.и.н., профессор, директор СОИГСИ, ФГБУН Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А, г. Владикавказ.

Айларова С.А., д.и.н., профессор, заведующий отделом истории ФГБУН Северо-Осетинского института гуманитарныхи социальных исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАНи Правительства РСО-А, г. Владикавказ.


Библиографическая ссылка

Дзеранов Т.Е. ГОРОД ВЛАДИКАВКАЗ И ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ОСЕТИН // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12722 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674