Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРИНЦИПЫ ОТБОРА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА МУЛЬТИМЕДИЙНО-ОБУЧАЮЩЕГО КОМПЛЕКСА ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ БАКАЛАВРОВ ИНЖЕНЕРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

Бадрутдинов М.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»
В статье определены принципы отбора учебного материала для мультимедийно-обучающего комплекса по охране труда (МОКОТ) в процессе подготовки бакалавров инженерно-строительного профиля: компетентности, научности, релевантности. Принцип компетентности направлен на формирование общих компетенций и профессиональных компетенций. Принцип научности обеспечивает соответствие учебного материала уровню современной науки и формирование у студентов умений и навыков научно-исследовательской деятельности. А принцип релевантности обуславливает практико-ориентированную направленность учебного материала и его соответствие ожиданиям студентов. Установлено, что отбор учебного материала для МОКОТ на основе принципов компетентности, научности и релевантности обуславливает у студентов формирование стремлений к получению общекультурных и профессиональных знаний; освоению умений, навыков, компетенций в рамках предметной области МОКОТ; самостоятельной учебно-познавательной деятельности; выполнению научно-исследовательских работ; а также актуализацию когнитивных, конативных, сублиминальных, мотивационных ожиданий студентов от изучаемой дисциплины.
релевантность.
научности
принцип компетентности
самостоятельная учебно-познавательная деятельность; выполнение научно-исследовательских работ
подготовка бакалавров инженерно-строительного профиля
охрана труда
мультимедийно-обучающий комплекс
учебный материал
принципы отбора учебного материала
1. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Социальная практика как философское основание педагогического стратегирования в техническом вузе // Общество: философия, история, культура. - 2013. - № 4 // http://dom-hors.ru/ru/component/content/article/8.html - ISSN 2221-2787 (print) ISSN 2223-6449 (online) (дата обращения 04.02.2014).
2. Мещанинова Н.Ф. Методические указания к выполнению лабораторной работы «Определение сопротивления заземляющих устройств» для студентов строительных специальностей // Казанский государственный архитектурно-строительный университет - 2013.
3. Пугачева Н.Б. Приоритетные задачи высшего профессионального образования в современной теории и практике // Социосфера. - 2011. - № 1. - С. 42-46.
4. Пугачева Н.Б., Судденкова Н.В., Татаринова И.П. Сущностная характеристика инновационной образовательной среды // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2012. - № 1. - С. 64-71.
5. Пугачева Н.Б., Чепурышкин И.П. Регионализация образования как предмет научных исследований // Педагогика. - 2008. - № 8. - С. 9-16.
6. Шарафутдинов Д.К., Бадрутдинов М.Н., Сибагатуллин Р.Р. Дидактические средства по охране труда при ремонте и реконструкции магистральных трубопроводов на основе графического дизайна и информационных технологий // Безопасность труда в промышленности. - 2011. - № 9. - С. 61-68.
7. Шарафутдинов Д.К., Сибгатуллин Р.Р., Бадрутдинов М.Н. Инновационный учебно-методический комплекс на основе графического дизайна и информационных технологий как средство формирования профессиональных компетенций по безопасности труда работающих на ремонте и реконструкции магистральных газопроводов // Электронный научный журнал Нефтегазовое дело. - 2011. - № 6. - С. 471-479; http://www.ogbus.ru/authors/SharafutdinovDK/SharafutdinovDK_1.pdf - ISSN 2073-0128 (датаобращения 04.02.2014).
8. Шарафутдинов Д.К., Сибагатуллин Р.Р., Бадрутдинов М.Н. Повышение качества профессиональной подготовки в сфере безопасности труда работников, занятых на ремонте магистральных трубопроводов // Журнал нефтегазового строительства. - 2011. - № 2. - С. 46-54.

Введение

В настоящее время в Российской Федерации, в частности, на территории Республики Татарстан, которая стала одним из пяти пилотных регионов, реализуется программа Европейского Союза EuropeAid «Сближение нормативной правовой базы по охране труда и безопасности». Одной из составляющих этого проекта стали вопросы обучения специалистов и рабочих по охране труда [5].В целях реализации задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию еще в 2006 году, Правительство разрабатывает программу «Снижение смертности, травматизма и профессиональных заболеваний на производстве в Российской Федерации». Один из разделов данной программы посвящён вопросам профессионального образования в области охраны труда и промышленной безопасности [8].

Таким образом, решение проблем охраны труда стало одной из важных задач государства и бизнес-сообщества. В соответствии с действующими федеральными законами №197-ФЗ «Трудовой кодекс РФ» и №181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ», а также другими нормативно-правовыми и технологическими актами работодатель должен обеспечить специалистам и рабочим обучение по охране труда [1].

Результаты исследования

Мультимедийно-обучающий комплекс - это информационно-методическое средство профессиональной подготовки, представляющее собой учебное, самостоятельное, обновляемое, однотомное, интерактивное издание, в котором равноправно и взаимосвязано присутствует информация различных видов (видеолекции, документальные кинохроники, специальные видеоролики, аудиоматериалы и прочее) для решения определенных образовательных задач.

Установлено, что мультимедийно-обучающие  комплексы как информационно-методические средства профессиональной подготовки могут быть классифицированы по разным основаниям:

1.             Учебно-теоретические мультимедийно-обучающие  комплексы содержат систематизированные научно-теоретические знания и  определяют виды деятельности, обозначенные образовательной  программой для обязательного усвоения студентами с целью формирования общекультурных и профессиональных компетенций, посредством комплексного информационного воздействия на студентов. Данный тип мультимедийно-обучающих  комплексов может быть представлен такими видами, как учебники, учебные пособия, курсы лекций, отдельные лекции.

2.             Учебно-практическиемультимедийно-обучающие  комплексы  содержат информацию научно-практического и прикладного характера, упорядоченную по определенным критериям и изложенную в интерактивной форме,  а также  отличаются высоким уровнем технического исполнения, логичностью и последовательностью изложения. Данный тип мультимедийно-обучающих комплексов может быть представлен хрестоматиями, практикумами, сборниками задач и упражнений, альбомами, атласами.

3.             Учебно-методические            мультимедийно-обучающие комплексы содержат упорядоченный учебный материал для  самостоятельного изучения учебной дисциплины, тематику и методику различных практических форм закрепления знаний, изложенных в интерактивной форме. Данный тип мультимедийно-обучающихкомплексов может быть представлен такими видами, как методические рекомендации, учебно-справочные издания, учебные толковые или терминологические словари, учебно-библиографические справочники.

В  процессе профессиональной подготовки мультимедийно-обучающие  комплексы выполняют  следующие дидактические функции:информативную, отражающую включение в содержание профессиональной подготовки необходимого массива учебных, научных, практических знаний;трансформативную, обеспечивающую перевод учебного материала в интерактивную форму и  позволяющую осуществлять процесс профессиональной подготовки во внеаудиторное время; интегративную, позволяющую структурировать учебный материал для адекватного комплексного восприятия; организационно-стимулирующую, обеспечивающую  эффективное руководство процессом профессиональной подготовки; контрольно-коррекционную, обуславливающую проведение текущего и итогового контроля;аксиологическую, способствующую формированию у студентов научного и профессионального мировоззрения;научно-исследовательскую, обеспечивающую как высокий теоретический уровень излагаемого материала, так и формирование у студентов умений и навыков исследовательской деятельности;функцию самообразования, позволяющую использовать мультимедийно-обучающий  комплекс как автономное информационно-методическое  средство профессиональной подготовки.

Выяснено, что учебный материал по охране труда представляет собой систему знаний, способов и опыта деятельности, эмоционально-ценностного отношения.

Знания как компонент учебного материала выполняют  следующие функции:   онтологическую, формирующую общее представление об охране труда на производстве;    нормативную, обеспечивающую восприятие и фиксацию в памяти нормативно-правовых актов об охране труда на производстве; мотивационную, информирующую  о ценности и значении охраны труда на производстве.

В  мультимедийно-обучающем комплексе по охране труда для бакалавров инженерно-строительного профиля эти функции знаний отражаются посредством терминов, понятий, теорий,  фактов, нормативно-правовых актов, схем, таблиц, иллюстраций, выводов, плакатов и других средств.

Следует отметить, что знания об охране труда на производстве не могут быть представлены в виде иерархической структуры, так как  отобраны из разных областей. Вместе с тем реализация перечисленных функций  позволяет: структурировать знания об охране труда на производстве и установить связи и отношения между ними;  формировать у бакалавров инженерно-строительного профиля осознанное восприятие и запоминание знаний, выраженное в прямом их воспроизведении; осваивать ряд общекультурных и профессиональных компетенций.

Способы деятельности усваиваются студентами в виде умений и навыков. Включаемые в мультимедийно-обучающий  комплекс по охране труда для  бакалавров инженерно-строительного профиля способы деятельности можно разделить на две группы: предметные (упражнения, тесты, компетентностно-ориентированные задания, практикумы, проектирование, сбор и систематизация информационных и исходных данных, расчет и конструирование и т.п.) и организационные (конспектирование, составление библиографии, восприятие, анализ, составление отчетов, технической документации и т.п.). Включение перечисленных способов деятельности способствует формированию  готовности к обеспечению охраны труда на производстве; общекультурных и профессиональных компетенций.

Опыт деятельности по охране труда на производстве приобретается посредством выполнения следующих заданий: решения проблемных задач, разработки учебно-производственных проектов по охране труда, выполнения  проектно-конструкторских работ и пр. Включение  подобных заданий  также способствует формированию общекультурных и профессиональных компетенций.

Формирование эмоционально-ценностного отношения к охране труда может быть обусловлено посредством включения в мультимедийно-обучающий  комплекс специальных заданий, направленных на этическую оценку производственных объектов и ситуаций.

Например, в мультимедийно-обучающий комплекс по электробезопасности и защитным заземляющим устройствам электроустановок включен не только алгоритм монтажа заземляющих устройств, но и представлены производственные ситуации, связанные с нарушениями операций при монтаже наружного контура заземляющего  устройства.  Установлено, что в процессе анализа и этической оценки подобных ситуаций у студентов формируется устойчивая направленность на предупреждение производственного травматизма, профессиональных заболеваний,  оказание первой помощи пострадавшим, а также  организацию  выполнения работ безопасными методами.

Определено, что отбор учебного материала мультимедийно-обучающего  комплекса по охране труда (МОКОТ) в процессе подготовки бакалавров инженерно-строительного профиля осуществляется на основе общепедагогических принципов компетентности и  научности и специальном  принципе релевантности [6].

Принцип компетентности направлен на формирование общих компетенций и профессиональных компетенций.

Принцип научности обеспечивает соответствие учебного материала уровню современной науки и формирование у студентов умений и навыков научно-исследовательской деятельности.

А принцип релевантности обуславливает практико-ориентированную направленность учебного материала и его соответствие ожиданиям студентов.

Рассмотрим содержание принципов подробнее.

Включение компетентности в совокупность принципов отбора учебного материала  мультимедийно-обучающего комплекса по охране труда в процессе подготовки бакалавров инженерно-строительного профиля обусловлено не только федеральными государственными образовательными стандартами, но и модернизацией производства за счет реконструкции и технического перевооружения, как одной из составляющих стратегии развития каждой строительной организации.

Формирование компетенций в сфере охраны труда у специалистов инженерно-строительного профиля предполагает усвоение знаний, освоение умений и навыков, а также развитие способностей, связанных с предупреждением производственного травматизма, профессиональных заболеваний, оказанием первой помощи пострадавшим, а также организацией выполнения работ безопасными методами,  и приемам и управлением профессиональными рисками [7].

Например, в мультимедийно-обучающий комплекс по электробезопасности и защитным заземляющим устройствам электроустановок включен учебный материал, обеспечивающий формирование общекультурных и профессиональных компетенций:

- основы электробезопасности (владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность);

- операции по монтажу заземляющих устройств (знание правил и технологии монтажа, наладки, испытания и сдачи в эксплуатацию конструкций, инженерных систем и оборудования строительных объектов, образцов продукции, выпускаемой предприятием; владение методами опытной проверки оборудования и средств технологического обеспечения; владение методами оценки технического состояния и остаточного ресурса строительных объектов, оборудования);

- методика расчета заземления электроустановок (использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применение методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования);

- алгоритм проектирования заземления электроустановок (владение методами проведения инженерных изысканий, технологией проектирования деталей и конструкций в соответствии с техническим заданием с использованием лицензионных прикладных расчетных и графических программных пакетов);

- правила устройства электроустановок (знание нормативной базы в области инженерных изысканий, принципов проектирования зданий, сооружений, инженерных систем и оборудования, планировки и застройки населенных мест);

- межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации электроустановок (владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий) [2].

Важность вопросов охраны труда специалистов инженерно-строительного профиля  требует обеспечения соответствия учебного материала уровню современной науки [3]. Например, в мультимедийно-обучающий комплекс по электробезопасности и защитным заземляющим устройствам электроустановок нами включена типовая технологическая карта производства работ по монтажу наружного и внутреннего заземления. Такая карта используется при разработке проектов производственных работ, организации строительства, другой организационно-технологической документации, а также ознакомлении рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ.

Включенная в мультимедийно-обучающий комплекс типовая технологическая карта разработана не только с учетом строительных норм и правил, санитарных норм, сводов правил, руководящих документов технических условий и регламентов, но и в соответствии с фундаментальными  понятиями, законами и теориями классической и современной физики, способами формирования заданных структур и свойств материалов при максимальном ресурсоэнергосбережении, методами оценки показателей их качества, перспективами  развития систем электроснабжения зданий, основных положений теории и практики расчета однофазных и трехфазных электрических цепей, устройств, а также принципами работы электрических машин и электрооборудования.

Выяснено, что отбор учебного материала для МОКОТ на основе принципа научности способствует формированию у студентов таких умений и навыков научно-исследовательской деятельности, как работа с каталогами, архивами, информационными обзорами; составлений  картотек, конспектов, аннотаций, тематических выписок, блок-схем; разработка учебно-производственных проектов; выполнение  чертежей, диаграмм, графиков, создание  презентаций [4].

Например, в мультимедийно-обучающем комплексе по электробезопасности и защитным заземляющим устройствам электроустановок, в модуле, включающем типовую технологическую карту, студентам предлагается изучить и проанализировать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по созданию технологических карт на выполнение отдельных видов работ и подготовить в установленной форме обзор, отчет, научную публикацию, а также разработать технологическую карту на выполнение отдельных видов работ.

Реализация принципа релевантности обуславливает практико-ориентированную направленность учебного материала и его соответствие ожиданиям студентов.

Например, в мультимедийно-обучающем комплексе по исследованию запылённости воздуха содержится учебный материал, включающий, во-первых, способы борьбы с запыленностью в производственных помещения. Студентам предлагается ознакомиться с гигиеническими требованиями к воздуху производственных помещений; рассмотреть классификацию способов вентилирования; определить потребный воздухообмен; произвести расчет естественной вентиляции; произвести расчет дефлектора. Во-вторых, учебный материал данного мультимедийно-обучающего комплекса включает методику исследования запыленности воздуха весовым методом, которая предусматривает: определение концентрации пыли в воздухе при помощи измерительной аппаратуры на специальной установке, оценку полученных результатов в соответствии с санитарными нормами и нахождение класса условий труда.

Если ожидания - это одновременно и эмоциональное состояние, и структурно-операциональное образование, то учебный материал, включающий способы борьбы с запыленностью в производственных помещения и методику исследования запыленности воздуха весовым методом, может  соответствовать следующим ожиданиям студентов:

- когнитивным (знаниевым, связанным с восприятием учебного материала);

-  конативным (деятельностным, связанным с умениями, навыками, компетенциями);

- сублиминальным (подсознательным, опосредованным мотивационно-целевой деятельностью преподавателей и направленным на учебно-профессиональную составляющую мотивационной сферы деятельности студентов);

- мотивационным (эмоционально-оценочным, опосредующим позитивное отношение к учебному материалу).

Установлено, что отбор учебного материала для МОКОТ на основе принципов компетентности, научности и релевантности обуславливает у студентов формирование стремлений к получению общекультурных и профессиональных знаний; освоению умений, навыков, компетенций в рамках предметной области МОКОТ; самостоятельной учебно-познавательной деятельности; выполнению научно-исследовательских работ; а также актуализацию когнитивных, конативных, сублиминальных, мотивационных ожиданий студентов от изучаемой дисциплины.

Рецензенты:

Пугачёва Н.Б., д.п.н., профессор кафедры производственной безопасности и права, ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань;

ТуктамышовН.К., д.п.н., профессор, декан факультета общей инженерной подготовки, ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»,г.Казань.


Библиографическая ссылка

Бадрутдинов М.Н. ПРИНЦИПЫ ОТБОРА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА МУЛЬТИМЕДИЙНО-ОБУЧАЮЩЕГО КОМПЛЕКСА ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ БАКАЛАВРОВ ИНЖЕНЕРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12523 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674