Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СТРУКТУРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 040400 «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

Фролов В.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» Министерства образования и науки России
Целью исследования является разработка структурно-технологической модели формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «социальная работа». В ходе исследования были представлены теоретические и методологические основы, а именно: выделены педагогические условия, факторы и основные закономерности формирования профессиональной компетентности. Реализация личностных потребностей студента в наибольшей степени способствует приобретению компетентности и успешному освоению профессии. Разработанная нами модель является своеобразным фундаментом профессиональной подготовки бакалавров по направлению «Социальная работа». Ее главная цель - совершенствование процесса профессиональной подготовки и ориентация на получение выпускником достаточно высокого уровня профессиональной компетентности. Она состоит из трех уровней: ориентационно-целевой, технологический и результативный, обладает целостностью, технологичностью, а также предполагает использование диагностических средств с применением технологии педагогического мониторинга.
педагогический мониторинг.
компоненты
уровни
критерии
характеристики
процесс
факторы
педагогические условия
ФГОС
модель
компетенции
профессиональная компетентность
1. Амельченко Т.В. Педагогический анализ формирования профессиональной компетентности работника социальной сферы в региональных условиях // Современные проблемы науки и образования. – 2013. - № 5. - URL: www.science-education.ru/111-10266 (дата обращения: 17.12.2013).
2. Глебова В.А. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов социальной работы // Тенденции развития педагогической науки : мат. Междунар. заоч. науч.-практ. конф. (23 октября 2010 г.). – Новосибирск : ЭНСКЕ, 2010. – С. 185-190.
3. Пантюк И.В. Профессиональные компетенции специалиста по социальной работе : учебное пособие. – Минск : Высшая Свята, 2011. – С. 31.
4. Пиралова О.Ф. Концепция оптимизации обучения профессиональным дисциплинам студентов инженерно-технических вузов : автореф. дис. … докт. пед. наук. – Волгоград, 2012. – 46 с.
5. Пиралова О.Ф. Теоретические основы оптимизации обучения профессиональным дисциплинам в условиях современного технического вуза // Академия естествознания, 2011. - URL: http://www.rae.ru/monographs/131-4305.
6. Фролов В.Н. Процесс формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «Социальная работа» // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (декабрь 2013 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 229-230.
7. Фролов В.Н., Хасанова Г.Б. Теоретические основы проектирования системы непрерывного педагогического мониторинга формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «Социальная работа» // Вестник КГТУ. – 2013. – № 23. – С. 325-328.

Введение

Современные ФГОС ВПО ориентируют на подготовку компетентных выпускников, обладающих определенными (заданными) качествами, которые проявляются в профессиональной деятельности, что позволяет им быть конкурентоспособными и способствует профессиональной реализации будущего выпускника. В условиях внедрения ФГОС ВПО по направлению 040400.62 «Социальная работа» результат образования представляется в виде сформированной профессиональной компетентности, включающей совокупность профессиональных и общекультурных компетенций. В современной педагогике профессиональная компетентность рассматривается как педагогическая категория, а это, в свою очередь, создает область новых научных задач и является базой для разработки соответствующей модели ее формирования и выявления составляющих компонентов.

Целью нашей работы является разработка структурно-технологической модели формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению 040400 «Социальная работа». В настоящее время имеются противоречия между существующими моделями профессиональной подготовки для различных гуманитарных специальностей, специалистов социальной работы и недостаточной разработанностью новых подходов к процессу формирования профессиональной компетентности бакалавров данного направления. Что, в свою очередь, требует моделирования этого процесса в соответствии с новыми требованиями. Разработка вышеуказанной модели актуальна, т.к. она является важным элементом в процессе совершенствования профессиональной подготовки в условиях вуза и окажет ценностное влияние на проведение мониторинговых исследований профессиональной подготовки бакалавров аналогичных и смежных направлений.

Задачи, обусловленные целью исследования:

- обозначить теоретическую и методологическую основу формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «Социальная работа»;

- разработать структурно-технологическую модель формирования профессиональной компетентности бакалавров данного направления;

- выделить основные компоненты, критерии и охарактеризовать уровни сформированности профессиональной компетентности.

Методологической основой исследования являются: системный, компетентностный, практико-ориентированный, личностно ориентированный и аксиологический подходы, реализация которых позволяет осуществлять моделирование процесса формирования профессиональной компетентности бакалавров данного направления.

Мы поддерживаем точку зрения Амельченко Т.В., что профессиональная подготовка студентов определяется во многом социальным заказом общества, с учетом социально-экономических потребностей региона, методологических и концептуальных основ, ресурсно-технологического обеспечения процесса формирования его профессиональной компетентности. Она направлена на развитие личностной инициативы, самостоятельности, способности к профессиональному росту и на развитие личностного потенциала [1].

Ведущим гарантом качества образовательного процесса является образовательный стандарт. Так, ФГОС 040400.62 «Социальная работа» отмечает, что результаты обучения – это усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции. Сегодня бакалавр данного направления должен обладать рядом профессиональных компетенций, их 35, подразделяются на несколько групп (категорий) [7]: социально-технологические, исследовательские, организационно-управленческие и социально-проектные.

Выделим теоретическую основу разрабатываемой модели. Так, формирование профессиональной компетентности возможно при соблюдении, обосновании и реализации совокупности педагогических условий, ориентированных на удовлетворение поставленных образовательных целей и профессионально-личностное развитие будущего социального работника:

· развитие образовательно-профессионального пространства, а именно личностно ориентированное обучение, гуманистическая направленность профессионального образования;

· педагогическое сопровождение (одно из главных условий) - поддержка, помощь, необходимые студентам для успешной социальной адаптации, что способствует их самоопределению, самоутверждению и саморазвитию [2];

· нацеленность педагогической системы вуза и ее преподавателей на профессиональную компетентность, которая рассматривается как процесс подготовки к решению профессиональных задач на федеральном, региональном и местном уровнях;

· вариативность, проблемность, практико-ориентированность и инновационность учебного процесса, являющиеся средством развития компетентности;

· эмоциональная комфортность – создание соответствующей психологической обстановки для формирования и развития компетенций. Показатель устойчивости субъектов в стрессовых ситуациях, отношение к ситуациям успеха/неуспеха, устойчивость к глубоким профессиональным деформациям [5].

Необходимым условием формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «Социальная работа» является обозначение ряда факторов, непосредственно влияющих на процесс формирования профессиональной компетентности. Мы согласны с Пираловой О.Ф., которая в своей работе отмечает, что при профессиональной подготовке компетентных инженерных кадров одними из ведущих внутренних факторов, оказывающих действие на достижение цели обучения, являются [4]:

· профессиональное самоопределение, т.е. осознанный выбор профессиональной деятельности, что помогает достичь поставленной цели и порождает самостоятельность, ответственность и мотивирует к дальнейшему развитию;

· саморазвитие и самореализация, в данном случае они связаны с развитием профессионального мышления, приобретением высокого уровня компетентности за счет стремления к цели, указывающей желаемый результат, привлекательность которого придает мотивирующий характер;

· саморегуляция, представляет собой способность личности сохранять постоянство внутреннего состояния посредством скоординированных реакций, направленных на поддержание динамического равновесия.

Аналогичное влияние оказывают и внешние факторы, к которым можно отнести образовательную среду вуза (открытость образовательно-информационной среды, наличие определенной материально-технической базы, профессионализм преподавательского состава и т.д.). Семья, система межличностных связей также способствуют процессу развития в той или иной степени.

Таким образом, реализация студентами личностных потребностей, обусловленных влиянием внешней среды, способствует более успешному освоению профессии, что является важным инструментом в процессе формирования профессиональной компетентности.

В процессе профессиональной подготовки бакалавров по направлению «Социальная работа» выделяется несколько уровней сформированности профессиональной компетентности [6]:

1) исходный; характеристики: ответственное отношение студента к освоению выбранной профессии, развитию личностных качеств; готовность к профессиональной деятельности; участие в социальных мероприятиях; критерии: межпредметность знаний, умений и навыков; знание и понимание этнокультурной среды клиента; готовность к профессиональной деятельности в полиэтнической среде;

2) инициативный; характеристики: закрепление стереотипов и принятие норм профессии; формирование социального опыта и профессионально-жизненных планов; организация социальных мероприятий; критерии: применение знаний, умений, навыков и полученного опыта на практике; поиск новых методов решения проблем; умение адаптировать профессиональные действия к культурной среде клиента;

3) профессионально-творческий; характеристики: социально-преобразовательная направленность личности; разработка и реализация социальных проектов; стажировка по избранной профессии; проведение научных исследований; критерии: творческое мышление, гибкость, способность осуществлять анализ и синтез, комбинировать, вести альтернативный поиск решения задач; организаторские и управленческие способности.

Пантюк И.В. профессиональную компетентность подразделяет на три составляющие компонента [3]:

1) методический, включает профессиональные умения, специальную компетентность, стремление к самосовершенствованию, профессиональное самосознание, широкий кругозор, творчество и высокий образовательный уровень социальных работников;

2) организационный, включает в себя организаторские способности, целенаправленность, уверенность в себе, оперативность, внимательность, тактичность и толерантность;

3) социальный, содержит адаптивность, коммуникативность, эмпатию, гуманность и жизненный опыт социального работника.

В соответствии с вышесказанным выделим основные закономерности процесса формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «Социальная работа»:

· эффективность процесса формирования профессиональной компетентности взаимообусловлена реализацией в образовательном процессе предложенных педагогических условий, с учетом внешних и внутренних факторов формирования профессиональной компетентности субъектов образовательного процесса;

· процесс формирования профессиональной компетентности обусловлен социально-экономическими преобразованиями, реформированием системы высшего образования в стране и требованиями общества к социальным работникам;

· технологии, применяемые в процессе формирования профессиональной компетентности, адекватно соотносятся с уровнем профессионального развития личности студента.

На рисунке 1 представлена разработанная нами структурно-технологическая модель формирования профессиональной компетентности:

Рисунок 1. Структурно-технологическая модель формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению 040400 «Социальная работа»

Данная модель является своеобразным фундаментом профессиональной подготовки бакалавров по направлению «Социальная работа». Целью процесса формирования профессиональной компетентности является совершенствование профессиональной подготовки и ориентация на получение выпускником достаточно высокого уровня профессиональной компетентности. Модель состоит из трех уровней: ориентационно-целевой, технологический (процессуальный, критериальный, диагностический блоки) и результативный, обладает целостностью, технологичностью, а также предполагает использование в качестве средства диагностики системы непрерывного педагогического мониторинга, что позволяет осуществлять оперативный контроль процесса и результатов формирования профессиональной компетентности и осуществлять оценку уровней ее сформированности по заданным критериям. В комплекс средств обеспечения системы входят контрольно-измерительные материалы, материально-техническое оснащение и т.д. Используемые системой формы контроля: стартовый, базовый, финишный. Вид контроля: текущий, периодический, тематический, итоговый. Методы: наблюдение, тестирование, анкетирование, опрос и т.д.

Заключение

Все элементы разработанной нами структурно-технологической модели формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «Социальная работа» являются взаимосвязанными. Ожидаемый результат ее внедрения в учебный процесс бакалавров данного направления – достаточно высокий уровень сформированности у них профессиональной компетентности, за счет поэтапного построения учебного процесса, ориентированного на профессиональную компетентность, и использования технологии педагогического мониторинга.

Рецензенты:

Осипов П.Н., д.п.н., профессор кафедры инженерной педагогики и психологии ИДПО ФГБОУ ВПО «КНИТУ», г. Казань.

Валеева Н.Ш., д.п.н., профессор, декан факультета социотехнических систем, ФГБОУ ВПО «КНИТУ», г. Казань.


Библиографическая ссылка

Фролов В.Н. СТРУКТУРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 040400 «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12485 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674