Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Янюшкина Г.М. 1 Ермакова Л.И. 1 Маркова С.И. 1
1 ФГБОУ ВПО Петрозаводский государственный университет
Раскрывается подготовка будущего учителя к решению задач воспитания средствами учебного предмета. Рассматриваются формы и методы выстраивания отношений будущего учителя с учащимися, которые позволяют решать задачи воспитания в учебной и внеучебной деятельности. Изучение возможностей предмета решать задачи воспитания раскрывается через семинарские занятия по теории и методике обучения физике и математике и педагогическую практику в школе, что закладывает благоприятные возможности для формирования профессиональных умений будущего учителя предметника. Воспитательная функция урока органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения и осуществляется посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Студент демонстрирует на педагогической практике наличие целостного представления о сущности, специфике содержания и функциях воспитания средствами предмета; наличие устойчивой системы мотивов освоения содержания воспитательных задач урока; инициативность при выборе содержания, форм и методов освоения внеклассной работы по предмету.
формы и методы выстраивания отношений будущего учителя с учащимися.
внеклассная работа по предмету
воспитание в процессе обучения
задачи воспитания
подготовка будущего учителя
1. Ермакова Л.И. Развитие акмеологической позиции будущего учителя в процессе педагогической практики: дис ... канд. пед. наук. - СПб., 2010. - 203 с.
2. Ермакова Л.И. Интерактивное взаимодействие между преподавателем и студентом педвуза в условиях педагогической практики / Л.И. Ермакова, Г.М. Янюшкина // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 1; URL: www.science-education.ru/101-5477 (дата обращения 09.02.2012).
3. Конжиев Н.М. Личностно-ориентированное обучение: гуманистический аспект: учебное пособие / Н.М. Конжиев, Е.Н. Федорова, Г.М. Янюшкина. - Петрозаводск: КГПУ, 2002. - 96 с.
4. Поташник М.М. Требования к современному уроку: методическое пособие / М.М. Поташник. - М.: Центр педагогического образования, 2010. - 272 с.
5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мишенко, Е.Н. Шиянов. - 4-е изд. - М.: Школьная Пресса, 2002. - 512 с.
Введение

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» воспитание рассматривается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социально-природной, предметно-эстетической среды, расширяющее воспитательное пространство.

При этом она должна отвечать следующим базовым требованиям: гуманистический стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса; разумная дисциплина и порядок; возможность проявления детской инициативы и её поддержка со стороны взрослых; демократические принципы управления учреждением.

При построении воспитательной системы моделируются и создаются условия для самореализации и самоутверждения личности учащегося, учителя, родителя, что, несомненно, способствует их творческому самовыражению и росту, проявлению неповторимой индивидуальности, гуманизации деловых и межличностных отношений в коллективе.

Государственный образовательный стандарт по направлению подготовки бакалавров 050100 «Педагогическое образование» высшего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. № 46, определяет одну из профессиональных компетенций будущего учителя как решение задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).

Воспитание в процессе обучения - это только часть целостной воспитательной системы школы и осуществляется на уроке посредством четырех факторов, четырех источников или через четыре канала: через содержание образования; через методы и формы обучения; через использование случайно возникших или специально созданных воспитывающих ситуаций; через личность самого учителя [4].

Цель исследования состояла в том, чтобы выявить формы и методы выстраивания отношений будущего учителя с учащимися, которые позволяют решать задачи воспитания средствами предмета.

Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися [5].

Материалы и методы исследования

Представить цель, принципы, содержание воспитания в учебном материале невозможно без определения смысла воспитания. Но, смыслу нельзя обучить: ни «вовнутрь развивающими» средствами формирования структур сознания, ни тем более суммой внешних деятельностей и процессов, «формирующих» нравственно-интеллектуальные ценности, качества и ориентации. Смысл воспитания, как и любой другой смысл, может зародиться в сознании только по воле субъекта обучения - студента педагогического вуза.

Подготовка будущего учителя к решению задач воспитания на уроке и во внеучебной деятельности осуществляется нами через занятия по теории и методике обучения математике, физике и педагогической практике в школе.

Для того, чтобы «включить» ученика в учебно-познавательную работу, сделать его активным участником учебного процесса, нужна мотивация. Воспитание у учащихся мотивов учения в настоящее время является одной из главных задач школы.

Для решения такой задачи студентам на занятиях по теории и методике обучения математике, физике предлагаются задания: «Как создать на уроке эмоциональный мотив». Мотив порождается положительными эмоциями: чувством интереса, радости, удивления, азарта, восторга и других.

Ввести его в действие можно:

а) интересной организацией занятия (предварительно подчеркнув эту ее особенность);

б) созданием на уроке делового настроя, обстановки увлеченности, доброжелательности, спокойствия, уважения к личности ученика;

в) щедростью на похвалу любой учебной удаче;

г) созданием ситуаций сотрудничества и успеха для работы учащихся;

д) обращением внимания на общие и частные достижения (например, овладение методом решения какого-то типа задач, составления задачи, самостоятельной постановки эксперимента, изготовления модели или прибора и другие).

На семинарском занятии по теме «Технологический инструментарий учителя по подготовке урока физики / математики» студентам предлагаются задания следующего типа: «Как организовать мотивационный этап урока». Выполняя задания, студенты должны указать, какие воспитательные задачи реализуются на уроке, используя при этом различные способы и приемы начала урока:

  • упражнения, которые выведут на возможность создать проблемную ситуацию;
  • практическая работа исследовательского характера;
  • выдвижение задач урока учениками по сформулированной теме урока;
  • исторический материал, биографические сведения и достижения ученых;
  • статистический материал в текстовых задачах, диаграммах, таблицах и других приложениях.

Одним из основных направлений реализации воспитательного потенциала урока является организация общения. Поэтому при изучении в курсе методики вопроса о формах и методах организации урока необходимо особое внимание уделять задачам воспитания учащихся.

В связи с этим, студентам предлагается задание для групповой работы: «Изучить предложенную статью об организации коллективных и групповых форм работы на уроке из журналов «Математика в школе», «Физика в школе» и ответить на вопросы:

  • Как образуются пары (группы) для взаимообучения на уроках физики, математики?
  • Как подбираются задания для работы в парах (группах)?
  • На каких этапах урока возможно использование данной формы работы?
  • Какие воспитательные аспекты реализуют такие формы работы на уроке?

Для организации общения учащихся студенты на педагогической практике предлагают им:

а) совместное (с другом, товарищем, одноклассником) выполнение работы при условии, что каждый будет делать свою часть;

б) групповое исследование с обсуждением в группе полученных результатов;

в) бригадную или групповую разработку проекта (эксперимента, исследования, наблюдения, создания чего-то);

г) проведение уроков - ролевых игр, в которых задействовано общение, уроков - пресс-конференций, уроков - диспутов, уроков - интервью, уроков - защиты «диссертаций», уроков - спектаклей, уроков - «знакомств» и других.

Конечно, предлагая все это, педагог должен обратить внимание класса на то, что данное занятие связано с общением: оно учит его, на нем можно проявить свои индивидуальные качества: деловитость, доброжелательность, дипломатичность, умение добиться нужного. Полезно отметить, что часто результат работы зависит от качества общения и умения его построить. Непременно нужно подчеркнуть: общение необходимо всем людям, но оно - «роскошь», доступная только тем, кто этому искусству обучен.

Педагогическая деятельность характеризуется следующей структурой коммуникативного воздействия: кто - кому - что - как - эффективность сообщения. При этом кто - субъект коммуникативного воздействия, в данном случае педагог; кому - субъект коммуникативного воздействия, то есть отдельный учащийся или группа учащихся; что - содержание коммуникативного процесса (это может быть учебный материал или его личностно-ориентированное содержание в целях изменения, развития личности учащегося); как - конкретная педагогическая техника, костяк которой составляет «средство общения»; эффективность сообщения - степень совпадения содержания, передаваемого педагогом, с содержанием, воспринятым учащимся. Разумеется, совершенствование этих параметров должно охватывать как перцептивную, так и коммуникативную и интерактивную составляющие процесса общения. Важно также заметить, что названные три стороны общения тесно связаны с тремя основными сферами психики: познавательной, эмоциональной, мотивационно-волевой. Необходимо строить ситуацию педагогического общения как субъект-субъектное взаимодействие [3].

Корректировать воспитательные задачи урока позволяет этап рефлексии в конце урока или на промежуточных его этапах. Именно на этом этапе студенту предоставляется возможность оценить урок с воспитательной точки зрения. Здесь делаются акценты на нравственных критериях, трудовых успехах или неудачах, затрагиваются аспекты умственного воспитания. Развитие рефлексивных умений существенным образом стимулирует самообразовательную деятельность учителя. На педагогической практике студенты проводят самоанализ урока, воспитательного мероприятия, педагогической ситуации в соответствии с принципами рефлексивной деятельности. Для этого им необходимо ориентироваться на базовые вопросы для рефлексии:

1. Что происходило?

2. Что было важным, существенным для меня? (Проблема, открытие, неожиданная ситуация).

3. Какую роль это может играть для моих будущих мыслей, действий? (Альтернативные варианты действий, образовательные потребности, намерения).

Результаты исследования и их обсуждение

Во время педагогической практики и обучения в вузе у студентов формируются необходимые знания и свойства личности, закладываются благоприятные возможности для формирования профессиональных умений. В этот период студент должен решать профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности, в частности, осуществлять профессиональное самообразование и личностный рост, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру. Этот процесс требует систематических, многократных упражнений, заданий в выполнении определенных педагогических действий [1].

Например, для студентов, посещающих внеклассные мероприятия по физике или по  математике, своих однокурсников на педагогической практике, предлагается задание «Создание положительного эмоционального настроя и регуляции поведения учащихся» (таблица 1), где в карточке необходимо указать знаком «+» или «-»  использованные приемы и дать рекомендации своим коллегам - студентам. Цель такого задания: выявление приемов, используемых будущим учителем, способствующих успешности формирования личностных качеств учащихся, заключающихся в способности устанавливать взаимоотношения с участниками педагогического процесса, выдвигать требования к ним и вызывать встречное движение к себе. Эти качества необходимы для формирования ценностных отношений у учащихся.

Таблица 1 - «Создание положительного эмоционального настроя и регуляции поведения учащихся»

Продуктивные приемы:

+/-

Непродуктивные приемы:

+/-

  • содержание мероприятия расширяет кругозор учащихся
  • ободрение, похвала
  • юмор, шутка
  • создание обстановки доверия, уверенности в успехе
  • косвенное воздействие на поведение (изменение ситуации)

 

  • инициатива проведения навязывается учителем
  • резкие замечания к аудитории
  • пассивное отношение к делу
  • раздражение, недовольствие
  • насмешка
  • преобладание негативных оценок поведения

 

Рекомендации:

 

В результате работы над такими заданиями студенты выявляют продуктивные приемы, способствующие успешности формирования таких личностных качеств учащихся, как самостоятельность, умение слушать друг друга, взаимопомощь, чувство юмора и т.д., а это, в свою очередь, реализует задачи воспитания учащихся средствами предмета.

Правильно поставленная, систематически проводимая внеклассная  работа не только укрепляет знания, приобретенные на уроке, расширяет кругозор подростков, но и развивает их как личность, приучает их к творческому труду, проявлению инициативности, настойчивости, терпеливости, способствует трудолюбию, дальнейшему успешному образованию и взаимопониманию, т.е. носит воспитательный характер.

В качестве одного из заданий педагогической практики студентам предлагается провести одно или несколько внеклассных мероприятий по математике и физике, проанализировав, какие в итоге воспитательные задачи были реализованы. Самыми распространенными формами внеклассной работы, которые используют студенты, являются:

  • Математический бой / физический бой.
  • «Поле чудес».
  • «Своя игра».
  • «Что? Где? Когда?».
  • Школьная неделя математики / физики.
  • Математическая / физическая олимпиада.
  • Викторина по физике, математике.
  • КВН.

В дальнейшем, включаясь в школьный образовательный процесс, студент постигает гражданский и нравственный смысл педагогической деятельности, корректирует личные профессиональные установки и пути саморазвития личности. Студент получает возможность быть конструктором своего проекта, ориентироваться в межличностных отношениях, вступает в новую для него социальную роль и при этом становится субъектом новых отношений, которых не было еще на его жизненном пути [2].

Студентов физико-технического и математического факультетов Петрозаводского государственного университета, реализующих образовательные программы по педагогическому направлению (36 чел.), при изучении отношения к вопросу решения задач воспитания средствами предмета, после прохождения педагогической практики, мы распределили по следующим уровням:

1 уровень - предметно-практический;

2 уровень - профессионально-ориентированный;

3 уровень - профессионально-рефлексивный.

Студенты, демонстрирующие низкий предметно-практический уровень (11 %) отношения к вопросу решения задач воспитания средствами предмета, характеризуются следующим: не инициативны при выборе форм, методов освоения содержания знания, безразличны при отборе тем для обсуждения.

Студенты, чей уровень отношения к вопросу решения задач воспитания средствами предмета охарактеризован как профессионально-ориентированный (23 %), отличаются: преобладанием в учебной деятельности мотивов профессиональной направленности («если эти знания и опыт необходимы, чтобы стать профессионалом, я постараюсь их освоить, хотя это не соответствует моим стремлениям и интересам»); неактивностью, если предлагаемый материал (тема, проблема) им знаком из личного опыта, действуют по алгоритмическим предписаниям; проявляют интерес, когда используются игровые технологии.

К числу студентов, достигших профессионально-рефлексивного уровня (66 %) ценностного отношения к вопросу решения задач воспитания средствами предмета, мы отнесли тех, кто продемонстрировал:

- наличие целостного представления о сущности, специфике содержания и функциях воспитания средствами предмета;

- наличие устойчивой системы мотивов освоения содержания воспитательных задач урока;

- инициативность при выборе содержания, форм и методов освоения внеклассной работы по предмету;

- открытость к общению, готовность выслушать мнение другого и проанализировать своё собственное мнение, переоценить его, студенты адекватно воспринимают противоречие имеющихся знаний (опыта, ценностей) и необходимых для профессионального и личностного становления.

Вывод. Таким образом, определяемые нами формы и методы выстраивания отношений будущего учителя с учащимися через предмет лежат в основе процесса целенаправленного формирования личности, подготовки молодого поколения к жизни в обществе. При этом необходимо учитывать новые потребности и интересы учащихся на каждый момент их развития, предъявляя им новую деятельность и новый объект для взаимодействия, в согласии с их реальными интересами.

Рецензенты:

Маликов Р.Ш., д.п.н., профессор, профессор, зав. лабораторией истории педагогики и современных технологий образования Института педагогики и психологии Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань.

Шиян Н.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры физики, информатики и ИТ Мурманского государственного гуманитарного университета, г. Мурманск.


Библиографическая ссылка

Янюшкина Г.М., Ермакова Л.И., Маркова С.И. ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12372 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674