Введение
В настоящее время в Российской Федерации, в частности, на территории Республики Татарстан, которая стала одним из пяти пилотных регионов, реализуется программа Европейского Союза EuropeAid «Сближение нормативной правовой базы по охране труда и безопасности». Одной из составляющих этого проекта стали вопросы обучения специалистов и рабочих по охране труда [5].В целях реализации задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию еще в 2006 году, Правительство разрабатывает программу «Снижение смертности, травматизма и профессиональных заболеваний на производстве в Российской Федерации». Один из разделов данной программы посвящён вопросам профессионального образования в области охраны труда и промышленной безопасности [8].
Таким образом, решение проблем охраны труда стало одной из важных задач государства и бизнес-сообщества. В соответствии с действующими федеральными законами №197-ФЗ «Трудовой кодекс РФ» и №181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ», а также другими нормативно-правовыми и технологическими актами работодатель должен обеспечить специалистам и рабочим обучение по охране труда [1].
Результаты исследования
Мультимедийно-обучающий комплекс - это информационно-методическое средство профессиональной подготовки, представляющее собой учебное, самостоятельное, обновляемое, однотомное, интерактивное издание, в котором равноправно и взаимосвязано присутствует информация различных видов (видеолекции, документальные кинохроники, специальные видеоролики, аудиоматериалы и прочее) для решения определенных образовательных задач.
Установлено, что мультимедийно-обучающие комплексы как информационно-методические средства профессиональной подготовки могут быть классифицированы по разным основаниям:
1. Учебно-теоретические мультимедийно-обучающие комплексы содержат систематизированные научно-теоретические знания и определяют виды деятельности, обозначенные образовательной программой для обязательного усвоения студентами с целью формирования общекультурных и профессиональных компетенций, посредством комплексного информационного воздействия на студентов. Данный тип мультимедийно-обучающих комплексов может быть представлен такими видами, как учебники, учебные пособия, курсы лекций, отдельные лекции.
2. Учебно-практическиемультимедийно-обучающие комплексы содержат информацию научно-практического и прикладного характера, упорядоченную по определенным критериям и изложенную в интерактивной форме, а также отличаются высоким уровнем технического исполнения, логичностью и последовательностью изложения. Данный тип мультимедийно-обучающих комплексов может быть представлен хрестоматиями, практикумами, сборниками задач и упражнений, альбомами, атласами.
3. Учебно-методические мультимедийно-обучающие комплексы содержат упорядоченный учебный материал для самостоятельного изучения учебной дисциплины, тематику и методику различных практических форм закрепления знаний, изложенных в интерактивной форме. Данный тип мультимедийно-обучающихкомплексов может быть представлен такими видами, как методические рекомендации, учебно-справочные издания, учебные толковые или терминологические словари, учебно-библиографические справочники.
В процессе профессиональной подготовки мультимедийно-обучающие комплексы выполняют следующие дидактические функции:информативную, отражающую включение в содержание профессиональной подготовки необходимого массива учебных, научных, практических знаний;трансформативную, обеспечивающую перевод учебного материала в интерактивную форму и позволяющую осуществлять процесс профессиональной подготовки во внеаудиторное время; интегративную, позволяющую структурировать учебный материал для адекватного комплексного восприятия; организационно-стимулирующую, обеспечивающую эффективное руководство процессом профессиональной подготовки; контрольно-коррекционную, обуславливающую проведение текущего и итогового контроля;аксиологическую, способствующую формированию у студентов научного и профессионального мировоззрения;научно-исследовательскую, обеспечивающую как высокий теоретический уровень излагаемого материала, так и формирование у студентов умений и навыков исследовательской деятельности;функцию самообразования, позволяющую использовать мультимедийно-обучающий комплекс как автономное информационно-методическое средство профессиональной подготовки.
Выяснено, что учебный материал по охране труда представляет собой систему знаний, способов и опыта деятельности, эмоционально-ценностного отношения.
Знания как компонент учебного материала выполняют следующие функции: онтологическую, формирующую общее представление об охране труда на производстве; нормативную, обеспечивающую восприятие и фиксацию в памяти нормативно-правовых актов об охране труда на производстве; мотивационную, информирующую о ценности и значении охраны труда на производстве.
В мультимедийно-обучающем комплексе по охране труда для бакалавров инженерно-строительного профиля эти функции знаний отражаются посредством терминов, понятий, теорий, фактов, нормативно-правовых актов, схем, таблиц, иллюстраций, выводов, плакатов и других средств.
Следует отметить, что знания об охране труда на производстве не могут быть представлены в виде иерархической структуры, так как отобраны из разных областей. Вместе с тем реализация перечисленных функций позволяет: структурировать знания об охране труда на производстве и установить связи и отношения между ними; формировать у бакалавров инженерно-строительного профиля осознанное восприятие и запоминание знаний, выраженное в прямом их воспроизведении; осваивать ряд общекультурных и профессиональных компетенций.
Способы деятельности усваиваются студентами в виде умений и навыков. Включаемые в мультимедийно-обучающий комплекс по охране труда для бакалавров инженерно-строительного профиля способы деятельности можно разделить на две группы: предметные (упражнения, тесты, компетентностно-ориентированные задания, практикумы, проектирование, сбор и систематизация информационных и исходных данных, расчет и конструирование и т.п.) и организационные (конспектирование, составление библиографии, восприятие, анализ, составление отчетов, технической документации и т.п.). Включение перечисленных способов деятельности способствует формированию готовности к обеспечению охраны труда на производстве; общекультурных и профессиональных компетенций.
Опыт деятельности по охране труда на производстве приобретается посредством выполнения следующих заданий: решения проблемных задач, разработки учебно-производственных проектов по охране труда, выполнения проектно-конструкторских работ и пр. Включение подобных заданий также способствует формированию общекультурных и профессиональных компетенций.
Формирование эмоционально-ценностного отношения к охране труда может быть обусловлено посредством включения в мультимедийно-обучающий комплекс специальных заданий, направленных на этическую оценку производственных объектов и ситуаций.
Например, в мультимедийно-обучающий комплекс по электробезопасности и защитным заземляющим устройствам электроустановок включен не только алгоритм монтажа заземляющих устройств, но и представлены производственные ситуации, связанные с нарушениями операций при монтаже наружного контура заземляющего устройства. Установлено, что в процессе анализа и этической оценки подобных ситуаций у студентов формируется устойчивая направленность на предупреждение производственного травматизма, профессиональных заболеваний, оказание первой помощи пострадавшим, а также организацию выполнения работ безопасными методами.
Определено, что отбор учебного материала мультимедийно-обучающего комплекса по охране труда (МОКОТ) в процессе подготовки бакалавров инженерно-строительного профиля осуществляется на основе общепедагогических принципов компетентности и научности и специальном принципе релевантности [6].
Принцип компетентности направлен на формирование общих компетенций и профессиональных компетенций.
Принцип научности обеспечивает соответствие учебного материала уровню современной науки и формирование у студентов умений и навыков научно-исследовательской деятельности.
А принцип релевантности обуславливает практико-ориентированную направленность учебного материала и его соответствие ожиданиям студентов.
Рассмотрим содержание принципов подробнее.
Включение компетентности в совокупность принципов отбора учебного материала мультимедийно-обучающего комплекса по охране труда в процессе подготовки бакалавров инженерно-строительного профиля обусловлено не только федеральными государственными образовательными стандартами, но и модернизацией производства за счет реконструкции и технического перевооружения, как одной из составляющих стратегии развития каждой строительной организации.
Формирование компетенций в сфере охраны труда у специалистов инженерно-строительного профиля предполагает усвоение знаний, освоение умений и навыков, а также развитие способностей, связанных с предупреждением производственного травматизма, профессиональных заболеваний, оказанием первой помощи пострадавшим, а также организацией выполнения работ безопасными методами, и приемам и управлением профессиональными рисками [7].
Например, в мультимедийно-обучающий комплекс по электробезопасности и защитным заземляющим устройствам электроустановок включен учебный материал, обеспечивающий формирование общекультурных и профессиональных компетенций:
- основы электробезопасности (владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность);
- операции по монтажу заземляющих устройств (знание правил и технологии монтажа, наладки, испытания и сдачи в эксплуатацию конструкций, инженерных систем и оборудования строительных объектов, образцов продукции, выпускаемой предприятием; владение методами опытной проверки оборудования и средств технологического обеспечения; владение методами оценки технического состояния и остаточного ресурса строительных объектов, оборудования);
- методика расчета заземления электроустановок (использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применение методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования);
- алгоритм проектирования заземления электроустановок (владение методами проведения инженерных изысканий, технологией проектирования деталей и конструкций в соответствии с техническим заданием с использованием лицензионных прикладных расчетных и графических программных пакетов);
- правила устройства электроустановок (знание нормативной базы в области инженерных изысканий, принципов проектирования зданий, сооружений, инженерных систем и оборудования, планировки и застройки населенных мест);
- межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации электроустановок (владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий) [2].
Важность вопросов охраны труда специалистов инженерно-строительного профиля требует обеспечения соответствия учебного материала уровню современной науки [3]. Например, в мультимедийно-обучающий комплекс по электробезопасности и защитным заземляющим устройствам электроустановок нами включена типовая технологическая карта производства работ по монтажу наружного и внутреннего заземления. Такая карта используется при разработке проектов производственных работ, организации строительства, другой организационно-технологической документации, а также ознакомлении рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ.
Включенная в мультимедийно-обучающий комплекс типовая технологическая карта разработана не только с учетом строительных норм и правил, санитарных норм, сводов правил, руководящих документов технических условий и регламентов, но и в соответствии с фундаментальными понятиями, законами и теориями классической и современной физики, способами формирования заданных структур и свойств материалов при максимальном ресурсоэнергосбережении, методами оценки показателей их качества, перспективами развития систем электроснабжения зданий, основных положений теории и практики расчета однофазных и трехфазных электрических цепей, устройств, а также принципами работы электрических машин и электрооборудования.
Выяснено, что отбор учебного материала для МОКОТ на основе принципа научности способствует формированию у студентов таких умений и навыков научно-исследовательской деятельности, как работа с каталогами, архивами, информационными обзорами; составлений картотек, конспектов, аннотаций, тематических выписок, блок-схем; разработка учебно-производственных проектов; выполнение чертежей, диаграмм, графиков, создание презентаций [4].
Например, в мультимедийно-обучающем комплексе по электробезопасности и защитным заземляющим устройствам электроустановок, в модуле, включающем типовую технологическую карту, студентам предлагается изучить и проанализировать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по созданию технологических карт на выполнение отдельных видов работ и подготовить в установленной форме обзор, отчет, научную публикацию, а также разработать технологическую карту на выполнение отдельных видов работ.
Реализация принципа релевантности обуславливает практико-ориентированную направленность учебного материала и его соответствие ожиданиям студентов.
Например, в мультимедийно-обучающем комплексе по исследованию запылённости воздуха содержится учебный материал, включающий, во-первых, способы борьбы с запыленностью в производственных помещения. Студентам предлагается ознакомиться с гигиеническими требованиями к воздуху производственных помещений; рассмотреть классификацию способов вентилирования; определить потребный воздухообмен; произвести расчет естественной вентиляции; произвести расчет дефлектора. Во-вторых, учебный материал данного мультимедийно-обучающего комплекса включает методику исследования запыленности воздуха весовым методом, которая предусматривает: определение концентрации пыли в воздухе при помощи измерительной аппаратуры на специальной установке, оценку полученных результатов в соответствии с санитарными нормами и нахождение класса условий труда.
Если ожидания - это одновременно и эмоциональное состояние, и структурно-операциональное образование, то учебный материал, включающий способы борьбы с запыленностью в производственных помещения и методику исследования запыленности воздуха весовым методом, может соответствовать следующим ожиданиям студентов:
- когнитивным (знаниевым, связанным с восприятием учебного материала);
- конативным (деятельностным, связанным с умениями, навыками, компетенциями);
- сублиминальным (подсознательным, опосредованным мотивационно-целевой деятельностью преподавателей и направленным на учебно-профессиональную составляющую мотивационной сферы деятельности студентов);
- мотивационным (эмоционально-оценочным, опосредующим позитивное отношение к учебному материалу).
Установлено, что отбор учебного материала для МОКОТ на основе принципов компетентности, научности и релевантности обуславливает у студентов формирование стремлений к получению общекультурных и профессиональных знаний; освоению умений, навыков, компетенций в рамках предметной области МОКОТ; самостоятельной учебно-познавательной деятельности; выполнению научно-исследовательских работ; а также актуализацию когнитивных, конативных, сублиминальных, мотивационных ожиданий студентов от изучаемой дисциплины.
Рецензенты:Пугачёва Н.Б., д.п.н., профессор кафедры производственной безопасности и права, ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань;
ТуктамышовН.К., д.п.н., профессор, декан факультета общей инженерной подготовки, ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»,г.Казань.
Библиографическая ссылка
Бадрутдинов М.Н. ПРИНЦИПЫ ОТБОРА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА МУЛЬТИМЕДИЙНО-ОБУЧАЮЩЕГО КОМПЛЕКСА ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ БАКАЛАВРОВ ИНЖЕНЕРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12523 (дата обращения: 04.06.2023).