В оценку «входит целиком и полностью сам человек», «оценивается то, что нужно (физически и духовно) человеку и Человечеству... » [1, с. 58, 59]. Исследование оценочности в идиостиле И.А. Бунина показало, что активность семантических полей ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА, АРТЕФАКТЫ в поэзии и прозе на протяжении периодов творчества менялась, но в идиостиле центральным является ЧЕЛОВЕК, погруженный в сферу чувств, переживаний, размышлений о бытии своем и всеобщем, отношений с другими людьми.
Таблица 1. Особенности динамики семантических полей в идиостиле И.А. Бунина
Периоды |
Природа |
Человек |
Артефакты |
Природа |
Человек |
Артефакты |
ПОЭЗИЯ |
ПРОЗА |
|||||
I период 1887-1910 |
50% - 293 СУ |
44% - 258 СУ |
6% - 35 СУ |
34,5% - 333 СУ |
53% - 511 СУ |
12,5% - 120 СУ |
II период 1910-1920 |
35% - 206 СУ |
49% - 288 СУ |
16% - 95 СУ |
22% - 205 СУ |
71% - 661 СУ |
7% - 65 СУ |
III период 1920-1953 |
32% - 101 СУ |
60% - 190 СУ |
8% - 25 СУ |
17,5% - 160 СУ |
76% - 695 СУ |
6,5% - 59 СУ |
Таблица 2.
идиостиль |
Человек |
Природа |
Артефакты |
60,5% - 2603 СУ |
30,5% - 1298 СУ |
9% - 399 СУ |
Источниками исследования послужили поэтические и прозаические произведения И.А. Бунина, включенные в состав собрания сочинений в 9-ти томах. Авторская картотека, созданная методом сплошной выборки составила 4300 употреблений оценочных лексических и фразеологических единиц, 200 сравнительных конструкций.
Семантическое поле ЧЕЛОВЕК (60,5 % всех оценок) включает оценочные микрополя, которые характеризуют человека как существо разумное и духовное, как существо общественное, которое связано с другими людьми определенными отношениями морально-этического плана, а также совместной трудовой деятельностью; как биологическое существо. Распределение оценочных единиц по полям и микрополям представлено в таблице 3.
Таблица 3.
Поле / микрополе |
СУ |
% |
Человек |
2603 |
60,5 |
1. Человек как существо разумное и духовное |
1034 |
39,5 |
2. Человек как существо общественное |
799 |
31 |
3. Человек как биологическое существо |
770 |
29,5 |
Природа |
1298 |
30,5 |
Артефакты |
399 |
9 |
|
4300 |
100 |
В идиостиле И.А. Бунина центральным является микрополе ЧЕЛОВЕК как существо разумное и духовное (39,5 % поля ЧЕЛОВЕК). Актуальные аспекты оценки отражают частотные множества радость (280 СУ), тревожиться (153 СУ), удовольствие (134 СУ), любовь (100 СУ), понимать (78 СУ), глупый (58 СУ). Эмоциональные оценки множеств удовольствие (68 %), радость (55 %), любовь (62 %) несут основной заряд положительной оценочности в идиостиле И.А. Бунина. Концептуально важным является противопоставление множеств удовольствие как «плот-скость» и радость как «духовность», и отсутствие их противопоставления по признаку «приземленный» - «возвышенный».
В ядерном множестве радость (113 единиц в 280 употреблениях - 55 % положительных оценок) синонимические ряды отражают процесс нарастания оценочной шкалы (здесь и далее знаком «точка с запятой» разделяются разные синонимические и квазисинонимические группы, между синонимами ставится знак «запятая»). Актуальный смысл ‘счастье, жизнерадостность' составляют положительные оценки единиц легкость, веселость, смех, радость (5 СУ), счастье, блаженство, весна*, торжество4., восторг (7 СУ), истома; надежда1. ‘вера в радостное'; и смех и грехà ‘одновременно радостно и печально'; веселый1.,2. (8 СУ), добродушно-веселый, радостный (5 СУ), дико-радостный*, светлый7.перен., жизнерадостный, восторженный, счастливый (11 СУ), блаженный1. (4 СУ), блаженно-счастливый*, пьяный4.перен. - ‘жизнерадостный'; смешной1. ‘забавный'; весело1. (11 СУ), радостно (5 СУ), институтски-восторженно*, счастливо1., + ‘с оттенком шутки' смешно, полушутя; повеселеть, шутить*, смеяться1.,3.Разг., гоготатьПрост. - ‘стать веселым'; обрадоваться, нарадоваться, ликовать - ‘испытать радость'.
Регулярны смены оценок в зависимости от эмпатии участников ситуации: ... башка моя на плахе / Так-то весело подскочит! [Что ты мутный, светел-месяц т. 1: 377] - (+) конец мукам героя, (-) казнь с точки зрения автора ужасна; Вот чей-то сад; он черен, гол - / ... А я - я, прокаженный, рад / Бродить, вдыхая горький чад ... [Война т. 1: 375] - (+) выживший герой счастлив, (-) участник войны, разрушений осуждается автором. Амбивалентные по оценке единицы веселый, весело, радостный, отчаяние отражают биполярность идиостиля И.А. Бунина, широкую вариативность оценки.
Радости противопоставлено ‘легкое уныние', ‘печаль'. Отрицательные оценки занимают антонимичную позицию к положительным в ядре множества - грусть (6 СУ), печаль1. (6 СУ), жалость2., + ‘подавленное состояние' - огорчение, уныние, тоска1.,2.,3. (9 СУ), тоска-печаль*, + ‘глубокая печаль' - горесть2., горечь3., горе1. (3 СУ), беда1. (3 СУ), скорбь1., ‘упадок духа' - отчаяние (4 СУ), безнадежность; ‘испытывающий грусть' - грустный (5 СУ), печальный (7 СУ), загадочно-печальный, жалостныйРазг.1., несчастный1. (4 СУ), томный1. (3 СУ), горестный1., горький2. (4 СУ), скорбный1.//, роковой; ‘безотрадный' - задумчиво-сумрачный*, добродушно-угрюмый, угрюмый; ‘достойный сострадания' - жалкий1., ничтожный3., горький3.Разг.; серьезно2. ‘без смеха'; злорадно ‘злобная радость'; ‘печальный' - грустно (3 СУ), скучно3., жалобно// (3 СУ), жалостноРазг.1., жалко3., тоскливо3., горько3. (4 СУ), горестно1. (3 СУ), без мыслиà*; ‘безотрадный' - тяжело4., мрачно3.//, сосредоточенно-мрачно, сумрачно2., угрюмо1., безнадежно1. (безнадежный1.); ‘печали-ться' - грустить, сокрушаться1., соскучиться*, скучать*, хмуриться*, тужитьНар.-поэт. и разг. (4 СУ), досадовать*, тосковать, горевать, убиваться3.Разг.: ... в мире так чудовищно безнадежно и мрачно, как не может быть и в преисподней, за могилой [Митина любовь т. 5: 236].
В формировании основного эмоционального тона идиостиля И.А. Бунина важен стилистический прием оксюморон, последовательно проявляющийся в множестве радость: ...я ... в каком-то восторженном отчаянии летел к Красным воротам [Чистый понедельник т. 7: 243]; ...клир звонко вопиящих о какой-то скорбной радости ангелов ... [Сны Чанга т. 4: 384].
Действия, направленные на достижение чувства радости/печали у другого человека, - группа «эмоциональное воздействие» - представлены положительными оценками в значении ‘вызывать радость' в единицах радовать (радующий, радуя), обрадовать, пьянить2.перен.; ‘вызывать сочувствие, сострадание' - тронуть5.перен., жалеть*, отрицательно оценивается ‘повергать в печаль' - сокрушать2., довести4. (до слез), зазнать горяà*; ‘вызывающий печаль' - жалкий1.: Я про то и говорю, что она прямо сокрушила нас! [Ночной разговор т. 3: 268].
Действия, направленные на проявление радости, - «внешнее выражение эмоций» - представляют периферийные оценочные единицы, в которых происходят семантические процессы: благодать1.Устар. ‘милость, благоволение, исходящие от бога', актуализируется периферийная сема ‘радость' посредством семантического повтора в лексеме радуга: Лишь избранный творцом, / Исполненный господней благодати, - / Как радуга, что блещет лишь в закате, - / Зажжется пред концом [Радуга т. 8: 12]; слезы горючиеà ‘горькие слезы' - повтор комплекса сем ‘гнетущая печаль' в лексеме тоска-печаль актуализирует отрицательную оценку: Корабельщики плывут, не слушают, / А на сердце тоска-печаль, / На глазах слезы горючие [Уж как на море, на море т. 8: 21]; в значении лексемы заплакать подключается компонент времени ‘становление состояния' и оценочная энантиосемия - в контексте реализована положительная оценка: Раз Катя даже заплакала, - а она никогда не плакала ...[Митина любовь т. 5: 189]; усмехаться* наводится сема ‘сочувствовать' и положительная оценка: ... только головами покачивали да порою усмехались: Ну, правда, зазнал горя Федот с козой! [Ночной разговор т. 3: 268]; оплакивать - ни один кобель не взвоетà* ‘(не)испытать и (не) выразить скорбь': И помрешь вот-вот - и ни один кобель по тебе не взвоет! [Кастрюк т. 2: 26].
Через сему ‘радость' положительная часть множества радость связана с множеством удовольствие (радость2., счастье1., отрада1., отрадный). Удовольствие и радость противопоставлены как «плотскость» изображения, позволяющая говорить о «языческой стихии» и «духовность», представляющая христианские истоки в идиостиле И.А. Бунина [Карпов 1999: 102]. Но они не представляют собой оппозиции по признаку «приземленный» - «возвышенный», что характерно для русской языковой картины мира (отмечают Н.И. Толстой, А.Д. Шмелев). Чувство слияния с телесным миром (в множестве удовольствие положительные оценки составляют 68 %) - в мировосприятии И.А. Бунина это одно из проявлений любви к жизни во всей её полноте и протест против смерти.
Концептуально важным является противопоставление удовольствие как «плотскость» и радость как «духов-ность», и отсутствие их противопоставления по признаку «приземленный» - «возвышенный». В эмоционально-оценочной лексике ярко проявляется индивидуальная особенность мирочувствования И.А. Бунина - сплав чувственно-страстного отношения к предмету изображения, постоянно колеблющегося между двумя эмоциональными полюсами: радостью, восторгом, восхищением - и отчаянием, тоской, одиночеством. Эмоциональные оценки множеств удовольствие (68 %), радость (55 %), любовь (62 %) несут основной заряд положительной оценочности в идиостиле И.А. Бунина.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- 1. Арутюнова, Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт / Н.Д. Арутюнова. - М.: Наука, 1988. - 341 с.
- 2. Бунин И.А. Собрание сочинений: в 9 т. / под ред. А.С. Мясникова. - М.: Худож. лит., 1965.
- 3. Гачев, Г. Русский эрос / Г. Гачев. - М., 1994. - 312 с.
- 4. Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А.П. Евгеньевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Рус. яз., 1981 - 1984.
Библиографическая ссылка
Латкина Т.В. ОЦЕНОЧНОСТЬ В ИДИОСТИЛЕ И. А. БУНИНА // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1247 (дата обращения: 21.11.2024).