Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ

Гончарова Т.М. 1
1 ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
В статье приводится перечень и раскрывается значение основных теоретико-методологических подходов к построению эффективной модели формирования медиакомпетентности у будущих менеджеров, к которым отнесены: системный, деятельный и компетентностный подходы, разработанные для практического использования в реальном образовательном процессе при подготовке будущих менеджеров, а также раскрыта необходимость взаимосвязи и комплексного использования данных подходов; дается характеристика их содержания применительно к процессу формирования медиакомпетентности у будущих менеджеров, выстраиваются связи между подходами, показаны варианты их практического применения. Также автор представляет совокупность педагогических условий, значительно повышающих эффективность функционирования авторской модели формирования медиакомпетентности у будущих менеджеров. В нее входят следующие актуальные педагогические условия: построение педагогического сопровождения процесса формирования медиакомпетентности; включение студентов в творческую медиадеятельность; организация сетевого взаимодействия будущих менеджеров.
педагогическое сопровождение.
творческая медиадеятельность
сетевое взаимодействие
педагогические условия
компетентностный подходы
деятельностный
системный
теоретико-методологический подход
1. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
2. Панченко В.М. Теория систем. Методологические основы. - М.: МИРЭА, 1999. - 96 с.
3. Сагатовский В.Н. Категориальный контекст деятельностного подхода. - М.: Политиздат, 1990. - 366 с.
4. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энцикл., 1983. - 840 с.
5. Хуторский А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2002. - № 2. - С.54-68.
6. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическая концепция. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 239 с.

Введение

Проблемы медиакомпетентности сегодня, в эпоху глобальной информатизации, особенно актуальны. Менеджер любого уровня должен уметь ориентироваться в медиапространстве и принимать верные управленческие решения на основе полученной в медиасфере информации. Процесс формирования медиакомпетентности у будущих менеджеров - это комплексное многофункциональное явление,  которое необходимо изучать со всех сторон, используя различные теоретико-методологические подходы и выбирая эффективные педагогические условия. От этого зависит успешность работы модели формирования медиакомпетентности у будущих менеджеров, которая, по результатам нашего исследования,  показала свою высокую эффективность.

1.      Выбор и реализация теоретико-методологических подходов

На сегодняшний день теоретиками и методистами  не выработан универсальный подход,  подходящий к любому исследованию.  Поэтому мы для своего исследования решили использовать сочетание трех теоретико-методологических подходов: системного, деятельностного и компетентностного. Мы исходим из того, что главная задача нашего исследования - систематизация изучаемого образовательного процесса, а именно - разработка эффективной педагогической модели. Эта цель заставила нас использовать в своей работе системный подход. Кроме того, формирование медиакомпетентности у будущих менеджеров имеет место быть только в специально подготовленной деятельности. Этот факт дает нам возможность эффективно использовать в своем исследовании деятельностный подход. Наконец,  для нас существенен не любой возможный результат, формирование одного из видов профессиональной компетентности - медиакомпетентности. Это позволяет нам использовать в своем исследовании компетентностный подход, который, на наш взгляд, должен обеспечить наиболее высокий результат в сочетании с предыдущими двумя подходами. Таким образом, системный подход дает возможность исследовать системные свойства процесса  формирования медиакомпетентности у будущих менеджеров и построить требуемую педагогическую конструкцию - в нашем случае, модель, но  он не позволяет представить специфику деятельностного содержания нашей модели, воспроизводящую успешные совместные действия субъектов в процессе профессиональной подготовки, а значит,  требует дополнения деятельностным подходом. Но совместное функционирование системного и деятельностного подходов не позволяет увидеть характеристики того свойства, которое мы формируем у будущих менеджеров, т.е. не дает возможности раскрыть содержательное наполнение медиакомпетентности. Именно исходя из этого, на наш взгляд,  к общности системного и деятельностного  подходов необходимо  привлечь  еще и компетентностный подход.

            Проанализируем каждый из подходов применительно к нашему исследованию.

Системный подход - один из основных и частотных в использовании. Он представляет собой «направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение  объектов как систем» [2, с. 4].

Процесс формирования медиакомпетентности у будущих менеджеров можно и нужно рассматривать как вариант педагогической системы. Это представляется нам возможным, поскольку наш феномен является реализацией педагогического процесса, изучается  в пределах социального института и  направлен на реализацию социально значимой цели. Его компонентами выступают целевой, содержательно-организационный, процессно-технологический и контрольно-оценочный блоки, благодаря которым происходит обогащение опыта будущих менеджеров формируемыми знаниями, умениями и профессионально значимыми личностными качествами. Как известно, компонентом системы  является любая ее часть, замкнутая относительно определенного функционального наполнения. Мы компонентами  разрабатываемой нами модели считаем причисленные выше блоки модели,  поскольку они обладают целевой и содержательной самостоятельностью и  функциональной однородностью.

Элемент системы - это ее минимальный компонент, неделимый с точки зрения реализации своего функционального назначения. В нашем исследовании в качестве элемента системы мы выделяем педагогическую задачу, которая решается преподавателем в процессе формирования медиакомпетентности у будущих менеджеров. На наш взгляд, решение отдельных задач воспроизводит содержательно-организационную, процессно-технологическую и контрольно-оценочную сторону формирования медиакомпетентности, а это  является  базой для определения элементарной единицы педагогической системы.

Базовая функция системообразующих факторов заключается в сохранении целостности системы и в содействии в приобретении нового качества, не характерного для ее компонентов. Системообразующие факторы модели формирования медиакомпетентности будущих менеджеров мы делим на внешние (целевые установки)  и внутренние (самоуправление процессом формирования медиакомпетентности). Именно данные факторы, на наш взгляд, будут наиболее эффективными при формировании медиакомпетентности у будущих менеджеров.

Выделим эмерджентное свойство нашей системы.  Как известно, эмерджентное свойство - это новое качество, возникающее в результате полной реализации системы. Мы  эмерджентным свойством считаем в данном случае личностные характеристики будущего менеджера, составляющие его медиакомпетенцию.

Но поскольку системный подход определяет только общие опорные характеристики разрабатываемой нами системы, в связи с этим для ее внутреннего деятельностного наполнения добавляем к  системному подходу деятельностный.

Деятельностный подход - это «методологическое направление исследования, предполагающее описание, объяснение и проектирование различных предметов, подлежащих научному рассмотрению с позиции категории деятельности» [3, с. 70].

Исходя из вышесказанного, формирование медиакомпетентности будущих менеджеров мы относим  к педагогической деятельности, выполняемой  преподавателем и направленной на возникновение у студента нового вида компетентности - медиакомпетентности.

На наш взгляд, объектом данного процесса должна быть целенаправленно модифицируемая личность будущего менеджера, обогатившаяся знаниями, умениями  и профессионально значимыми личностными качествами для будущей деятельности;  субъектами процесса выступают сначала преподаватели вуза, а затем и будущие менеджеры, которые становятся в субъектную позицию после активной работы преподавателя по формированию у них заинтересованного  отношения к образовательному процессу; среди  наиболее эффективных методов мы выделяем  метод проблемного изложения материала, тренинг, метод проектов, метод мозгового штурма,  баскет-метод, деловая игра и т.д.;  к средствам - полный набор учебно-воспитательных средств, используемых в высшем учебном заведении;  результатом процесса является сформированная у будущих менеджеров медиакомпетентность, позволяющая продуктивно осуществлять управление с привлечением медиасредств.

Значение деятельностного подхода применительно к нашему исследованию заключается в разработке характерных черт  деятельности студентов и преподавателя  по успешному формированию медиакомпетентности. При этом подход не дает необходимой информации для определения характеристик желаемого результата. Для комплексной картины нам необходимо  дополнить деятельностный подход компетентностным.

Компетентностный подход  является «ориентацией исследования, обеспечивающей изучение и описание педагогического процесса с точки зрения формирования у личности заданного вида компетентности» [5]. Возможность применения компетентностного подхода в разрабатываемой нами модели основано на том, что формирование медиакомпетентности у будущих менеджеров является частью педагогического процесса в высшем учебном заведении,  определяется субъектными характеристиками его участников и имеет потенциал для личностных трансформаций, а именно - для формирования  у будущих менеджеров медиакомпетентности.

В табл. 1 представлено выявленное нами наполнение медиакомпетентности будущего менеджера.

Таблица 1

Наполнение медиакомпетентности будущего менеджера

Наименова

ние компонента

Содержание медиадеятельности

 

Информационный аспект

Коммуникационный аспект

Когнитив

ный

(знания)

  • сущность информационного и медиавоздействия;
  • предмет медиа деятельности;
  • специфика медиадеятельности;
  • этапы и процедуры процесса медиадеятельности;
  • пути повышения медиа информационной доступности;
  • функции и результатымедиадеятельности;
  • способы оптимизации распространения информации, преодоление информационных барьеров;
  • требования к личности менеджера, осуществляющего медиадеятельность и др.
  • сущность и специфика коммуникации в медиасреде;
  • виды и функции коммуникации в медиасреде;
  • процедуры и техникиэффективной коммуникации в медиасреде;
  • специфика и содержание коммуникативного процесса в медиасреде;
  • способы разрешения конфликтов в медиасреде;
  • варианты снятия коммуникативных барьеров в медиасреде;
  • правила поведения, в том числе нестандартных ситуациях в медиасреде и др.

Операцио

нальный (умения)

  • осуществлять информационное воздействие на одного и несколько субъектов;
  • верно интерпретировать полученную в медиасреде информацию.
  • оперативно распространять необходимую информацию в медиасреде;
  • творчески генерировать необходимую информацию;
  • искать необходимуюинформацию в медиасреде и правильно ее оценивать;
  • осуществлять отбор, накопление, систематизацию и творческое использование полученной в медиасреде информации;
  • адаптация к существующему сегодня информационному обществу и др.
  • осуществлять медиавзаимодействие;
  • четко и лаконично выражать свои мысли;
  • осуществлять общение в медиасреде;
  • адаптировать коммуникативный акт в медиасреде под особенности партнера по общению;
  • вести дискуссию в медиасреде, аргументировать свою позицию;
  • нейтрализовать конфликты;
  • создавать благоприятный психологический климат в медиасреде и др.

Личностный

(профессио-

нально значимые личностные качества)

  • активность;
  • аналитичность;
  • критичность;
  • объективность;
  • уверенность в себе;
  • наблюдательность;
  • независимость
  • креативность и др.
  • коммуникабельность;
  • креативность;
  • ответственность;
  • тактичность;
  • толерантность;
  • эмпатия;
  • остроумие
  • самостоятельность и др.

коммуникабельность;активность;креативность;самостоятельность;критичность

Итак, компетентностный подход дает возможность нам выявить содержание медиакомпетентности будущих менеджеров, для формирования которой теперь мы можем, используя выведенные выше характеристики, разработать специальную педагогическую модель, которая будет отвечать специфике системного подхода, ее наполнение характеризоваться деятельностным содержанием, а результат - соответствовать параметрам медиакомпетентности.

2.    Определение педагогических условий эффективного функционирования модели формирования медиакомпетентности будущих менеджеров

Известно,  что  всякая педагогическая модель работает эффективнее в отдельно выработанных для нее условиях. Представим педагогические условия, позволяющие успешно реализовать нашу авторскую модель формирования медиакомпетенции у будущих менеджеров.

В Философском энциклопедическом словаре термин  условие дефинируется как «отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может» [4, с. 497]. Говоря иными словами, условия составляют внешнюю по отношению к предмету среду, благодаря которой он существует и эффективно действует. Большинство исследователей под термином «педагогическое условие» понимает как комплекс мер, улучшающих эффективность  образовательного и воспитательного процесса. Так, Н.О. Яковлева [6] ставит во главу угла  создание комплекса педагогических условий, без которого, по ее мнению,  невозможно значительно воздействовать на работу таких непростых и комплексных структур, как педагогические модели. Мы согласны с ее идеями. Исходя из вышесказанного, мы выявили наиболее значимые педагогические условия для разработанной нами модели формирования медиакомпетентности у будущих менеджеров.

1.        Построение педагогического сопровождения процесса формирования медиакомпетентности

Ценность данного условия для нашей модели состоит в целенаправленном и скрупулёзном проектировании процесса формирования у будущих менеджеров медиакомпетентности. Здесь мы имеем в виду разработку эффективной образовательной  траектории развертывания, с учетом индивидуальных особенностей будущих менеджеров,  и  оперативной помощи преподавателя, которая позволит при необходимости в кратчайшие сроки вернуть студентов на запроектированную оптималь.

Итак, после комплексного изучения данного вопроса мы пришли к пониманию, что педагогическое сопровождение - это эффективно действующая система предупреждающих мер, которые определенным образом влияют на педагогический процесс, а педагогическое сопровождение формирования у будущих менеджеров медиакомпетенции, т.е. воздействие на ее когнитивные операциональные и личностные части,  и   зависит от проектирования его оптимальной траектории. Для ее разработки необходимо: составить учебную программу; провести планирование; подготовить необходимую учебную информацию; выбрать оптимальные учебные задачи и задания; определить дидактические средства; определиться с  оптимальными формами работы; подготовить варианты самостоятельной работы. Диагностика осуществляется исходя из динамики роста ценностных ориентаций, знаний, умений, навыков и профессионально значимых личностных качеств, появившихся у будущих менеджеров в соответствии с оптимальной траекторией формирования медиакомпетентности.

2.      Включение студентов в творческую медиадеятельность

Это условие влияет на успешность разработанной нами модели путем  вовлечения будущих менеджеров в творческую медиадеятельность, с целью подготовки к выполнению профессиональных задач в медиасреде  и развития креативных  способностей.

Реализация рассматриваемого нами условия в учебный процесс осуществляется с помощью создания ситуаций, где будущие менеджеры могут реализовать  свой творческий потенциал в медиасреде. Для этого преподавателю необходимо:

1) увеличить время, отводящееся для самостоятельной учебно-творческой работы и дать возможность будущим менеджерам реализовать себя в  в учебной и внеучебной  творческой медиадеятельности;

2)  разработать новые  и систематизировать имеющиеся задачи  и задания творческого характера для работы в медиасреде;

3) использовать эвристические и проблемные методы обучения;

4) наладить творческое медиасотрудничество со своими студентами;

5) шире  использовать медиавозможности для развития креативности у будущих менеджеров;

6) осуществить предметную медиаинтеграцию в образовательный процесс;

7) дать возможность будущим менеджерам приобрести новый профессионально-творческий опыт в медиасреде.

Подводя итог,  заметим, что, включение студентов в творческую медиадеятельность позитивно влияет на эффективность функционирования разработанной нами модели, дает возможность будущим менеджерам проявить свой творческий потенциал и формирует стремление использовать творческий подход для решения профессиональных задач.

  1. Организация сетевого взаимодействия  будущих менеджеров

Сетевое взаимодействие дает возможность c высокой скоростью реагировать на преобразования профессионального контента, пользоваться возможностями его участников, распространять эффективный опыт решения проблем и  повышать собственную профессиональную компетентность. Это условие, на наш взгляд, как нельзя лучше подходит к процессу формирования медиакомпетентности у будущих менеджеров, поскольку вся медиадеятельность тесно связана с Интернет-сетью. Третье педагогическое условие предполагает расширение возможностей для самостоятельной и творческой профессиональной работы будущих менеджеров в сети,  что позитивно воздействует на эффективность работы предложенной нами модели благодаря мотивированному обогащению компонентов медиадеятельности в процессе формирования медиакомпетентности.

Заключение

Подводя итог, отметим, что разработанные нами теоретико-методологические подходы и выявленные педагогические условия позитивно влияют на эффективность модели формирования медиакомпетентности у будущих менеджеров, что доказывается проведенной нами экспериментальной работой.

Рецензенты:

Яковлева Н.О., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» Ми ИН РФ, г.Челябинск.

Потапова М.В., д.п.н., профессор, проректор по научной работе ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» Ми ИН РФ, г. Челябинск.

 


Библиографическая ссылка

Гончарова Т.М. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12468 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674