Целью проекта является создание эффективной системы поддержки управленческих решений по образовательным учреждениям Рособразования на основе современных информационных технологий. Объект разработки - информационно-аналитический комплекс, обеспечивающий мониторинг высших учебных заведений Рособразования.
Основными требованиями, предъявляемыми к модели поддержки мониторинга вузов, обеспечивающей количественную оценку состояния объектов управления являются:
- стимулирующий характер оценок;
- использование исходных данных, входящих в состав статистической отчетности вузов;
- обеспечение устойчивости оценок при минимальном объеме исходных данных.
Функционально-метрические оценки при мониторинге вузов определяются как взвешенная свертка двух основных интегральных показателей - ПОТЕНЦИАЛА и АКТИВНОСТИ.
ПОТЕНЦИАЛ отражает возможности объекта по качеству образовательных услуг и уровень его базовых характеристик. АКТИВНОСТЬ характеризует достижения объекта по производству основных продуктов деятельности. ПОТЕНЦИАЛ представляется как агрегат трех характеристик (Таблица 1).
Таблица 1. Составляющие метрических оценок
Метрическая оценка |
Комплексная характеристика |
Оценки |
ПОТЕНЦИАЛ |
Интеллектуальный потенциал |
Квалификация профессорско-преподавательского состава |
Перспективность профессорско-преподавательского состава |
||
Связь с академической наукой |
||
Материальная и информационная база |
Обеспеченность учебно-лабораторной базой |
|
Обеспеченность инструментальной базой |
||
Обеспеченность компьютерной базой |
||
Обеспеченность библиотечными фондами |
||
Социально-культурная база |
Обеспеченность местами в общежитиях |
|
Обеспеченность общественным питанием |
||
Санаторно-профилактическая база |
||
Спортивная база |
||
АКТИВНОСТЬ |
Подготовка кадров |
Подготовка специалистов |
Аспирантура |
||
Эффективность аспирантуры |
||
Подготовка кадров высшей квалификации |
||
Производство и апробация знаний и технологий |
Госзаказ на научные исследования |
|
Конкурентность прикладной науки |
||
Производство учебной литературы |
||
Конкурентность учебно-производственной деятельности |
Для усиления влияния продуктивных показателей на общую оценку используется итерационный учет ЭФФЕКТИВНОСТИ, определяемой как отношения метрических оценок АКТИВНОСТИ и ПОТЕНЦИАЛА. Это отношение вводится в модель как мультипликативная поправка к метрической оценке кадрового потенциала - важнейшей составляющей ПОТЕНЦИАЛА. В таблице 2 показано соответствие между исходными данными и локальными критериями.
Таблица 2. Составляющие метрических оценок
Категория исходных данных |
Условное обозначение локального критерия |
Комментарий |
Профессорско-преподавательской состав (без совместителей) |
Д01 |
Лица, имеющие ученую степень доктора наук, чел. |
Д02 |
Лица, имеющие ученое звание профессора (без учета пункта 1), чел. |
|
Д03 |
Доктора наук и лица, имеющие ученое звание профессора, в возрасте до 50-ти лет (одно и то же лицо учитывается один раз), чел. |
|
Д04 |
Лица, имеющие ученую степень кандидата наук (без учета пунктов 1 - 3), чел. |
|
Д05 |
Кандидаты наук в возрасте до 30-ти лет (без учета пунктов 1 - 3), чел. |
|
Д06 |
Кандидаты наук в возрасте до 30-ти лет (без учета пунктов 1 - 3), чел. |
|
Д07 |
Члены других государственных академий России, чел. |
|
Д08 |
Общее количество штатных преподавателей, чел |
|
Студенты и аспиранты |
Д09 |
Студенты дневной формы обучения, чел. |
Д10 |
Студенты очно-заочной формы обучения, чел. |
|
Д11 |
Студенты заочной формы обучения, чел. |
|
Д12 |
Аспиранты дневной формы обучения, чел. |
|
Д13 |
Аспиранты заочной формы обучения, чел. |
|
Подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации |
Д14 |
Количество утвержденных ВАКом докторских диссертаций, защищенных в советах вуза за последние три года, ед. |
Д15 |
Количество успешно защищенных в советах вуза за последние три года кандидатских диссертаций, ед. |
|
Д16 |
Количество аспирантов вуза, успешно защитивших кандидатские диссертации не позднее одного года после окончания аспирантуры, чел. |
|
Д17 |
Количество утвержденных ВАКом докторских диссертаций, защищенных сотрудниками вуза а последние три года вне советов вуза, ед. |
|
Д18 |
Количество аспирантов и сотрудников вуза, успешно защитивших кандидатские диссертации за последние три года вне советов вуза, чел. |
|
Объем научных исследований в отчетном году |
Д19 |
Объем госбюджетных работ и освоенных грантов на научные исследования, выполненных собственными силами, тыс. руб. |
Д20 |
Объем хоздоговорных работ, выполненных с обственными силами, тыс. руб |
Продолжение таблицы 2.
Категория исходных данных |
Условное обозначение локального критерия |
Комментарий |
Издательская деятельность за последние два года |
Д21 |
Объем инновационных НИР и ОКР, тыс. руб. |
Д22 |
Патенты, полученные в отчетном году на разработки вуза, ед. |
|
Д23 |
Учебные пособия с грифами Рособразования и других Министерств и ведомств, имеющих подведомственные вузы, ед. |
|
Д24 |
Учебники и учебные пособия, реализующие компетентностный подход в системе e-learning, п.л. |
|
Бюджетные ассигнования и основные фонды (пункты 31-34 по состоянию на 1 января года, следующего за отчётным) |
Д25 |
Общая площадь учебно-лабораторной базы, тыс. кв.м. |
Д26 |
Общее количество персональных компьютеров и компьютерных рабочих станций в вузе, ед. |
|
Д27 |
Общее количество единиц хранения библиотечного фонда, тыс. |
|
Передача денежных средств |
Д28 |
Внебюджетные средства, перечисленные вузу в отчетном году физическими и юридическими лицами (без учета пункта 25), включая стоимость переданного оборудования, тыс. руб. |
Общежития, столовые, профилактории, спортивные сооружения |
Д29 |
Обеспеченность иногородних студентов общежитием (вузы, не имеющие иногородних студентов, показывают 100), %. |
Д30 |
Обеспеченность местами в предприятиях общественного питания (в процентах к нормативу, норматив - 200 мест на 1000 студентов), %. |
|
Д31 |
Количество мест в санаториях-профилакториях. |
|
Д32 |
Общая полезная площадь крытых спортивных сооружений, кв.м. |
На рисунке 1 представлена функциональная модель системы «Мониторинг вузов».
В процессе анализа и проектирования применялся структурный подход, включающий в себя две группы средств, описывающих функциональную структуру системы на стадии формирования требований к ней и отношения между данными.
Анализ действующей модели
Анализ действующей модели проведен в следующих направлениях:
- оценка полноты;
- релевантности;
- корректности значений исходных данных.
Оценка полноты исходных данных выполнена на основе эвристического анализа состава данных. При этом отмечено отсутствие в существующем перечне данных, характеризующих патентную деятельность работников вуза, а также данных, характеризующих инновационный характер НИР и ОКР.
Оценка релевантности исходных данных также выполнена на основе эвристического анализа состава данных.
Рис. 1. Главная контекстная диаграмма системы «Мониторинг вузов»
Таблица 3. Связь значений локальных критериев с исходными данными
Для связи значений локальных критериев с исходными данными реализуется операционная модель, в состав которой входят оценки значимости (эти оценки определяются на основе экспертных оценок), а также коэффициенты приведения (их значения обеспечивают соизмеримость значений данных, входящих в состав локальных критериев) (таблице 3).
Агрегирование локальных и интегральных критериев производится в линейной форме. Для обеспечения соизмеримости и соразмерности локальных критериев в методике предусмотрено нормирование значений локальных критериев на максимальные значения на множестве сопоставляемых вузов (21).
(21)
где KNi- нормированное значение локального критерия для i - го вуза, отнесенного к группе g;
Ki - абсолютное значение локального критерия для этого вуза;
Ng - нормирующее значение для этого критерия.
Значения Ng определяются для каждого локального критерия в каждой группе.
Далее осуществляется свертка нормированных значений критериев в пределах каждого частного множества структуры до получения значений глобальных критериев (22).
(22)
где KSij - значение интегрального критерия j -го уровня для i - го вуза;
Vk - оценка значимости (вес) к - той цели;
m - количество целей в частном множестве.
После определения значений критериев по целям 1 и 2 (потенциал и активность) вычисляется значение параметра эффективности (Э).
Этот параметр используется для усиления влияния продуктивных целей на итоговую оценку, что достигается мультипликативным вводом Э в значение критерия по цели 1.1.
Интеллектуальный потенциал вычисляется по формуле (23).
(23)
с последующим повторением свертки до значения глобального критерия.
Полученные значения глобальных критериев для каждого вуза интерпретируются как метрическая оценка, на основе которой определяется субординационная оценка - ранг в убывающей последовательности значений метрических оценок.
В процессе работы над проектом:
- выполнен анализ действующей модели поддержки мониторинга вузов, включающий оценку релевантности, устойчивости и независимости значений исходных данных, репрезентативности локальных критериев, а также используемых моделей нормирования и свертки;
- предложен модифицированный состав исходных данных и альтернативные модели нормирования и свертки. В состав модели введены отношения, отражающие динамику изменения данных;
- спроектированы и реализованы на основе клиент-серверной СУБД Yaffil версия 1.0 (клон Interbase) базы данных интерактивного информационно-аналити-ческого комплекса мониторинга образовательных учреждений России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- 1. Бешелев, С.Д., Гурвич, Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок [Текст]. М., Статистика, 1980. 260с.
- 2. А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. Анализ, синтез, планирование решений в экономике [Текст]. Учебник. М.: «Финансы и статистика». 2005. - 464 с.
- 3. С.А. Юдицкий, П.Н. Владиславлев. Основы предпроектного анализа организационных систем [Текст]. Учебное пособие. М.: «Финансы и статистика». 2000. - 143 с.
- 4. О.И. Ларичев. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных странах. [Текст]. М.: «Логос». 2000. - 295 с.
Библиографическая ссылка
Часовских В.П., Попов В.А., Карасева О.А. МОДЕЛЬ ПОДДЕРЖКИ МОНИТОРИНГА ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1261 (дата обращения: 08.12.2024).