Ввиду сложного и опасного характера лётной деятельности, постоянного развития и совершенствования авиационной техники, возрастающих требований к профессионализму авиационного специалиста, дороговизны лётного обучения [3, 6, 7], задача повышения качества профессиональной подготовки военных лётчиков стоит наиболее остро. Эксплуатация самолёта и тактика применения авиации в современной войне требуют высокой профессиональной надёжности со стороны человека в системе деятельности «лётчик – самолёт – среда» [1, 2, 4, 5].
Снижение лётного долголетия и рост аварийности по причине человеческого фактора причиняет большой экономический ущерб. Это и определяет высокую актуальность совершенствования системы психофизиологического отбора в ВВУЗах [3–5]. Одним из направлений в этой области является разработка прогностических моделей оценки успешности обучения и оценка их эффективности.
Цель работы. На основе оценки динамики функционального состояния организма в процессе обучения определить эффективность модели прогнозирования успешности обучения курсантов Военного института Сил воздушной обороны Республики Казахстан.
Материал и методы. Исследование выполнено на базе Военного института Сил воздушной обороны Министерства обороны Республики Казахстан. Проводили сравнительную оценку динамики функционального состояния организма курсантов с различным прогнозом успешности обучения. С этой целью на этапе профессионального психофизиологического отбора была разработана формула прогноза успешности обучения в институте:
ПРусп = 1,8 + 0,14 St лап + 0,12St оир + 0,06St впм (1)
где: ПРУсп – прогнозируемый результат (среднее значение) успеваемости по предметам обучения; StЛАП – значение показателя личностного адаптационного потенциала в стенах; StОИР – значение показателя общего интеллектуального развития в стенах; StВПМ – значение показателя военно-профессиональной мотивации в стенах.
На основании использования формулы 1 были сформированы две полярные группы курсантов, отличающиеся по прогнозу успешности обучения. У первой группы курсантов, (n=72), средняя величина показателя составила 3,53±0,34 балла (неуспешные), у второй группы курсантов (n=65), 4,47± 0,36 балла (успешные). Проводили психофизиологическое обследование групп в конце каждого года обучения. Объем исследования представлен в таблице 1.
Таблица 1
Объем и методики исследования
Методики исследования |
Этапы измерений (семестры) |
Общее количество |
|||||
Фон |
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
Физиологический уровень функционального состояния |
|||||||
определение ЧСС, САД; ДАД; - антропометрия; - расчет индексов Кердо, Робинсона, Старра, Рида, индекса физиологических изменений, Богомазова |
137
137 137
|
137
137 137 |
137
137 137 |
137
137 137 |
137
137 137 |
685
685 685 |
|
Психологический уровень функционального состояния |
|||||||
-Определение тревожности и реактивной тревоги (опросник Спилбергера – Ханина); - Тест Люшера - Тест Самочувствие –активность – настроение (САН) |
137
137 137 137 |
137
137 137 137 |
137
137 137 137 |
137
137 137 137 |
137
137 137 137 |
685
685 685 685 |
|
Поведенческий уровень функционального состояния |
|||||||
-Оценка средней текущей успеваемости; -Оценка трудопотерь |
- - |
137 137 |
137 137 |
137 137 |
137 137 |
548 548 |
Результаты и обсуждение. Анализировали динамику показателей физиологического уровня ФС организма в течение всего четырехгодичного периода обучения курсантов в институте (рис. 1 – 4).
Данные свидетельствуют о статистически значимом (р<0,05) сдвиге некоторых физиологических показателей состояния системы кровообращения неуспешных курсантов в сторону увеличения напряжения регуляторных механизмов, по сравнению с полярной группой. Индекс Робинсона (ИР), характеризующий уровень обменных процессов в организме, был достоверно (р<0,05) выше в группе неуспешных в течение обучения, его среднее значение характеризовало напряжение регуляторных систем как повышенное (рис. 1). Индекс Рида отражает степень отклонения от уровня основного обмена. Его динамика указывает на более высокое напряжение в группе неуспешных курсантов в течение всего периода обучения, тогда как в группе успешных курсантов напряжение регуляторных систем было выражено слабее на протяжении всего периода наблюдения (рис. 2).
Статистически значимое (р<0,05) повышение вегетативного индекса Кердо, более выраженное у группы успешных курсантов, было отмечено к окончанию первого года обучения. В дальнейшем его величина снижалась и к окончанию обучения практически возвращалась к своим фоновым показателям (рис. 3).
Динамика индекса функциональных изменений (ИФИ) на протяжении периода обучения была различной для рассматриваемых групп курсантов. Для группы прогностически неуспешных в фоновом исследовании определялись наиболее высокие значения этого показателя, свидетельствовавшие о существенном напряжении адаптационных механизмов (3,34±0,31 у.е.). К окончанию обучения индекс статистически значимо снижался до своих оптимальных величин (2,88±0,33 у.е.). В группе прогностически успешных курсантов этот показатель, имея исходно более низкие значения, практически не менялся на протяжении всего исследования (рис. 4).
Проведенное тестирование по методике Спилбергера – Ханина в полярных по прогнозу успешности группах курсантов не выявила статистически значимых различий по показателям СТ и ЛТ. Среднее значение показателя СТ в фоновом измерении в группе успешных составило 37,4 ± 1,3 у.е., в полярной группе среднее значение этого показателя 40,1 ± 2,5 у.е., что соответствует среднему уровню ситуационной тревожности. К окончанию обучения ситуационная тревожность имела тенденцию к снижению у обеих групп. Средние величины показателей ЛТ составили соответственно в группе успешных 25,6 ± 2,4, в полярной группе – 26,7 ± 2,3 у.е. Такие значения этого показателя характеризовали курсантов обеих групп как низко тревожных.
Интегральный показатель самооценки состояния в группах курсантов по показателям самочувствия, активности, настроения в динамике обучения практически не изменялся. В течение обучения диапазон колебаний этого показателя составлял от 5,3 ± 0,7 до 6,8 ± 0,9 баллов.
Анализ результатов работы испытуемых по 8 – цветовому тесту Люшера в процессе исследования выявил статистически значимые (р<0,05) различия по показателю вегетативного коэффициента (ВК).
Изначально у группы успешных по прогнозу обучения курсантов уровень ВК был статистически значимо (р<0,05) выше этого показателя, чем у группы неуспешных по прогнозу. В течение периода обучения величины ВК в обеих группах курсантов статистически значимо (р<0,05) снижались. При этом снижение более выражено у группы с хорошим прогнозом успешности обучения (рис. 5).
Анализ среднего уровня текущей успеваемости и пропусков занятий в полярных по прогнозу успешности обучения групп курсантов выявил статистически значимые различия (при p<0,05). Курсанты с хорошим прогнозом обучения имели более высокий уровень текущей успеваемости и меньшее количество дней пропусков занятий по болезни на протяжении всего периода обучения. Вывод. Анализ динамики показателей физиологического и психологического уровней функционального состояния групп курсантов с различным прогнозом успешности обучения позволяет определить, что более выраженные изменения, связанные с повышенным тонусом симпатического отдела вегетативной нервной системы, определяются у курсантов с неуспешным прогнозом обучения. У этой же группы определен более низкий уровень средней успеваемости и большее количество дней пропусков занятий по болезни. Эти результаты свидетельствуют о том, что разработанная модель прогноза успешности обучения курсантов в институте является эффективной и может быть использована при проведении профессионально-психофизиологического отбора.
Рецензенты:
Медведев Д.С., д.м.н., доцент, в.н.с. лаборатории комплексной оценки состояния здоровья и профилактики ФГУП «НИИ гигиены, профпатологии и экологии человека» ФМБА России, Ленинградская обл., ст. Капитолово.
Голубев В.Н., д.м.н., профессор, профессор кафедры физиологии ВМедА, г. Санкт-Петербург.
Библиографическая ссылка
Заирова С.Т., Сысоев В.Н., Корнилова А.А., Гайворонская В.В. ДИНАМИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА СИЛ ВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАНА С РАЗЛИЧНЫМ ПРОГНОЗОМ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12647 (дата обращения: 04.10.2024).