Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АГРЕССИИ И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Бисалиев Р.В. 1 Кубекова А.С. 1 Сарафрази Т.Т. 1
1 ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет»
В обзорной статье рассмотрены психологические аспекты феномена агрессии и агрессивного поведения. Даны основные определения к понятию «агрессия», ее виды и механизм действия. Рассмотрены теоретические подходы к пониманию агрессии и агрессивного поведения в зарубежной и отечественной литера-туре. Многие исследователи разводят понятия агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию, агрессивность же рассматривается как некоторая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека. Проведен анализ причин возникновения мотива агрессии, а также изучены модели по формированию агрессивного поведения. Достаточно подробно описаны классификации агрессивного поведения по определенным параметрам. Раскрывается роль психологического фактора в возникновении агрессивного поведения, а также их взаимовлияния.
деструктивность
агрессивное поведение
агрессия
1. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. - М.: Педагогика, 1982. - 368 с.
2. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М., 1997. - 672 с.
3. Психологический словарь / Под ред. Юрчук В.В. Минск. - Элайда, 2000. - С. 6.
4. Ратинов А.Р., Ситковская О.Д. Насилие, агрессия, жестокость как объекты криминально-психологического исследования: Сб-к научных трудов. - М., 1989. - С. 15.
5. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб., 1996. - С. 347.
6. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М., 1996. - 96 с.
7. Соловьёва, С.Л. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1996. - 600 с.
8. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 362 с.
9. Фрейд З. Психология бессознательного: сб. произведений / Под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Просвящение, 1990. - 448 с.
10. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - Мн.: ООО «Попурри», 1999. - 624 с.
11. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции / Исследование процесса индивидуальности: Пер с англ. - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1998. - 295 с.
12. Lorenc К. «Das Zogenannte Bose: zur Naturgeschichte der Aggression», Wienn, 1963.

Проблема агрессии является одной из актуальнейших на современном этапе развития общества. Вопрос агрессии и агрессивного поведения в психологической литературе характеризуется сложностью и многогранностью, так как, несмотря на значительное число источников, проводящих анализ данного феномена, в психологии на настоящий момент не было сформулировано как единого и общепринятого определения агрессии и агрессивного поведения, так и определения границ их сущности и проявлений.

Агрессия (от латинского «аgrеssio» - нападение, приступ) - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. д.) [1].

В.В. Юрчук [2] рассматривает агрессивное поведение как мотивационное поведение, акт, который может наносить вред объектам атаки - нападения или физический ущерб другим индивидам, вызывающий у них дискомфорт, депрессию, напряжённость, страх, аномальное психопереживание.

Анализ литературных данных показал, что не существует единого определения агрессии и агрессивного поведения в зарубежной и отечественной психологии.

Из зарубежных исследований по проблеме агрессии и агрессивного поведения наибольшего распространения заслужили концепции таких авторов, как К. Лоренц, Э. Фромм, З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Басс, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Л. Берковиц, Д. Доллард, Зильманн и др.

По мнению К. Лоренца, термин «агрессивность» означает злость, злобу, ненависть, ярость. Он не окрашен никак - ни негативно, ни позитивно, нейтрален».  Это связано с тем, что ярость, например, не всегда является негативной для индивида или общества. Автор считал, что многие успехи, которых достигло человечество, без ярости не были бы достигнуты, так как она послужила своеобразным сигналом для начала деятельности и возникновения индивидуальной и групповой активности. В то же время, однако, не было бы некоторых разочарований, постигнувших общество.

В интерпретации Э. Фромма [4], слово «агрессия» произошло от слова aggredi, корень в основе которого буквально происходит от adgradi (gradus означает «шаг», а ad  «на»), т.е. получается что-то вроде «двигаться на», «наступать». Aggredi - это непереходный глагол, и поэтому он не соединяется напрямую с дополнением; нельзя сказать to aggress somebody «нападать кого-либо». В первоначальном значении слова «быть агрессивным» означали нечто типа «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения». Им же была предложена диада агрессии в поведении личности - доброкачественная и злокачественная агрессии. При этом доброкачественное агрессивное поведение является биологически адаптивным процессом, способствует поддержанию жизни и представляет собой не что иное,  как реакцию психики на угрозу витальным интересам личности. Доброкачественная агрессия имеет филогенетическое происхождение. Как в животном мире, так и у человека представляет собой ответную реакцию индивида или группы на различного рода негативные ситуации либо опасность, угрожающую их жизненным интересам. «Филогенетически заложенная агрессия, встречающаяся у людей и животных, есть не что иное, как приспособительная, защитная реакция». Такого рода реакция формируется у индивида не только в ответ на опасность либо угрозу, направленную на удовлетворение базовых биологических потребностей, но и под воздействием таких факторов, как теснота, ограниченность пространства передвижения, высокая температура и др. Таким образом, по Э. Фромму, данная разновидность агрессии - защитная агрессия - имеет биологическое происхождение, выполняет адаптивную функцию и способствует сохранению жизни. В данной трактовке доброкачественная агрессия служит своеобразным средством выживания и формирования активности, способствующим стабилизации либо оптимизации окружающей индивида обстановки.

Что касается злокачественного вида агрессивного поведения, также описанного Э. Фроммом, то это агрессия, которая не имеет ничего общего с биологическими потребностями и, не являясь ни адаптивным, ни защитным механизмом либо средством, так как она направлена исключительно на деструктивный компонент. Злокачественная агрессия не имеет филогенетического происхождения и, что крайне значимо, присуща исключительно человеку. «В основе злокачественной агрессивности не инстинкт, а некий человеческий потенциал, уходящий корнями в условия самого существования человека». Итак, злокачественная агрессия не обуславливается биологической адаптацией и не является реакцией психики на угрозу витальным интересам, а потому трактуется как негативное проявление человеческой деятельности.

З. Фрейд [5] изначально рассматривал агрессию как результат проявления Эдипова комплекса и подавления инстинктивных либидозных стремлений в раннем детстве. Затем исследователь несколько пересматривает своё мнение - за основной источник и движущую силу агрессивного поведения исследователь принимает конфликт меду Танатосом и Эросом. При этом агрессивность понимается как постоянно высвобождаемая вовне энергия, которую практически невозможно нейтрализовать, так как последствия данной нейтрализации будут иметь деструктивные, а зачастую и фатальные последствия для психики. Он выделял следующие виды проявления агрессивного поведения: импульсивная жестокость, садизм, деструктивность. Импульсивная жестокость возникает независимо от сексуальности и базируется на инстинктах самосохранения. Их цель - осознавать реальные опасности и защищаться от их поползновений. Такое агрессивное поведение направлено на защиту того, что необходимо для выживания, или защиту от угрозы жизненно важным интересам. В своем представлении о садизме он усматривал единую форму деструктивности, для которой вожделенны акты разрушения, принуждения, мучения. Автор признавал и третий тип деструктивности, который он описывал следующим образом: «Но даже там, где он появляется без сексуальной цели, в слепой ярости разрушения, мы не можем не признать, что удовлетворение инстинкта сопровождается чрезвычайно высокой степенью нарциссического наслаждения, обязанного своим происхождением проявлений Я вместе с осуществлением давнего желания последнего стать всесильным».

В аналитической психологии К.Г. Юнга [6] понятие агрессивное поведение тесно связано с понятием «Тени» - бессознательного либо вытесненного психического содержания, которое не отвечает ожиданиям коллектива и идеалам Эго. Юнг предполагает, что в процессе нейтрализации агрессивного поведения происходит его регрессия до более низких, животных форм, которые при своём проявлении в окружающей индивида реальности способны нанести индивиду и (или) обществу значительно больший вред, чем при реализации изначальной, не подавленной агрессивности.

По определению А. Басса [7], агрессивное поведение - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. А. Басс предложил классифицировать проявления агрессивного поведения по следующим парам критериев: а) физическое - вербальное; б) активное - пассивное; в) прямое - косвенное. Из сопоставления указанных критериев получаются восемь категорий проявления агрессивного поведения, которые в значительной мере охватывают большинство возможных проявлений агрессивного поведения. Он выделил следующие восемь триад, которые он положил в основе категорий агрессивного поведения:

1)   физическая - активная - прямая;

2) физическая  - активная  -  косвенная;

3)  физическая - пассивная - прямая;

4)  физическая  -  пассивная  -  косвенная;

5)  вербальная - активная - прямая;

6)   вербальная - активная - косвенная;

7)  вербальная - пассивная - прямая;

8) вербальная - пассивная - косвенная.

Данный подход, по сути, является дескриптивным: в нем классифицирована описательная сторона агрессивного поведения. При этом он претендует на определённую полноту охвата определений агрессивности.

Среди отечественных психологов, исследовавших агрессию и агрессивное поведение, необходимо отметить работы Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Н.Д. Левитова, А.К. Осницкого, Т.Г.Румянцеву, О.Ю. Михайлову, В.В. Бойко, Л.М. Семенюк, С.Л. Соловьёву, А.А. Ратинова, О.Д. Ситковскую и др.

Л.С. Выготский [8] полагал, что в ходе исторического развития человечества возникают и формируются культурные формы поведения, причём к началу каждого возрастного периода складывается своеобразное и строго специфическое отношение между индивидом и окружающей его средой. Фактор социальной ситуации развития оказывает значительное влияние и на формирование агрессивности и агрессивного поведения. Если к данному периоду социальная среда, в которой развивается индивид, носит жёсткий, императивный, агрессивный характер, то агрессивное поведение, как норма выживания в данной среде, формируется наиболее всеобъемлюще. Другими словами, Автор оценил агрессивность и агрессивное поведение как форму адаптации к окружающей индивида социальной среде, сочетающуюся с нормами его окружения.

В исследованиях Л.М. Семенюка [9] агрессивное поведение понимается как целенаправленно разрушительное поведение, противоречащее правилам и нормам существования людей в социуме, наносящее вред одушевлённым либо неодушевлённым объектам нападения, причиняющее физический ущерб индивидам и (либо) вызывающее у них психический дискомфорт. Это и нападение по собственной инициативе с целью захвата, и угроза, желание провести нападение, враждебность к какому-либо индивиду или обстоятельству. Оно может иметь как ярко проявленную форму - грубость, нападение, так и скрытую форму недовольства и недоброжелательности. Распространённым проявлением агрессивного поведения является такой психологический феномен, как грубость.

Согласно точке зрения А.А. Ратинова и О.Д. Ситковской [10], агрессивность носит социально-приобретённый характер и связана с определённым строением мотивационной сферы личности, являющейся составной частью системы ценностей. Агрессивное же поведение формируется преимущественно в системе изначального социализационного воздействия, то есть в детском и раннем подростковом возрасте. Это своеобразная позиционная направленность личности, характерными особенностями которой является наличие деструктивных тенденций и выбора преимущественно насильственных средств для достижения своей цели.

А.А. Реан [11] предложил подразделять социализацию агрессии на ординарную и парадоксальную. Ординарная социализация агрессии - это непосредственное усвоение навыков агрессивного поведения и развитие агрессивной готовности личности в результате прямого деятельного опыта наблюдения агрессии. Причем, следует заметить, что научение посредством наблюдения оказывает на личность даже большее влияние, чем непосредственный деятельный опыт. Зачастую такой вид агрессии характерен для индивидов, бывших участниками военных действий. В менее проявленном виде воздействие способно оказать периодический просмотр сцен жестокости через кино - теле - видео прокат. При парадоксальной социализации агрессии развитие агрессивной готовности личности происходит вне зависимости от наличия непосредственного опыта агрессивного взаимодействия или опыта наблюдения агрессии. Агрессивность как устойчивая личностная характеристика формируется в данном случае вследствие наличия у индивида значительного социального опыта подавления возможностей реализации его актуальных личностных потребностей. Причем, это подавление осуществляется вне агрессивного контекста, без проявления физической или вербальной агрессии, или же враждебности. Напротив, блокирование актуальных личностных потребностей чаше всего реализуется в данном социальном опыте взаимодействия с «заботой» о личности, в ее «интересах». Таким образом, результатом парадоксальной социализации агрессии можно считать фобически-агрессивный след депривационного социального опыта, лишающий личность самостоятельности. Зачастую данный вариант агрессивности развивается при дисбалансированном стиле семейного воспитания либо нарушенном процессе социализации.

С.Л. Соловьёва [12] определелила агрессивность как системное социально-психологическое свойство, формирующееся в процессе социализации личности и приобретающее в зависимости от воздействующих биологических, психологических и социальных факторов конструктивный (социализированный) либо, при нарушении социализации, деструктивный характер. Агрессивное поведение, по мнению данного исследователя, носит строго индивидуальный характер и характеризуется определённой структурно-функциональной организацией, которая и определяет свойства каждого агрессивного субъекта.

Таким образом, в настоящий момент психологами представлено множество дефиниций агрессии, агрессивного поведения и агрессивности, однако следует отметить, что единого и общепринятого определения не существует. Предложено значительное число классификаций, которые не только не сходятся в своих ключевых моментах, но и зачастую противоречат друг другу. Причём такое явление характерно как для зарубежной, так и отечественной психологической теории. На настоящий момент можно сказать, что агрессивное поведение - поведение, ориентированное на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы. Агрессивное поведение служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того, оно может выступать в качестве средства достижения какой-либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.

Рецензенты:

Тимофеев Ю.П., д.псх.н., профессор кафедры «Социальная педагогика и психология» ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань.

Солдаткин В.А., д.м.н., доцент, заведующий кафедрой психиатрии и наркологии ФПК и ППС ГБОУ ВПО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России,     г. Ростов-на-Дону.

 


Библиографическая ссылка

Бисалиев Р.В., Кубекова А.С., Сарафрази Т.Т. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АГРЕССИИ И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12476 (дата обращения: 23.06.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074