Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ В СОВРЕМЕННОМ РАЗВИТИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Корень А.В. 1 Шефер О.В. 1
1 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС)
Целью статьи является определение роли и значения региональных налогов в современном развитии Приморского края. В настоящее время Приморский край – один из самых активно развивающихся регионов нашей страны. Основные показатели развития экономики показывают эффективность выбранной налоговой политики. Основную часть бюджета занимают налоговые доходы региона. Однако наибольший удельный вес занимает федеральный налог – налог на прибыль. Несмотря на это региональные налоги занимают значительный удельный вес в консолидированном бюджете края, а их динамика за анализируемый период только показывает положительные значения. Отрицательно сказывается тот факт, что утвержденные бюджетные назначения, за некоторым исключением, практически не исполняются на 100 %. Данный факт указывает на несовершенство доходной базы регионального бюджета. Анализ поступления региональных налогов удачно раскрывает основные тенденции развития Приморского края. В регионе был принят ряд нормативных актов, направленных на увеличение налоговых поступлений в консолидированный бюджет Приморья.
налоговая политика
консолидированный бюджет
региональные налоги
1. Департамент финансов Приморского края: отчет об исполнении консолидированного бюджета Приморского края и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда за 2011-2013 года. URL: http://primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/finance/report/2013-th.php?type=original (дата обращения 27.01.2014).
2. Козаков Е.М., Шеломенцев А.Г., Сафин Р.Т. Инвестиционная политика как инструмент регулирования воспроизводственных процессов // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. – 2005. – № 1. – Екатеринбург, 2005. – С. 88-95.
3. Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в краевой бюджет, для отдельных категорий организаций: закон Приморского края от 19 декабря 2013 г. № 330-КЗ: принят Законодательным Собранием Приморского края 19 декабря 2013 г. // СПС КонсультантПлюс: Версия Проф [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2014].
4. О внесении изменения в статью 2 закона Приморского края «О налоге на имущество организаций»: закон Приморского края от 19 декабря 2013 г. № 329-КЗ: принят Законодательным Собранием Приморского края 19 декабря 2013 г. // СПС КонсультантПлюс: Версия Проф [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2014].
5. О внесении изменений в статью 2 Закона Приморского края «О налоге на игорный бизнес» закон Приморского края от 13 февраля 2012 г. № 9-КЗ: принят Законодательным Собранием Приморского края 19 декабря 2013 г. // СПС КонсультантПлюс: Версия Проф [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2014].
6. Система налогов и сборов: глава 2 часть 1 Налогового кодекса РФ // М.: ОМЕГА-Л, 2012. – С.13.

Приморский край, один из девяти субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, который располагает природным, человеческим и производственным потенциалом, способным обеспечить его устойчивое социально экономическое развитие. Это один из самых активно развивающихся регионов России. Администрация края поддерживает проекты развития различных производств, машиностроения, судостроения, рыбопереработки, туризма. Среди важнейших инвестиционных проектов на Дальнем Востоке с участием Приморского края является кластер по транспортировке и глубокой переработке углеводородного сырья, включающий магистральный нефтепровод «Восточная Сибирь - Тихий океан», магистральный газопровод «Сахалин - Хабаровск - Владивосток», морской нефтеперегрузочный комплекс Спецморнефтепорт «Козьмино».

В крае готовятся новые предложения в области развития туризма, индустриальных парков и промышленных площадок, совместно с федеральным Правительством и российским бизнесом активно прорабатываются проекты по нефте- и газопереработке и по сжижению природного газа.

Региональные налоги являются основной базой формирования доходов региональных бюджетов. Они дают возможность субъектам РФ самостоятельно формировать свои бюджеты и разрабатывать прогнозы экономического развития на дальнейшую перспективу региона.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог [6].

Важнейшей задачей программы социально-экономического развития Приморского края на 2013-2017 годы является создание привлекательных условий для жизни и развития населения. Данная задача направлена на реализацию демографической политики, поддержки молодежи и развитие спорта высших достижений, развитие кадрового потенциала, решение вопросов социального обеспечения отдельных категорий граждан. Немаловажное значение имеет и рост инвестиций в основной капитал края [2].

В таблице 1 представлены основные показатели развития экономики Приморского края, в котором показатель роста инвестиций за 2011-2013 года с каждым годом снижается, что негативно сказывается на развитии края.

Законодательное собрание региона приняло пакет законов, направленных на привлечение инвесторов, в том числе об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в краевой бюджет:

1. Для организаций - участников региональных инвестиционных проектов на территории Приморского края:

1) в размере 0 процентов - в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета были признаны первые доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта;

2) в размере 10 процентов - в течение следующих пяти налоговых периодов.

2. Для категории налогоплательщиков, указанной в части 2 настоящей статьи, в размере 13,5 процента - в течение десяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета были признаны первые доходы от реализации услуг, осуществленных в результате реализации инвестиционного проекта [3].

Также были внесены изменения в статью 2 Закона «О налоге на имущество организаций» следующего содержания:

«Налоговая ставка устанавливается в 2014 году в размере 1,0 процента, в 2015 году - 1,5 процента, в 2016 году и последующие годы - 2 процента для объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства» [4].

Это даст дополнительный стимул для привлечения инвестиций и создания благоприятного налогового климата в регионе. Новые законы придадут дополнительную эффективность не только экономике Приморья, но и всего Дальнего Востока. Однако важно предусмотреть систему гарантий использования полученных финансовых ресурсов, или их части на установленные государством цели, прежде всего, на инвестиционное развитие.

Таблица 1. Основные показатели развития экономики Приморского края в % к 1 полугодию предыдущего года, в сопоставимой оценке.

Показатели

2011 год

2012 год

2013 год

Индекс промышленного производства (добывающие и обрабатывающие производства, производство электроэнергии, газа и воды)

117,4

110,1

110,2

Объем сельскохозяйственной продукции

109,7

102,8

100,6

Грузооборот транспорта

100,2

107,3

90,6

Объем услуг связи

104,4

106,2

102,7

Объем работ по виду деятельности «строительство»

114,1

66,3

55,4

Инвестиции в основной капитал

121,3

58,0

48,9

Реальные располагаемые денежные доходы населения

101,7

101,8

102,7

Оборот розничной торговли

103,2

104,2

107,3

Объем платных услуг

102,4

105,2

111,4

Экспорт товаров

133,7

121,7

160,0

Импорт товаров

115,0

117,8

124,1

Индекс промышленного производства в крае стабильно растет. Это связано с увеличением объемов продукции организаций, занятых в добывающем и обрабатывающем секторах, производстве электроэнергии, газы и воды. Хорошие показатели дают производство комплексных распределительных устройств на заводе электротехнического оборудования ООО «Хендэ Электросистемы».

Рост объемов сельскохозяйственной продукции связан с ростом производства молока, а также с реализацией мероприятий по использованию качественного семенного материала, введению ранее неиспользуемой пашни и общему увеличению поголовья скота.

Экспорт товаров по-прежнему сохраняет свою сырьевую направленность. Его основу традиционно составляют рыба и морепродукты, крупнейшими потребителями которой являются Япония, США, Республика Корея, а также древесина, металлы и изделия из них. Наибольшее количество импорта приходится на машины, оборудование и транспортные средства.

В последнее время в Приморском крае отмечается тенденция открытия индивидуальными предпринимателями в городах и районах края 2-х и более магазинов. Характерными в этом отношении являются г. Артем, Находка, Уссурийск и многие другие районы края. Продолжается активное развитие рынка средств сотовой связи, компьютерной техники. Эти и многие другие факторы стимулируют рост оборота розничной торговли.

Проведенный анализ позволяет сделать выводы о положительном социально-экономическом развитии Приморского края. Изучение динамики и структуры поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет региона позволит не только закрепить полученный результат, но и найти пути решения дальнейшего развития края.

Таблица 2. Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Приморского края за 2011-2013 гг. в млн руб.

Наименование показателя

2011 год

2012 год

2013 год

Факт

%

Факт

%

Факт

%

Доходы бюджета - ИТОГО

в том числе:

92 200,3

100,00

86 604,4

100,00

84 775,9

100,00

Налоговые и неналоговые доходы

в том числе:

56 840,8

61,65

65 830,8

76,01

66 997,4

79,03

Налог на прибыль

35 726,4

62,85

41 889,5

63,63

39 883,8

59,53

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

4 174,8

7,34

5 135,1

7,80

5 851

8,73

Налоги на совокупный доход

4 074,1

7,17

4 883

7,42

4 989,3

7,45

Налоги на имущество

6 418,3

11,29

7 855,4

11,93

10 299,5

15,37

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1010,1

1,78

858,2

1,3

883,4

1,32

Государственная пошлина

610,6

1,07

273

0,41

261,2

0,39

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

15,8

0,03

88,8

0,13

4

0,01

Прочие неналоговые доходы

4810,6

8,46

4847,8

7,36

4825,3

7,19

Налоговые доходы занимают основную и значительную часть всех поступлений в консолидированный бюджет Приморского края за 2011-2013 годы. Наибольший удельный вес занимает налог на прибыль. Немаловажный удельный вес занимают налоги на имущество. Налоги на совокупный доход остаются на прежнем уровне. Остальные показатели, которые представлены в таблице, изменились незначительно. Они занимают наименьшую долю в консолидированном бюджете Приморского края за исследуемый промежуток времени.

Региональные налоги, представленные налогом на имущество организаций, транспортным налогом и налогом на игорный бизнес, в 2011-2013 годах обеспечивают порядка 11-15 % общего объема доходов Приморского края. Утвержденные бюджетные назначения по ним не исполняются практически на 100 %. Данный факт указывает на несовершенство доходной базы консолидированного бюджета. Поступления федеральных налогов и специальных налоговых режимов по утвержденным нормативам отчислений в лучшем случае обеспечивают 35-40 % общего объема доходов. К сожалению, исполнение плановых показателей оставляет желать лучшего, в связи с чем необходимо предпринять ряд мер, способствующих повышению качества налогового администрирования, такие как:

  • устранить административные барьеры, которые препятствуют добросовестному исполнению налоговых обязанностей;
  • обеспечить эффективность использования инструментов, которые будут противодействовать уклонению от уплаты налогов.

В целом доходы бюджета Приморского края за анализируемый период снизились почти на 10 %. Несмотря на это, удельный вес налоговых и неналоговых поступлений с каждым годом растёт.

Таким образом, основную часть бюджета Приморского края составляют налоговые поступления, однако их совершенно недостаточно. Региональные органы власти лишены возможности влиять на формирование бюджетных доходов, так как поступления от региональных налоговых доходов составляют незначительную часть краевого бюджета. Недостаток средств покрывается за счет финансовой помощи из федерального бюджета, средства которого выделяются краевому бюджету в форме финансовой помощи, а также финансирования федеральных целевых программ.

При реализации бюджетной и налоговой политики Приморского края в 2012 году и в начале 2013 года поставленные цели и задачи исполняются последовательно. Предусмотренные налоговой политикой меры по совершенствованию налогообложения малого и среднего бизнеса успешно реализованы. В таблице 3 представлен анализ поступления региональных налогов в консолидированный бюджет Приморского края за период 2011-2013 гг.

Таблица 3. Динамика поступления региональных налогов в консолидированный бюджет приморского края за 2011-2013 гг. в млн рублей

Налоги

2011 год

2012 год

2013 год

Темп роста 2012/2011

Темп роста 2013/2012

Налог на имущество организаций

3 934,9

4 244,3

6 445,2

107,9 %

151,6 %

Транспортный налог

684,6

846,4

948,2

123,6 %

112 %

Налог на игорный бизнес

0,1

1,2

1,7

1200 %

141,7 %

По данным таблицы видно, что доходы от налога на игорный бизнес стремительно пополняют бюджет края. В 2012 году налог на игорный бизнес увеличился на 1200 %. Это связано с внесением значимых поправок в краевой закон «О налоге на игорный бизнес». В Приморье с 1 января 2012 года в соответствии с изменениями, произведенными в федеральном законодательстве, разрешена деятельность таких новых объектов, как «пункт приема ставок букмекерской конторы», «пункт приема ставок тотализатора», «процессинговый центр тотализатора», «процессинговый центр букмекерской конторы» [5].

Нельзя не заметить рост двух других региональных налогов. Бюджет Приморского края за счет региональных налогов стабильно растет. Это говорит об устойчивой эффективности выбранной налоговой политики, оказывающей положительное влияние на экономику края в целом.

Тем не менее оценка текущего состояния бюджетной системы и системы управления региональными финансами показывает, что в экономике Приморского края имеется ряд существенных проблем, которые требуют неотлагательных решений. Необходимо разработать специальный комплекс мер, нацеленный на дальнейшее повышение эффективности налоговой политики региона и сокращения объема долговых обязательств налогоплательщиков. При разработке бюджета на дальнейшую перспективу необходимо описывать не только сам процесс формирования, утверждения и исполнения бюджета, но и роль каждого регионального налога. Кроме того, должны быть описаны сам процесс поступления средств в бюджет и задействованные в этом структуры, а также ответственные лица за исполнение бюджета по налоговым доходам и расходам. Межбюджетные отношения региона нужно выстраивать так, чтобы трансферты стали стимулом развития регионов. Следуя этим и другим немаловажным мерам, нацеленным на повышение эффективности финансовой политики региона, не стоит сомневаться в том, что Приморский край сумеет перейти к новому уровню развития региональной налоговой политики.

Рецензенты:

Ворожбит О.Ю., д.э.н., зав. кафедрой финансы и налоги Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток.

Латкин А.П., д.э.н., профессор кафедры международного маркетинга и торговли, директор института международного бизнеса и экономики Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток.


Библиографическая ссылка

Корень А.В., Шефер О.В. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ В СОВРЕМЕННОМ РАЗВИТИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12641 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674