Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ НАПИСАНИЯ ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Краснова М.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Чувашский госуниверситет им. И.Н. Ульянова им. И.Н. Ульянова»
Проведен анализ методических рекомендаций по написанию эссе для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Привлечены материалы сайтов, где содержатся инструкции по написанию эссе. Выделены важные составные элементы эссе. Отмечена позитивная роль электронных ресурсов, а также необходимость создания собственного банка эссе учащимися. Рассмотрена дискуссия среди преподавателей по поводу критериев и оценки эссе. Среди собственных предложений указано, что лучше всего это делать после изучения соответствующих тем. Важно придерживаться примерного плана при написании эссе. Предложены несколько вариантов планов. На экзамене, при возможности, остановить свой выбор на отработанном на занятиях варианте темы. Следование разработанным рекомендациям позволит учащимся сформировать устойчивые навыки и умения по написанию эссе, претендующих на высокую оценку.
структура эссе.
критерии оценки
единый государственный экзамен
эссе
1. Как писать эссе по обществознанию, готовые сочинения [Электронный ресурс]. URL: http://5-ege.ru/esse (дата обращения: 21.08.2013).
2. Как написать эссе по обществознанию? [Электронный ресурс]. URL: http://examino.ru/news/esse_ob/2012-03-12-102 (дата обращения: 21.08.2013).
3. Методические рекомендации по подготовке учащихся к написанию эссе по обществознанию [Электронный ресурс]. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-115122.html (дата обращения: 19.08.2013).
4. Кодификатор элементов содержания по обществознанию для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена // Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Обществознание / Е.Л. Рутковская, Л.Н. Боголюбов и др.; ред.-сост. Е.Л. Рутковская. М.: Просвещение, 2004. С. 154-160.
5. Обществознание: подготовка к единому государственному экзамену: учеб.-метод. пособие / сост. М.Н. Краснова, Т.Н. Иванова. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2011. 252 с.
6. Обществознание: готовимся к единому государственному экзамену: учебно-методическое пособие / сост. М.Н. Краснова. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2012. 172 с.
7. Обществознание: подготовка к единому государственному экзамену: учеб.-метод. пособие / сост. М.Н. Краснова, Т.Н. Иванова. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2009. 247 с.
8. Роженцова М.В.Технология написания эссе по обществознанию [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: сайт. URL: festival.1september.ru/articles/589616 (дата обращения: 12.08.2013).
9. Учимся писать эссе по обществознанию [Электронный ресурс]. URL: http://voskadet.edusite.ru/p86aa1.html (дата обращения: 19.09.2013).

ЕГЭ является обязательным видом государственной аттестации выпускников. Как лучше подготовиться к нему? Какую роль в этом играют электронные ресурсы при подготовке к ЕГЭ по обществознанию, в части написания эссе, состоит цель данного исследования. В работе были использованы интернет-ресурсы и собственный опыт работы. Результаты исследования были обсуждены в научных сообществах, отражены в учебно-методических пособиях автора.

ЕГЭ по обществознанию в течение нескольких лет остается самым популярным среди выпускников из всех экзаменов по выбору. Объясняется это достаточно просто. Во-первых, данный экзамен является конкурсным для многих престижных специальностей и направлений. Во-вторых, он включает рад базовых гуманитарных наук, которые позволяют школьнику лучше ориентироваться в современном мире, ответить себе на вопросы, как устроено общество.

Структура ЕГЭ по обществознанию ежегодно претерпевает отдельные изменения, но в содержательной части он соответствует Кодификатору элементов по обществознанию для составления КИМов ЕГЭ [4. С. 154]. Элементы блока С последних три года не изменялись. Корректировке были подвергнуты критерии оценки С8 (составление плана), С9 (написание эссе). В данной статье остановимся на последнем задании. Наша задача - выявить изменения в оценке эссе, проанализировать предложенные различными авторами методики подготовки по написанию эссе, размещенные в электронном доступе.

Материал, который содержится относительно написания эссе в Интернете, можно поделить на следующие части: методические рекомендации по написанию эссе и готовые варианты эссе. Предметом нашего анализа будут методические рекомендации.

Абсолютно все согласны с тем, чтобы получить 100 баллов на ЕГЭ по обществознанию, необходимо написать эссе на максимальный балл. Но сделать это достаточно сложно. В помощь выпускнику предлагаются разные варианты, но чаще всего алгоритм написания повторяется. При оценке работы используется совокупность обобщенных критериев. Одним баллом оценивается раскрытие смысла высказывания, остальные четыре балла равномерно распределены по уровням аргументации: теоретическому и фактическому. Таковыми критериями оценивания эссе они стали с 2013 г.  Тогда же исчезает из критериев оценки эссе собственная позиция. Однако, на наш взгляд, абитуриент должен ее указать. Здесь стоит согласиться с М.В. Роженцовой, учителем истории и обществознания, что эссе - это сочинение-рассуждение, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета [8].

Какие же рекомендации по написанию эссе существуют в электронном доступе? Чаще всего материал об эссе содержится на личных сайтах и в блогах учителей истории и обществознания, организаций, учреждений, занимающихся подготовкой к ЕГЭ. Специалисты-предметники являются непосредственно экспертами по проверке части С единого государственного экзамена по обществознанию. Ими накоплен большой опыт работы.

На что необходимо обратить внимание для получения высоких баллов при написании эссе?! Проанализировав ряд сайтов и собственный опыт, отметим следующее, без специальной подготовки написать эссе на экзамене с первого раза на максимальный балл не получится. Для этого необходима подготовка. Многие считают, что первым навыкам необходимо учить школьников в 8-9 классах.

Я считаю написание эссе должно следовать после изучения соответствующего тематического материала. Например, после изучения темы «Природное и общественное в человеке» предложить высказывания авторов, которые помогут раскрыть сущность человека. «Человек - нечаянная, прекрасная, мучительная попытка природы осознать самого себя» (В.М. Шукшин). «Человек есть принципиальная новизна в природе» (Н.А. Бер­дяев). «Личность - это бесконечность возможностей, это безгра­ничность перспектив» (П.И. Новгородцев). В данном случае школьник уже знаком с теоретической базой по теме высказывания. Он сможет приводить определения по поднятой проблеме, выявлять связи, подбирать аргументы. Что касается существенных характеристик и определений требований к эссе, на материалах разных сайтах нет единого мнения по этому поводу. Например, на сайте http://5-ege.ru/esse/ отмечается, что в эссе по обществознанию обязательно должны присутствовать строгая аргументация, научность и конкретизация. В то же время следует отметить, что часто в качестве темы эссе используются весьма парадоксальные, необычные высказывания, требующие образного мышления, нестандартного подхода к раскрытию проблемы [1]. Требования к эссе определены критериями для оценки экспертов. Но интерпретация критериев достаточно широка. Приведем требования, предъявляемые к эссе по работе М.В. Роженцовой: эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной; оно не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи;  должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре; каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль; эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи;  должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции [8].

       Те же самые критерии указаны и в статье на сайте http://do.gendocs.ru/docs/index-115122.html [3]. Здесь считают, что окончательная отметка (балл) за эссе, как правило, проставляется за идеи, соб­ственные суждения учащихся и их аргумен­тацию. При выдвижении собственной пози­ции в центре внимания должно быть: способность (возможность) учащего­ся критически и независимо оценивать круг данных и точки зрения/аргумента­цию других; способность понимания, оценки и ус­тановления связи между ключевыми мо­ментами любых проблем и вопросов; умение дифференцировать, что явля­ется более, а что менее важным; умение понимать аналитические под­ходы и модели; готовность дифференцировать про­тивоположные подходы и модели и их при­менение к эмпирическому материалу, дис­куссии о принципиальных вопросах [3]. В материалах другого сайта считают дополнительным достоинством включение в него краткой информации об авторе высказывания (например, «вы­дающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «известный философ-экзистенциалист», «основатель идеалистического направления в философии» и др.), описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению, указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе, указания на альтернативные варианты решения проблемы [9]. Еще в одних рекомендациях по написанию эссе отмечается, что при оценке выполнения задания С9 учитываются следующие аспекты: адекватное понимание автором эссе смысла высказывания; соответствие текста эссе выявленному смыслу высказывания; раскрытие смысла высказывания в заданном содержательном контексте; представленность личной позиции учащегося, его отношения к мнению автора высказывания и поднятой им проблеме; опора учащегося при раскрытии смысла высказывания и аргументации собственной позиции на обществоведческие знания (использование терминов и понятий, теоретических положений общественных наук); использование при раскрытии проблемы осмысленных учащимся фактов общественной жизни (или моделей социальных ситуаций) и личного социального опыта; логичность рассуждений; отсутствие обществоведческих (сущностных, терминологических и пр.) и иных (фактических, логических, этических и пр.) ошибок, соответствие эссе нормам русского языка [2]. Такая широкая интерпретация или отсутствие четких критериев приводит к тому, что абитуриент руководствуется приблизительными инструкциями по написанию эссе, а эксперты по проверке заданий ЕГЭ собственными представлениями об эссе, которое заслуживает максимальной оценки. Больше согласия среди специалистов в структуре и алгоритме написания эссе. Несмотря на свободное композиционное построение эссе, в нём, отмечают, должны присутствовать части, которые создадут общую структуру работы, своеобразный скелет, выстроенный по определённым принципам [8].  Это введение, основная  часть и заключение.

С чего начинать эссе? Что должно быть в его введении? На мой взгляд, это может быть и понимание смысла высказывания, и выражения собственного мнения по поводу выбранной цитаты. Здесь не может быть жестких рамок. Важно, чтобы оба момента были представлены во вводной части эссе.

Для облегчения работы абитуриента предлагаются различные варианты клише для всех составных частей эссе. Приведу примеры. Для введения это могут быть: Я согласен с данным мнением... Я не разделяю подобную точку зрения... Нельзя не согласиться с мнением... Поражает глубина мысли великого... Удивляет нестандартный подход к проблеме... Эта фраза заставляет задуматься над... Для меня эта фраза является ключом к пониманию... Выбор данной темы продиктован следую­щими соображениями... Я не могу присоединиться к этому утверждению и т.п. [3]. Для основной части: Давайте попробуем  порассуждать...; С одной стороны, ... [8];  Важно отметить...; Для раскрытия данного высказывания...; Для подтверждения наших утверждений приведем примеры... Для заключения: Вот почему я согласен с мнением...; Резюмируя сказанное, следует отметить... [3]. Можно много привести еще подобных примеров, которые будут подтверждать утверждение автора.

Для выработки навыков и умений по написанию эссе помогает составление его плана. Это может быть в виде пунктов, где каждый обозначает определенный абзац и несет смысловую нагрузку. Приведем пример:

«Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно» Дж. Актон

План

1.           Пересказ мысли автора: Автор данного высказывания предостерегает нас от сосредоточения власти в одних руках. Дж. Актон выступает за принцип разделения властей.

2.           Свое отношения - согласие с мнением автора. Тема актуальна.

3.           Теоретическая аргументация может быть представлена в виде:

1)          определения власти, виды власти: законодательная, исполнительная, судебная;

2)          указать, что система разделения властей выступает механизмом уравновешивания и сдерживания ветвей властей;

3)           показать опасность концентрации всех ветвей власти в одних руках: возникновение деспотии, вседозволенности, попрание моральных норм.

4.           Фактическая аргументация:

1)           примеры могут быть как из истории прошлого (правление римского императора Нерона);

2)          примеры из СМИ: злоупотребление служебным положением (бывший мэр г. Москва).

5.           Вывод: нельзя допускать концентрации всей власти в одних руках [6. С. 43].

Удобную форму подготовки предлагается на сайте http://voskadet [9]. Школьнику необходимо в виде таблицы заполнить черновик будущего эссе из пунктов: 1. Цитата. 2. Проблема (тема), поднятая автором, ее актуальность. 3. Смысл высказывания. 4. Собственная точка зрения. 5. Аргументация на теоретическом уровне. 6. Примеры. 7. Вывод.

Использование данных приемов и постоянная практика, закрепление навыков, на мой взгляд, поможет в успешной подготовке написания эссе. Чтобы абитуриент самостоятельно мог себя проверить и сравнить свои эссе с эталонами, он может обратиться к пособиям и сайтам, размещающих у себя образцы и банк эссе [5-7]. Важно только помнить, что требования к эссе и критерии проверки могут ежегодно меняться и абитуриенту необходимо пользоваться обновленными данными.

Будем считать, что у абитуриента сформировался навык написания эссе. Однако на самом экзамене он вновь станет перед проблемой. Ему будет предложено пять афоризмов, на одно из которых потребуется написать эссе. На каком из них остановить свой выбор?  Для решения  столь ответственной задача  выпускник должен быть уверен в том, что он: имеет неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится;  понимает смысл высказывания; владеет обществоведческими терминами, которые понадобятся для анализа темы; может  привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции [8].

Проанализирую все это, создав краткий черновик, имея навыки создания эссе, абитуриент должен приступить к написанию эссе. Я не советую писать полное эссе на черновике на экзамене. Даже имея постоянную практику, при стрессовой ситуации на экзамене у абитуриента на написание хорошего эссе может уйти от 40 до 60 мин, а его перепись на беловик займет еще дополнительное время. Самый выигрышный вариант - это написание эссе на темы, которые были приготовлены в ходе учебной деятельности. Такое вполне возможно, так как в высказываниях многих известных мыслителей поднимаются схожие насущные вопросы прошлого и современности. Например, по теме налогов в разные годы предлагались следующие высказывания: «Налоги - цена, которую мы платим за цивилизованное общество (X. Маккей), «Налоги - деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого» (С. Джонсон), «Почти все налоги на производство в конечном счете ло­жатся на потребителя» (Д. Рикардо) [6. С. 30]. Или по теме религии: «Религии отличаются друг от друга только декорациями» (С. Марешаль), «Религия одна, но в сотне обличий» (Д.Б. Шоу) [6.С. 24]. Как видим, при подготовке домашних эссе на экзамене абитуриент может столкнуться с высказыванием, смысл которого похож на те, на которые он писал сочинения в учебное время и они были проверены учителем, что также повышает его шансы на получение максимального балла за эссе.

Таким образом, электронные ресурсы способны помочь абитуриенту в формировании навыков эссе. Существует ряд сайтов и блогов, которые предлагают написание в режиме он-лайн, алгоритмы, готовые эссе. Все это может помочь абитуриенту в самостоятельной подготовке, особенно когда человеческие ресурсы ограничены (нехватка времени у преподавателя, его недостаточная квалификация, отсутствие финансовых средств абитуриента для дополнительных занятий по подготовке к экзамену). Но важно помнить, что нужно, прежде всего, обращаться к официальным сайтам, где публикуются демонстрационные варианты ЕГЭ по обществознанию и критерии проверки для экспертов. Изменения последних могут привести к корректировке как структуры, так и содержания эссе. Алгоритмы и образцы эссе должны соответствовать изменяющимся требованиям. Абитуриент должен создать для себя банк собственных подготовленных эссе, так как при проверке экспертами ЕГЭ по обществознанию шаблонных эссе часто складывается негативное отношение, что может помешать получению максимального балла.

Рецензенты:

Михайлова Р.В., д.филос.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия», г. Чебоксары.

Обидина Ю.С., д.филос.н., доцент, ФГБОУ ВПО Марийский госуниверситет, г. Йошкар-Ола.


Библиографическая ссылка

Краснова М.Н. АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ НАПИСАНИЯ ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12474 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674