Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ В АНТИЧНОМ ПОЛИСЕ

Гареева З.К. 1
1 Бирский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
В статье предпринята попытка выявить и проанализировать особенности процесса социализации в условиях античного полиса. Особое внимание уделено обоснованию влияния общественно-политического устройства государства на формирование человека как компетентного члена общества, полноправного гражданина, способного принимать участие во всех сферах жизнедеятельности социума и влиять на её развитие. Опираясь на труды известных древнегреческих философов – Аристотеля, Платона, Плутарха, в общих чертах анализируется процесс социализации в античных полисах – авторитарной Спарте и демократических Афинах. Сравнительный анализ данного процесса по некоторым критериям в древнем и современном мире позволяет выявить их движущие силы. На основании этого определяются основные факторы социализации в городе-государстве, влияющие на формирование компетентного члена общины. Материалы статьи предваряют изучение проблемы социализации в истории философской мысли.
полис.
формирование гражданина
факторы социализации
социализация
1. Аристотель. Афинская полития. Государственное устройство афинян. – М.: Флинта: МПСИ, 2007. – 240 с.
2. Аристотель. Сочинения: В 4 т. / пер. с древнегреч.; под общ. ред. А.И. Доватура. – М.: Мысль, 1983. – Т. 4. – 830 с.
3. Платон. Законы / пер. с древнегреч.; под общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. – М.: Изд-во «Мысль», 1999. – 832 с.
4. Плутарх. Сравнительные жизнеописания: в 3 т. – М.: Изд-во АН СССР, 1961. – Т.1.– 672 с.
5. Поздняков К.А. Философский анализ социализации личности в онтогенезе: автореф. дис. … канд. филос. наук. – М., 2010. – 27 с.
6. Лукиан Самосатский. Сочинения: в 2 т. [Электронный ресурс] / Лукиан Самосатский.– СПб., 2001. – URL: http://krotov.info/acts/02/03/lukian_22.htm (дата обращения 10.03.2014).

Античный полис - город-государство, в котором свободные граждане обладали определенными правами и принимали непосредственное участие в общественно-политической жизни. Полисное устройство общества отличалось ещё и тем, что из-за охвата небольшой территории жители хорошо знали друг друга. Такая организация общественно-политической жизни оказывала влияние на формирование человека, становление его как компетентного члена общины. В классическом понимании социализация в древности не изучалась (бурный всплеск этого направления наблюдается во второй половине ХХ века), но эта проблема, наряду с другими, связанными с человеком, интересовала великие умы античного мира. В произведениях древнегреческих философов содержится много высказываний, касающихся проблем социализации. Однако фундаментальные труды с теоретическим и онтологическим анализом этих вопросов отсутствуют. По этому поводу К.А. Поздняков в своем исследовании подчеркивает: «...для античности, характеризующейся космоцентризмом, понимающей мир как единую, цельную первоначаль­ную данность, в которой все функционирует на основе вечных закономерностей, человек, личность не является центральной проблемой. Проблема личности - индивидуальности выступает в этот период в рамках противопоставления единичности - множественности. Для философской традиции античности значимо изучение порядка, Космоса, гармонии, личность же носит второстепенный характер» [5: 12].

Говоря об античной философии, можно лишь вести речь о ней как об эпохе, подготавливающей и предваряющей сферу изучения человека в процессе его становления. Опираясь на дошедшие до нас труды философов, мы можем найти ответы на интересующие нас вопросы. В частности, в рамках данной статьи рассмотрим особенности социализации на примере древних городов-государств - авторитарной Спарты и демократических Афин. Очевидно, по сравнению с современным миром, формирование человека в древнем мире имело свои особенности, обусловленные факторами, характерными для данной эпохи.

В Древнем мире социализация соотносилась с воспитанием, ограниченным временными рамками, и подразумевала подготовку (иногда гипертрофированную) человека к жизни в обществе в одном амплуа, к одной основной социальной роли. К примеру, в Спарте полноправными членами военной общины становились к 30 годам, что являлось прерогативой государственной политики города-полиса. Анализируя деятельность спартанцев, Аристотель отмечал: «...они прилагают очень большие заботы о воспитании детей, и оно носит у них общегосударственный характер» [2: 628]. По некоторым сохранившимся источникам также известно, что болезненные, нездоровые, хилые младенцы подвергались инфатициду (узаконенному детоубийству). В отличие от современной социализации, характеризующейся гуманизацией детства, в древности ребенок не являлся ценностью семьи и общества. Личностный выбор для своего дальнейшего развития и развития своего ребенка человек не мог осуществить самостоятельно. Подготовку к жизни полноправных членов общества предопределяло государство.

Попутно следует отметить, что этот процесс был постепенным и последовательным. До достижения семилетнего возраста дети воспитывались в семье. С 7 лет мальчиков забирали из семьи, объединяли в отряды и начинали обучать военному делу. Умственному развитию, соблюдению правил гигиены, воспитанию нравственных качеств, развитию риторических умений и навыков должного внимания не уделялось. Все усилия были направлены на физическую и военную подготовку не только юношей, но и девушек. Суровые условия быта, жесткая дисциплина, приучение к безоговорочному выполнению приказов являлись основными средствами формирования воина. В воспитании спартанцев особое место отводилось закаливанию. По свидетельству Плутарха, обучение чтению и письму было минимизировано: «Грамоте они учились лишь в той мере, в какой нельзя было обойтись, в остальном все воспитание сводилось к требованиям беспрекословно подчиняться, стойко переносить лишения и одерживать верх над противником» [4: 64]. К 14 годам подростков посвящали в эйрены, и они наделялись определенными гражданскими правами. В 20 лет эйрену вручалось полное вооружение воина. В течение последующих 10 лет он постепенно приобретал статус полноправного члена общины. Воспитание в Спарте продолжалось и в зрелом возрасте: «Никому не разрешалось жить так, как он хочет: точно в военном лагере, все в городе подчинялись строго установленным порядкам и делали то из полезных для государства дел, какое им было назначено. Считая себя принадлежащими не себе самим, но отечеству, спартанцы, если не было у них других поручений, либо наблюдали за детьми и учили их чему-нибудь полезному, либо сами учились у стариков» [4: 72]. Государство контролировало как процесс подготовки подрастающего поколения, так и жизнедеятельность уже состоявшихся членов города-полиса. Путешествовать, выезжать за пределы полиса запрещалось. Социализация людей происходила в закрытом, обособленном городе-государстве. Конечной её целью в Спарте был мужественный, выносливый и храбрый воин, способный в любых условиях защитить свое государство. Военную повинность люди должны были нести до шестидесятилетнего возраста. Следует отметить, что социализация такого плана являлась однобокой: ярких представителей философской мысли, выдающихся личностей в сфере науки и культуры Спарта не вырастила.

В рамках своей идеалистической философии Платон, отдавая предпочтение государственной системе Спарты, доказал первостепенную роль полиса в организации и регулировании этого сложного процесса. По его утверждению, социализация должна стать в идеальном варианте всецело функцией государства. Идеи достижения блага и стремления к благу является ключевыми в его философии. Утопические идеи философа нашли отражение в его произведениях «Государство» и «Законы». Они носят порой непоследовательный, фрагментарный характер, но тем не менее дают возможность проанализировать точку зрения автора по многим вопросам. Формирование каждого человека, по его мнению, преследует цель получения пользы для государства и совершенствование его устройства, в связи с тем, что каждый является его частью, гражданином и «дети больше принадлежат государству, чем своим родителям» [3: 257]. Кроме того, Платон предложил систему взглядов на задачи, методы, содержание, сущность подготовки рабовладельческой верхушки общества. В «Законах» представлено абсолютистское государство, строго контролирующее все области жизни человека от рождения до старости. Платон выступал за равную подготовку к жизни в обществе мальчиков и девочек, обращая внимание на их способности и наклонности к тому или иному виду деятельности. В его трудах также затрагиваются вопросы ранней профессиональной социализации. «Я говорю и утверждаю, что человек, желающий стать достойным в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться, то забавляясь, то всерьез, во всем, что к этому относится. Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен ещё в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-то сооружения. Их воспитатель должен каждому из них дать небольшие орудия - подобия настоящих. Точно так же пусть он сообщит им начатки необходимых знаний, например, строителя пусть научит измерять и пользоваться правилом, воина ездить верхом и так далее, все это путем игры. Пусть он пытается при помощи этих игр направить вкусы и склонности детей к тому занятию, в котором они должны впоследствии достичь совершенства. Самым важным в обучении мы признаём надлежащее воспитание, вносящее в душу играющего ребенка любовь к тому, в чем он, выросши, должен стать знатоком и достичь совершенства» [3: 91].

По Платону, социализация нацелена на то, чтобы человек с детства находился среди людей и был «под их началом» и сам «начальствовал над другими». В этом случае «человеческая душа приобретает навык совершенно не уметь делать что-либо отдельно от других людей и даже не понимать, как это возможно. Пусть жизнь всех людей всегда будет возможно более сплоченной и общей» [3: 406]. По идеальному представлению философа настоящее благо достигается тогда, когда жизнь становится общей до такой степени, что жены и дети становятся общими для всех, при этом родственные узы полностью исчезают: «... эти женщины должны быть общими этим всем мужчинам, что ни одна не должна жить частно ни с одним; тоже опять общими - и дети, так, чтобы и дитя не знало своего родителя, и родитель - своего дитяти» [3: 289].

Таким образом, достижение общего блага происходит за счет полного растворения человека в обществе, утраты его личностного начала, индивидуальности. В рамках своей идеалистической философии Платон сделал попытку объединить и систематизировать все известные ему, положительные на его взгляд, моменты в вопросах социализации античного полиса и обосновал право государства на организацию и регулирование этого многоаспектного процесса.

Несколько иной, чем в Спарте, является процесс социализации в Афинах. Он направлен на всестороннее формирование личности. Роль государства в становлении своих граждан также существенна. В отличие от Спарты прослеживаются зачатки гуманизма, как условия формирования личности. Данный исторический факт нашел отражение в сочинениях Лукиана. «Более всего мы стремимся, чтобы граждане были прекрасны душою и телом, ибо именно такие люди хорошо живут вместе в мирное время и во время войны спасают государство...» [6]. Это, скорее всего, связано также с тем, что в городе-полисе высокого уровня развития достигли ремесла, торговля, культура. Существовала система специальных образовательных учреждений: мусические и гимнастические школы (палестры), гимнасии, обучение в которых по преимуществу было платным. В противовес традициям Спарты, преследовавшим чисто практические цели социализации, в Афинах они были направлены на единство подготовки полноправных граждан античного полиса, с умственной, физической и эстетической сторон. Пристальное внимание уделялось развитию риторических умений. Необходимость владения ораторским искусством была продиктована демократическим политическим строем. Без умения красноречиво говорить, убеждать, невозможно было рассчитывать на успех ни в чём - ни в политической карьере, ни в общественной жизни.

В афинском полисе девочек воспитывали в семье, где они учились элементарным навыкам письма, чтения и счета, получали некоторые музыкальные знания и умения. Всестороннюю и основательную подготовку они получить не могли по гендерным представлениям того времени. Считалось, что удел женщины - рожать детей и вести домашнее хозяйство.

Анализ афинского государства и общества во многом основан на трактате Аристотеля «Афинская полития. Государственное устройство афинян» [1]. Древнегреческий философ в своем произведении отмечает, что готовность стать полноправным гражданином определяется посредством пребывания юноши в эфебии. В этом общественном учреждении молодые люди находились в течение двух лет. Они официально были признаны гражданами государства, но не могли фактически осуществлять своих прав, а только подготавливались к этому, особенно к несению военной службы. Данный институт социализации Афин имеет много общего с подготовкой военнослужащих современной армии.

Относительно проблем социализации Аристотель придерживался несколько иной точки зрения, чем его учитель - Платон. Утверждая, что «первичным в природе является государство по сравнению с семьей и каждым из нас» [2: 379], он, так же, как и Платон, определяет первостепенную роль государства в социализации, но в отличие от своего учителя, Аристотель не игнорирует семью как таковую. Философ рассматривает ее как структурный элемент государства, проводя некоторые параллели между этими институтами социализации. По мнению Аристотеля, формирование гражданина в семье имеет архиважное значение, однако достижение положительных результатов возможно лишь при разумном социальном устройстве. При этом древнегреческий мыслитель не уменьшает признание роли отдельного человека в жизни государства, представляя каждого индивида элементом государства, его частью. Утверждая, что природа изначально вселила в человека потребность в «государственном общении», Аристотель отмечает, что при отсутствии его человек становится животным или божеством. По мнению мыслителя, человек, «нашедший свое завершение - совершеннейшее из живых существ». Сформированность социальных качеств философ древности оценивает как высшее благо, которое должно быть присуще человеку как «общественному» и «политическому» существу. Огромное внимание Аристотель уделяет анализу и изучению души - сути человека. Полагая, что душа и тело пребывают в единстве, философ говорил о наличие трёх видов души: растительной, животной и разумной. Суть социализации, по его мнению, состоит в гармоничном развитии перечисленных видов душ, в физическом, нравственном и умственном плане.

Аристотель одним из первых сделал попытку возрастной периодизации развития человека. Он рассмотрел период формирования человека от рождения до 21 года, полагая, что за это время человек способен приспособиться к окружающему миру, усвоить правила, нормы, ценности, необходимые для жизни в социуме.

Считая, что «человек существо общественное» и «политическое», Аристотель утверждал о возможности становления человека и реализации его возможностей только в сообществе людей, к тому же предпосылки для этого в зародыше есть у каждого индивида. Как и Платон, он считал, что всестороннему гармоничному развитию подлежат только рабовладельцы, а рабы являются лишь «говорящими орудиями», необходимыми для выполнения тяжелой физической работы.

Необходимо отметить то обстоятельство, что и в Спарте и в Афинах воспитанность и образованность были благами, предназначенными для привилегированных слоев, свободных граждан и законнорожденных людей. Происхождением человека также определялась и длительность социализации. Соответственно, для детей рабовладельцев этот процесс заканчивался позже. Дети рабов социализировались в трудовой деятельности, которую начинали осуществлять с детства практически наравне со взрослыми. Из вышеизложенного следует, что уже в древности существовали и агенты, и институты, и факторы социализации, но научное обоснование и свое название, как отмечено выше, этот феномен получил лишь во второй половине ХХ столетия. До этого времени он определялся как процесс человекотворения, изменения природы индивида, его сущности.

Вывод

На основании вышеизложенного можно выделить основные факторы, влияющие на социализацию человека в античном полисе:

1) тип государственного устройства;

2) роль института семьи в процесс формирования человека;

3) влияние на человека специально организованных институтов социализации;

4) преобладающий тип мировоззрения;

5) социальный статус индивида в обществе;

6) поло-ролевая функция человека;

7) приоритет общественных интересов над частными и т.д.

Таким образом, проблема социализации находится в центре внимания философской и социальной мысли ещё со времен Античности. Важность и значимость этой проблематики обусловлены социальными задачами, которые возникали и решались потребностями общественно-исторического развития рассматриваемой эпохи.

Рецензенты:

Азаматов Д.М., д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных дисциплин с курсом социальной работы ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет», г. Уфа.

Калиев Ю.А., д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой философии Бирского филиала ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г.Бирск.


Библиографическая ссылка

Гареева З.К. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ В АНТИЧНОМ ПОЛИСЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12562 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674