Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

СЦЕНАРНЫЙ ПОДХОД К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ПРОЯВЛЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ СКЛОННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ

Сафронова А.Н. 1 Вербицкая Н.О. 1
1 ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет»
Статья является продолжением исследований в области анализа влияния образовательной среды вуза на проявление негативных склонностей студентов, в частности группы социально опасных склонностей к употреблению психотропных веществ. В исследовании предложено применить методологию сценарного подхода к анализу состояния образовательной среды и характера воздействия ее факторов на склонности студентов. За основу анализа факторов, формирующих сценарии развития образовательной среды вуза, приняты STEP-факторы (социальные, технологические, экономические, политические). Показана их стабилизирующая и дестабилизирующая роль. На примере одного из уральских вузов России показаны типовые сценарии развития образовательной среды, а также смоделированы группы факторов, позволяющие корректировать развитие сценария в сторону уменьшения вероятности развития у студентов негативных склонностей к употреблению психотропных веществ. Представлена технологическая таблица моделирования факторов, выражающихся в проявлении образовательной среды вуза посредством профилактических мероприятий.
STEP-факторы формирования сценария развития образовательной среды.
сценарный подход к анализу образовательной среды
негативные склонности студентов к употреблению психотропных веществ
образовательная среда вуза
1. Волкова Л. Стратегический анализ. - URL:http://m-arket.narod.ru/StrAn.html (дата обращения: 13.01.2014).
2. Катунин А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен // Молодой ученый. - 2012. - №9. - С. 243-246. - URL:http://www.moluch.ru/archive/44/5363/.
3. Меньшикова Е.А. Психолого-педагогические аспекты успешности обучения. - URL:http://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-aspekty-uspeshnosti-obucheniya (дата обращения: 23.01.2014).
4. Отдельные вопросы экономики. Прогнозирование национальной экономики. - URL:http://www.ekonomika-st.ru/drugie/metodi/metodi-prognoz-1-1.html (дата обращения: 20.01.2014).
5. Официальный сайт УГЛТУ. Международное сотрудничество и инновации. - URL: /http://www.usfeu.ru/mezhdunarodnoj-sotrudnichestveo-i-innovatsii.html (дата обращения: 10.01.2014).
6. Пацекина М.С. Инновационные технологии в образовании. Социальная сеть работников образования. - URL: nsportal.ru/http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/innovatsionnye-tekhnologii-v-obrazovanii (дата обращения: 10.01.2014).
7. PEST-анализ. - URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/PEST-%E0%ED%E0%EB%E8%E7 (дата обращения: 07.01.2014).
8. PEST-анализ. - URL: /http://www.semestr.ru/ks11111 (дата обращения: 15.01.2014).
Образовательная среда вуза является средой жизнедеятельности, профессионального и личностного развития многих поколений молодых людей. Развитие, любая трансформация этой среды оказывает прямое влияние на то, какие склонности могут проявиться, какие качества личности могут развиться и сформироваться у будущих специалистов.

Образовательная среда вуза не может быть изолированной от состояния общества и его ценностей. Как позитивные, так и негативные тенденции развития общества отражаются на динамике изменения образовательной среды. Для того чтобы определить, может ли повлиять образовательная среда на проявление негативных склонностей, в нашем исследовании мы использовали методологию сценарного подхода. К опасным негативным склонностям в исследовании мы относим склонности к употреблению психотропных веществ.

Одним из основополагающих положений для нас является тот факт, чтоименно социальная среда определяет, какие генетически заложенные склонности у человека проявятся, а какие нет. Генетическая природа не является однозначно определяющей,каким будет человек. Склонности личности, как позитивные, так и негативные, проявляются в той среде, в которой реализует свою жизнедеятельность человек.

            Сценарий - это план действий организации в той или иной ситуации. Сценарий подразумевает детальное описание конкретной модели поведения и действий всех участников процесса, с помощью которой можно будет предвидеть, как будет развиваться ситуация в будущем. Другими словами, сценарий должен из настоящей ситуации развить картину будущего.

            В отличие от традиционных методов, сценарный подход гибкий и может подстраиваться под изменение как внешней, так и внутренней среды.

Прогнозирование предполагает специальное научное исследование, направленное на выявление перспективы развития явления или процесса. Сам термин «прогнозирование» в переводе с греческого означает «знание наперед» [4].

            Таким образом, сценарий и прогноз имеют одну цель -  поиск альтернативных путей для достижения поставленной цели.

Как мы определили, планирование требует постановки цели и определения пути ее достижения. В нашем случае цель - это недопущение  проявления негативных склонностей у студентов. Путь - сценарный подход в организации учебного процесса и внеучебной деятельности студентов  для предупреждения проявления негативных склонностей.

Определив, какие факторы образовательной среды присущи конкретному вузу, получаем возможностьцеленаправленно воздействовать на ту группу факторов, которую формирует данный сценарий. Сценарий, в свою очередь, является гибким для воздействия.

Для того чтобы разработать варианты сценария, необходимы:

1)             точная оценка настоящей ситуации;

2)             детальные прогнозы и оценка экспертов;

3)             несколько альтернативный сценариев, не противоречащих друг другу.

Анализ и прогнозирование социальных, технологических, экономических, политических факторов помогут нам выбрать наиболее эффективную стратегию, адаптированную к сложившейся организационной культуре вуза - STEP-факторы (социальные, технологические, экономические, политические) [8].

Посмотрим, какие элементы этих критериев присущи Уральскому государственному лесотехническому университету (далее - УГЛТУ).

STEP-факторы образуют образовательную среду и могут быть какстабилизирующие, так и дестабилизирующие.

1.                  Социальные факторы

- постоянный и сменный состав вуза: студенты, педагогический состав, администрация и обслуживающий персонал (методисты, библиотекари, повара в столовой, коменданты, учебные мастера, секретари). Стабилизирующим фактором является то, что все категории состава образуют единый коллектив вуза. Дестабилизирующим фактором может служить отсутствие единой цели по предупреждению проявления негативных склонностей у студентов;

- социальный уровеньстудентов: большинство студентов приезжие из отдаленных поселков и промышленных городов, студенты из семей рабочих, инженеров и т.п. («средний класс»). В этом случае положительным моментом может выступать повышенная ответственность за свой выбор профессионального образования, с другой стороны,может проявиться интерес к новым возможностям и «соблазнам» большого города, отсутствие прямого контроля со стороны родителей;

-межличностные отношения студентов:зачастую бытует мнение, что студенты уже взрослые и самостоятельные люди. Поэтому педагоги не считают нужным осуществлять педагогическое управление таким взаимодействием;

- межнациональные отношения:в составе студентов УГЛТУнемалая доля ребят разных национальностей - якуты, дагестанцы, азербайджанцы, корейцы и др., что может порождать неравенство, недоверие, социальную стратификацию. Стабильным этот фактор может быть в  случае создания условий равенства между студентами и регулирования межличностных отношений студентов.

2. Технологические факторы

 - техническая оснащенность вуза, общежитий, оснащение оргтехникой лабораторий, мастерских, аудиторий, библиотек на низком уровне.Зачастую студентам приходится изучать учебный материал только теоретическим путем либо на старых макетах, не соответствующих современным возможностям. В итоге окончивший вуз студент профессионально не готов к условиям и требованиям работодателя. Отсюда формируется понимание «середнячка», отсутствие интереса, «второсортного» студента. Студент не реализует свои возможности в полном объеме. Пропадает интерес к обучению. Выходом из этой ситуации может послужить только техническое оснащение, соответствующее всем требованиям современности. В свою очередь это требует значительного финансирования и много времени.

3. Экономические факторы

- стоимость обучения  в сравнении с другими крупными вузами области средняя, и это обеспечивает доступность для многих желающих получить техническое образование;

- условия проживания:  исходя из опроса студентов условия проживания ниже желаемых. Студенты не чувствуют полной удовлетворенности от предложенных общежитиямиусловий;

- уровень жизни студентов: большая часть студентов приезжают из отдаленных населенных пунктов, и, как правило, многим не хватает средств, они ищут возможность дополнительного заработка.

4. Политические факторы

- недостаточное законодательное регулирования организации профилактической деятельности;

- отсутствие правового воспитания молодёжи;

- недостаточная организация досуга студентов: в УГЛТУ нет постоянно действующих творческих коллективов межвузовского уровня, волонтерских движений, студенческих формирований;

- политическая двойственность:с одной стороны, активно ведется пропаганда здорового сильного будущего, с другой стороны, правовая и психологическая защищенность студентов отсутствует.

Рассмотрев группу факторов, присущих организационной культуре УГЛТУ, предлагаем рассмотреть несколько вариантов сценариев.

1.             Сценарий, когда не предпринимаются никаких усилий для предупреждения формирования негативных склонностей у студентов.

Представления студентов об организационной культуре вуза базируются на поведенческих признаках, другими словами, «можно - нельзя»,поэтому не формируя антинаркотических установок у студентов, получим ситуацию, когда они будут искать «ответ» на стороне. Той стороной будет выступать Интернет или «друзья». Не вовлекая студентовв организационный процесс вуза, способствуем  формированию безразличия, отсутствия интересак внутренним процессам вуза. Студенты будут обучаться в вузе по формальным признакам.

2.             Сценарий внедрения инновационных технологий в учебный процесс.

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека [6].

В УГЛТУ международная деятельность является важнейшим показателем инновационного развития современных университетов. Основная цель - это повышение конкурентоспособности университета на внутреннем и международном рынках научно-образовательных услуг.

Направления деятельности:

- интеграция российской системы образования в международное образовательное пространство (внедрение двухступенчатого обучения «бакалавр-магистр» параллельно с дипломированным специалистом, реализация программ двойных дипломов и др.);

- организация международного сотрудничества в рамках межправительственных соглашений, договоров о партнерстве с зарубежными университетами, учреждениями, фирмами и организациями;

- участие в международных программах академической мобильности в интересах социально-экономического развития региона; организация и осуществление приема на обучение иностранных граждан;

- организация и прием университетом иностранных граждан и делегаций, проведение международных семинаров и конференций с международным участием;

- легализация и признание российских документов об образовании (разработка европейских приложений к диплому)[5].

Отрицательная сторона сценария:потребность значительных материальных затрат, в том числе для полного и качественного обеспечения оборудованием; требование  быстрой перестройки студентов на новый уровень получения образования, что по силам далеко не каждому; необходимость специальной переподготовки педагогов.

Следствие: внедрение научных инновационных технологий в практику может вызвать ряд трудностей - неготовность перестройки как педагогов, так и студентов.

3.      Сценарий психологической поддержки студентов.

Сегодня общество требует не только освоения технологических процессов, но и развития профессиональных навыков, поэтому необходима работа специалистов по адаптации студентов к образовательному процессу.Зачастую у студентов проявляется  низкий уровень нервно-психической устойчивости, коммуникативных способностей и адаптивных возможностей.Психологическая  поддержка студентов, как система способов межличностного взаимодействия, направлена на развитие у них позитивного самоотношения, повышение самооценки.

            Задачи:

- повышение стрессоустойчивости, психологической культуры студентов, особенно в сфере обучения и межличностного общения;

- психологическая помощь в социальной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни;

- содействие личностному, интеллектуальному и профессиональному становлению студентов в процессе обучения в вузе;

- психологическая помощь в формировании у студентов способности к самоопределению и саморазвитию;

- организация психологической поддержки и консультативной помощи участникам образовательного процесса в случае необходимости и т.д.[2].

Методы:

Психологическая диагностика, психологические тренинги, индивидуальные консультации и т.п.

Для реализации этих методов необходимо создание кабинета психологической поддержки, введение штатной единицы психолога, обучение и консультирование кураторов.

Приведем примеры, как моделировать факторы через организационно-методические, психолого-педагогические и другие меры, для того чтобы управлять развитием сценария.

Таблица 1. Моделирование факторов посредством профилактических мероприятий

Группа факторов

Проявления образовательной среды вуза

Ответные профилактические мероприятия

Социальные

Значительная часть студентов ощущают недостаточный уровень  возможностей обучения по сравнению с другими студентами («приезжий» - «городской»)

Сплочение коллектива, повышение самооценки

Большая часть студентов проживают компактно в общежитиях УГЛТУ

Улучшение условий проживания студентов

Педагоги с устаревшими педагогическими технологиями

Повышение квалификации, обучение новым технологиям

Рабочие, составляющие значительную долю штатной численности вуза, также формируют среду

В должностных инструкциях прописывать нормы поведения - корпоративная этика

Межнациональные отношения

Тренинги на сплочение коллектива, работа в малых группах

Межличностные отношения: обособление - студент игнорирует однокурсников, не хочет вступать в позитивные контакты

Педагогическое управление процессом межличностных отношений студентов

Технологические

Низкая оснащенность оргтехникой, несоответствие современным требованиям оснащения учебных кабинетов, лабораторий, общежитий и т.п.

Доступность студентов к компьютерной технике, установка Wi-Fi на территории вуза и общежитий, эстетическое оформление учебных кабинетов

Потребность студентов в новых технологиях обучения

Введение технологических процессов обучения (например: учебные симуляторы, практика на территориях других государств)

Экономические

Доступность обучения в вузе для большинства студентов

Удержать уровень доступности обучения, не реагируя на  условия инфляции, за счет введения дополнительных платных услуг (например: создание школ повышения квалификации и т.п.)

 

Низкая стипендия, либо отсутствие таковой

Введение новых условий получения денежного вознаграждения за успехи и достижения студентов. Повышение мотивации к получению «качественного» образования

Политические

Отсутствие законодательного регулирования воспитательной деятельности в вузе

Разработка и принятие программы по профилактике девиантного поведения студенческой молодежи.

Организация межведомственного взаимодействия по профилактике зависимого поведения с субъектами профилактики

Отсутствие интереса у студентов к проводимым мероприятиям в вузе

Ориентироваться на потребности и интересы студентов при планировании и проведении мероприятий. Включатьстудентов в процесс организации мероприятий

Активная пропаганда наркотических средств, алкоголя, сигарет через интернет-ресурсы,повышенный интерес у студентов к употреблению психоактивных веществ

Информирование о наркоситуации студентов, вовлечение студентов в профилактические мероприятия;проведение профилактических мероприятий на системной основе; включение в штатное расписание должности заместителя ректора по правовому воспитанию

Таким образом, когда мы определим, в чертах какого сценария находится вуз, тогда мы сможем воздействовать на ту группу факторов, которые этот сценарий создает.

Моделируя и воздействуя на STEP-факторы, мы можем повлиять на сценарий развития образовательной среды вуза.

Рецензенты:

Белкин А.С., д.п.н., профессор, Уральский государственный педагогический университет, г.Екатеринбург.

ЧасовскихВ.П., д.т.н., профессор, директор Института экономики и управления Уральского государственного лесотехнического университета, г. Екатеринбург.


Библиографическая ссылка

Сафронова А.Н., Вербицкая Н.О. СЦЕНАРНЫЙ ПОДХОД К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ПРОЯВЛЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ СКЛОННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12482 (дата обращения: 15.06.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074