Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Штерц О.М. 1 Штерц Н.Т. 2
1 ФГАОУ ВПО Елабужский институт «Казанского (Приволжского) федерального университета»
2 МБОУ «Cредняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов» Елабужского муниципального района Республики Татарстан
Статья посвящена анализу опыта организации научно-исследовательской деятельности на уроках истории с одаренными детьми. Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности. В связи с этим одной из задач системы образования является выявление потенциально одаренных и организация систематической работы с ними. В работе раскрывается проблема одаренности с позиции различных психолого-педагогических концепций. Авторы рассматривают профессиональные компетенции, которыми должен обладать учитель для наиболее эффективного развития одаренных детей. В статье обозначается роль научно-исследовательской работы учащихся в раскрытии творческого потенциала личности. Исследовательская деятельность в статье рассматривается как средство формирования личности, которая позволяет учащимся получить необходимые знания, умения, навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации. Авторы статьи раскрывают этапы исследовательской деятельности на уроках истории, приводят алгоритм работы с историческими документами. В статье приводятся примеры научно-исследовательских проектов, созданных учащимися по историческим дисциплинам.
исследовательский проект
исторический документ
научно-исследовательская деятельность
способности
одаренность
1. Абакирова Т.П. Проблемы организации сопровождения одаренных детей в образовательных учреждениях // Социокультурные проблемы современного человека: сборник материалов III международной научно-практической конференции, 22-26 апреля 2008 г. / ред. О.А. Шамшикова, Н.Я. Большунова. – Новосибирск: Новосибирский ГПУ, 2009. – Часть 3. – С. 159-162.
2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. – М., 2000. – 217 с.
3. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Академия, 2003. – 302 с.
4. Миронов К. Работаем над рефератом: как найти нужную книгу // История и обществознание для школьников. – 2003. - №1. – С. 24-26.
5. Рензулли Дж., Рис С.М. Модель обогащенного школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренных детей // Современные концепции одаренности и творчества / Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М.: Междунар. пед. академия, 1997. – С. 214-226.
6. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – 440 с.

В настоящее время, выполняя задачи, обозначенные в Концепции модернизации российского образования, значительно усиливается ответственность школы за интеллектуальное и творческое развитие обучающихся. Одним из приоритетных направлений развития российского образования в последние годы стало развитие и совершенствование условий для выявления и поддержки талантливых, одаренных детей. Возрастает востребованность педагогических технологий, которые бы отвечали целям модернизации образования. Одной из таких технологий следует считать организацию исследовательской деятельности школьников, что будет также соответствовать стандарту второго поколения, ориентированному на системно-деятельностный подход.

Проблема одаренности и ее развития активно разрабатывается в рамках педагогической и психологической науки. В частности, раскрывается содержание понятия «одаренность», определяются факторы, влияющие на развитие одаренной личности, разрабатывается диагностический инструментарий, направленный на решение проблемы раннего выявления и развития одаренности, создаются образовательные модели, способствующие раскрытию интеллектуальных способностей и творческого потенциала одаренной личности.

К современным концепциям одаренности необходимо отнести модель одаренности Б.М. Теплова, теорию возрастной одаренности Н.С. Лейтеса, концепцию одаренности М.А. Холодной, динамическую концепцию одаренности Ю.Д. Бабаевой, «Рабочая концепция одаренности» Ю.Д. Бабаевой, Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, И.И. Ильясова, Н.С. Лейтеса, модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда, теорию творческой одаренности Э. Торренса, концепцию творческой одаренности А.М. Матюшкина, модель человеческого потенциала Дж. Рензулли, мюнхенскую модель одаренности К. Хеллера.

Дж. Рензулли отмечает, что одаренность - сложный итог наложения друг на друга трех факторов: креативности, усиленной мотивации, высокого уровня интеллектуального развития [5, с. 216]. Н.С. Лейтес выделяет следующие категории одаренных детей: 1) дети с высоким IQ; 2) дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности; 3) дети с высокой креативностью [3, с. 45].

Для того чтобы организовать учебно-воспитательный процесс с наибольшей эффективностью развития одаренных детей, учитель должен обладать высокой профессиональной компетентностью. По мнению Т.П. Абакировой [1], к профессиональной компетентности относятся следующие психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности:

  • знания об одаренности, ее видах, психологических основах, критериях и принципах выявления;
  • знания о психологических особенностях одаренных детей, их возрастном и индивидуальном развитии;
  • знания об особенностях профессиональной квалификации специалистов для работы с одаренными детьми; знания о направлениях и формах работы с одаренными детьми, о принципах и стратегиях разработки программ и технологий обучения одаренных детей;
  • умения и навыки в области разработки и реализации методов выявления одаренных детей на основе признаков одаренности;
  • умения и навыки в области дидактики и методики обучения одаренных детей с учетом видов и особенностей одаренности учащихся, их контингента и конкретных условий обучения; умения и навыки психолого-педагогического консультирования одаренных детей, их родителей и других членов семьи.

Выстраивая траекторию психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка, учителю необходимо вовлекать его в различные виды деятельности, которые соответствуют его интересам и склонностям, а также проводить анализ реальных достижений одаренных детей (участие в олимпиадах, конкурсах, школьных конференциях, организация научно-исследовательской деятельности школьников, спортивных соревнованиях, фестивалях, смотрах и т.д.).

Классно-урочная форма обучения организации обучения как фактор развития детской одаренности обсуждается исследователями разных специальностей. В условиях классно-урочной системы более высокий темп обучения одних детей по сравнению с другими не поощряется. Поэтому особое внимание применительно к проблеме обучения одаренных детей традиционно уделяется индивидуальному и альтернативным способам организации обучения. Как отмечает А.И. Савенков [6, с. 145], к альтернативным способам организации обучения одаренных детей относится дальтон-план, метод проектов, бригадно-лабораторный метод.

В основе метода дальтон-план, который был разработан Э. Паркхерст, были положены такие составляющие, как самостоятельность и самодеятельность ребенка в обучении. Работая по данному методу, учитель делит учебную программу на девять относительно равных частей (по числу учебных месяцев в году). Учитывая способности учеников и содержание программы, предлагает конкретные задания ученикам. Затем ученик идет в библиотеку или в лабораторию и читает там указанную литературу, получает необходимые справки и разъяснения, создает отчет. Чем быстрее ученик изучит одну часть программы, тем быстрее он приступит к освоению следующей части, что позволяет решить вопрос об индивидуальном темпе в обучении.

Метод проектов разработал У.Х. Киллпатрик. Суть данного метода заключается в том, что дети, исходя из собственных интересов, вместе с учителем выполняют собственный проект, решая какую либо практическую исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, они овладевают новыми знаниями.

Бригадно-лабораторный метод активно использовался в нашей стране в советскую эпоху, учащиеся делились на бригады по 3-5 человека и выбирали задание, проконсультировавшись перед этим с учителем. Задание выдавалось учащимся в письменной форме. В него входили: целевая установка задания, темы и подтемы, задания с вопросами, указания литературы с точным обозначением страниц, перечень практических работ, контрольные вопросы. Преподаватель должен был предъявить задание, проконсультировать учащихся и принять зачет.

Под исследовательской деятельностью школьников понимается такая форма организации воспитательно-образовательного процесса, при которой для учащихся создается ситуация, когда они сами способны овладеть понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания, в большей или в меньшей степени направляемого учителем, решать творческие исследовательские задачи с заранее неизвестным результатом. Именно исследовательская работа в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Условно исследовательскую деятельность можно разделить на две составные части: научно-исследовательскую и учебно-исследовательскую. В рамках школьного образования более распространенным является учебно-исследовательская деятельность, главной целью которой является образовательный результат, направленность на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. А также учебно-исследовательская деятельность рассматривается как средство формирования личности.

Исследовательская деятельность позволяет получить учащимся необходимые знания, умения, навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала. Применение этой технологии позволяет развивать практическое и творческое мышление, формировать навыки работы с научной, научно-популярной литературой.

При организации научно-исследовательской деятельности на уроках истории необходимо учитывать следующие принципы: принцип объективности, принцип историзма, принцип социального подхода, принцип всесторонности.

Первым шагом в работе над рефератом или исследовательским проектом по истории в школе является выбор темы. Определившись с темой исследовательского проекта, необходимо провести библиографический анализ литературы и источников, раскрывающих содержание темы исследовательского проекта. Как писал выдающийся историк и археолог академик А.П. Окладников, «без библиографии, без учета того, что было сделано ранее работать в настоящее время невозможно». Именно ему принадлежит сравнение библиографии с коллективной памятью науки. В поисках литературы, как считает К. Миронов [4, с.25], окажет неоценимую помощь библиографический указатель, составленный под научным руководством П.А. Зайончковского «Справочники по истории дореволюционной России». Указатель охватывает различные виды справочной литературы, изданной с XVIII в. по 1917г., историкам, изучающим отечественную историю в ХХ в., посвящен библиографический словарь «Историки России. Кто есть кто в изучении отечественной истории», составленный А.А. Чернобаевым. В нем собрана краткая информация о месте и датах их жизни, основных трудах и литература, им посвященная.

Для успешной работы над исследовательским проектом учащимся необходимо владеть навыками работы с историческим документом. Е.Е. Вяземский и О.Ю. Стрелова предлагают следующую классификацию исторических документов: документы государственного характера: грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т.д.; документы международного характера: договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка и т.д.; документы, связанные с политической борьбой: программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации и т.п.; документы исторического характера: хроники, анналы, летописи, исторические сочинения.; документы личностного характера: мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев.; документы литературного жанра как исторические памятники своей эпохи: проза, поэзия, драма, эпос, мифы, песни, сатира, крылатые выражения и прочее [2, с. 107].

При работе с источниковедческими документами необходимо внимательно прочитать текст документа, определить тему документа, разбить текст по смысловым фрагментам и озаглавить их, найти и выписать предложения, содержащие фактическую информацию, предложения, содержащие оценочные суждения, найти и выписать определение понятия, найти в тексте ключевые понятия, найти и выписать примеры, которыми иллюстрируются, сравнить полученную информацию с другими источниками, сделать источниковедческий обзор.

Каждый исторический документ обладает определенными свойствами, и это определяет характер и глубину работы с источником, а также способ анализа. При анализе государственных законов применяются следующие вопросы: «Когда, где и почему появился закон? Кто автор закона? Чьи интересы защищает закон?». В анализе летописных источников используются следующие вопросы: «О каких событиях идет речь в документе? Как автор излагает ход событий?». В процессе анализа свидетельств очевидцев, а, в частности, писем и мемуаров можно задавать следующие вопросы: «Кто автор? О каких событиях идет повествование? Автор является участником событий, свидетелем или судит с чьих-то слов?». В качестве примера работы с источниками можно предложить анализ исторических документов по русско-турецкой войне 1877-1878 гг. учащимся предлагается прочитать документ и ответить на вопросы. Например, прочитав документ «О первом штурме Плевны» из письма Александра II Е. Долгоруковой ответьте на следующие вопросы: Расскажите в чем причины неудачи первого штурма Плевны? Справедлив ли упрек Александра II Кридинеру? Мог ли Кридинер не исполнить приказ? Прочитав документ «Третий штурм Плевны (из записки капитана Куропаткина), объясните, в чем состояло стратегическое значение Плевны? Какая тактика была избрана для штурма Плевны? Каковы причины неудачи штурма Плевны 30 августа 1877 г.? Ознакомившись с работой А.А. Керсновского «История русской армии», ответьте на следующие вопросы: Что имел в виду Мольтке, произнося свои слова? В чем он оказался не прав? Объясните смыл сравнения Шипки и Чертова моста.

В процессе анализа литературы и исторических документов учащиеся делают выводы в соответствии с целями и задачами исследования. Результаты исследовательского проекта оформляются в доклады. Содержание работы должно быть оформлено по определенной структуре, которая является общепринятой для исследовательских работ. Основными элементами этой структуры являются: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложения. Введение должно содержать обоснование, актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач (цель и задачи дублируют главы), научную новизну, объект и предмет исследования. В главах основной части исследовательской работы подробно рассматривается методика и техника исследования, обобщаются результаты. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме исследовательской работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал. Заключительная часть работы предполагает наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. Здесь можно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные и второстепенные научные результаты получены. В конце работы приводится список использованной литературы, состоящий из двух частей: список источников (всегда указывается в начале), список литературы. В приложении помещаются вспомогательный или дополнительный материал, можно привести дополнительные таблицы, графики, рисунки и т.д.

На протяжении многих лет учащиеся нашей школы готовят исследовательские работы для участия в городских научно-практических конференциях. Тематика этих работ самая разнообразная: «Политика просвещенного абсолютизма Екатерины II», «Реформы Петра I и современности, их влияние на цивилизационное развитие России», «Система образования России в сравнении с ведущими странами мира», «Император Николай II: человек, личность», «Особая экономическая зона «Алабуга»: становление и перспектива развития», «Роль иностранного капитала в экономике России в начале XX века», «Москва довоенная. Возвращение М.И. Цветаевой из эмиграции. М.И. Цветаева В Елабуге», «К.И. Невоструев - наш земляк: историк, краевед, исследователь». Однако в процессе исследовательской работы наибольший интерес вызвала работа по истории г. Елабуги, непосредственно связанная с празднованием 1000-летия нашего города, «Предпринимательская, благотворительная и меценатская деятельность елабужского купечества во второй половине XIX-начале XX века и связь с современностью». По данной теме вначале был проведен открытый урок, подготовка к которому шла в подгруппах. Каждая подгруппа отвечала за предпринимательскую и меценатскую деятельность определенной купеческой династии: Стахеевых, Гирбасовых, Черновых, Ушковых. Процесс сбора и обработки материала был достаточно трудоемким. Учащиеся познакомились с фондами городского архива, фондами музеев и библиотек г. Елабуги. Учащимися были изучены следующие документальные источники: «Вятские епархиальные ведомости»; «Историческая записка об открытии Елабужского епархиального женского училища», составленная С. Танаевским; «История города Елабуги», написанная И.В. Шишкиным, «Жалованная грамота городам», «Городское положение 1892 г». А также в процессе работы учениками была изучена диссертация кандидата исторических наук И.В. Масловой «Купеческая династия Стахеевых (II половина XIX - 1917 г.). Затем с этой темой ученицы 11 класса (Р. Шакирова, А. Забражных) выступили на городской научно-практической конференции, где работа получила высокую оценку. После этого было принято решение представить данную работу на IX Поволжскую научную конференцию им. Н.И. Лобачевского, которая традиционно проходит в г. Казани. Целью конференции являлось стимулирование интереса молодежи к научно-исследовательской деятельности, популяризация научных изысканий молодежи, психологическая и теоретическая подготовка к обучению в ВУЗах.

По итогам учебно-исследовательской работы на базе нашей школы был организован интерактивный семинар по теме: «Развитие исследовательской культуры учащихся по предметам обществоведческого цикла как условие модернизации образования». В этом семинаре участие приняли сотрудники ИНПО г. Наб. Челны, МУ «Управление образования Елабужского муниципального района», преподаватели кафедры отечественной и всеобщей истории Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета и учителя истории и обществознания Елабужского района. В ходе проведения семинара обсуждались вопросы и проблемы, связанные с организацией, основными направлениями и путями исследовательской работы. Рассматривалась роль научного руководителя в формировании исследовательской позиции, в воспитании культуры исследователя на уроках истории и обществознания и в музейной педагогике, а также в становлении личности с активной гражданской позицией.

Таким образом, научно-исследовательская деятельность способствует развитию одаренности личности, активизации познавательного интереса учащихся к изучению истории нашего государства, формирует навыки работы с научной, научно-популярной литературой.

Рецензенты:

Ахметов Л.Г., д.п.н., профессор, и.о. декана инженерно-технологического факультета Елабужского института ФГАОУ ВПО «Казанского (Приволжского) федерального университета», г. Елабуга;

Ягафарова Д.С., д.п.н., профессор, директор Елабужского филиала ЧОУ ВПО «Академия социального образования», г. Елабуга.


Библиографическая ссылка

Штерц О.М., Штерц Н.Т. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12353 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674