Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Пакалина Е.Н. 1
1 Институт развития образования Свердловской области
Актуальность совершенствования организационно-педагогических условий профессионального образования определяется необходимостью поиска и внедрения эффективных решений получения качественной профессиональной подготовки лицами с ограниченными возможностями здоровья. Одним из условий успешной интеграции лиц с ограниченными возможностями в образовательный процесс учреждения является обеспечение работы, в рамках которой изучаются личностные особенности студентов, поступающих в учреждение среднего профессионального образования, способности воспитанников и их уровень знаний. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в учреждениях профессионального образования – это разворачивающийся во времени процесс взаимосвязанной деятельности педагога, педагога-психолога и обучающегося, осуществляемый в диагностических, адаптационных, реабилитационных целях, позволяющий своевременно выявлять проблемные ситуации обучающихся и оказывать им незамедлительную помощь, решать задачи профессионально-личностного становления студентов. Переход на федеральные образовательные стандарты в системе среднего профессионального образования поставили задачу реализовывать преемственность содержания профессионального трудовой подготовки на основе модульно-компетентностного подхода, который обеспечивает способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт в определенной профессиональной области. Учитывая психофизиологические особенности учащихся с умственной отсталостью и на основе требований стандартов к результатам освоения образовательной программы профессионального обучения по каждой профессии, необходимо моделировать этот процесс и учитывать динамику формирования компетенций на основе показателей, форм и методов контроля и оценки результата профессионально-трудовой подготовки.
профессиональная компетентность педагогов.
психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья
преемственность профессионально-трудовой подготовки
профессиональная подготовка
лица с ограниченными возможностями здоровья
1. Амиридзе С.П., Степанова О.А. Комплексная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях СПО: медицинские аспекты // Научные исследования в образовании (Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица»). – 2011. - № 9. – С. 9-15.
2. Кантор В.З. и др. Социально-реабилитационные технологии: Учебно-методический комплекс. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 181 с.
3. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной и Е.И. Казаковой. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 108 с.
4. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации // Педагогическое образование и наука.
5. Миндель А.Я., Степанова О.А. Разные возможности – равные права – общее жизненное пространство: Монография. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 144 с.
6. Научно-методическое обеспечение индивидуализации образовательного маршрута и психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в системе высшего образования: Пособие для преподавателей вузов / Сост.: С.А. Гончаров, В.З. Кантор, М.И., Никитина М. И., Расчетина С.А., Семикин В.В. – СПб., 2002.

Увеличение числа людей с инвалидностью является общей тенденцией во всем мире. За последние годы изменилось отношение общества к проблемам инвалидности, что связано с новыми тенденциями в социально-политической сфере инвалидности. Это было результатом международной тенденции за права людей, имеющих инвалидность, поддерживаемого на законодательной системе. Именно сейчас начинает формироваться социальная модель инвалидности, использование которой приводит к эффективному уровню интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество.

В России гражданского ведется поиск новых путей решения проблем интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья: адаптируются и применяются различные модели и технологии, используемые в других странах с целью интеграции людей с инвалидностью в общество; активизируется деятельность общественных организаций инвалидов; налаживается социальное партнерство в реализации непрерывного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность совершенствования организационно-педагогических условий профессионального образования определяется необходимостью поиска и внедрения эффективных решений получения качественной профессиональной подготовки лицами с ограниченными возможностями здоровья.

В Государственной программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годах» обращается особое внимание на профессиональное обучение и социализацию лиц с ограниченными возможностями. Кроме того, уровень современного образования должен соответствовать стратегии социально-экономического развития региона в целях повышения качества жизни человека, что отражено в документе «Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года».

В разделе «Модернизация образования» одним из основных приоритетов развития образования являются: расширение возможностей получения детьми с ограниченными возможностями здоровья всех видов образовательных услуг; разработка социальных проектов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья; расширение спектра программ допрофессиональной трудовой подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом потребностей рынка труда и сознательного выбора выпускником профессии; внедрение эффективных механизмов по вопросам защиты прав и гарантий особых категорий детей.

Интеграция в общество учащихся с ограниченными возможностями здоровья означает процесс и результат предоставления им прав и реальных возможностей участвовать в социальной жизни, в т.ч. образование на основе условий, компенсирующих отклонения в развитии. Процесс сопровождения организационно-педагогических условий профессионального обучения определяется возможностями, обеспечивающими создание определенной среды для реализации педагогического процесса, позволяющего решать конкретные дидактические задачи [2].

Осуществление социальной политики в отношении лиц с ограниченными физическими возможностями является важнейшим показателем уровня развития общества. В системе профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья произошли значительные положительные изменения. Однако до сих пор нет должного взаимодействия между учреждениями профессионального образования и медицинскими учреждениями по обслуживанию и сопровождению студентов-инвалидов. В кадровом составе образовательных учреждений профессионального образования практически нет психологов, дефектологов и социальных педагогов, способных осуществлять психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья, не создаются условия безбарьерной среды, не решена проблема трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.

В настоящее время сложилось понимание особенностей образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, но многообразие форм ограничений здоровья ставит задачу конкретизации условий профессиональной подготовки данной категории студентов в учреждениях среднего профессионального образования. Очевидно, что процесс создания необходимых условий для успешной интеграции молодёжи с ограниченными возможностями здоровья в образовательную систему учреждений среднего профессионального образования требует учёта различных групп ограничений, а также системности подхода при организации образовательной среды.

Одним из условий успешной интеграции лиц с ограниченными возможностями в образовательный процесс учреждения является обеспечение работы, в рамках которой изучаются личностные особенности студентов, поступающих в учреждение среднего профессионального образования, способности воспитанников и их уровень знаний. Особое внимание имеет мотивация личности, поскольку именно она определяет активность и направленность практической деятельности. Значимым моментом, обеспечивающим успешность профессионального обучения, выступает профессионального становления студентов с ограниченными возможностями здоровья. Частью этого процесса является профориентация, учитывающая особенности физического состояния, уровень развития и прогнозируемую успешность освоения профессии [1].

В рамках проводимого индивидуально-дифференцированного образовательного процесса реализуется дифференциация и индивидуализация обучения. Увеличение доли самостоятельной работы студентов и индивидуализация обучения создают необходимые предпосылки для развития навыков самостоятельной работы, самодисциплины и творческой активности в процессе обучения.

На разных этапах обучения используются различные формы интеграции студентов в образовательный процесс профессиональный подготовки, а также внеаудиторной работы. Переход к практике интегрированного обучения лиц с ограниченными физическими возможностями, когда главным во время учебы становятся не физические различия студентов, а мотивация к освоению общих и профессиональных компетенций. Интегрированное обучение в учреждениях среднего профессионального образования рассматривается как составляющая социальной адаптации лиц с ограниченными физическими возможностями, в том числе и инвалидов, во время учебы и в условиях вхождения в социально-профессиональную среду. Помимо интеграции данной категории студентов в профессиональный социум они включаются в разнообразные формы студенческого самоуправления. Интеграция в студенческую среду предполагает равные требования к результатам учебной деятельности [5].

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в учреждениях профессионального образования - это разворачивающийся во времени процесс взаимосвязанной деятельности педагога, педагога-психолога и обучающегося, осуществляемый в диагностических, адаптационных, реабилитационных целях, позволяющий своевременно выявлять проблемные ситуации обучающихся и оказывать им незамедлительную помощь, решать задачи профессионально-личностного становления студентов [3].

Цель психолого-педагогического сопровождения обучающихся - создание в рамках объективно существующей социально-педагогической среды профессионального учебного заведения таких условий, при которых возможна самореализация личности обучающихся и адаптация его к быстроменяющимся социальным условиям. Основная задача психолого-педагогического сопровождения - оказание оперативной помощи в критических ситуациях, профилактика негармоничного развития, обеспечение комплексного подхода к затруднениям в развитии и социализации учащегося.

Акцент на психолого-педагогические особенности обучения молодежи с ограниченными физическими возможностями в условиях среднего профессионального образования - это не только одно из требований обеспечения качественной подготовки специалистов, но и формирование будущего выпускника как личности.

Таким образом, в основу организации профессионального образования в процессе обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья должны быть положены: максимально полное и разностороннее представление о психо-физиологических особенностях воспитанников, сохранение актуального уровня здоровья; формирование адаптивной образовательной среды; разработка инновационных методик; создание комплекса учебно-методических разработок; изменение содержания физического воспитания, организация комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения [3].

Наиболее массово группа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представлена лицами с легкой умственной отсталостью. Обучающиеся с умственной отсталостью после окончания специального (коррекционного) образовательного учреждения, как правило, не достигают такого уровня профессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельно объективно соотнести свои предпочтения со своими возможностями, а также соответствующей готовности к профессиональной подготовке. В то время как объективное суждение о своих возможностях имеет огромное значение для осуществления оптимальной профессиональной ориентации. Такая работа должна начинаться уже при комплектовании групп профессионально-трудовой подготовки.

Результаты научных исследований свидетельствуют, что обучающимся с умственной отсталостью необходима квалифицированная и своевременная помощь взрослых при выборе профессии. Руководящая роль в этой работе должна отводиться коррекционной школе при совместной деятельности с семьей и профессиональным образовательным учреждением.

В 2010-2013 гг. в учреждениях профессионального образования Свердловской области было проведено исследование уровня компетентности педагогических работников, занимающихся профессиональной подготовкой обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Всего в данной работе приняли участие 250 чел. педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования. При этом важно отметить, что немало руководящих и педагогических работников учреждений среднего профессионального образования считают, что программно-методическое обеспечение не адаптировано для работы с обучающимися, имеющими легкую умственную отсталость и нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Большинство педагогических работников используют при работе с обучающимися, имеющими умственную отсталость, либо специально разработанные рабочие программы, либо программы, в которых специальные разделы адаптированы к особенностям обучающихся данной категории. Необходимо отметить, что эти программы комплексно не учитывают особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью. В большинстве образовательных учреждений не выработано единого подхода к обучению детей, имеющих умственную отсталость. Доля педагогических работников, использующих специальные коррекционные разработки, в системе профессионального образования минимальна.

Значительная часть педагогических работников на момент начала работы с коррекционными группами учащихся, как правило, в достаточной степени не информированы об особенностях детей с легкой умственной отсталостью: только 39% респондентов имеют информацию обо всех обучающихся; 32% опрошенных имеют частичные сведения.

В то же время при оценке текущего уровня своей информированности о психофизиологических особенностях обучающихся с легкой умственной отсталостью довольно значительная часть опрошенных (44%) отмечают, что обладают лишь общей информацией по данному вопросу. Доля педагогов, которые информированы об индивидуальных особенностях каждого ребенка в группе (группах), в целом составляет 33%.

Изучением различных документов (рекомендаций медико-психолого-педагогической комиссии, сопроводительных документов из специального (коррекционного) образовательного учреждения) занимается примерно треть участников опроса. Сравнительно незначительная часть педагогов проводят дополнительные тесты или общаются с мастерами производственного обучения по проблемам, связанным с трудностями профессиональной подготовки.

Подавляющее число руководящих (95%) и педагогических работников (83%) отмечают, что в их образовательных учреждениях созданы специальные группы для обучения детей, имеющих легкую умственную отсталость. В остальных случаях учащиеся данной категории проходят обучение в смешанных группах, которые в некоторых образовательных учреждениях создаются целенаправленно.

Более половины педагогов УСПО (72%) испытывают затруднения в процессе работы с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии. Особенно это характерно для педагогических работников сельских территорий (83 %) и г. Екатеринбурга (75 %).

Наибольшие затруднения у педагогов в процессе работы с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, вызывают:

  • низкая мотивация обучения детей с умственной отсталостью (55 %);
  • отсутствие специальных учебников (51 %);
  • различные диагнозы обучающихся (40 %);
  • необходимо затрачивать гораздо больше усилий и времени для достижения результата (35 %).

Анализ особенностей кадрового обеспечения системы среднего профессионального образования и условий организации коррекционно-педагогического процесса позволяет констатировать, что в системе образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья обозначился ряд серьезных противоречий, требующих разрешения.

Проведенное исследование выявило актуальность повышения уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и руководящих работников, занимающихся профессиональной подготовкой учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В рамках научно-исследовательской работы «Научно-методическое и учебно-технологическое обеспечение профессиональной подготовки и педагогической поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования» была разработана образовательная программа «Психолого-педагогические основы профессионального образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья в системе профессионального образования».

В данной программе ключевым направлением оптимизации процесса профессиональной подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является моделирование преемственности профессионально-трудовой подготовки, которое предполагает вариативность профильного обучения в учреждениях специального (коррекционного) образования, которая обусловлена необходимостью предоставления возможности получить опыт в спектре профилей трудового обучения на этапе предпрофильной подготовки, что создает основу для мотивации к трудовому обучению, способствует формированию основ трудовых навыков и в конечном итоге закладывает базу для успешной социализации. Данный опыт стихийно складывается в отдельных образовательных учреждениях. Мы видим возможность систематизации и содержательного наполнения данного подхода.

Предлагаемый подход позволит поэтапно осуществлять формирование профессиональных интересов и намерений и сформирует основу для оптимального выбора профессии.

Процесс реализации системы работы в данном направлении способствует:

1) формированию познавательной направленности и специализации познавательных интересов на основе индивидуализации маршрутов трудового обучения;

2) осуществлению целенаправленного последовательного введения учащихся в круг профессий с учетом их направленности и возможностей;

3) реализации стремления к активации проб своих возможностей.

Осуществить оптимизацию этого процесса возможно на основе:

1) анализа и корректировки программно-методического обеспечения;

2) планирования и реализации профориентационного сопровождения обучающихся в сотрудничестве специальных (коррекционных) и профессиональных учреждений на всех этапах допрофессионального и профессионального становления, а также на производстве;

3) проведения государственной (итоговой) аттестации и трудоустройства.

Основные направления преемственности профессионально-трудовой подготовки: обеспечение доступности получения профессионального образования лицами с умственной отсталостью; сопровождение профессионального самоопределения на всех этапах профессионально-трудовой подготовки; социально-психологическая адаптация на этапе поступления и овладения профессией в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Взаимодействие со службой занятости (мониторинг вакансий, пригодных для обучающихся с умственной отсталостью): организация совместных мероприятий (в т. ч. ярмарки вакансий для лиц с умственной отсталостью); заключение договоров о сотрудничестве для устройства на работу выпускников образовательных учреждений, имеющих умственную отсталость.

Направления взаимодействия с предприятиями, учреждениями, организациями населенного пункта: предоставление рабочих мест, оборудования для проведения производственной практики обучающихся с умственной отсталостью; назначение наставников из числа работников предприятия для обучающихся, проходящих практику.

Переход на федеральные образовательные стандарты третьего поколения поставил в образовательном процессе задачу реализовывать преемственность на основе модульно-компетентностного подхода, который обеспечивает способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной профессиональной области. Учитывая психофизиологические особенности учащихся с умственной отсталостью и на основе требований ФГОС к результатам освоения образовательной программы профессионального обучения по каждой профессии, необходимо моделировать преемственность в формировании общих компетенций и учитывать динамику их развития на основе показателей, форм и методов контроля и оценки результата профессионально-трудовой подготовки.

Педагогическая деятельность в специальных коррекционных группах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются в соответствии с принципами: приоритета ценностного отношения к личности подростка с ОВЗ в процессе профессиональной подготовки; интегративного характера профессиональной подготовки, предполагающего кооперацию усилий всех участников образовательного процесса, включая преемственность профессионально-трудовой подготовки на основе сотрудничества с учреждениями специального (коррекционного) образования, родителями, работодателями и общественными организациями; общедоступности и бесплатности профессиональной подготовки на всех уровнях; равенства и возможности активного участия в производительной деятельности.

Рецензенты:

Зеер Э.Ф., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой психологии образования РГППУ, г.Екатеринбург.

Чапаев Н.К., д.п.н., профессор кафедры акмеологии общего и профессионального образования РГППУ, г. Екатеринбург.


Библиографическая ссылка

Пакалина Е.Н. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12683 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674