Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА – БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

Зданович О.В. 1 Багачук А.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»
Статья посвящена проблеме подготовки студентов педагогического вуза к проектированию и реализации профессионально-ориентированной исследовательской деятельности в условиях реализации компетентностного подхода. На основе анализа психолого-педагогической литературы, ФГОС ВПО и ФГОС ООО обосновывается дидактическая целесообразность формирования профессионально-профильной исследовательской компетенции у будущих учителей-предметников в процессе их профессиональной подготовки в вузе. В статье предложен авторский подход к структурно-содержательному анализу рассматриваемой компетенции студентов – будущих учителей математики. На его основе описан вариант структурной модели исследовательской компетенции будущих учителей математики, охарактеризованы ее компоненты. Установлено соответствие между структурой и содержанием исследовательской компетенции будущего учителя математики и требованиями ФГОС ВПО по педагогическому направлению подготовки, которые представлены в виде профессиональных и общекультурных компетенций.
ФГОС ВПО.
будущий учитель математики
исследовательская компетенция бакалавра
компетентностный подход
1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании // Ректор вуза. - 2005. - № 6. - С. 13-29.
2. Ставринова H.H. О развитии исследовательской компетенции будущего педагога. URL: http://www.pandia.ru/text/78/365/1561.php (дата обращения: 01.02.14).
3. Талманова Т.М. Формирование исследовательской компетенции учителя начальных классов в системе непрерывного образования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003. - 23 с.
4. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. - 2003. - № 6. - С. 55-61.
5. Шкерина Л.В., Шашкина М.Б., Багачук А.В. Критериальная модель и уровни сформированности компетенций студентов - будущих бакалавров в формате ФГОС ВПО // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - №7. - С. 103-110.
6. Яркова Г.А. Теория и практика формирования готовности студента - бакалавра к реализации методологической позиции исследователя // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 1. URL: www.science-education.ru/101-5299 (дата обращения: 01.02.2014).

За последние годы в связи с модернизацией различных ступеней отечественного образования существенно изменились требования, предъявляемые к современному учителю-предметнику. Особое значение приобрели умения педагогов ориентироваться в проблемных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности; конструктивно решать проблемы, привлекая для этой цели знания из различных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия решения. Одним из ключевых дидактических условий, гарантирующих профессиональное становление такого учителя, является обновление качества профессионально педагогической подготовки в вузе, направленной на овладение и развитие у студентов исследовательских умений и способов деятельности, способности научно подойти к решению профессиональной проблемы. Эта мысль находит свое отражение и в ФГОС ВПО по педагогическому направлению подготовки, где среди требований к результатам освоения основной образовательной программы (ООП) выделены профессиональные компетенции в области научно-исследовательской деятельности. Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что существует необходимость целенаправленной подготовки к исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в условиях реализации компетентностного подхода. 

Проводя анализ ФГОС ВПО по педагогическому направлению подготовки в контексте рассматриваемой проблемы, логично обратиться к указанным в стандарте задачам научно-исследовательской деятельности бакалавра. Их описание указывает на необходимость владения будущим учителем умением и опытом проведения научного исследования в области решения актуальных проблем будущей профессиональной деятельности. Требования к общекультурной подготовке будущего учителя-предметника представлены в стандарте комплексом общекультурных компетенций. Анализ их содержания позволяет сделать вывод, что уровень сформированности большинства из них во многом определяется степенью участия студентов в исследовательской деятельности. Вместе с тем, как показывает анализ определенного в стандарте состава профессиональных компетенций бакалавра в области научно-исследовательской деятельности, в их описании отсутствует профильная специфика, обусловливающаяся для будущего учителя-предметника особенностями предмета, его местом и ролью в современном образовании школьников. В этой связи при изучении обозначенной выше проблемы представляется целесообразным обратиться к проектированию структуры и содержания так называемой профессионально-профильной исследовательской компетенции студентов - будущих учителей математики. При этом одним из основных принципов такого проектирования является учет как целей изучения школьного курса математики (ШКМ), так и общих требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательной школы.

В педагогической науке в настоящее время сложились различные подходы к определению содержания исследовательской компетенции учащихся различных ступеней образования и методическим возможностям ее формирования (Е.В. Бережнова, М.М. Гладышева, И.В. Загвязинский, В.В. Лебедева, А.В. Польщикова, Т.В. Полякова, И.А. Пупынина, Т.М. Талманова, В.Д. Тутарова, Л.А. Черняева, А.В. Хуторской и др.). Говоря о дидактической специфике исследовательской компетенцией будущего учителя математики, подчеркнем, что под ней мы будем понимать интегративную характеристику личности, предполагающую: владение знаниями, умениями и опытом деятельности в области решения исследовательских математических задач для всех возрастных категорий учащихся общеобразовательной школы, а также в области проектирования и реализации исследовательской деятельности школьников в процессе обучения математике; признание их ценности и готовности к их использованию в профессиональной деятельности.

Основываясь на деятельностной природе компетенции, мы представляем ее условно состоящей из следующих структурных элементов, которые детерминируются содержанием понятия готовности [5]:

1)             знания о круге реальных объектов, по отношению к которым вводится компетенция;

2)             знания в области методов, способов и приемов деятельности в сфере данной компетенции;

3)             умения, навыки и способы деятельности в сфере компетенции;

4)             минимально необходимый опыт деятельности студента в сфере компетенций;

5)             отношение к деятельности в сфере компетенции и ее результату (проявление интереса, активности, организованности и ориентированности на получение результата; понимание значения результата и его самооценка).

С точки зрения системного подхода выделение этих элементов позволит охарактеризовать основные содержательные стороны рассматриваемого объекта. Выделенные элементы мы рассматриваем в трех взаимосвязанных аспектах: когнитивном, праксиологическом и аксиологическом. Каждый из представленных элементов компетенции характеризуется с учетом специфики направления и профиля подготовки студентов.

В результате описанного подхода был проведен структурно-содержательный анализ исследовательской компетенции будущего учителя математики и описан вариант ее структурной модели, представленный в таблице.

Структурно-содержательная модель исследовательской компетенции студента - будущего учителя математики

Аспект

компетенции

Элемент

компетенции

Характеристика элемента компетенции

когнитивный

знания в области реальных объектов, по отношению к которым вводится компетенция

Студент знает:

-основные математические понятия и суждения ШКМ;

-современные тенденции развития ШКМ;

-возрастные индивидуальные особенности различных категорий учащихся;

-требования, предъявляемые к организации исследовательской деятельности учащихся;

- особенности организации образовательной среды образовательного учреждения;

знания в области методов, способов и приемов деятельности в сфере данной компетенции

-методы решения математических задач различного вида;

-основные этапы  исследовательской деятельности учащихся, специфику их реализации в процессе обучения математики;

-способы проектирования и реализации педагогического сопровождения исследовательской деятельности учащихся;

праксиологический

умения, навыки и способы деятельности в сфере компетенции

Студент умеет:

-формулировать гипотезу при решении исследовательских математических задач на базе ШКМ, подтверждать / опровергать ее;

-разрабатывать план решения исследовательской математической задачи для всех возрастных категорий учащихся согласно поставленной цели;

-отбирать методы и способы решения исследовательской математической задачи для всех возрастных категорий учащихся, конструировать новые или реконструировать уже известные;

-оформлять и представлять результаты решения исследовательской математической задачи из ШКМ;

-разрабатывать методическое обеспечение исследовательской деятельности школьников в процессе обучения математике;

-организовать педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения математике;

 

минимальный опыт проявления компетенции

-обладает опытом решения исследовательских математических задач для всех возрастных категорий учащихся;

-обладает опытом проектирования и реализации исследовательской деятельности школьников в процессе обучения математики;

аксиологический

отношение к деятельности в сфере компетенции

Студент

-осознает значимость использования исследовательских математических задач в процессе обучения математике для развития учащихся;

-осознает ценность опыта исследовательской деятельности в личном и профессиональном смыслах;

-понимает необходимость наличия опыта исследовательской деятельности для профессиональной успешности.

Согласно описанной модели, будущий учитель математики должен, с одной стороны, владеть знаниями о методах решения математических задач и возможностях их использования в нестандартных ситуациях, умениями самостоятельно решать исследовательские задачи по математике, предназначенные для всевозможных категорий учащихся общеобразовательной школы. С другой стороны, ему необходимо осознавать необходимость целенаправленного формирования этих знаний и умений у учащихся и быть готовым к его реализации.

Поскольку формирование исследовательской компетенции студентов - будущих учителей математики - осуществляется в условиях реализации ФГОС ВПО, очевидно, следует установить соответствие между основными элементами профессионально-профильной исследовательской компетенции будущих учителей математики и требованиями стандарта, описанными в виде общекультурных  и профессиональных компетенций. На наш взгляд, это возможно осуществить посредством описания проекций исследовательской компетенции будущих учителей математики на компетенции, заданные стандартом.

Соответствие между исследовательской компетенцией студента - будущего учителя математики  и требованиями к результатам освоения ООП

 

Исследовательская компетенция (ИК)

студента - будущего учителя математики

1. Проекция на ОК

2. Проекция на ОПК

3. Проекция на ПК

ИК 1.1. Готов использовать ИКТ и современные методы обработки информации для решения исследовательских математических задач (ОК-4, ОК-8, ОК-9)

ИК 1.2. Способен корректно оформить и изложить результаты решения исследовательских математических задач (ОК-6, ОК-16)

ИК 1.3. Готов к взаимодействию с субъектами образовательного процесса в процессе проектирования и реализации исследовательской деятельности учащихся (ОК-7)

ИК 1.4. Готов использовать основные нормативные правовые документы при организации исследовательской деятельности школьников в процессе обучения математике (ОК-13)

 

ИК 2.1. Осознает значимость исследовательского компонента будущей профессиональной деятельности (ОПК-1)

ИК 2.2. Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания при проектировании и реализации исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения математике (ОПК-2)

ИК 3.1. Способен разработать методическое обеспечение исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения математике (ПК-1)

ИК 3.2. Готов применять современные методики, технологии и методы диагностирования для установления исследовательских способностей школьников (ПК-3)

ИК 3.3. Способен осуществлять педагогическое сопровождение исследовательской деятельностью учащихся (ПК-4)

ИК 3.4. Способен использовать имеющиеся возможностей образовательной среды для проектирования и реализации исследовательской деятельности школьников (ПК-5, ПК-10)

ИК 3.5. Готов использовать систематизированные теоретические и практические знания для проектирования и реализации исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения математике (ПК-11)

ИК 3.6. Способен разрабатывать современные технологии обучения математике с учетом возрастных индивидуальных особенностей школьников (ПК-12)

ИК 3.7. Способен использовать при проектировании и реализации исследовательской деятельности учащихся методы научного исследования (ПК-13)

В заключение отметим, что разработанный авторами статьи подход к моделированию профессионально-профильной исследовательской компетенции бакалавра - будущего учителя математики - позволит выделить и описать критерии и уровни ее сформированности, а также создать фонды надежных средств ее измерения в формате ФГОС ВПО.

Рецензенты:

Пак Н.И., д.п.н., профессор, зав. кафедрой информатики и ВТ института математики, физики и информатики КГПУ им. В.П. Астафьева, проректор по информационным технологиям Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, г.Красноярск.

Кытманов А.А., д.ф.-м.н., доцент, зав. кафедрой прикладной математики и компьютерной безопасности института космических и информационных технологий Сибирского федерального университета, г. Красноярск.

 


Библиографическая ссылка

Зданович О.В., Багачук А.В. СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА – БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12378 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674