Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ БЛОГОВ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Максимова Н.А. 1, 2
1 ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет»
2 НОУ ВПО «Смоленский гуманитарный университет»
В статье излагаются современное видение понятия информационно-образовательной среды, приводится статистика по применению информационных технологий в учебном процессе, рассматриваются основные положения концепции развития единой информационно-образовательной среды. Тенденции развития современного общества, его ярко выраженная информатизация объясняют необходимость все более широкого использования информационных технологий в сфере образования. В настоящее время культурному человеку независимо от его профессии и особенностей деятельности необходимо обладать умениями работы с электронными средствами обработки и передачи информации. Система общего и профессионального образования, несмотря на ярко выраженную потребность в более широком внедрении высоких образовательных технологий, сама по себе является катализатором процесса информатизации общества, инструментом формирования информационной культуры человека, подготовки профессионалов новой формации.
педагогический процесс.
система обучения
электронный учебник
педагогический блог
информационно-образовательное пространство
1. Концепция развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://minobr.gov-murman.ru/opencms/export/sites/minobr/.content/docs/GLAS/koncepciya_eios.pdf (дата обращения: 24.02.2014).
2. Концепция Республиканской научно-практической конференции «Информационная образовательная среда ХХI века как условие развития профессиональных компетенций педагогов: опыт, проблемы, перспективы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/77/195/40596.php (дата обращения: 24.02.2014).
3. Максимова Н.А. Методические особенности изучения дисциплины «Аудиовизуальные технологии обучения информатике» // Информатика и образование. - 2009. - № 3. - С. 97-99.
4. Максимова Н.А. Проблемы формирования информационно-образовательной среды учебного заведения / Н.А. Максимова, А.В. Андреева // Информатика и образование. - 2012. - № 8. - С. 90-91.
5. Максимова Н.А. Система формирования технологической культуры учителя // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 1.
URL: www.science-education.ru/107-8569 (дата обращения: 24.02.2014).
6. Максимова Н.А. Технологическая культура учителя: принципы формирования с использованием инновационных технологий / LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Saarbrüсken, Germany, 2012. - С. 205.
7. Максимова Н.А. Электронные средства учебного назначения // Ученые записки ИИО РАО. - 2008. - № 27. - С. 251-252.
8. Maximova N.A. Some Aspects of Implementation of Information Technologies in the Teaching Process / N.A. Maximova, A.V. Andreeva, E.N. Mazhar // Middle-East Journal of Scientific Research 19 (1): 19-23, 2014.

Введение

Федеральные программы развития образования в Российской Федерации в первом десятилетии XXI века дали мощный толчок развитию ИКТ и информационной среды в образовании, создали элементы общероссийской единой образовательной информационной среды. Это способствовало повышению международных рейтингов России. Так, в международном рейтинге развития ИКТ Россия переместилась с 70-го (2007 г.) на 38-е место (2012 г.); в рейтинге развития Интернета в странах мира заняла 31-е место (2013 г.), по уровню интенсивности использования Интернета - 24-е место.

Обеспечение модернизации образовательного процесса привело к значительному увеличению расходов на образование. На сегодняшний день, по данным мониторинга различных компаний, в среднем по России [1,2]:

- показатель «Доля учреждений, у которых есть хотя бы один мультимедийный проектор (от общего количества общеобразовательных учреждений)» составляет 91,76 %;

- показатель «Доля учащихся, которые обучаются в учреждении, обеспеченном хотя бы одним мультимедийным проектором (от общей численности учащихся)» составляет 98,3 %;

- показатель «Доля учреждений, у которых есть хотя бы одна интерактивная доска (от общего количества общеобразовательных учреждений)» составляет 74,70 %;

- показатель «Доля учащихся, которые обучаются в учреждении, обеспеченном хотя бы одной интерактивной доской (от общей численности обучающихся)», по Российской Федерации составляет 90,34 %;

В среднем по России выход в сети Интернет на скорости не менее 129 Кб/с имеют 69 % образовательных учреждений и 59,35 % учащихся.

Выход в сеть Интернета на скорости не менее 2 Мб/с обеспечен в среднем в 25,86 % образовательных учреждений России для 38,98 % учащихся.

Более 40 % образовательных учреждений имеют выход  на скорости не менее 2 Мб/с в Нижегородской области, Республике Татарстан, Калининградской области, Ленинградской области, Мурманской области, г. Санкт-Петербург, г. Москва, Свердловской области, Челябинской области, Ярославской области, Астраханской области (в  мониторинге принимали участие 44 598 образовательных учреждений).

Общее количество компьютерных классов в образовательных учреждениях России составляет 63 120 единиц. Общее количество компьютеров  равно 1 406 656 единиц. В среднем в России на одно образовательное учреждение приходится 1,4 компьютерных класса, на один компьютер 9,5 учащихся [1].

Эти показатели развития ИКТ-инфраструктуры в школе уже практически догнали среднеевропейские. При этом школы и органы управления образованием столкнутся с вопросами поддержки и развития ИКТ-инфраструктуры в образовательных целях.

В настоящее время в системе образования сложились основные направления применения в учебном процессе информационных и телекоммуникационных технологий, среди которых использование в процессе обучения автоматизированных систем и комплексов управления учебным процессом; использование информационных технологий в качестве дидактического средства; повышение творческой составляющей учебной и исследовательской деятельности.

Важнейшие задачи информатизации образования:

- повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;

-  применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;

- адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;

- разработка информационных технологий дистанционного обучения;

- совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.

В настоящее время в России разработана концепция развития единой информационно-образовательной среды, статьи о формировании которой уже включены в новый закон «Об образовании». Данный документ направлен на обеспечение доступности качественного образования независимо от места жительства, социального, материального положения семей обучающихся, самих обучающихся, а также обеспечение максимально равной доступности образовательных программ всех ступеней образовательного процесса. В нем определяются цели, задачи, основные направления функционирования, архитектура и результаты развития единой информационной образовательной среды [1,2].

Новые формы работы в данной среде предполагают видоизменение и сокращение персональных контактов преподавателя и учащегося, в связи с этим актуальны задачи создания качественных электронных образовательных ресурсов, а также технологий и методик их использования.

При проектировании возникают проблемы организации виртуального образовательного пространства на новом информационном уровне. Основной задачей на этом уровне становится обеспечение целостности образовательной информационной среды. Существуют трудности вовлечения работников образования в создание такой среды. Практический опыт показывает, какие усилия требуются, чтобы ориентировать преподавателей организаций образования на создание собственных информационных ресурсов. Большинство педагогов очень консервативно. Однако это качество обуславливает трудности с внедрением принципиально новых методов работы. В процессе формирования готовности педагогов к использованию средств ИКТ в обучении школьников еще большим тормозом, чем консерватизм преподавателей, является инертность организационной структуры учебных заведений. В доказательство этого утверждения достаточно сослаться на пробелы в деятельности администрации школ, приводящие к недостаточности времени у преподавателей для работы по информатизации учебного процесса, нехватке соответствующего учебно-вспомогательного персонала, дефициту одобрения и поощрения новаторской конструктивной деятельности учителей.

Нередки случаи, когда достаточно квалифицированные специалисты, занимающиеся управлением образованием, не видят необходимости выработки политики и стандартов по отношению к обучению с использованием средств ИКТ и придерживаются негативной позиции невмешательства. Задача наполнения среды информационными ресурсами учебного назначения является сегодня самой важной и проблематичной.

Создание электронного образовательного ресурса - это сложный процесс интеграции описания изучаемой предметной области со специальными дидактическими приемами и информационными технологиями. Все три составляющие тесно связаны друг с другом. Богатые презентационные возможности компьютера позволяют использовать в образовательном ресурсе развитые дидактические средства, к которым педагоги практически не готовы [3,4].

Одним из таких средств взаимодействия является ведение блогов. Блоги - сетевые дневники, получили широкую известность во «всемирной сети» благодаря американскому проекту LiveJournal.com в середине 90-х годов. В русскоязычной части Интернета этот проект получил название «Живой журнал» или «ЖЖ» и стал самым популярным блог- сервисом в первом десятилетии XXI века. Автор такого дневника может оставлять короткие заметки, выстроенные в определенном хронологическом порядке. В отличие от личного дневника, который ведется, прежде всего, для себя, в сетевом дневнике автор старается привлечь к своим записям внимание наибольшего числа читателей. Неслучайно самые популярные блоги, насчитывающие десятки тысяч читателей, приравниваются к средствам массовой информации. Автор блога публикует в сети свои заметки или творческие работы и рассчитывает получить отзывы от своих читателей, иногда сознательно провоцируя их на это. Тогда блог может стать дискуссионной площадкой или средой общения. Другая платформа - набирающий популярность сервис Blogger (http://blogger.com), на которой создается блог, позволяет размещать на страницах блога текстовую, графическую, да, практически, любую мультимедийную информацию. На страницах блога можно разместить ссылки на интернет-ресурсы и даже интегрировать туда различные внешние приложения - флеш-ролики, новостные ленты, тренажеры, тесты, гаджеты  и т. д. Blogger - это очень удобный и универсальный инструмент, позволяющий сделать свой блог необычайно привлекательным для пользователей всех категорий: для детей, подростков, взрослых читателей. Серьезный материал здесь удачно можно совместить с учебным, занимательным и игровым. Сейчас в интернете насчитывается более 30 миллионов блогов, и их  число увеличивается ежесекундно. Зная, что цель создания любого блога - передать информацию от автора к читателям, перечислим главные, на наш взгляд, причины, влияющие на быстрый рост популярности сетевых дневников. Во-первых, простота при создании блога и легкость публикации материала. Во-вторых, легкость в организации и обеспечении интерактивного взаимодействия между авторами и читателями; возможность создания сетевых сообществ. В-третьих, растущая доступность интернета и быстрота распространения информации.

Можно создавать профессиональные блоги, которые будут иметь непосредственное отношение к предмету: к уроку, секции, к методике преподавания, к классному руководству, к подготовке учащихся к экзаменам, к работе с родителями, коллегами.

Современная типология образовательных блогов может быть представлена следующим образом [2,5,6].

Блог одного урока или темы может содержать как основной, так и дополнительный текстовый, аудио- или видеоматериал, подобранный педагогом в сети.

Блог учителя-предметника - коллекция учебного материала, тематическая коллекция. С годами работы каждый педагог создает огромное количество авторских разработок. Это презентации, сборники заданий и тестов, листовки, методические рекомендации ученикам и коллегам. Через блог педагоги имеют возможность отфильтровать учебный материал, перенаправить нужные информационные потоки на свой блог, создав необходимый образовательный контент. Технология создания блога позволяет разместить на собственных веб-страницах коллекции авторских учебных материалов (аудио- и видеоматериалы, ссылки на нужные и интересные сайты, текстовые материалы, задачи, практические работы, материалы для подготовки к ЕГЭ и прочее).

Блог класса или блог классного руководителя может стать «доской информации» для учеников и их родителей. Такой блог может содержать фотоальбомы классных мероприятий, дискуссии и обсуждения различных тем, планы, полезные ссылки.

Блог - учебный проект может быть полезен ученикам в проектной или исследовательской работе. Во-первых, здесь могут быть размещены все инструкции и этапы работы над проектом, ссылки на полезные ресурсы и приложения, которые могут быть востребованы в работе над проектом. Во-вторых, это может стать местом для публикации отчета - результатов работы учеников. Кроме этого, на страницах блога всегда можно организовать дискуссию (через комментарии).

ƒ Блог ученика или электронная тетрадь ученика. Это электронное пространство учащегося, где он может размещать собственные материалы: презентации, рисунки, творческие домашние задания. Такой блог создается учеником и может быть продемонстрирован учителям.

У ученика появляется возможность:

- опубликовать свою работу в электронном виде;

- предъявлять отчет (или результат работы) в широком спектре форматов, в которых он может быть выполнен;

- для творческого самовыражения (за счет публикации материалов своего увлечения или творчества);

- не использовать дополнительные электронные носители;

- доступа к материалам вне школы в любое время.

Такой блог может стать электронным портфолио учащегося, где будут не только выполненные домашние задания, но и материалы обо всех достижениях ученика, его интересах, электронные инструменты для его общения с друзьями. Блог позволяет расширить образовательное пространство ученика. Школа перестает быть единственным источником учебной информации, происходит изменение учебной среды. Появляются другие «пространства», где учащимся будет предоставляться возможность получать навыки общения и сотрудничества, поведения в обществе.

Блог для дистанционной поддержки ученика. Это блог, созданный для учащихся, временно не посещающих школу или находящихся на домашнем обучении. Особенность таких блогов состоит в том, что они ведутся несколькими педагогами и содержат учебный материал по нескольким предметам. Это может быть базовый учебный материал для самостоятельного изучения или материал повышенного уровня сложности, материал для расширения кругозора. Интерактивные тесты, опросы, созданные с помощью сервисов Google, позволят фиксировать результаты их выполнения учащимся, проводить проверочные и контрольные работы дистанционно [7,8].

Педагогический блог - это новая образовательная реальность. Главное: ведение педагогом блога может и должно стать способом самовыражения и одним из приемов осознания собственной профессиональной компетентности. Начав создавать свою блогосферу, педагоги сами начнут моделировать альтернативное образовательное пространство.

Рецензенты:

Мажар Н.Е., д.п.н., профессор, ректор НОУ ВПО «Смоленский гуманитарный университет», г. Смоленск.

Сенькина Г.Е., д.п.н., профессор, зав. кафедрой информационных и образовательных технологий ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», г. Смоленск.

 


Библиографическая ссылка

Максимова Н.А., Максимова Н.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ БЛОГОВ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12374 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674