Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФАКТОРЫ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

Менщикова И.А. 1 Ященко Е.Ф. 1
1 ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет)»
В статье представлен анализ результатов исследования субъектной позиции профессионального самоопределения (СППСО) у студентов университета разной профессиональной подготовки (технической и гуманитарной) и ступени обучения (младшей и старшей). Определены как общие факторы субъектной позиции профессионального самоопределения студентов университета, так и специфические факторы: для студентов младшей ступени обучения, старшей ступени обучения, технической и гуманитарной подготовок. Общие факторы получили название «Осмысленность ценностей жизни» и «Социальная активность». Специфическими факторами, характеризующими студентов младшей ступени обучения, являются «Бескорыстная самореализация» и «Ценность человека». Факторы, характерные для студентов старшей ступени обучения, а именно «Рефлексивность», «Адекватная самооценка», также свойственны и студентам технической подготовки. Специфическим фактором СППСО студентов гуманитарных специальностей является «Бескорыстная самореализация».
структурно-уровневый подход
субъектно-деятельностный подход
ценности
смысложизненные ориентации
самоактуализация
субъектная позиция
профессиональное образование
профессиональное самоопределение
1. Карпинский К.В. Человек как субъект жизни. - Гродно: ГрГУ, К21, 2002. - 279 с.
2. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Изд-во «Смысл», 1999. - 487 с.
3. Менщикова И.А. Профессиональное самоопределение студентов как субъектов деятельности в период социально-экономических изменений // Фундаментальные и прикладные науки сегодня: материалы II международной научно-практической конференции (Москва. 19-20 декабря 2013 г.). Ч. II. - М., 2013. - С. 133-137.
4. Проблема субъекта в психологической науке [под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина]. - М.: Изд-во «Академический проект», 2000. - 320 с.
5. Психология индивидуального и группового субъекта [под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой]. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 368 с.
6. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.
7. Ященко Е.Ф. Ценностно-смысловая концепция самоактуализации: дис. ... д-ра психол. наук. - ЯрГУ, 2006. - 454 с.

Социально-экономические изменения, происходившие в обществе в период с 2009 по 2012 г., показали актуальность исследования человека с позиции субъекта жизнедеятельности в целом и субъекта деятельности в частности, способного превратить свою профессиональную деятельность в предмет практических преобразований в условиях нестабильных рыночных отношений.

Одним из сензитивных периодов становления человека как субъекта профессиональной деятельности является период получения профессионального образования в вузе, который, как правило, приходится на возрастной этап юности. В идеальном варианте студенты в период обучения должны не только освоить профессиональные и общекультурные компетенции, но и профессионально самоопределиться, самостоятельно приняв в процессе обучения личностные смыслы в выбранной ими специальности, стать субъектами своей будущей профессиональной деятельности. Однако можно ли ожидать, что в таких социальных условиях у студентов сформируется субъектная позиция по отношению к своей будущей профессиональной деятельности? В связи с этим данное исследование представляется чрезвычайно актуальным.

Цель, материал и методы исследования

Цель данного исследования заключалась в определении факторов субъектной позиции профессионального самоопределения (СППСО) у студентов университета.

Эмпирическую базу исследования составили студенты различных факультетов Южно-Уральского государственного университета (приборостроительного, автотракторного, архитектурно-строительного, журналистики, психологии, сервиса и туризма), обучавшиеся по специальностям высшего профессионального образования технической и гуманитарной направленности в период с 2009 по 2013 г. - 430 человек в возрасте от 18 до 22 лет. Выборка студентов определялась характеристиками направленности специальности подготовки (техническая либо гуманитарная) и ступенью обучения (младшая или старшая). Были выделены 4 группы студентов: студенты младшей ступени обучения технической подготовки (МТ), студенты младшей ступени гуманитарной подготовки (МГ), студенты старшей ступени технической подготовки (СТ) и студенты старшей ступени гуманитарной подготовки (СГ).

Были использованы следующие методики: «Опросник профессиональной готовности» (ОПГ) Л.Н. Кабардовой, «Самоактуализационный тест» (САТ) Л.Я. Гозмана, М.В. Кроза, М.В. Латинской; тест рефлексивности (РФЛ) А.В. Карпова; тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д.А. Леонтьева, морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной и методика парных сравнений (ПС) В.В. Скворцова, Д.И. Ладанова.

В качестве метода обработки и интерпретации данных выступил факторный анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследование факторов субъектной позиции профессионального самоопределения (СППСО) у студентов университета включало в себя 4 процедуры факторного анализа (метод максимального правдоподобия) с последующим варимакс-вращением. Для факторного анализа в каждой группе были выбраны переменные с максимальным количеством взаимосвязей (всего 41 переменная из 63). Результаты факторного анализа представлены в табл. 1 и 2.

Таблица 1

Факторные нагрузки в группах студентов технической подготовки (младшей и старшей ступеней обучения)

Показатели тестов

Студенты младшей ступени обучения технической подготовки (студенты-МТ, n=113)

Студенты старшей ступени обучения технической подготовки (студенты-СТ, n=98)

1. Осмысленность ценностей жизни

2. Социальная активность

3. Рефлексивность

4. Бескорыстная самореализация

5. Адекватная самооценка

6. Творческая смелость

7. Ценность человека

1. Осмысленность ценностей жизни

2. Рефлексивность

3. Социальная

активность

4. Ценность профессиональной самореализации

5. Адекватная самооценка

6. Жизненные планы

7. Профессиональ-ное признание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

САТ-Tc

 

 

-0,328

 

0,649

 

 

0,413

 

 

 

0,573

 

 

CAT-Sav

 

 

 

 

0,533

 

0,454

 

 

 

0,431

0,507

 

 

CAT-Ex

 

 

 

 

0,547

 

 

 

 

 

 

0,665

 

 

CAT-Fr

 

 

 

 

0,377

 

 

 

 

 

0,351

 

 

 

CAT-Sr

0,400

 

 

 

0,568

 

 

 

 

 

 

0,694

 

0,364

CAT-Sa

 

 

 

 

0,742

 

 

 

 

 

 

0,707

 

 

CAT-Nc

 

 

 

 

 

 

0,566

 

 

 

 

 

0,469

 

CAT-Sy

 

 

 

 

 

 

0,701

 

 

 

 

 

0,618

 

CAT-Cog

 

 

 

 

 

0,420

 

 

 

 

0,326

0,327

 

 

СAT-Cr

 

 

 

 

0,326

 

 

 

 

 

0,406

0,454

 

 

ОПГ-Ч-З

 

 

 

 

 

 

0,416

 

 

 

0,549

 

 

 

ОПГ-Ч-Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,373

ОПГ-Ч-П

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПГ-Ч-Х

 

 

 

 

 

0,660

 

 

 

 

0,687

 

 

 

ОПГ-Ч-Ч

 

 

 

 

 

0,381

0,549

 

 

0,310

0,549

 

 

 

ПС-М

 

 

 

-0,587

 

 

 

 

 

 

-0,485

 

 

 

ПС-Б

 

 

 

-0,456

 

-0,453

 

 

 

 

-0,552

 

 

 

ПС-О

 

 

 

0,386

 

 

0,398

 

 

 

 

 

 

-0,611

ПС-У

 

 

 

 

 

0,419

 

 

 

 

 

 

 

0,447

ПС-СР

 

 

 

0,542

 

 

 

 

 

 

0,572

 

 

 

СЖО-Ц

0,837

 

 

 

 

 

 

0,784

 

 

 

 

 

0,315

СЖО-П

0,812

 

 

 

 

 

 

0,805

 

 

 

 

 

 

СЖО-Р

0,895

 

 

 

 

 

 

0,852

 

 

 

 

 

 

СЖО-ЛкЯ

0,841

 

 

 

 

 

 

0,781

 

 

 

 

 

 

СЖО-ЛкЖ

0,856

 

 

 

 

 

 

0,843

 

 

 

 

 

 

СЖО-ОЖ

0,976

 

 

 

 

 

 

0,953

 

 

 

 

 

 

РФЛ-Р

 

 

0,683

 

 

 

 

 

0,698

 

 

 

 

 

РФЛ-С

 

 

0,659

 

 

 

 

 

0,719

 

 

 

 

 

РФЛ-П

 

 

0,563

 

 

 

 

 

0,603

 

 

 

0,440

0,309

РФЛ-МЛ

 

 

0,531

 

 

 

 

 

0,459

 

0,387

 

 

-0,400

РФЛ-О

 

 

0,910

 

 

 

 

 

0,956

 

 

 

 

 

Ц-РС

 

0,833

 

 

 

 

 

 

 

0,689

 

 

 

 

Ц-ДУ

 

0,762

 

 

 

 

 

 

 

0,697

0,361

 

 

 

Ц-Кр

 

0,643

 

0,430

 

 

 

 

 

0,651

 

 

 

 

Ц-СК

 

0,723

 

 

 

 

 

 

 

0,731

 

 

 

 

Ц-Д

 

0,747

 

 

 

 

 

 

 

0,679

-0,311

 

 

 

Ц-МП

 

0,515

 

-0,721

 

 

 

 

 

0,527

 

 

 

 

Сф-Прф

 

0,712

 

 

 

 

 

 

 

0,673

 

 

 

 

Сф-ОА

 

0,858

 

 

 

 

 

 

 

0,723

 

 

 

 

Сф-Х

 

0,843

 

 

 

 

 

 

 

0,747

 

 

 

 

Сф-ФА

 

0,654

 

 

 

 

 

 

 

0,828

 

 

 

 

ФВ

5,181

5,813

2,808

2,164

2,570

1,485

2,272

5,048

2,896

5,374

3,642

2,838

1,357

1,778

ДОД, %

12,6%

14,2%

6,8%

5,3%

6,3%

3,6%

5,5%

12,3%

7,1%

13,1%

8,9%

6,9%

3,3%

4,3%

∑ ОД

54,4%

55,9%

Примечание:  Показаны факторные нагрузки по модулю больше 0,3. ФВ - факторный вес, ДОД - доля объясняемой дисперсии, ΣОД - суммарный вклад факторов в дисперсию выборки. Показатели теста САТ: Тс - ориентация во времени, Sav - ценностные ориентации, Ex - гибкость поведения, Fr - сензитивность, Sr - самоуважение, Sa - самопринятие, Nc - представления о природе человека, Sy - синергия, Cog - познавательные потребности, Cr - креативность; показатели теста ОПГ: Ч-З - человек-знак, Ч-Т - человек-техника, Ч-П - человек-природа, Ч-Х - человек-художественный образ, Ч-Ч - человек-человек; показатели теста ПС: М - материальные потребности, Б - потребность в безопасности, О - потребность в общении, У - потребность в уважении, СР - потребность в самореализации; показатели теста СЖО: Ц - цели в жизни, П - жизнь как процесс, Р - результат, ЛкЯ - локус контроля-Я, ЛкЖ - локус контроля-Жизнь, ОЖ - осмысленность жизни; показатели теста РФЛ: Р - ретроспективная рефлексивность, С - ситуативная рефлексивность, П - перспективная рефлексивность, МЛ - межличностная рефлексивность, О - общий показатель рефлексивности; показатели методики МТЖЦ: Ценности (Ц): РС - развитие себя, ДУ - духовное удовлетворение, Кр - креативность, СК - социальные контакты, Д - достижения, МП - материальное положение; Жизненные сферы (Сф): Прф - профессия, ОА - общественная активность, Х - хобби, ФА - физическая активность.

 

Таблица 2

Факторные нагрузки в группах студентов гуманитарной подготовки (младшей и старшей ступеней обучения)

Показатели тестов

Студенты младшей ступени обучения гуманитарной подготовки (студенты-МГ, n=104)

Студенты старшей ступени обучения гуманитарной подготовки (студенты-СГ, n=115)

1. Осмысленностьценностейжизни

2. Социальнаяактивность

3. Безответственноесамопринятие

4. Бескорыстнаясамореализация

5. Ценностьчеловека

6. Избирательностьобщения

7. Профессиональ-ные сферы жизни

1. Осмысленность ценностей жизни

2. Рефлексивность

3. Духовная самореализация

4. Адекватная самооценка

5. Профессиональ-наядеятельность

6. Бескорыстнаясамореализация

7. Социальная активность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

САТ-Tc

 

 

0,388

 

 

 

0,356

0,523

 

 

0,368

 

 

 

CAT-Sav

0,415

 

 

 

0,682

 

 

 

 

 

0,785

 

 

 

CAT-Ex

 

 

0,453

 

 

 

 

 

 

 

0,650

 

 

 

CAT-Fr

 

 

 

 

0,551

 

 

 

 

 

 

 

 

 

CAT-Sr

0,382

 

0,330

 

0,495

 

 

0,445

 

 

0,474

 

 

 

CAT-Sa

 

 

0,547

 

 

 

 

 

 

 

0,460

 

 

 

CAT-Nc

0,337

 

 

 

0,347

 

 

 

 

 

0,557

 

 

 

CAT-Sy

 

 

 

 

0,451

 

 

 

 

 

0,423

 

 

 

CAT-Cog

 

 

 

 

0,336

 

 

 

 

 

0,409

 

 

 

СAT-Cr

 

 

 

 

0,416

 

 

 

 

 

0,479

 

0,350

 

ОПГ-Ч-З

 

 

-0,352

 

 

 

0,316

 

 

 

 

0,829

 

 

ОПГ-Ч-Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,758

 

 

ОПГ-Ч-П

 

 

 

 

 

 

0,449

 

 

 

 

 

 

 

ОПГ-Ч-Х

 

 

 

 

0,420

 

 

 

 

0,315

 

0,457

 

 

ОПГ-Ч-Ч

 

 

 

 

 

 

0,362

 

 

 

 

0,431

 

 

ПС-М

 

 

 

-0,867

 

 

 

 

 

 

 

 

-0,736

 

ПС-Б

 

 

 

-0,492

 

 

 

 

 

 

 

 

-0,512

 

ПС-О

 

 

 

 

 

-0,777

 

 

 

 

 

 

0,590

 

ПС-У

 

 

 

 

 

0,467

 

 

 

 

 

 

 

 

ПС-СР

 

 

 

0,848

 

 

 

 

 

 

 

 

0,766

 

СЖО-Ц

0,807

 

 

 

 

0,308

 

0,894

 

 

 

 

 

 

СЖО-П

0,853

 

 

 

 

 

 

0,878

 

 

 

 

 

 

СЖО-Р

0,845

 

 

 

 

 

 

0,847

 

 

 

 

 

 

СЖО-ЛкЯ

0,824

 

 

 

 

 

 

0,832

 

 

 

 

 

 

СЖО-ЛкЖ

0,851

 

 

 

 

 

 

0,887

 

 

 

 

 

 

СЖО-ОЖ

0,969

 

 

 

 

 

 

0,979

 

 

 

 

 

 

РФЛ-Р

 

 

-0,737

 

 

 

 

 

0,779

 

 

 

 

 

РФЛ-С

 

 

-0,724

 

 

 

 

 

0,725

 

 

 

 

 

РФЛ-П

 

 

-0,578

 

 

 

 

 

0,726

 

 

 

 

 

РФЛ-МЛ

 

 

-0,573

 

 

 

 

 

0,747

 

 

 

 

 

РФЛ-О

 

 

-0,915

 

 

 

 

 

0,970

 

 

 

 

 

Ц-РС

 

0,604

 

 

 

 

 

 

 

0,753

 

 

 

 

Ц-ДУ

 

0,686

 

 

 

 

 

 

 

0,795

 

 

 

 

Ц-Кр

 

0,540

 

0,370

 

 

 

 

 

0,730

 

 

 

 

Ц-СК

 

0,684

 

 

 

 

 

 

 

0,595

 

 

 

0,352

Ц-Д

 

0,639

 

 

 

 

 

 

 

0,592

 

 

 

0,509

Ц-МП

 

0,520

 

-0,310

 

 

-0,367

 

 

 

 

 

 

0,553

Сф-Прф

 

0,724

 

 

 

 

 

 

 

0,517

 

 

 

0,321

Сф-ОА

 

0,762

 

 

 

 

 

 

 

0,687

 

 

 

0,456

Сф-Х

 

0,719

 

 

 

 

 

 

 

0,628

 

 

 

 

Сф-ФА

 

0,444

 

 

 

 

0,427

 

 

0,572

 

 

 

 

ФВ

5,489

4,496

3,753

2,399

2,452

1,504

1,622

5,706

3,559

4,237

2,998

1,924

2,131

1,510

ДОД, %

13,4%

11,0%

9,2%

5,9%

6,0%

3,7%

4,0%

13,9%

8,7%

10,3%

7,3%

4,7%

5,2%

3,7%

∑ ОД

53,0%

53,8%

Примечание: см. примечание к табл. 1.

Результаты факторного анализа показали ведущую роль факторов «Осмысленность ценностей жизни», «Социальная активность» во всех четырех группах студентов, что характеризует их как осмысленно проживающих период своего профессионального становления в вузе и как активных, ориентированных на взаимодействие с другими людьми. Данные факторы в целом характеризуют субъектную позицию профессионального самоопределения студентов университета.

Фактор «Осмысленность ценностей жизни» определяется смысложизненными ориентациями студентов и в большей степени характерен для студентов гуманитарной подготовки (ДОД-МГ=13,4 %, ДОД-СГ=13,9 %, ДОД-МТ=12,6 %, ДОД-СТ=12,3 %), в частности для студентов старшей ступени обучения. Можно предположить, что гуманитарное образование, имеющее социально-проблемную ориентацию и исключающее готовые и точные схемы-ответы на вопросы в сфере человеческих отношений, морали, свободы и ответственности, в бόльшей степени способствует осмыслению жизни, чем техническая направленность обучения.

Именно осмысленность жизни, с позиции некоторых авторов [1, 2, 6], является одной из значимых характеристик человека как субъекта. Нахождение студентами для себя смыслов в своей будущей профессии в процессе обучения во многом обеспечивает формирование и становление молодых специалистов как субъектов профессиональной деятельности.

Также стоит отметить тот факт, что многими авторами категория «субъект» определяется через самоактуализационные характеристики [4, 5]. В ценностно-смысловой концепции самоактуализации Е.Ф. Ященко фактор «Осмысленность жизни», близкий по содержанию с выявленным нами фактором «Осмысленность ценностей жизни»,  выступает как один из интегральных и универсальных критериев самоактуализации у студентов университета [7].

Содержание фактора «Социальная активность» определяется различными социальными сферами жизни студентов: общественной активности, профессиональной жизни, увлечений, физической активности, - в которых они реализуют гуманистические ценности: личностного роста, духовного удовлетворения, активных социальных контактов, креативности, достижений.

В бόльшей степени данный фактор выражен у студентов технической подготовки (ДОД-МТ=12,6 %, ДОД-СТ=12,3 %, ДОД-МГ=11,0 %, ДОД-СГ=3,7 %). Полученные результаты соответствуют описанным нами ранее результатам [3], показавшим, что доминирующим типом профессиональной деятельности у студентов технической подготовки (младшей и старшей ступеней обучения) является «Человек-Человек», который не соответствует направленности их профессиональной подготовки. Это может являться своеобразным отражением их запросов в рамках профессиональной подготовки, которая характеризуется алгоритмизированностью и точностью, свойственной техническому образованию.

В то же время наименее значимым фактором для студентов гуманитарной подготовки, обучающихся на завершающем этапе обучения, является фактор «Социальная активность». Данный результат также соотносится с полученными ранее результатами [3], показавшими, что у студентов данной группы в структуре профессионального самоопределения отсутствует тип профессий «Человек-Человек». Анализируя переменные, составляющие данный фактор, стоит отметить, что социальная активность у этих студентов предполагает достижение определенных результатов и материального благосостояния в профессиональной деятельности, связанной с социальными коммуникациями. В отличие от студентов гуманитарных специальностей старшей ступени обучения одной из отличительных особенностей студентов гуманитарной подготовки младшей ступени является наличие в структуре их профессионального самоопределения фактора «Ценность человека» ДОД-МГ=6,0 %.

Помимо факторов, общих для всей выборки исследования, также были определены факторы, описывающие субъектную позицию профессионального самоопределения разных групп студентов.

Сравнительный анализ результатов факторного анализа у студентов младшей ступени обучения технической и гуманитарной подготовок показал, что общими для них являются факторы «Бескорыстная самореализация» (ДОД-МТ=5,3 %, ДОД-МГ=5,9 %) и «Ценность человека» (ДОД-МТ=5,5 %, ДОД-МГ=6,0 %). Таким образом, студенты младшей ступени обучения в процессе профессионального самоопределения характеризуются смелостью реализации своего потенциала и творческих способностей, сопровождающейся игнорированием материального достатка и восприятием человека как ценности.

У студентов старшей ступени обучения технической и гуманитарной подготовок так же, как и у студентов технической подготовки (младшей и старшей ступени обучения), общими факторами являются «Рефлексивность» (ДОД-СГ=8,7 %, ДОД-СТ=7,1 %, ДОД-МТ=6,8 %) и «Адекватная самооценка» (ДОД-СГ=7,3 %, ДОД-СТ=6,9 %, ДОД-МТ=6,3 %). Данные факторы показывают, что студентам данных групп свойственна всесторонняя рефлексия, адекватное восприятие себя в изменяющихся условиях, характеризующееся гибкостью поведения.

Для студентов гуманитарной подготовки младшей и старшей ступеней обучения общим является фактор «Бескорыстная самореализация»  (ДОД-МГ=5,9 %, ДОД-СГ=5,2 %), что характеризует их потребность в самореализации, смелость в выражении себя.

Факторы «Рефлексивность», «Адекватная самооценка» в совокупности с факторами «Осмысленность ценностей жизни», «Социальная активность» в целом характеризуют студентов старшей ступени обучения и студентов технической подготовки как субъектов. Но являются ли они субъектами именно своей будущей профессиональной деятельности, формируется ли у них субъектная позиция по отношению к профессиональной деятельности в процессе обучения? Мы пытались ответить на данные вопросы в нашем исследовании.

Также в рамках данного исследования были определены специфические факторы, характеризующие особенности каждой группы студентов.

Для студентов-МТ отличительным фактором является фактор «Творческая смелость» (ДОД=3,6 %). Они не боятся проявлять свою творческую направленность, взаимодействуя с другими людьми, стремятся развивать свои способности, ожидая признания окружающих.

У студентов-МГ специфическими являются факторы «Безответственное самопринятие» (ДОД=5,9 %), «Профессиональные сферы жизни» (ДОД=4,0 %), «Избирательность общения» (ДОД=3,7 %). Студенты данной группы принимают и уважают себя, реализуя свои ценности при взаимодействии с окружающими, не анализируя свои достоинства и недостатки, достижения и ошибки, свое поведение в различных ситуациях, однако общение, в котором их будут признавать и уважать, является для них осмысленной целью жизни. Они ориентированы на разнообразные сферы жизни, которые соотносятся с гуманитарной направленностью их профессиональной подготовки.

К специфическим факторам, характеризующим студентов-СТ, относятся следующие: «Ценность профессиональной самореализации» (ДОД=8,9 %), «Профессиональное признание» (ДОД=4,3 %), «Жизненные планы» (ДОД=3,3 %). Для студентов данной группы ценными являются такие виды деятельности в их будущей профессии, в которых они видят возможность свободной самореализации, осознанного межличностного общения. Им свойственно рефлексировать свои жизненные перспективы и строить планы на будущее.

Отличительными факторами у студентов-СТ являются «Духовная самореализация» (ДОД=10,3 %), «Профессиональная деятельность» (ДОД=4,7 %). Студенты данной группы стремятся раскрыть себя, реализуя гуманистические ценности, но при этом их профессиональная деятельность не связана с реализацией этих ценностей, так же, как и с их смыслами жизни и с возможностью самоактуализации. Данный результат говорит о том, что для студентов гуманитарной подготовки на завершающем этапе обучения профессиональная деятельность не связана с личностным ростом и самореализацией. Эти процессы идут параллельно.

Выводы

В результате исследования были определены общие факторы субъектной позиции профессионального самоопределения студентов университета: «Осмысленность ценностей жизни», «Социальная активность». Установлены специфические факторы, характеризующие СППСО студентов. Было выявлено, что студенты младшей ступени обучения стремятся к самореализации, сопровождающейся игнорированием материального достатка, человек является для них значимой ценностью. Студентам старшей ступени обучения в равной степени, как и студентам технических специальностей, свойственны рефлексивность и адекватное восприятие себя в изменяющихся условиях общества. Студенты гуманитарных специальностей в целом характеризуются бескорыстной самореализацией.

Рецензенты:

Чумаков М.В., д.псх.н., доцент, заведующий кафедрой психологии развития и возрастной психологии, ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет», г. Курган;

Абдуллин А.Г., д.псх.н., профессор, профессор кафедры психологической диагностики и консультирования, ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (Национальный исследовательский университет), г. Челябинск.


Библиографическая ссылка

Менщикова И.А., Ященко Е.Ф. ФАКТОРЫ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12409 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674