Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ КАК ЗОНА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ БАРЕНЦЕВА ЕВРО-АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА)

Рыжкова И.В. 1 Петошина С.И. 1 Тегалева Т.Д. 1
1 ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный гуманитарный университет» Министерства образования и науки Российской Федерации
В статье отражено понимание международного проекта как условия для реализации инновационного подхода к социально-педагогическим аспектам формирования психосоциального благополучия школь-ников подросткового возраста. Представлен анализ результатов международного социологического ис-следования, затрагивающего проблемы психосоциального здоровья, вбирающего в себя различные ком-поненты: физическая активность, социальные отношения, интернет-пространство, школьное обучение - и позволяющего рассматривать данный вопрос через призму сравнительного аспекта в школьном про-странстве России и граничащих с ней стран (Финляндии и Норвегии). В качестве примера авторы опи-раются на международный проект «Дети Арктики в интернет-сети: внедрение модели электронного здо-ровья школьников в Баренцевом регионе» (2012-2014 гг.), который представляет собой третью ступень реализации международного проекта «Дети Арктики», реализуемого представителями международного образовательного сообщества Баренцева Евро-Арктического региона с 2003 года.
школьное обучение
Интернет-пространство
социальные отношения
физическая активность
подростковый возраст
социально-педагогические инновации
здоровье
психосоциальное благополучие
Баренцев Евро-Арктический регион
1. Петошина С.И. Современное состояние и тенденции развития ценностных ориентацией молодых лидеров Севера (на примере Мурманской области) : монография. - Мурманск, 2011.
2. Психосоциальное благополучие детей Арктики : учебное пособие / науч. ред. А.М. Сер-геев, авт.-сост. И.В. Рыжкова. – Мурманск : МГПУ, 2008. - С. 105-106.
3. Рыжкова И.В. Современный университет в рамках европейского «северного измерения»: феномен интернационализации : монография. - Мурманск : МГГУ, 2013.
4. Рыжкова И.В., Сергеев А.М. Детство и образование на Севере: проблема психосоциаль-ного благополучия (на материале международного проекта «Дети Арктики») // Вопросы об-разования. – 2009. - № 4. – С. 119-133.
5. Ahonen A. (2010). Psychosocial well-being of schoolchildren in the Barents region. A comparison from the northern parts of Norway, Sweden and Finland and north-west Russia. (Doctoral thesis). - Rovaniemi, Finland: University of Lapland.
6. Kostenius C., Orling K. The meaning of stress from schoolchildren’s perspective // Stress and Health. – 2008. - № 24. - Р. 287-293.
7. Samdal O., Dur W., Freeman J. (). Life circumstances of young people-school // C. Curry et.al. (Eds.) Young peoples health in context. Health behavior in school aged children (HBSC) study: International report of the 2001/02 survey. (Health policy for children and adolescents, no. 4 ed.). - Copenhagen, Denmark: WHO cataloguing in Publication data, 2004.
8. WHO. (1946). Official Records of the World Health Organization, no.2., Retrieved 2010-03-11 from http://www.who.int/suggestions/fag/en/.

В последнее время в образовательной среде все чаще уделяется внимание вопросу о психосоциальном благополучии школьников как одной из наиболее актуальных проблем, решение которой, в первую очередь, зависит от анализа социально-экономических, культуральных и психологических факторов. Понятие «психосоциальное благополучие», созвучное по смыслу с понятиями «психическое здоровье» и «социальное здоровье», связано с ориентацией психики ребенка на взаимосвязь с моделью здорового образа жизни. Всемирная организация здравоохранения трактует здоровье как состояние медицинского, психологического, а также социального благополучия, чем подчеркивается необходимость комплексного рассмотрения проблемы здоровья не только с позиции медицинского подхода, но и подхода социально-педагогического [8].

Финский исследователь А. Ахонен трактует психосоциальное благополучие как концепт, вбирающий в себя совокупность социальных и психологических факторов, отражающих, в том числе, уровень эмоционального и когнитивного развития. Психосоциальное благополучие связано в концепции ученого с такими способностями, как способность к обучению, пониманию, запоминанию, ассоциированию себя с другими людьми через ряд социальных и культурных кодов [5]. О. Самдал, В. Дур и Дж. Фрииман, анализируя феномен психосоциального благополучия школьников, отмечают наличие тесной взаимосвязи между ощущением у школьников удовлетворенности от посещения школы и их оценкой собственного благополучия. Школьники, получающие удовольствие от посещения школы, как правило, высоко оценивают уровень собственного благополучия [7]. К. Костениус и К. Ерлинг утверждают, что досуговые виды деятельности, связанные в социальном измерении с феноменом дружбы, также играют важную роль в формировании самооценки школьников и выступают в качестве одного из важнейших факторов, влияющих на общую оценку уровня психосоциального благополучия [6].

Воздействие социальных и психологических факторов на состояние здоровья населения в настоящее время не только очевидно, но и постоянно усиливается. Проблема психосоциального благополучия школьников определила специфику международного научно-исследовательского проекта «Дети Арктики в интернет-сети (2012-2014): внедрение модели электронного здоровья школьников в Баренцевом регионе» [3; 101-118], новая фаза в развитии которого началась в 2012 г., когда программой «KolArctic ENPI» было выделено финансирование в рамках гранта. Основанием содержания и структуры проекта стало сложившееся на предыдущей стадии проекта трансграничное сотрудничество вузов и школ Финляндии, Швеции, Норвегии и России, а также внедрение научно-исследовательских и образовательных практик, апробированных в ходе данного сотрудничества. Целью проекта является улучшение общего состояния здоровья школьников, в том числе физического, психологического, эмоционального, социального и духовного, через информационно-коммуникационные технологии. В качестве главного практического результата проекта предполагается создание виртуальной оболочки, в которой и будет происходить коммуникация школьников со специалистами в сфере психосоциального здоровья и благополучия.

Общая координация проекта сегодня осуществляется Лапландским университетом прикладных наук (Финляндия). География проекта на данном этапе следующая: при сохранении доминирующих позиций прежних региональных вузов - участников проекта от Норвегии, Финляндии, Швеции и России в качестве ассоциативного партнера приглашен, например, Университет Манитобы как структура, ответственная за выполнение экспертизы, касающейся здоровья и благополучия коренного населения региона. Российский сегмент проекта существенно расширен за счет участия отдела информационных технологий Северного арктического федерального университета, при этом региональная координация проекта оставлена за Мурманским государственным гуманитарным университетом. Состав пилотных школ Мурманска и области таков: в проекте участвуют гимназия № 5 г. Мурманска; средняя общеобразовательная школа села Ловозеро, а также средняя общеобразовательная школа № 19 г. Кандалакши Мурманской области. Следует заметить, что сохранен принцип включения в проектный состав городских и сельских школ, как и сохранение саамского сегмента проекта.

С целью изучения различных компонентов психосоциального здоровья учащихся школ, проживающих в условиях арктического севера, и рассмотрения полученных данных в компаративном аспекте в 2012 году представителями вышеуказанного международного проекта было проведено социологическое исследование. Объектом исследования выступили школьники от 11 до 17 лет, проживающие в условиях Арктики. Предметом исследования явилась совокупность представлений подростков о психосоциальном здоровье, предполагающая изучение образа жизни школьников, их ценностных ориентаций, мировоззренческих установок и отношения к явлениям социальной действительности. Методом исследования было электронное анкетирование с последующей обработкой данных в системе «Webropol». В процессе анкетирования обращалось внимание на ряд социально-демографических показателей респондентов, таких как пол, возраст, география проживания (город, сельская местность, близость и удаленность от центра), семейное положение (проживание в полной/неполной семье, наличие братьев и сестер, занятость родителей). Исследование проводилось в странах Баренцева Евро-Арктического региона: Финляндии, Норвегии и России.

Доминирующую группу респондентов в каждой стране составили подростки в возрасте от 13 до 15 лет. Всего в опросе приняло участие свыше 500 человек. География проживания респондентов для каждой страны учитывала их принадлежность к городу или сельской местности. Причем акцент делался на том, в центральной части населенного пункта или за ее пределами они проживают. Относительно семейного положения преимущественную группу в каждой стране составили подростки, проживающие в полных семьях вместе с родителями: 65% - молодежь из Финляндии и по 55% молодых людей из России и Норвегии. Более чем у половины опрошенных подростков оба родителя работают полный рабочий день (процентный показатель колеблется от 65 до 79%).

Поскольку в центре нашего внимания оказался современный школьник-подросток, было необходимо рассмотреть характеристики, позволяющие оценить уровень здоровья молодого человека: спорт и физические упражнения; социальные отношения; сон и отдых; использование Интернета; школьное обучение и мн. др. Вопросы, отражающие уровень физического здоровья и общего самочувствия детей и подростков, вошли в дополнительный блок анкеты и были заданы российским школьникам, однако эти вопросы отсутствовали в международном опроснике. Именно поэтому данный показатель здоровья не может быть рассмотрен нами в сравнительном аспекте и не анализируется в данной статье.

Условия жизни на современном этапе развития общества предъявляют высокие требования к здоровью молодежи. Главным компонентом здоровья и основным условием обеспечения жизни человека является двигательная активность. Социологический опрос школьников Финляндии, России и Норвегии, проведенный в рамках проекта в 2012 году, подтверждает невысокий уровень физической активности (в течение учебной недели) от общего числа опрошенных школьников в каждой стране. Так, например, в Финляндии и России в течение 5 и более дней регулярно занимаются физкультурой примерно каждый третий школьник (34-39%), а в Норвегии - каждый четвертый (27%).

Вызывает особый интерес вопрос относительно оценки школьниками трех стран своего физического состояния. Больше всего учащихся из России (26%) оценивают свое физическое состояние как «отличное» (превосходное), подобные ответы отмечены лишь у 20% школьников из Норвегии. Аналогично уровень своего физического состояния определяют только 12% финских школьников. Плохое физическое состояние школьников можно констатировать практически одинаково во всех странах (3% у учащихся России, 2% у школьников Норвегии, 4% у финских детей). В то же время при суммировании положительных ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете свое физическое состояние (подготовку) в настоящее время?», можно сделать вывод о том, что в итоге физическое состояние как «отличное» (превосходное) или же «хорошее» школьники оценивают приблизительно одинаково (Финляндия - 71%, Россия - 72%, Норвегия - 75%). При этом осторожных ответов школьников, определяющих свое физическое состояние как «среднее», также примерно одинаковое число во всех странах (Финляндия - 25%, Россия - 25%, Норвегия - 23%).

Кроме физической активности, значимым для комплексной оценки здоровья подростков является аспект, связанный с социальными отношениями, что находит выражение в поведенческих проявлениях, обусловленных, прежде всего, психосоциальными факторами. Бесспорно, что одной из наиболее актуальных проблем и одновременно жизненной ценностью для молодых людей (особенно подростков) является потребность в дружбе и наличии друзей [1; 43-45; 99].

Данные социологического опроса позволяют констатировать, что у подавляющей группы подростков круг друзей состоит более чем из трех человек как из числа мужского, так и женского населения. Причем среди молодежи соседних стран наиболее дружественными являются норвежские школьники (у 75% молодых людей более трех друзей среди мужского населения и у 79% респондентов такое же количество друзей среди женского). Что касается российской молодежи, то среди ее выборов (в сравнении с соседними странами) у большего числа молодых людей наличествует лишь один друг (для 14% респондентов этот друг среди мужского населения и для 9% - среди женского). Для сравнения: в Норвегии и Финляндии только у 2-7% респондентов есть один друг среди мужской половины человечества и у 3-6% - среди женской. Финские школьники несколько доминируют среди тех, кто вообще не имеет друзей среди представителей обоих полов (7-13% выборов ответа об отсутствии друзей среди женщин и мужчин при таком же ответе учащихся из Норвегии - 5-9% и России - 5-7%).

Следует добавить, что при сравнении между странами процентные различия в каждом варианте выбора незначительны. Возможно, это объяснимо смысловым значением, которое вкладывали молодые люди в сами понятия: «дружба» и «друг», а также демаркацией понятий «друзья» и «знакомые». В целом, обобщая варианты выборов молодых людей всех трех северных стран, мы можем констатировать, что преимущественно школьники имеют более трех друзей, причем как среди мужской половины населения, так и среди женской.

Вопрос о дружбе часто рассматривается в контексте другой - оппозиционной проблемы - одиночества. Результаты исследования позволили утверждать, что среди современных школьников данная проблема хотя и наблюдается, но не носит существенного характера. Заслуживают внимания результаты в сравнительном аспекте между странами. Так, более половины опрошенных молодых людей из России (61%) указали, что не испытывают одиночества. Для сравнения: менее половины учащихся школ Финляндии и Норвегии (по 45% для каждой страны) могут ответить тем же. Иногда испытывает одиночество примерно такой же процент европейской молодежи (Финляндия - 45% и Норвегия - 44%). В России лишь треть опрошенных (30%) указывают на то, что иногда чувствуют себя одинокими. Что касается позиции «очень часто», при общих не столь высоких для всех стран выборах, преобладающий процент - у подростков из Финляндии (5%). Выбор данного варианта среди норвежских и российских школьников составил 2-3%.

Следует сделать вывод о том, что проблема одиночества среди подростков наиболее характерна для европейских стран. Так, по результатам исследования: данная проблема в разных формах своего проявления свойственна половине (по 55%) учащихся Норвегии и Финляндии и только 39% россиян.

Проблема насилия (издевательства) в школьном социуме продолжает оставаться актуальной и в настоящее время является международной. Чаще всего (то есть многократно в течение недели) терпят издевательства со стороны сверстников российские школьники (7%), норвежские школьники (5%), реже всех страдают от насилия учащиеся образовательных учреждений Финляндии (3%). Никогда не подвергались насилию 78% школьников в Финляндии и 75% в Норвегии. В российских школах для 65% учащихся данная тема также не является актуальной, но при этом 21% учеников заявили о том, что испытывали по отношению к себе издевательства 1-2 раза в неделю (в Финляндии - 18%; в Норвегии - 13%).

Данные опроса школьников о возможных издевательствах в сети Интернет свидетельствуют о том, что никогда не испытывали насилие в сети Интернет 87% учащихся Финляндии и 84% - Норвегии; в России - 80%. 1-2 раза в неделю регулярно страдают от издевательств в социальных сетях в Норвегии и России - 13% школьников, в Финляндии - 11% детей.

Проанализировав ответы школьников трех стран на вопросы о соблюдении режима сна, мы пришли к выводу о том, что чаще всего нарушают требования режима российские школьники: «позднее, чем в 23.00» ложатся спать - 60% детей. В то же время 45% учеников в Финляндии и 50% в Норвегии «отходят ко сну» до 23.00 часов - между 22.00 и 23.00, что отвечает возрастным требованиям и способствует формированию динамического стереотипа у несовершеннолетних детей. Каждый пятый финский школьник ложится спать еще раньше - между 21.00-22.00.

Ответы школьников на следующий вопрос: «Как часто Вы чувствуете, что спали достаточно?» дополняют общую картину соблюдения физиолого-гигиенических нормативов режима дня учащимися. Чаще всего («каждое или почти каждое утро») просыпаются «выспавшимися» школьники из Норвегии (26%), среди них же меньше всего учеников, которые «почти никогда» не высыпаются (18%). Больше всех не высыпаются («почти никогда») школьники из России - 26% .

На современном этапе среди различных аспектов, связанных с времяпрепровождением подростков, большое значение уделено вопросам, посвященным досугу в Интернете. Очевидно, что интернет-пространство в наши дни - часть пространства социального, и время в Интернете уже в полной мере входит в режим дня современного человека. Акцентируя внимание на значимости досуга и общения с друзьями в жизни школьника, наше исследование предполагало необходимость рассмотрения следующих вопросов: «Как много друзей у молодых людей в сети Интернет (преимущественно в популярных социальных сетях, таких как Facebook, "ВКонтакте" и др.)?»; «Сколько времени проводят с друзьями по Интернету молодые люди?».

Полученные данные позволили заметить, что больше всего друзей в Интернете - от 101 до 500 человек преимущественно у финских подростков (59%). Чуть меньше насчитывают такое количество друзей в виртуальности норвежские школьники (56%). Российская молодежь в данном показателе составила 49%. В то же время следует заметить, что среди всех трех стран данный количественный выбор друзей является преобладающим в сравнении с другими возможными вариантами, включая и то, что показатель полного отсутствия у молодых людей друзей в Интернете достаточно низкий (для России - это 3% выборов, Норвегии - 5% и Финляндии - 6%). Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что у современной молодежи северных стран довольно много друзей в виртуальном пространстве.

Что касается времени общения с друзьями в Интернете, молодые люди всех трех стран указали на ежедневный характер. Причем наибольшее число выборов регулярного общения с друзьями посредством Интернета отмечено у российских учащихся (67%), чуть меньше - у молодых людей из Норвегии (65%), и наименее (в сравнении с подростками из других стран) склонны к общению с друзьями по Интернету каждый день финские школьники (55%). При общей, крайне низкой, для учащихся всех трех стран констатации факта полного отсутствия общения с друзьями посредством виртуальной сети следует заметить наибольшую склонность к такому решению со стороны финских школьников (6%), когда выборы подобного ответа среди российской и норвежской молодежи - по 2% на каждую страну.

В то же время заслуживают внимания данные о времени общения с друзьями в реальном пространстве: после школы. Здесь показатели приоритета выбора времяпрепровождения с друзьями среди молодежи трех стран существенно разнятся. Так, наиболее расположенной к ежедневному общению в реальной действительности оказывается российская молодежь (65%), менее склонны к такому общению с друзьями подростки из Финляндии и Норвегии (24-27%). Для молодых людей этих европейских стран более высок (в сравнении с выборами российской молодежи) показатель общения от 3 до 6 дней в неделю (Норвегия - 44%; Финляндия - 38% при том, что Россия - 21%), как и от 1 до 2 дней (Норвегия - 25%, Финляндия - 18% при том, что Россия - 7%). Данные результаты позволяют констатировать, что при все большей популяризации интернет-общения среди современной молодежи в России еще продолжает сохранять значение практика реального общения (примерно на том же уровне, исходя из процента выборов, что и общение в Интернете).

Имеет значение рассмотрение в сравнительном аспекте вопроса о затрате времени на использование Интернета российскими подростками и их европейскими сверстниками. В рамках данного исследования нами был сделан акцент на учебных днях и выходных, праздниках. Так, больше всего времени в виртуальном пространстве в учебные дни (свыше 4 часов) проводят молодые люди из России - 28% (для сравнения - молодые люди из Норвегии - 23% и Финляндии - 11%). Также несколько преобладает показатель полного отсутствия пользования Интернетом в учебные дни у российских школьников: выбор данной позиции составляет 8%, при том, что у молодых людей из соседних европейских стран (Норвегии и Финляндии) по 4% для каждой страны. Резко выбивается финская молодежь в сравнении с другими школьниками в показателе о пребывании онлайн в учебные дни 1-2 часа (43%). Лишь третья часть респондентов из числа норвежской молодежи (32%) и пятая часть из числа русской (23%) проводят столько времени в Интернете. Примерного равенства достигают показатели среди выборов молодежи всех трех стран относительно нахождения онлайн около 3-4 часов в учебные дни. Данный показатель отражает выбор трети (31-33%) опрошенных школьников в каждой стране.

Относительно времени пребывания онлайн в выходные и праздничные дни - здесь среди молодежи всех трех стран показатель значительно выше. Довольно низок для всех стран процент выбора позиции полного отсутствия посещения Интернета (Россия - 5%, Норвегия и Финляндия - по 2%) и достаточно высоки среди ответов молодежи позиции пребывания в Интернете свыше 4 часов (Финляндия - 31%, Россия - 48% и Норвегия - 53%). Однако следует заметить, что для финских подростков процент распределения времени онлайн от 1-2 часов в выходной день до 3-4 часов и свыше не столь различим и колеблется от 26 до 35%, когда для двух других стран изменение временного колебания (причем в сторону увеличения затраченных часов) более заметно (для России - от 14 до 48% и Норвегии - от 17 до 53%).

Однако данные, представленные выше, больше отражают сам факт затраты времени в онлайне, нежели содержательную сторону такого времяпрепровождения. В результате: затруднительно оценить цели пребывания подростков в Интернете, например поиск учебного материала, новостей по интересам, проигрывание онлайн-игр, общение с друзьями и т.д.

Учитывая распространение онлайн-игр, требующих внесения денег за возможность самого игрового действия (что приходится наблюдать в последнее время в социальной реальности), исследовательский коллектив при составлении опросника уделил внимание данному аспекту. Дополнительный интерес вызывала и возможность изучения оценки явления подобных игр школьниками при учете того, что в силу возраста они не представляют собой трудоспособное население, не имеют возможности самостоятельного заработка (за небольшим исключением, например, несовершеннолетних, достигших 14 лет и имеющих возможность частично заниматься трудовой деятельностью согласно российскому законодательству, но в большинстве случаев не прибегающих к этому во время учебы в школе).

Результаты исследования позволили констатировать, что в России, как и в большинстве европейских стран, школьники не принимают участие в подобных играх (хотя показатель данного выбора в нашей стране и несколько ниже - 77%, чем в соседних странах: в Норвегии - 87%, в Финляндии - 83%). Очевидно, во многом это обусловлено отсутствием в должной мере собственных денежных средств, о чем было сказано выше. В то же время среди тех учащихся, кто задействован в интернет-играх, требующих внесения денежных средств, несколько преобладают молодые люди из России (23%) (для сравнения - подростки из Финляндии - 17% и Норвегии - 13%). Российская молодежь лидирует и среди тех, кто играет в подобные игры раз в неделю (9%); с данной периодичностью норвежские и финские подростки участвуют в них реже (4-7%).

Бесспорно, что значимым показателем успешности современного школьника является его успеваемость. Мы проанализировали ответы учащихся общеобразовательных учреждений трех стран на вопросы: «Что, как Вы думаете, Ваш учитель скажет о Вашей успеваемости?» и «Что бы Вы сказали о Вашей школьной успеваемости?». При суммировании положительных ответов на вопрос относительно мнения учителя (в предположениях детей) мы установили, что больше всех оценки «очень хорошо» и «хорошо» получат финские ученики - 74%, затем норвежские школьники - 68%. По мнению российских детей, меньше половины, только 44% учащихся, рассчитывают на высокие оценки со стороны своих учителей, что, впрочем, практически совпадает с результатами самооценки детьми собственной школьной успеваемости - 45%. Совпадают практически данные о плохой оценке учителями успеваемости школьников (Россия - 9%, Финляндия - 3%, Норвегия - 4%) и самими детьми их же результатов школьной успеваемости (Россия - 9%,Финляндия - 3% , Норвегия - 4%).

Ранее мы уже отмечали, что для сохранения и укрепления здоровья детей необходима интеграция всех заинтересованных в этом социальных институтов: государства, общества, образовательных и воспитательных учреждений, семьи. Интерес к учебной деятельности ребенка со стороны родителей позволяет стимулировать не только школьные успехи, но и устанавливать причины, выявлять факторы, которые могут снижать результаты успеваемости, способствовать формированию нездорового образа жизни.

По мнению самих школьников, больше всех интересуются школьной учебой родители норвежских учеников - 75%, 72% российских родителей традиционно проявляют интерес к учебе детей, и чуть больше половины (52%) родителей финских учащихся интересуются их успеваемостью в школе. Низкий и практически равный процент родителей в каждой стране, которые не придают значения контролю за школьной учебой своих детей (в Норвегии - 2%, России - 3%, Финляндии - 3%).

Опираясь на то, что психосоциальное здоровье во многом зависит и от собственного отношения к ряду факторов той социальной среды, в которой живет и формируется человек, исследователей заинтересовал вопрос, связанный с оценкой подростками своей жизненной ситуации.

На момент исследования большинство респондентов из числа школьников всех трех стран преимущественно характеризуют ее как оптимальную. При возможности выбора оценки в ходе самоанализа от 0 до 10 в сторону увеличения показателя, как наилучшего, в ответах школьников доминируют выборы позиций: 8-10. Данные показатели выбора оказались интересны в сравнительном аспекте между странами. Так, среди выборов финских школьников доминирует оценка 8 (33%), норвежских - 9 (23%), лишь с незначительной разницей от 8 (22%), а среди российских учащихся - 10 (30%). Причем, заметим, что выбор максимального показателя школьниками из России заметно превалирует над выбором данного показателя среди подростков соседних европейских стран (для сравнения: в Финляндии данный показатель составил 9%, а в Норвегии - 16%).

Конечно, результаты самоанализа жизненной ситуации школьниками не могут претендовать на абсолютный показатель и полную объективность, поскольку они исключают из своей основы ряд других важных характеристик. Однако они позволяют выявить некоторые относительные тенденции самоориентации молодых людей и их эмоциональную реакцию на условия той социальной среды, где происходит их социализация, что во многом отражает общую исследуемую нами проблему психосоциального здоровья.

В настоящее время сохранение здоровья школьников зависит от установления баланса между образовательной средой школы (условия обучения, образовательные программы, соответствующие физиолого-гигиеническим стандартам и учитывающие индивидуальные особенности развития школьников) и физиологическими, а также психологическими процессами детского организма, характерными для конкретной возрастной группы. Обеспечение такого баланса возможно только на основе единства усилий родителей и всех школьных специалистов - учителей, школьных администраторов, сотрудников медицинской, психологической и социальной служб, службы валеологического мониторинга, необходимых для реализации условий по сохранению и развитию здоровья детей.

Подводя некоторые итоги, заметим, что проблема психосоциального благополучия и здоровья, безусловно, является достаточно новой, с точки зрения как теоретического осмысления, так и практического воплощения, особенно в образовательной и социально-воспитательной практике современных российских школ. С нашей точки зрения, важным моментом является сам факт реализации в трансграничном проектном пространстве научно-исследовательских и образовательных практик, позволяющих осмысливать такие проблемы, как психосоциальное благополучие и здоровье. Таким образом, в рамках международного проекта постепенно генерируются новые направления, которые поэтапно входят в пространство современной педагогики, а также расширяют и обновляют существующий педагогический опыт.

Рецензенты:

Дранишников В.В., д.п.н., профессор кафедры педагогики Мурманского государственного гуманитарного университета, г. Мурманск.

Левитес Д.Г., д.п.н., профессор кафедры педагогики Мурманского государственного гуманитарного университета, г. Мурманск.


Библиографическая ссылка

Рыжкова И.В., Петошина С.И., Тегалева Т.Д. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ КАК ЗОНА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ БАРЕНЦЕВА ЕВРО-АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА) // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12343 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674