Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

МОНОТОНОУСТОЙЧИВОСТЬ И УРОВЕНЬ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ В ЛАСТАХ

Дудченко П.П. 1 Аксёнов В.П. 1 Шувалов Ю.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»
В статье представлены результаты исследования влияния устойчивости к состоянию монотонии у пловцов в ластах 11-12 лет на различные показатели их подготовленности. Проведенное психологическое тестирование позволило выявить достаточно широкий диапазон показателей устойчивости к монотонии у юных спортсменов, что позволило сформировать две группы испытуемых – с высоким и низким уровнем монотоноустойчивости. В процессе исследований была выявлена структура монотоноустойчивости у данного возрастного контингента, специализирующегося в плавании в ластах. В процессе тестирования уровня общей и специальной психической подготовленности участников обеих групп было установлено влияние устойчивости к монотонии на уровень исследуемых показателей. Показано, что данная способность противостоять отрицательному влиянию монотонии генетически задана и может использоваться как консервативный признак при спортивной ориентации и отборе в данном виде спорта. Для юных спортсменов с невысоким уровнем монотоноустойчивости требуется разработка адекватных их индивидуальным особенностям методик подготовки.
физическая подготовленность.
устойчивость к монотонии
юные пловцы
монотония
плавание в ластах
1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. Теория и практика ФК. - 1986. - 274 с.
2. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. - СПб. : Питер, 2005. - 412 с.
3. Марищук В.Л. Психодиагностика в спорте / Марищук В.Л., Блудов Ю.М. - М. : Просвещение, 2009. - 198 с.
4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры : учебник для ИФК. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
5. Набатникова М.Я. Взаимосвязь уровня разносторонней физической подготовленности и спортивных результатов у юных спортсменов // Теория и практика физ. культуры. - 1984. - N 10. - С. 27-28.
6. Никитушкин В.Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва. - М. : Советский спорт, 2005. - 232 с.
7. Фетискин Н.П. Системное исследование монотонии в профессиональной деятельности : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 1993. - 43 с.
8. Филин В.П. Нагрузки и периодизация тренировочного процесса юных спортсменов на отдельных этапах многолетней подготовки в циклических видах спорта на выносливость / Филин В.П., Рубин В.С. // Теория и практика физ. культуры. - 1988. - N 12. - С. 22-24.

Введение

Подготовка спортивных резервов является важной частью системы подготовки спортсменов высокого класса. В настоящее время в ряде видов спорта наблюдается все более ранняя специализация. Нагрузки взрослых спортсменов граничат с пределом человеческих возможностей. Юные спортсмены вынуждены также тренироваться по много часов в неделю. Такая тенденция имеет устойчивый характер, так как спортивные результаты постоянно растут. Определенным выходом из создавшегося положения является разработка научно обоснованных рекомендаций по организации и содержанию тренировочного процесса в детском и юношеском спорте (М.Я. Набатникова, В.П. Филин, Л.П. Матвеев, В.Г. Никитушкин и др.).

Плавание в ластах является одним из направлений подводного спорта, которое в настоящее время приобретает все большую популярность. Данный вид спорта, с одной стороны,  представляет собой высокоактивную двигательную деятельность, где огромное значение для достижения успеха играет высокий уровень общей и специальной физической подготовленности. С другой стороны, этот вид спорта предполагает длительные монотонные тренировки в стационарных условиях. В программах соревнований по плаванию в ластах широко представлены длинные дистанции. Особое внимание зрителей и спортсменов привлекает марафонское плавание. По сравнению с классическим спортивным плаванием число тренировочных средств в плавании в ластах существенно меньше, что также повышает монотонность процесса подготовки. И так изо дня в день на протяжении многих лет. Специалисты в области психологии уже не раз обращали внимание на то, что такая хронически однообразная деятельность создает некий психический феномен, который получил название «монотония».

Монотония - напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями как к концентрации, так и к устойчивости внимания (Е.П. Ильин).

В процессе деятельности, помимо состояния утомления, возникает состояние монотонности, отрицательно действующее на психическое состояние и работоспособность человека. Состояние переживания монотонности вызывается действительным и кажущимся однообразием выполняемых в процессе работы движений и действий. Под влиянием переживания монотонности человек, не умеющий это психическое состояние сдерживать или устранять, становится вялым, безучастным к работе. Состояние монотонности также отрицательно действует на организм человека, приводя к преждевременному утомлению.

Важным вопросом в понимании природы состояния монотонии является разграничение общих и отличительных ее черт, по сравнению с состоянием утомления. Общее у этих двух психических состояний то, что оба они отрицательно влияют на работоспособность человека и оба переживаются как неприятное чувство. Существенное различие же заключается в том, что утомление вызывается тяжестью умственной или физической работы, а состояние монотонии может переживаться и при легком, совсем неутомительном труде. Утомление является фазовым процессом, а монотония характеризуется волновой кривой, обладающей подъемами и спадами. Значит, первым следствием утомления является снижение интенсивности выполнения работы, а монотонии - колебания режима выполнения. Утомление усиливает психическую напряженность; монотонность, как раз наоборот, снижает ее.

Большой вклад в изучение монотонной деятельности внесли исследования в области дифференциальной психологии. Уже в первых работах была показана роль типологических особенностей человека в устойчивости к однообразной работе, к развитию состояния монотонии (В.И. Рождественская, И.А. Левочкина, Н.П. Фетискин и др.).

В результате этих исследований выявлено, что состояние монотонии быстрее развивается и сильнее выражено у лиц с сильной нервной системой, по сравнению с лицами со слабой нервной системой.

Н.П. Фетискин выяснил также, что более устойчивы к монотонии лица с инертностью нервных процессов. Эти типологические особенности образуют типологический комплекс монотоноустойчивости. Противоположные типологические особенности (сильная нервная система, подвижность нервных процессов и т.д.) не способствуют устойчивости к монотонии и образуют монотонофобный типологический комплекс.

Исследования в этой области выявили, что у лиц с монотонофильным типологическим комплексом состояние монотонии появляется позже, чем у лиц с монотонофобным типологическим комплексом.

В исследованиях Н.П. Фетискина  была выявлена связь устойчивости к монотонии со свойствами темперамента; более устойчивыми оказались лица с высокой ригидностью (что можно связать с сильно выраженной у них инертностью нервных процессов), интроверсией и низким нейротизмом. Кроме того, устойчивость к монотонии была выше у лиц с низкой и средней самооценкой, средним уровнем притязаний. Влиял также пол испытуемых: у женщин устойчивость выше, чем у мужчин.

Связь монотоноустойчивости со слабой нервной системой объясняется тем, что эти люди обладают более высокой чувствительностью, чем люди с сильной нервной системой.

Также на развитие монотоноустойчивости влияет физическая тренированность человека. Н.П. Фетискин  установил, что устойчивость к однообразной физической деятельности у спортсменов с большим стажем выше, чем у спортсменов-новичков.

Это можно объяснить возникновением по мере повышения тренированности неспецифической устойчивости к неблагоприятным факторам, неоднократно отмечавшейся физиологами спорта по отношению к радиации, температурным воздействиям, инфекциям и т п.

В той же работе Н.П. Фетискина  был выявлен и другой факт, на первый взгляд, противоречащий вышеизложенной закономерности. Оказалось, что у спортсменов с большим стажем устойчивость к монотонии была ниже, чем у спортсменов со стажем до пяти лет. Здесь, однако, надо учесть различия в мотивации тех и других. У спортсменов младших разрядов стремление достичь высот мастерства создает и повышенный мотив, в результате чего они тренируются увлеченно, о чем свидетельствует и то, что они замечают монотонию только когда устают. У спортсменов с большим стажем на фоне высокой тренированности мотивация к тренировочной деятельности часто бывает снижена (проявление психического, или эмоционального, «выгорания»), в результате чего на многие тренировочные занятия они идут с неохотой, в силу необходимости. Жалобы на монотонию у них появляются задолго до появления усталости.

 Как и всякий другой фактор психической депривации (угнетения психики), монотония ведет к самым разным нарушениям физического и психического здоровья (Е.П. Ильин, В.П. Марищук, Н.П. Фетискин и др.).

На первый взгляд, данное состояние легко устранимо, так как имеется ряд рекомендаций по снижению монотонности тренировочной работы в циклических видах спорта:

  • дробление длинных тренировочных дистанций;
  • использование игрового и соревновательного методов;
  • объединение чрезмерно простых операций в более сложные;
  • периодическая смена действий, выполняемых спортсменом;
  • периодическое изменение ритма выполняемой работы;
  • введение посторонних раздражителей;
  • усиление мотивации труда и обратной связи результатов деятельности и др.

Однако следует иметь в виду, что с ростом квалификации спортсменов их тренировочный процесс приобретает все более специализированный характер. Длинные соревновательные дистанции в процессе их преодоления невозможно делить на отдельные отрезки. Основополагающим здесь  является и то, что структура и содержание соревновательной деятельности определяют в целом структуру и содержание тренировочного процесса. В таких обстоятельствах неизбежно возникает проблема поиска и отбора спортсменов, обладающих высоким уровнем устойчивости к монотонии. Важным фактором достижения успеха в спорте является соответствие специфики тренировочной и соревновательной деятельности индивидуальным особенностям спортсменов. В плавании в ластах, на наш взгляд, устойчивость к монотонии является одним из показателей адаптации к специфическим нагрузкам и, следовательно, фактором, способствующим достижению успеха в данном виде спорта (В.К. Бальсевич, В.Н. Платонов).  Чем раньше такая устойчивость будет определена и учтена в тренировочной деятельности, тем выше будет ее эффективность.

В настоящее время в спортивном отборе в основном используются тесты, отражающие физическое развитие и подготовленность спортсменов, хотя доказанным считается положение, что при отборе следует опираться и на показатели психической сферы будущих спортсменов, особенно если это консервативные признаки, т.е. генетически заданные. Однако данная концепция в спортивной практике используется недостаточно широко.   

Цель: Выявить влияние устойчивости к монотонии на показатели общей и специальной физической подготовленности спортсменов 11-12 лет в плавании в ластах.

Исследование проводилось в 2010-2012 годах на базе СДЮШОР по водным видам спорта «Дельфин» в г. Туле. Испытуемыми были спортсмены-подводники 11-12 лет в количестве 30 человек со стажем занятий плаванием в ластах 4 года.

В начале исследований определялся уровень устойчивости к монотонии у всех испытуемых. Спортсмены с высокими показателями по данному критерию составили группу № 1 (13 человек), а со средними и низкими показателями - группу № 2 (17 человек). Возраст спортсменов, структура и объем тренировочного процесса в обеих группах были одинаковыми. Занятия проводились 6 раз в неделю под руководством одних и тех же специалистов. Затем определялась успешность деятельности в плавании в ластах в зависимости от устойчивости к монотонии. Критерием успешности выступали результаты тестирования общей и специальной физической подготовленности спортсменов обеих групп.

Использовался следующий комплекс методов исследования: анализ литературных источников; педагогическое наблюдение; констатирующий эксперимент; тестирование; методы математической статистики, методы психодиагностики.

Констатирующий эксперимент проводился в виде среза с целью определения уровня физической подготовленности испытуемых, а также степени их монотоноусточивости. Для определения уровня монотоноустойчивости применялась методика Н.П. Фетискина. Для оценки уровня развития двигательных качеств  испытуемых использовались стандартные и специальные тесты: для оценки  уровня развития силы - подтягивание; гибкости - тест Е.П. Васильева; координационных способностей - проба Ромберга; быстроты - специальный тест (плавание основным способом 50 м в биластах); скоростой выносливости - бег на 400 м; общей выносливости - плавание 800 м вольным стилем; специальной выносливости - плавание основным способом 800 м в биластах.

Данные, полученные в процессе исследования, были подвергнуты математической обработке. При определении уровня достоверности полученных результатов применялся t-критерий Стьюдента (табл. 1).

Результаты и их обсуждение. Спортсмены группы № 1 имеют высокую монотоноустойчивость - 24,13±0,76 условных балла и достоверно превосходят группу № 2, имеющую 19,88±2,93 балла (t=5,73; p<0,001).

Таблица 1

Показатели физической подготовленности участников исследований с различным уровнем устойчивости к монотонии

Тесты

Группа № 1

Χ ± µ

n = 13

Группа № 2

Χ ± µ

n = 17

t

p

Бег 400 м (сек)

101,84±5,89

110,82±8,69

3,37

0,01

Подтягивание (раз)

4,78±4,97

5,35±5,20

0,31

-

Плавание 800 м в/с (сек)

781,74±54,90

931,76±60,37

7,10

0,001

Плавание основным способом в биластах 50 м (сек)

28,51±1,67

34,34±2,94

6,86

0,001

Тест Е.П. Васильева (см)

5,30±5,25

-0,41±4,26

3,20

0,01

Проба Ромберга (сек)

18,86±5,02

14,29±3,46

2,81

0,01

Плавание основным способом  в биластах 800 м  (сек)

653,59±80,69

772,67±71,14

4,21

0,001

Такое положение сказалось на показателях общей и специальной физической подготовленности юных пловцов, что отражают результаты тестирования.

В тесте «Бег 400 м», отражающем уровень скоростной выносливости, спортсмены первой группы достоверно превосходят пловцов второй группы, имея результат 101,84±5,89 сек против 110,82±8,69 сек (t=3,37; p<0,01).

В тесте «Подтягивание» спортсмены второй группы недостоверно превосходят спортсменов первой группы, имея соответственно результаты 5,35±5,20 раза и 4,78±4,97 раза (t=0,31; p>0,05). Такой результат, на наш взгляд, обусловлен тем, что данное упражнение выполняется юными спортсменами в течение нескольких секунд. Для пловцов-подводников это упражнение не является привычным, оно не вызывает монотонии, и, следовательно, результат в этом тесте не зависит от степени устойчивости к ней.

В тесте «Плавание 800 м в/с», отражающем уровень общей выносливости, спортсмены первой группы значительно превосходят своих сверстников из группы № 2: 781,74±54,90 сек и 931,76±60,37 сек (t=7,10; p<0,001).

В тесте «Плавание основным способом в биластах 50 м», отражающем уровень специальной быстроты,  спортсмены первой группы значительно превосходят своих сверстников из второй группы: 25,51±1,67 сек и 34,34±2,94 сек соответственно (t=6,86; p<0,001).

В тесте на гибкость Е.П. Васильева спортсмены первой группы  достоверно превосходят своих сверстников из группы № 2: 5,30±5,25 см и -0,41±4,26 см (t=3,20; p<0,01). Данное контрольное упражнение выполняется в течение нескольких секунд. Однако высокий уровень гибкости является важным фактором в достижении высокого спортивного результата, и поэтому в ходе тренировочного процесса спортсмены многократно выполняют упражнения для развития данного физического качества.

В тесте «Проба Ромберга», отражающем уровень координационных способностей (статического равновесия), спортсмены первой группы также достоверно превосходят своих сверстников из группы № 2: 18,86±5,02 сек и 14,29±3,46 сек (t=2,81; p<0,01).

Тест «Плавание основным способом в биластах 800 м» в наибольшей степени отражает уровень специальной выносливости юных пловцов. В этом контрольном упражнении спортсмены первой группы имеют подавляющее превосходство над своими сверстниками из группы № 2: 653,59±80,69 сек и 772,67±71,14 сек (t=4,21; p<0,001).

Таким образом, обобщая результаты исследования, можно утверждать, что тренировочная и соревновательная деятельность в плавании в ластах по своему характеру способствует развитию такого негативного психического состояния, как монотония. Высокая степень устойчивости к монотонии является одним из важных факторов адаптации к различным физическим нагрузкам в данном виде спорта, положительно влияет на уровень общей и специальной физической подготовленности и в конечном итоге на спортивный результат пловцов-подводников 11-12 лет. Данный показатель может использоваться также при спортивной ориентации и отборе в этом виде спорта. Данные индивидуальные особенности юных спортсменов должны учитываться также и с целью профилактики отсева из учебно-тренировочных групп СДЮШОР, так как именно на этом этапе, по сравнению с группами начальной подготовки, возрастает количество монотонной работы в общем объеме тренировочного процесса, и, как следствие, существенно повышается число покидающих спортивную школу детей.

Рецензенты:

Панфилов О.П., д.б.н., профессор кафедры теории и методики спортивных дисциплин Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, г. Тула.

Туревский И.М., д.п.н., профессор кафедры теории и методики спортивных дисциплин Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, г. Тула.

 


Библиографическая ссылка

Дудченко П.П., Аксёнов В.П., Шувалов Ю.Н. МОНОТОНОУСТОЙЧИВОСТЬ И УРОВЕНЬ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ В ЛАСТАХ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12475 (дата обращения: 20.06.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074