Изменения, происходящие в экономике страны, вхождение России в общеевропейское и мировое образовательное пространство требует новых подходов в образовательной политике. За последние годы существенно изменились требования к специалистам со стороны работодателей. Если раньше были востребованы узко специализированные умения и навыки, то сегодня необходимы специалисты, владеющие широким спектром видов профессиональной деятельности, способные пользоваться компьютерными программами, владеющие знаниями по экономике, готовые к изменению характера и содержанию труда.
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается необходимость обеспечить опережающее развитие начального и среднего профессионального образования, поскольку на современном этапе возрастает потребность народного хозяйства в высококвалифицированных работниках. Образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования должны ориентироваться на подготовку выпускников, для которых характерны: профессиональная компетентность; высокое профессиональное мастерство и качество труда; способность самостоятельно планировать; осуществлять и контролировать свою трудовую деятельность; умение пользоваться современной вычислительной и информационной техникой; умение самостоятельно принимать решения, предвидеть их возможный экономический и социальный результат, нести ответственность за принимаемые решения и результаты своей деятельности. Выпускники учебных заведений, в которых обучение нацелено только на передачу знаний, оказываются не готовыми к самостоятельной и ответственной работе в конкретных трудовых или учебных ситуациях, а также к дальнейшему обучению на протяжении всей своей трудовой деятельности. Ну а работодателей и родителей не удовлетворяют традиционные подходы в образовании. В связи с этим в последние годы в России и в европейских странах проводятся реформы системы образования [3].
Мировая конкуренция будет приводить к закрытию предприятий, дальнейшему росту безработицы. Для большинства населения основной средой жизнедеятельности, как способа выживания будет малый и средний бизнес. Поэтому детей необходимо с детства обучать экономике. Но учебный процесс по экономическим дисциплинам требует нетрадиционного подхода к организации и проведению урока.
С развитием массового обучения экономике стали выявляться дефекты традиционного учебного процесса. Студенты обогащают свою память новыми понятиями, а после сдачи экзаменов благополучно многое забывают. Нет интерактивности, то есть взаимодействия с другими участниками хозяйственной деятельности. И самое главное - во время обучения студенты не чувствуют ответственности за принимаемое ими решение. Устранить эти дефекты преподавателям помогают деловые игры, экономические олимпиады, компьютерные программы, а главное - имитационные настольные игры. В мире лучшего инструмента, чем настольная игра, для обучения, воспитания и общения не изобретено. В развитых странах в экономические настольные игры играет значительная часть населения. «Играя - учись!» - этот лозунг в развитых и развивающихся странах стал самым массовым. Во многих городах мира популярны Праздники игр, на которые приезжают сотни тысяч людей из разных стран мира. Подобные Международные Праздники игр ежегодно проходят в Берне, Цюрихе, Лейпциге, Штутгарте, Вене, Мюнхене и других городах. Страны Азии активно перенимают опыт развитых стран. Так, студенты Тайваньского университета недавно организовали клуб по настольным играм.
Показателен пример США, в котором огромное число предпринимателей, создавших бизнес с «нуля», отмечают, что их успеху во многом способствовали экономические настольные игры. С их помощью они познавали азы бизнеса и конкурентоспособности, до совершенства отыгрывая процессы, которых не получишь с помощью книг и лекций [1].
Первый турнир на первенство города Саратова по игре «Рынок» проходил в 1996 году. Ежегодно, начиная с 1997 года, проходят турниры на первенство Саратовской области, на которые съезжаются победители районных отборочных турниров.
Для проведения занятий по экономическим дисциплинам мы пользуется настольными играми саратовской фирмы «ЮНСИ»: «Рынок», «Биржевые игры». Игры Ю. Сомова и В. Жаркова разработаны в соответствии с программно-методическими материалами по изучению экономики, рекомендованы Министерством образования и науки РФ. Игры представляют собой интерактивные динамические имитационные модели рыночной экономики. Важной особенностью игр является ярко выраженный соревновательный характер. Настольные экономические игры «ЮНСИ» представляют собой обучающие системы, в которых игроки в условиях жесткой конкуренции с другими игроками управляют ресурсами. Они дают игрокам возможность в увлекательной форме самостоятельно исследовать множество вариантов финансово-экономи-ческого поведения. Одно из самых ценных качеств игр состоит в том, что игроки постигают такие «тонкие» процессы, как умение видеть позицию своей компании на рынке. Студенты учатся выгодно проводить переговоры, с учетом маркетинговых и психологических факторов своей компании и партнеров. Узнают, как определять цены продукции, недвижимости, ценных бумаг и многое другое. Игроки учатся умению оценивать состояние рынка. Этому по учебникам не научишь. В игре студенты принимают решения и совершают финансовые операции, т.е. чувствуют ответственность за принимаемые решения и видят, насколько правильны их действия.
Большое значение имеет обсуждение в конце урока итогов игры. Необходимо разобрать стратегию и тактику победителей и проигравших, вспомнить, какие экономические законы действовали во время игры и как их применяли игроки. Педагог может привести примеры из жизни, схожие с теми, что имели место в игре, тем самым, с помощью реальных образов помочь учащимся в закреплении пройденного материала.
Данная технология обучения дает студентам мощную мотивацию к самообразованию, в результате чего усиливается интерес к обучению. На смену инфантильности приходит активный образ жизни.
Кроме экономики в играх присутствуют другие корреспондирующие образовательные области: математика, психология, этика, обществоведение, правоведение. Правила игры аналогичны действующему законодательству. Игры учат быть честными, платить налоги. Они дают не только объемный тренинг по работе с цифрами, но и развивают логическое мышление, стратегическое мышление, быстрый устный счет. В результате идет интенсивная работа мозга и развивается интеллект.
Настольные игры оказывают положительный эффект на детей с заниженной самооценкой, так как помогают развить не только мыслительную деятельность, но и раскрыть свои таланты.
Главное, в процессе игры появляется жажда к знаниям, как к самостоятельной ценности и средству достижения собственных целей в жизни. Жажда по всем видам знаний появляется в процессе игры потому, что, управляя в игре как бы собственными игровыми материальными ресурсами, банками, предприятиями, денежными средствами, игрок понимает, что он может управлять ими, иметь их в собственности и в реальной взрослой жизни. В итоге учащийся понимает, что без разносторонних знаний невозможно стать предпринимателем или сделать успешную карьеру наемного работника.
Игры также представляют интерес как учебно-методический материал для кураторов, руководителей кружков и секций, для социальных педагогов школ. Можно проводить увлекательные интеллектуальные массовые турниры по играм на первенство класса или группы, на первенство учебного заведения, района, субъекта Российской Федерации и даже общероссийские.
С помощью экономических игр Россия получит миллионы целеустремленных граждан, для которых бизнес станет процессом самореализации, а не стремлением к увеличению богатства. У людей появится уверенность в будущем. Толковые менеджеры будут ценить толковых работников. Страна сможет благополучно развиваться, если люди будут экономически грамотными и способными адаптироваться к мировой конкуренции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- 1. Сомов Ю.Н., Жарков В.К., Таранюк Л.И. Учебно-методическое пособие и план-конспект урока с применением игры «Рынок» в качестве учебного пособия Издательство «ЮНСИ», 2007г.
- 2. Шевченко Н.Ю., Лебедева Ю.В. Новые технологии для улучшения физико-меха-нических свойств проводов линий электропередачи // Материалы и технологии XXI века: сборник статей VII Международной научно-технической конференции. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2009. - 208с.
- 3. Ярочкина Г.В., Ефимова С.А. Методика проектирования учебных материалов на модульно-компентносной основе для системы довузовского профессионального образования. Методическое пособие. - М.: Московский психологосоциальный институт, Федеральный институт развития образования, 2006 г.
Библиографическая ссылка
Шевченко Н.Ю., Гусева Н.В., Сошинов А.Г., Лебедева Ю.В. ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1266 (дата обращения: 07.10.2024).