Введение
В условиях глобальной информатизации современного социума и профессиональной сферы особая роль в подготовке специалистов отводится обучению социально-коммуникативной деятельности (СКД или просто социально-коммуникативной компетентности – СКК). Актуально это и для системы профессиональной подготовки специалистов туриндустрии, в рамках которой на сегодняшний момент проблема формирования профессиональной компетентности в области социально-коммуникативной деятельности не является разработанной в достаточной степени. Основными причинами этого факта, согласно ряду диссертационных исследований В.А. Квартальнов (2000), И.В. Зорин (2001), М.В. Денисова (2006), С.И. Инюшкина (2007), Н.М. Кокшарова (2010), Т.В. Кудрявцева (1999), Н.М. Галкина (2010), О.Ю. Афанасьева (2008), являются:
· во-первых, отсутствие общепризнанного понимания социально-коммуникативной компетентности как комплексного феномена, требующего специально организованных мер по формированию и имеющего значительный потенциал в решении проблемы совершенствования профессиональной компетентности специалистов в области туризма;
· во-вторых, недостаточная разработанность теоретико-методологических основ формирования и развития социально-коммуникативной компетентности будущих специалистов разного профиля в вузе.
На наш взгляд, к указанным причинам можно добавить еще и следующие:
а) недостаточное внимание к проблеме формирования социально-коммуникативной компетентности будущего специалиста в области туризма как важнейшему условию его личностно-профессионального становления и развития в ФГОС ВПО;
б) преобладание формального подхода к формированию у студентов социально-коммуникативной компетентности, состоящего в подмене системных воздействий на их профессиональное становление использованием отдельных процедур, дающих лишь общее представление о роли и сущности социально-коммуникативной деятельности в работе специалиста в области туризма;
в) отсутствие эмпирических исследований реального состояния СКК современных студентов вуза и специалистов в области туризма;
г) несоответствие уровня развития технологии измерения и оценивания результатов подготовки студентов к социально-коммуникативной деятельности современным требованиям к оценке качества в образовательной сфере.
В данном контексте следует заметить и тот факт, что зачастую социально-коммуникативная деятельность формируется стихийно, самопроизвольно, как сопутствующая, второстепенная составляющая профессиональной подготовки будущего специалиста в области туриндустрии. Кроме этого, на сегодняшний момент еще однозначно не определены и ее структурные компоненты, не созданы технологии и не выявлены условия ее формирования и развития, что негативно влияет на уровень профессиональной подготовки будущего специалиста в области туризма в целом и не позволяет в полной мере подготовить выпускников к реальной профессиональной деятельности и сформировать у них на должном уровне профессиональную компетентность и культуру.
Проведенный нами обзор выполненных на сегодняшний момент научно-методических исследований по указанной выше тематике (Е.В. Мошняга (2004), Я.Д. Лычак (2009), Е.А. Шумилова (2011), Е.О. Ускова (2008), Н.М. Изория (2008), М.М. Бочкарева (2007) и др.), а также анализ содержания курсов в действующих ФГОС ВПО по направлению подготовки 100400 «Туризм» (для степеней – «Бакалавр» и «Магистр» – http://mon.gov.ru/dok/fgos) показал необходимость пересмотра и углубления содержания профессиональной подготовки специалистов туриндустрии в области формирования социально-коммуникативной деятельности.
Цель исследования
В современных условиях активного развития туриндустрии в России особую актуальность приобретают научно-методические исследования по тематике профессиональной подготовки и переподготовки современных кадров для данной отрасли, а также изучение подходов и методик формирования составляющих профессиональной компетентности специалистов туриндустрии (В.К. Романович, Т.Н. Ананьева, А.А. Федулин, М.А.Взоров, М.А.Денисова, М.А. Морозов, Т.Н. Третьякова, Н.Ж. Булгакова, Ю.В. Верхошанский, В.П. Филин, И.В. Зафина, В.А. Квартальнов, Б.Н. Шустин и др.). Опираясь на работы указанных исследователей, готовность к профессиональной деятельности можно считать одним из основополагающих этапов становления профессиональной компетентности и профессионализма будущего специалиста, в том числе и в области туризма. Вместе с тем следует отметить, что проблема формирования готовности специалиста туриндустрии для реализации задач профессиональной деятельности в сфере социальной коммуникации остается нерешенной до конца.
Таким образом, целью нашего исследования стало – теоретическое обоснование особенностей развития социально-коммуникативной деятельности специалиста туриндустрии в рамках его профессиональной подготовки в вузе, необходимость возможных направлений развития социально-коммуникативной деятельности, содержание обучения социально-коммуникативной деятельности и разработка методики обучения для будущих специалистов туриндустрии, направленной на формирование их профессиональной готовности в области социально-коммуникативной деятельности.
В данном контексте для достижения поставленной цели нами были выделены профессиональные задачи разного уровня и сложности, которые приходится решать современному специалисту туриндустрии в условиях информатизации профессиональной сферы.
Материал и методы исследования
Для достижения поставленной цели нами была сформулирована концепция формирования профессиональной готовности современных специалистов туриндустрии в области социально-коммуникативной деятельности [9], и затем на ее основе была разработана методика обучения, направленная на ее формирование в условиях высшего профессионального образования специалистов указанного профиля.
Основная идея предложенной концепции – это то, что формирование профессиональной готовности современных специалистов туриндустрии к осуществлению социально-коммуникативной деятельности должно осуществляться в ходе обучения решению учебных профессиональных задач разного уровня сложности и в соответствии с выделенным видом конкретной деятельности специалиста в области туризма. С учетом анализа ГОС ВПО и ФГОС ВПО нами разработана и доведена до практической реализации в условиях вуза методика обучения, направленная на формирование профессиональной готовности будущего специалиста туриндустрии в области социально-коммуникативной деятельности. Отметим здесь также, что, согласно предложенной нами концепции, на высшем уровне сформированности данной профессиональной готовности современный специалист туриндустрии начинает проявлять при решении задач указанной профессиональной сферы социально-коммуникативную компетентность.
В рамках разработки методики обучения нами были предложены не только структура и составляющие содержания обучения, методы, формы и средства обучения, направленные на реализацию сформулированных целей, но и на уровне целей обучения сформулированы критерии достижения разного уровня сформированности профессиональной готовности к социально-коммуникативной деятельности и компетентности. При этом в контексте нашего исследования и, согласно А.К. Марковой [8], мы понимали, что профессиональная готовность – это предшествующий уровень профессиональной компетентности специалиста на этапах становления его профессионализма.
Остановимся на характеристике модели разработанной нами методики обучения[1] социально-коммуникативной деятельности будущих специалистов туриндустрии, распределив основные пять элементов образовательного процесса (по А.М. Пышкало): цели, содержание, методы, формы и средства обучения, – по трем компонентам: целевому, содержательному и деятельностному.
Целевой компонент нашей модели, согласно общепринятому мнению в области теории методической науки, является основополагающим и определяющим, поскольку он отражает непосредственно цель и предполагаемый результат обучения. Таким образом, от выбора целей обучения в наибольшей степени зависит и выбор содержания, методов, форм и средств обучения.
На основании анализа требований ФГОС ВПО по направлению подготовки 100400 «Туризм» (для степеней – «Бакалавр» и «Магистр» – http://mon.gov.ru/dok/fgos), а также учитывая Квалификационные требования к специалисту туристской индустрии (http://www.lawrussia.ru/bigtexts/law_972/index.htm), нами были конкретизированы и предложены цели обучения социально-коммуникативной деятельности для подготовки будущих специалистов туриндустрии, которые стали основными целями предложенной методики обучения. Сформулируем их:
1) формирование понимания роли и значения социально-коммуникативной деятельности как одной из ведущих составляющих всей профессиональной деятельности специалиста туриндустрии;
2) овладение базовыми понятиями, принципами осуществления социально-коммуникативной деятельности в контексте задач профессиональной сферы, а также методами, технологиями и приемами социальной коммуникации на профессиональном уровне;
3) формирование знаний, умений и навыков в области осуществления профессиональной социально-коммуникативной деятельности на основе современных средств ИКТ, языковых средств (родного и двух иностранных языков), а также психологических средств, способствующих эффективному осуществлению профессионального общения и приемов психологического воздействия в контексте задач туриндустрии.
Стоит отметить, что эти цели были конкретизированы нами в рамках проектирования содержательного компонента методики обучения через учебно-профессиональные задачи разного уровня (см. далее рис. 2) и учтены нами при формулировке уровней и критериев сформированности профессиональной готовности социально-коммуникативной деятельности, которые нами были сформулированы и подробно описаны в работах [9, 10]. Кроме этого, нами были учтены работы [2, 3, 6-8, 12], где авторы исследовали различные подходы и сущностные характеристики процесса формирования профессиональной компетентности будущих специалистов, в частности, гуманитарного профиля [11] и туриндустрии [3, 6]. Среди них особо можно выделить работу В.А. Квартальнова [3], который рассматривет профессиональную компетентность будущих специалистов сферы туриндустрии как ориентированность в различных ситуациях общения, основанную на личностных качествах, профессиональных способностях, чувственном и социальном опыте в сфере туристской деятельности, и выделяет следующие цели профессионального обучения будущего специалиста в области туризма:
· осуществлять профессиональную деятельность (в области туризма), ориентированную на социально значимый, культурно-творческий конечный результат и оптимальный процесс его достижения (проектирование, разработка, реализация продуктов туристической деятельности с учетом технологических, социально-экономических и других требований, а также с использованием информационных и коммуникативных технологий);
· организовывать процесс обслуживания потребителей и (или) туристов;
· осуществлять организацию и управление коллективом учреждения;
· устанавливать взаимодействия с другими субъектами в процессе осуществления своей профессиональной деятельности, партнерами, клиентами, проявляя ориентированность в различных ситуациях общения;
· проводить исследование и мониторинг рынка туристских услуг;
· применять прикладные методы исследовательской деятельности в профессиональной сфере и производить адаптацию инновационных технологий к деятельности предприятий туристской индустрии.
Подытоживая сказанное, отметим, что в ходе исследования указанной нами проблематики были выделены составляющие профессиональной компетентности специалиста туриндустрии с учетом основных видов его профессиональной деятельности (см. рис. 1), каждая из которых, в свою очередь, определили и соответствующие этим видам деятельности профессиональные задачи (т.е. задачи в области сервисной деятельности, маркетинговой, социально-коммуникативной и т.д.).
Рис. 1. Составляющие профессиональной деятельности и соответствующих компетентностей специалиста туриндустрии
Умения решать эти профессиональные задачи в дальнейшем позволили нам говорить о составляющих профессиональной компетентности специалиста туриндустрии и трактовать ее (согласно работе [4]) как умение решать учебные профессиональные задачи в конкретном виде профессиональной деятельности на ключевом, базовом и специальном уровнях. Учитывая сказанное, приведем графическое представление содержания профессиональной компетентности специалиста туриндустрии в области социально-коммуникативной деятельности (или коротко профессиональной социально-коммуникативной компетентности специалиста туриндустрии) на уровне ключевой, базовой и специальной составляющих (см. рис. 2). В данном контексте также заметим, что умения, необходимые для решения конкретных профессиональных задач для ключевой профессиональной СКК, относятся к низкому уровню готовности; умения для базовой профессиональной СКК – к среднему уровню готовности, а умения для специальной профессиональной СКК – к высокому уровню готовности.
Содержательный компонент предлагаемой нами модели методики обучения включает в себя не только результат отбора содержания обучения специалистов туриндустрии в области социально-коммуникативной деятельности в соответствии со сформулированной нами концепцией и на основе выделенных дидактических принципов отбора содержания обучения, но и дальнейшую его структуризацию в виде логической структуры содержания обучения с помощью метода топологической сортировки и представление различных его вариантов для конкретных реальных условий образовательного процесса в условиях профессиональной подготовки в вузе.
Рис. 2. Уровни профессиональной готовности/компетентности специалиста туриндустрии в области социально-коммуникативной деятельности (или уровни профессиональной социально-коммуникативной компетентности)
Остановимся на более подробной характеристике этого компонента. Но отметим сначала, что в самой структуре содержания обучения мы выделяли традиционно дидактические единицы, распределяя их на два блока:
(а) теоретический, который включал в себя совокупность базовых понятий, правил, законов и алгоритмов из теории социальной коммуникации и практического курса иностранных языков, информационно-коммуникационных технологий и основ делопроизводства, знания о технологических особенностях межкультурных коммуникаций и делового общения и др.;
(б) технологический – совокупность умений, соответствующих основным видам деятельности специалиста туриндустрии и определяющих совокупность практических умений и навыков из области информационно-коммуникационных технологий, делового и практического иностранных языков и социальной коммуникации, которые составляют практико-технологический блок содержания обучения, включая упражнения по деловому иностранному языку, социально-коммуникативным технологиям, основам делопроизводства и использованию ИКТ в туриндустрии – задачный материал.
Приведем также схематическое изображение содержания обучения социально-коммуникативной деятельности специалиста туриндустрии на уровне базовых блоков и их межпредметные связи с циклами дисциплин ФГОС ВПО, направленными на развитие у специалиста туриндустрии социально-коммуникативной компетентности в рамках профессиональной подготовки в вузе (см. рис. 3).
Рис. 3. Содержание обучения, направленного на развитие социально-коммуникативной компетентности специалиста в области туриндустрии на профессиональном уровне
Указанные блоки и их содержательное наполнение (понятия и технологии, алгоритмы и т.п.) легли в основу содержания обучения, учитывающего тройственную основу СКК – ее три составляющие: языковую, социально-коммуникационную и ИКТ [10]. Учитывая эти три аспекта и актуальность использования в современной образовательной практике модульной технологии обучения, в содержании обучения нами было выделено 18 модулей (среди них содержание указанных выше блоков было перераспределено согласно целям и принципам обучения указанному виду деятельности современных специалистов туриндустрии).
Используя анкетирование преподавателей в области профессиональной подготовки специалистов туриндустрии и учитывая опыт специалистов-практиков в этой профессиональной сфере, а также применяя для обработки результатов анкетирования метод топологической сортировки [5], нами была построена логическая структура содержания обучения (см. рис. 4).
Перечислим названия модулей, указанных на уровнях трех составляющих социально-коммуникативной деятельности.
Рис. 4. Логическая структура содержания обучения социально-коммуникативной деятельности специалиста туриндустрии
Методологический модуль. Модуль 0. «Основы семиотики и семиотический подход к решению профессиональных задач туриндустрии (методология решения задач профессиональной сферы на основе семиотического подхода)»
Модули ИКТ-составляющей СКД:
· Модуль 1. «Программно-информационные коммуникационные технологии в индустрии туризма. Аппаратно-техническое обеспечение современного туристического офиса. Отечественные и мировые специализированные программные комплексы».
· Модуль 2. «Методика создания сайта турагентства. Логическое и физическое проектирование баз данных. Особенности формирования информационного пространства в туризме».
· Модуль 3. «Сетевые технологии в практике работы туристской фирмы. Организация туристического бизнеса через интернет. Средства коммуникации и связи».
· Модуль 4. «Стратегия рекламной деятельности в интернет. Программы подготовки презентаций. Методы достижения высоких позиций в поисковых системах, раскрутка на топах и рейтингах».
· Модуль 5. «Системы поддержки финансовой деятельности турфирм и отелей. Электронная коммерция в туризме. Платежные системы в Интернете».
Модули языковой составляющей СКД:
· Модуль 6. (лингвистический) «Практическое владение индивидуальным запасом вербальных и невербальных средств родного языка».
· Модуль 7. (коммуникативный) «Приемы и технологии эффективного осуществления коммуникации, нормативные и этические аспекты коммуникативной культуры».
· Модуль 8. (иноязычный) «Владение теоретическими и практическими знаниями и умениями в области фонетики, грамматики, лексики и стилистики одного или нескольких иностранных языков».
· Модуль 9. (иноязычно-профессиональный) «Практическая часть в сфере профессионального общения на одном/двух иностранных языках. Правила и нормы речевого этикета в соответствии с ситуациями межкультурного общения в профессиональной сфере будущих специалистов туриндустрии».
· Модуль 10. (межкультурный) «Социокультурные и лингвострановедческие аспекты иностранного языка. Страноведение».
· Модуль 11. (профессиональный) «Специфика языка служебной документации. Правила оформления личной документации. Правила оформления документации в профессиональной деятельности туриндустрии».
· Модуль 12. (профессиональный) «Деловое (устное и письменное) общение в туризме. Деловое общение с использованием технических средств коммуникации. Деловой этикет и протокол организации приемов и презентаций».
Социально-коммуникационная составляющая СКД:
· Модуль 13. «Теоретико-методологические основы социальных коммуникаций. Теоретические модели коммуникации. Семиотический подход к коммуникации».
· Модуль 14. «Массовая коммуникация. Модели массовой коммуникации. Функции и особенности средств массовой коммуникации. Аудитория массовой коммуникации».
· Модуль 15. «Психологические каналы и психологические барьеры социальной коммуникации. Социальная компетентность. Межличностное взаимодействие».
· Модуль 16. «Особенности социальной коммуникации в сфере туристического бизнеса. Технологии делового взаимодействия и практика межкультурной коммуникации в туристическом бизнесе. Этика туристического бизнеса. Служебно-административный кодекс и имидж турфирмы».
· Модуль 17. «Особенности установления социальной коммуникации в экскурсионной работе. Речь экскурсовода, внеречевые средства общения, личностные (социально-коммуникативные) качества экскурсовода».
· Модуль 18. «Особенности установления социальной коммуникации в туристическом и гостиничном сервисе. Решение спорных вопросов, работа с устными и письменными жалобами. Управление персоналом».
Остановимся на характеристике условных обозначений, используемых на изображении логической структуры. Модули учебного курса разделены на три блока – этот факт обозначен нами прямоугольниками с разными пунктирными границами. При этом каждый модуль блока «ИКТ-составляющая» изображен в виде окружности, модули языковой составляющей – скругленными квадратами, модули социально-коммуникационной составляющей – квадратами. Обособленно (в виде восьмиугольника) изображен 0-модуль, тем самым мы подчеркнули как его важность, так и его методологическую основу и взаимосвязь с каждой из трех составляющих. Кроме этого, показали возможность изучения его материала как в самом начале курса как отдельной самостоятельной составляющей, так и возможность обращения к его содержанию по необходимости в ходе изучения каждого из трех базовых блоков. Этот факт иллюстрируют двойные пунктирно-точечные стрелки, связывающие 0-модуль и блоки содержания. Сплошные и пунктирные стрелки в логической структуре содержания обозначают возможные способы изучения учебных модулей. Так, сплошные однонаправленные стрелки показывают последовательный способ изучения учебного материала, а пунктирные показывают альтернативные способы. Например, возможность изучения каждой из трех составляющих в виде отдельных спецкурсов и параллельно.
Каждый тематический модуль включает в себя следующие компоненты: постановку цели изучения материала; описание приобретаемых умений и навыков; план освоения учебного материала; описание практических работ; проектная тема для самостоятельного выполнения и дальнейшего использования; тестовые задания к модулю; контрольные вопросы для защиты модуля; информационные источники (литература и электронные ресурсы).
Данные компоненты могут быть сгруппированы в следующие блоки в соответствии с выбранной моделью структуры построения модуля:
·Ориентационный блок (цель и задачи изучения материала, план освоения учебного материала, кейс-задание (проектная тема для самостоятельного выполнения и дальнейшего использования), основные и дополнительные информационные источники, дополнительные материалы, описание результата освоения модуля).
· Содержательный блок (дидактическая составляющая — теоретический материал, необходимый для выполнения кейс-задания; технологическая составляющая — описание практических работ, которые разделяются на обязательные для выполнения и необязательные — по выбору, в зависимости от намеченного решения предложенного кейс-задания).
· Диагностический блок (тестовые задания (в обучающем и контролирующем режимах) и контрольные вопросы по материалам модуля, позволяющие студенту и преподавателю определить степень освоения материалов модуля).
· Рефлексивный блок (критерии степени выполнения предложенного кейс-задания для самооценки студентами).
Также в качестве компонентов содержания можно выделить и методические рекомендации по изучению каждого модуля, как для преподавателей, так и для студентов[2].
На основе содержательного компонента нами была разработана и организационно-деятельностная составляющая предлагаемой нами методики обучения или ее деятельностный компонент, который описывает сущность действий обучаемых при решении учебных профессиональных задач в области социально-коммуникативной деятельности на основе семиотического подхода в условиях профессиональной подготовки современных специалистов туриндустрии в вузе в контексте предлагаемой нами концепции (см. рис. 5, схема была построена используя методологию, предложенную Н.И. Рыжовой [5, c. 108]).
Поскольку предложенная нами концепция формирования профессиональной готовности специалиста туриндустрии в сфере социальной коммуникации в его профессиональной деятельности базируется на принципах контекстного обучения (по А.А. Вербицкому) и модульной технологии организации процесса обучения (по М.Б. Лебедевой), то основными методами для обучения студентов нами были выбраны метод целесообразно подобранных задач [5] и такие методы активного обучения, как метод кейсов (case-study) и игровые методы (деловая игра) [1, 4].
Кроме того, для оценивания достижения уровня сформированности профессиональной готовности (или профессиональной компетентности) у студентов мы использовали технологию создания электронного портфолио студентов, понимая это как один из альтернативных способов качественной оценки достижений на каждом уровне формирования профессиональной готовности (ключевом, базовом и специальном).
Рис. 5. Схема решения профессиональной задачи по социально-коммуникативной деятельности в области туриндустрии на базе семиотического подхода
Характеризуя далее организационно-деятельностную составляющую предложенной модели методики обучения, заметим, что освоение каждого модуля осуществлялось с использованием кейс-метода (case-study), т.е. студенты не просто изучали предложенный им теоретический материал и выполняли соответствующие практические задания в рамках лабораторных и контрольных работ, но и анализировали и решали предложенную им ситуационную задачу (кейс-задачу).
Полученные решения кейс-задач, выполненные обучаемыми – студентами, включались в дальнейшем в их электронное портфолио. Защита (или качественная оценка) портфолио осуществлялась на зачетном занятии с использованием игровых методов, а именно – деловой игры, в ходе которой каждый студент получал возможность провести частичную апробацию подготовленных им учебно-методических продуктов. Кроме этого, на этом зачетном занятии каждый студент мог выполнить самооценку своего портфолио по предложенным преподавателем вопросам на основе проведенной деловой игры и получить экспертное заключение от одного из своих однокурсников, содержащее личное мнение относительно просмотренной работы, рекомендации и пожелания. Отметим в данном контексте, что этот прием в нашей методике именовался как «экспертиза».
Результаты исследования и их обсуждения
Апробация предлагаемой концепции была проведена нами в рамках курсов профессиональной подготовки специалистов туриндустрии на гуманитарном факультете ФГБОУ ВПО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова», в частности, в рамках языковой подготовки и дисциплины «Социальные коммуникации» (2012-2013 уч. гг.), а также в рамках таких курсов профессиональной подготовки будущих специалистов туриндустрии, как: «Социальная компетентность», «Межкультурная коммуникация в туризме», «Барьеры и помехи в кросскультурном взаимодействии» (2012-2013 уч. гг.).
Необходимо отметить, что внедрение и использование разработанного содержания обучения социально-коммуникативной деятельности на базе семиотического подхода и решение учебных задач на разных уровнях профессиональной компетентности специалиста туриндустрии с помощью активных методов обучения позволило повысить интерес студентов к изучаемому материалу в целом. Это было достигнуто, на наш взгляд, за счет использования «деловых игр» и защиты собственных «мини-проектов», например, сценариев туров, которые становились частью личного портфолио студентов. Те трудности и сложности, которые возникали на начальных этапах использования технологий социально-коммуникативной деятельности, технологий делового общения и сетевых технологий коммуникационного взаимодействия, постепенно были преодолены студентами.
Заключение
В рамках предложенной методики обучения, а также в рамках проведенного эксперимента была выявлена необходимость создания единой системы лабораторных работ и ее интерпретации в виде образовательного Интернет-ресурса. Описанные в данной статье ресурсы, используемые в учебном процессе ФГБОУ ВПО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова» на протяжении 2010-2013 гг., имеют практическую значимость для профессиональной подготовки в области социально-коммуникативной деятельности современных специалистов туриндустрии, к сожалению, пока разработаны в традиционной форме и представлены в виде отдельных модулей, используемых в разных курсах.
Рецензенты:Харченкова Л.И., д.п.н., профессор кафедры рекламы и связей с общественностью НОУ ВПО «Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов», г. Санкт-Петербург.
Каракозов С.Д., д.п.н., профессор, первый проректор Московского института открытого образования, г. Москва.
[1] В нашей работе мы применяли методологию, предложенную для развития содержания профессиональной подготовки в различных видах деятельности специалистов гуманитарного профиля в условиях компетентностного подхода Н.И.Рыжовой [5], и используемую в ряде диссертационных исследований, выполняемых под ее руководством. Так, например, результаты некоторых из них были описаны в работах КаракозоваС.Д., ЛитвиненкоМ.В., ФоминаВ.И., ФилимоновойЕ.В., ЛяшО.И., ЛяшА.А., КоноваловаД.В. и других [7, 12].
[2]Мы сочли возможным интегрировать эти методические рекомендации в план освоения учебного материала в рамках профессиональной подготовки специалистов туриндустрии на базе ФГБОУ ВПО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О.Макарова».
Библиографическая ссылка
Рыжова Н.И., Медянова П.В. МОДЕЛЬ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12513 (дата обращения: 12.10.2024).