Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕГМЕНТ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Богданова Т. Г. 1 Анисимов М.В. 2 Ананьева С.И. 2 Шувалова Н.В. 3
1 Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики
2 Медицинский информационный аналитический центр
3 АУ Чувашии «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии
Использование современных средств информатизации в здравоохранении является ключевым компонентом, определяющим эффективность функционирования всей отрасли. Внедрение информационных технологий имеет большую социальную значимость в обеспечении общедоступности медицинского обслуживания населения. Региональная телемедицинская система объединяет телемедицинские центры (на базе ведущих республиканских учреждений) и телемедицинские пункты, организованные в межтерриториальных центрах по оказанию специализированной медицинской помощи. Создан новый информационный ресурс, который представляет собой единое централизованное хранилище медицинских изображений, полученных с подключенных к архиву диагностических аппаратов ЛПУ, и позволяет обеспечить круглосуточный оперативный обмен медицинскими изображениями между всеми участниками лечебно-диагностического процесса. Стандартизация и унификация использования информационных технологий – основа создания регионального сегмента единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ), позволяющей обеспечить единый высокий стандарт качества и общедоступность медицинской помощи.
построение регионального сегмента ЕГИСЗ
информатизация здравоохранения
1. Бойцов С.А. Структура факторов сердечно-сосудистого риска и качество мер их профилактики в первичном звене здравоохранения в России и в европейских странах (по результатам исследования EURIKA) // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. - 2012. - № 1. - С. 11-16.
2. Высокая смертность от ИБС в Российской Федерации: проблемы формирования статистических данных (по результатам российского многоцентрового эпидемиологического исследования заболеваемости, смертности, качества диагностики и лечения острых форм ИБС) / С.А. Бойцов [и др.] // Сердце. - 2010. - Т. 9, № 1. - С. 19-25.
3. Герасимова Л.И. Сравнительный анализ заболеваемости болезнями системы кровообращения на региональном уровне / Л.И. Герасимова, Л.В. Викторова, Н.В. Шувалова // Общественное здоровье и здравоохранение. - Казань. - 2012. - № 2. - С. 31-34.
4. О государственной программе Чувашской Республики «Развитие здравоохранения» на 2013 – 2020 годы : постановление Кабинета министров Чувашской Республики № 185 от 16.05.2013 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=11&id=1590644 (дата обращения: 17.10.2013).
5. О Программе модернизации здравоохранения Чувашской Республики на 2011–2013 годы (с изменениями) : постановление Кабинета министров Чувашской Республики № 29 от 10.02.2011 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=11&id=1007403 (дата обращения: 9.10.2013).
6. Об утверждении концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения : приказ Министерства здравоохранения и социального развития России № 364 от 28 апреля 2011 г. – [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rosminzdrav.ru/docs/mzsr/informatics/27 (дата обращения: 17.10.2013).
7. EuroSCORE refines the predictive ability of SYNTAX score in patients undergoing left main percutaneous coronary intervention / D. Capodanno [et al.] // Am Heart J. - 2010; 159:103. - 109.
8. Five year prognosis in patients with angina identified in primary care: incident cohort study / B.S. Buckley [et al.] // Br Med J. - 2009; 339:3058.
9. Sibbing D. Risk of combining PPIs with thienopyridines: fact or fiction? / D. Sibbing, A. Kastrati // Lancet. - 2009; 374:952. - 954.

Внедрение в повседневную жизнь большинства населения современных IT-технологий сотовой связи и Интернета создает новые возможности для внедрения методов телемедицинского сопровождения в борьбе с факторами риска развития различных заболеваний на персональном уровне [2; 5; 7].

Информацию о факторах риска и причинах заболеваний пациенты могут получить при помощи различных информационных технологий (общая информация, адресное обучение в ходе индивидуального консультирования или групповое обучение в школах здоровья). Позитивные примеры эффектного применения новых информационных технологий в борьбе с факторами риска отмечены как в России, так и за рубежом [1; 3; 8].

В настоящее время актуальным является создание русскоязычного ресурса, где информация о формировании здорового образа жизни и профилактике заболеваний излагалась бы систематически, подходила бы для людей разного возраста и состояния здоровья. Информацию необходимо представлять в виде готовых макетов методических рекомендаций, агитационных плакатов, электронных средств дистанционного непрерывного обучения. Предлагаемые материалы должны быть доступно изложены и одновременно научно обоснованы; предназначены как для персонального пользования, так и для применения в поликлиниках [6; 8; 9].

Использование современных средств информатизации в здравоохранении является ключевым компонентом, определяющим эффективность функционирования всей отрасли. Внедрение информационных технологий в Чувашской Республике имеет большую социальную значимость для обеспечения общедоступности медицинского обслуживания населения и единого высокого стандарта качества медицинской помощи пациенту независимо от того, где он лечится. Эффективному функционированию трехуровневой модели оказания медицинской помощи больным с БСК способствуют мероприятия по внедрению современных информационных систем [4; 8].

Целью настоящего исследования явилось создание и внедрение современных информационных систем в здравоохранение Чувашской Республики, позволяющих обеспечить единые стандарты качества и безопасности медицинского обеспечения населения.

Материалы и методы. В 2010 году в республике создана единая республиканская корпоративная медицинская сеть, объединяющая все учреждения здравоохранения (далее - ЛПУ), построенная на принципах стандартизации и унификации использования информационных технологий. Работу корпоративной медицинской сети координирует Региональный центр обработки данных в системе здравоохранения и социальной защиты населения, на централизованных мощностях которого размещены все информационные системы, поддерживающие деятельность учреждений здравоохранения с предоставлением возможности их удаленного использования, доступ к ним для ЛПУ осуществляется с учетом обеспечения информационной безопасности с применением технологии «тонкий клиент».

Дальнейшее развитие информатизация в здравоохранении Чувашской Республики получило в рамках реализации Программы модернизации здравоохранения Чувашской Республики на 2011-2012 годы, утвержденной постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 10 февраля 2011 г. № 29 (далее - Программа модернизации) в соответствии с требованиями федеральной Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 28 апреля 2011 г. № 364, основной целью которой является повышение качества медицинской помощи, информированности населения и эффективности управления отраслью.

Основными принципами создания ЕГИСЗ, согласно вышеуказанной Концепции, являются: однократный ввод и многократное использование первичной информации; создание прикладных информационных систем по модели «программное обеспечение как услуга» (SaaS); использование электронных документов, подтвержденных электронной цифровой подписью; безопасность персональных данных в соответствии с действующим законодательством; предоставление Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации или уполномоченной им организации организационной и технической возможности удаленного мониторинга работоспособности аппаратно-программных решений на уровне медицинской организации, а при необходимости и возможности удаленного управления аппаратно-программными решениями и т.д.

В рамках реализации Программы модернизации существенно обновлена информационно-коммуникационная инфраструктура ЛПУ, что позволило увеличить оснащенность компьютерной техникой с 12,9 в 2010 году до 24,9 единицы в 2012 году в расчете на 100 работающих физических лиц.

Создана Республиканская медицинская информационная система, интегрированная в ЕГИСЗ, в рамках которой обеспечена возможность использования всеми ЛПУ: медицинских информационных подсистем (электронная медицинская карта, централизованный архив медицинских изображений и т.д.), подсистем медицинского сервиса (запись на прием к врачу и лабораторные исследования, управление госпитализацией, управление скорой медицинской помощью), управленческих подсистем (система управления кадрами, материально-техническим обеспечением и т.д.).

Материально-технической составляющей ЕГИСЗ в Чувашской Республике в рамках программы модернизации является комплекс мероприятий по закупке компьютерной техники, модернизации структурированной кабельной системы ЛПУ и обеспечению информационной безопасности.

Пользователями РМИС в настоящее время являются 145 субъектов информационного обмена (в том числе 71 государственное учреждение здравоохранения, 22 медицинские организации немедицинской формы собственности, 12 учреждений здравоохранения иных ведомств, 38 аптечных организаций, а также Минздравсоцразвития Чувашии, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Чувашской Республики, ГУП ЧР «Фармация», страховые медицинские организации) на 9459 рабочих местах.

Результаты исследования. С помощью РМИС сегодня обеспечивается 100%-ный персонифицированный учет оказанной медицинской помощи на основании ввода первичных учетных данных (талонов амбулаторного пациента, выписок из медицинской карты стационарного больного и т.д.) с рабочего места врача, обеспечивающий контроль расчетов за оказанную медицинскую помощь, анализ деятельности ЛПУ и формирование отчетности.

В целях эффективного управления товарными потоками лекарственных препаратов от момента выписки рецепта до момента получения пациентом лекарственного препарата в 2012 году в рамках РМИС реализован модуль, позволяющий персонифицировать процесс формирования потребности в лекарствах и полностью автоматизировать логистику реализации льготных программ лекарственного обеспечения.

Базовой информационной подсистемой РМИС является подсистема по ведению электронной медицинской карты, которая внедрена в 43 ЛПУ и предназначена для ведения электронной истории лечения пациента с фиксацией всей необходимой медицинской информации, персонифицированного учета всех оказанных пациенту услуг.

Автоматизация функций формирования первичной медицинской документации в электронном виде с возможностью учета фактов и объемов оказания медицинской помощи и финансово-экономического планирования медицинской помощи населению проводится с целью повышения эффективности работы ЛПУ за счёт повышения качества диагностики и лечения, а также за счет организации эффективного информационного взаимодействия между участниками лечебно-диагностического процесса.

Функциональными возможностями ведения ЭМК являются: ведение электронной медицинской карты, включая электронную историю болезни и электронную амбулаторную карту; автоматизация внесения дневниковых записей врача за счет использования шаблонов осмотров; возможность оформления специализированных документов осмотров; автоматизация составления вторичной документации (эпикризы, выписки); повторное использование персональных медицинских данных пациента из архива историй болезни или амбулаторной карты; возможность выполнения всех необходимых лечебно-диагностических назначений непосредственно из истории болезни или амбулаторной карты; сокращение рутинных операций по оформлению документации (автоматическое заполнение паспортных данных и данных о полисе ОМС в любой ЭИБ и ЭАК, автоматическое формирование листа окончательных диагнозов, статистического талона, карты выбывшего из стационара, листа лучевой нагрузки); быстрый доступ к архивам документов пациента, в том числе к архивам результатов диагностических исследований, включая архивы графических изображений лучевой диагностики или видеоизображений, регистрируемых при эндоскопических исследованиях; возможность автоматизации консультативного приема с использованием журнала записи на консультации, ведения календарей приема консультантов и оформления направлений на консультации непосредственно из ЭАК и ЭИБ; возможность ведения личного календаря приема врача; автоматизированный учет временной нетрудоспособности, клинико-экспертной работы; управление взаиморасчетами за оказанную медицинскую помощь в системе ОМС; формирование оперативных ежедневных сводок и отчетов о работе ЛПУ.

В целях оптимизации затрат ЛПУ в рамках функционирования ЭМК реализован персонифицированный, обеспечивающий контроль движения лекарственных препаратов на всех этапах, начиная от планирования и поступления медикаментов в ЛПУ до выдачи пациенту.

С 2007 года функционирует Региональная телемедицинская система, объединяющая телемедицинские центры (на базе ведущих республиканских учреждений) и телемедицинские пункты, организованные в межтерриториальных центрах по оказанию специализированной медицинской помощи. Развернут сегмент телемедицинской системы, объединяющий региональный сосудистый центр и три первичных сосудистых отделения. Дополнительно развернуты телемедицинские пункты во всех женских консультациях.

В связи с обновлением парка и приобретением современного высокотехнологичного медицинского оборудования с возможностью цифровой обработки медицинских изображений создан новый информационный ресурс - централизованный архив медицинских изображений, который представляет собой единое централизованное хранилище медицинских изображений, полученных с подключенных к архиву диагностических аппаратов 12 ЛПУ, и позволяет осуществлять круглосуточный оперативный обмен медицинскими изображениями между всеми участниками лечебно-диагностического процесса.

Применение беспленочных технологий позволит не только повысить доступность, качество и оперативность медицинских услуг, но и значительно снизить стоимость диагностических услуг за счет уменьшения объема дублирующих исследований одному и тому же пациенту. Использование ЦАМИ позволит: передавать и долговременно хранить электронные медицинские изображения в масштабах Чувашской Республики; оперативно обмениваться диагностическими изображениями между всеми участниками лечебно-диагностического процесса; принимать быстрые и эффективные решения медицинским персоналом; контролировать качество инструментальной диагностики на всех этапах лечебно-диагностического процесса; оперативно и планово консультировать диагностически сложные случаи; удаленно работать врачам инструментальной диагностики (рентгенология, КТ, МРТ, ЭКГ и т.п.); работать с медицинским оборудованием по протоколу «DICOM 3.0», а также с оборудованием, не поддерживающим данный протокол (при возможности преобразование данных к формату DICOM); повышать доступность высокотехнологичной медицинской помощи для населения; повышать эффективность использования ресурсов здравоохранения.

С 2009 года в республике функционирует Медицинский портал «Здоровая Чувашия», обеспечивающий «единую точку входа» для населения и медицинских работников в целях получения оперативной и объективной информации о деятельности отрасли здравоохранения, обеспечения прозрачности работы учреждений здравоохранения для граждан, возможности обмена опытом и общения в профессиональной среде медицинских работников. Ежедневно услугами Медицинского портала пользуются более двух тысяч пользователей.

Медицинский портал состоит из трех главных структурных информационных компонентов: собственно из Медицинского портала и аккредитованных на его базе веб-сайтов всех 92 медицинских организаций и портала главных внештатных специалистов Минздравсоцразвития Чувашии.

В 2011 году все амбулаторно-поликлинические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, подключены к «Электронной регистратуре», в рамках которой реализована государственная услуга «Запись на прием к врачу в электронном виде», в том числе через единый Портал государственных и муниципальных услуг. В 2013 году в рамках информационной подсистемы «Электронная регистратура» реализованы дополнительные сервисы «Запись на лабораторные и диагностические исследования», «Управление госпитализацией».

В рамках функционирования Медицинского портала организована работа электронной медицинской библиотеки, библиотечный ресурс насчитывает около 200 тыс. библиографических записей и более 300 полнотекстовых документов.

В целях обеспечения населения качественной и своевременной скорой медицинской помощью независимо от территориальной расположенности пациента внедрена единая автоматизированная система управления с единым центром мониторинга в режиме реального времени - система электронной регистрации вызовов скорой медицинской помощи с фиксированием параметров работы бригад скорой медицинской помощи и телефонных переговоров диспетчера с использованием технических средств, позволяющих в том числе проводить телекоммуникационные консультации с профильными специалистами.

Весь санитарный транспорт службы «03» оснащен бортовой аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС, что дает возможность независимо от территориальной принадлежности мобильно управлять бригадами скорой медицинской помощи.

В рамках функционирования РМИС создана единая региональная система кадрового учета: во всех учреждениях здравоохранения обеспечен 100%-ный учет всех работающих, включая прочий персонал, с использованием единой информационной подсистемы «Управление кадровыми ресурсами медицинских учреждений», которая предназначена для автоматизации кадрового учета и делопроизводства в учреждении здравоохранения.

В целях повышения оперативности, информационной открытости, эффективности и качества управления во всех ЛПУ внедрен «Паспорт ЛПУ», данные которого позволяют в оперативном режиме отслеживать и контролировать состояние технической инфраструктуры, соответствие ЛПУ федеральным порядкам оказания медицинской помощи и использовать при разработке планов и программ развития здравоохранения.

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности учреждений здравоохранения Чувашской Республики осуществляется на основе использования данных информационных систем, функционирующих в рамках созданной в Чувашской Республике Республиканской медицинской информационной системы.

Обсуждение результатов. В Чувашской Республике организована и эффективно функционирует трехуровневая система предоставления медицинской помощи пациентам с четко определенными объемами оказания медицинской помощи в зависимости от этапа ее оказания.

Рецензенты:

Герасимова Л.И., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения АУ Чувашии «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии, г.Чебоксары.

Алексеев Г.А., д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения АУ Чувашии «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии, г.Чебоксары.


Библиографическая ссылка

Богданова Т. Г., Анисимов М.В., Ананьева С.И., Шувалова Н.В. РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕГМЕНТ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12718 (дата обращения: 19.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074