Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ПРОБЛЕМЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРИРОДЫ ДЕПРИВАЦИИ

Тен Л.Г. 1 Кибальченко И.А. 1
1 Инженерно-Технологическая Академия Южного федерального университета в г. Таганроге
В статье представлено обоснование проблемы недостаточной изученности феноменологии депривации и концепции об информации как главном, ключевом, кристаллизующем факторе в целостной картине ее развития. Выдвигается определение информационной депривации как психического образования, сформировавшегося в условиях дефицита информации обедненной среды, проявляющееся в депривационном симптомокомплексе. Описываются итоги контент-аналитического исследования научных источников. В соответствии с рассматриваемыми гипотезами по результатам дедуктивного и индуктивного контент-анализа доказывается представление об информационной природе депривации и наличии объединяющего основания между различными ее видами. По результатам эмпирического исследования, где демонстрируется и интерпретируется существование обратной корреляционной связи между информацией и другими элементами депривации в ее структуре, информация представлена как главный, ключевой, кристаллизующий фактор в целостной картине развития депривации.
депривационный симптомокомплекс.
дефицит информации
психическое образование
информационная депривация
1. Астоянц М.С. Социокультурная обусловленность личностных характеристик несовершеннолетнего в условиях депривации // Отечественный журнал социальной работы. – 2004. - №2. – С. 50-52.
2. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи // Записки детского психиатра. – М., 1988.
3. Кибальченко И.А. Интеграция учебного и познавательного опыта обучающихся: структура, динамики, технология. Дис. д.псх. н. – Р/н Д., 2011.
4. Куровский В.Н., Пяткина Г.Н. Материнская депривация и ее структурные компоненты // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). – 2010. – Вып. 10. С. 141–144.
5. Лангмайер Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. [Текст]. – Прага, 1984.
6. Федорова Н.В. Депривация в семье как фактор деликлентного поведения подростков. Дис. к. псх. н. – Омск, 2007.
7. Шабалина С. А. Влияние материнской депривации на жизнедеятельность детей // Вестник Чувашского гос. Пед. университета имени И.Я. Яковлева – 2011. - №4. – Ч.2. – С. 203-208.
8. Шабалина С. А. Причины нарушений развития у детей, воспитывающихся в интернатных учереждениях в условиях материнской депривации // Вестник Чувашского гос. Пед. университета имени И.Я. Яковлева. – 2012. - №1. – Ч. 1. – С. 176-181.
9. Ярославцева И.В. Психическая депривация: причины, проявления и механизм развития // Сибирский психологический журнал. – 2013. - №47. – С. 33-40.

Введение

Актуальность исследования проблемы депривации в её психологическом аспекте как состояния сознания личности и результата лишения, потери, утраты или недополучения чего-либо состоит в недостаточной изученности феноменологии этого состояния, что следует из наиболее известных публикаций, где описываются отдельные его аспекты, тогда как практически все авторы отмечают многоплановое влияние депривации на личностное развитие, психическое здоровье и социализацию личности. При этом очевидно, что различные виды и аспекты депривации не проявляются разновременно. Этот факт отмечается исследователями Й. Лангмайер, Н.Б. Федорова, С.А. Шабалина, М.С. Астроянц, И.В. Ярославцева, М.И. Буянов, Н.Б. Куровский, Г.Н. Пяткина и другие [1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9].

В основном авторы описывают некоторую неудовлетворённую психическую потребность, которая принимается за важную и влияющую на возникновение психических нарушений, из которых не видно её природы.

В процессе контент-анализа нами было обнаружено около 30 различных терминов, описывающих понятие депривации: сенсорный, эмоциональный, информационный дефицит, обедненность эмоциональной среды, недостаточность внешних стимулов, отсутствие заботы, ласки, понимания, обедненные жизненные условия, отвержение родителями, ограничение возможностей для усвоения социальной роли, неудовлетворение жизненно важных потребностей, отсутствие материнской заботы и т. п. На основании теоретического анализа психолого-педагогической литературы нами были выдвинуты предположения о том, что:

1. Феномен депривации имеет информационную природу

Информационная депривация может быть представлена как психическое образование, сформировавшееся в условиях дефицита информации в обеднённой среде, проявляющееся в депривационном симптомокомплексе.

Под информацией мы понимаем: совокупность реальных (объективных) раздражителей (стимулов); результат информационных взаимодействий на уровне субъект-субъектных отношений; знания, которыми должен располагать субъект для своего развития и достижения жизненных целей.

Под депривационным симптомокомплексом понимается совокупность личностных проблем субъектов, проявляющихся в форме: низкой самооценки (А.Н. Пронина, С.А. Шабалина, К.В. Солоед, И.О. Спесивцева и др.); отрицательного самопринятия (У.В. Ульенкова, M. Murrey); склонности к психосоматическим заболеваниям (Н.Б. Римашевская, Л.Ф. Кремнева); использования неадаптивных защитных механизмов (А.С. Тысячнюк); затруднений в социализации личности (И.В. Ярославцева) и другие.

2. Информация является главным, ключевым, кристаллизующим фактором в целостной картине развития депривации.

3. Существует обратная связь между информацией и другими элементами депривации в ее структуре.

Нами была осуществлена попытка контент-аналитического исследования научных источников с целью обобщения представления о феномене депривации и на предмет нахождения объединяющего основания между различными видами депривации. Выборку составили полные тексты и статьи с описанием этого явления в различных аспектах. При проведении контент-анализа использовались 2 этапа на основе инструкции и гипотез [3].

В ходе дедуктивного варианта контент-анализа публикаций были выполнены следующие процедуры:

  • было составлено 384 карточки с индикаторами, характеризующими различные стороны депривации;
  • «чистка» повторяющихся по содержанию карточек, в результате чего из 384 исходных карточек сначала осталось 250.
  • образование на этой основе путем обобщения и укрупнения 7 ключевых (смысловых) единиц и обобщение их в три суммарные группы категории анализа.

Всего было проанализировано 75 источников 63 авторов.

В соответствии с содержанием гипотезы о депривации, априорно были выделены ключевые (смысловые) единицы и 7 категорий анализа (Таблица 1).

Таблица №1.

Частоты встречаемости ключевых (суммарных) категорий по итогам проведения дедуктивного варианта контент-анализа

Ключевые (смысловые) единицы как категории анализа

Дедуктивный анализ

 

Частоты встречаемости

 

в целом

в %

 

N

 

1

Общие сведения о депривации

20

8

2

Предпосылки к формированию депривации у детей

48

19,2

3

Взаимодействие различных видов депривации, системный характер депривации

30

12

4

Объединяющие основания, что объединяет различные виды депривации

22

8,8

5

Развитие депривации

50

20

6

Структура депривации

12

4,8

7

Информация в структуре депривации

68

27,2

 

Сумма

250

100

Суммарные группы категорий

A

Феноменология явления депривации (1, 3, 4, 6)

20+30+22+12

33,6

B

Динамика и факторы формирования депривации (2, 5)

48+50

39,2

C

Информация в структуре депривации (7)

68

27,2

Категории анализа определились по 17 дробным элементам − подкатегориям (частным понятиям, раскрывающим смысловое содержание ключевых единиц), на основе которых непосредственно и производилась кодировка текста.

Проверка валидности, обоснованности выделения и группировки смысловых единиц и категорий анализа проводилась методом компетентных судей (4 специалиста кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности ТТИ ЮФУ). Участникам процедуры было предложено по единой инструкции, независимо друг от друга оценить сгруппированные в три группы выделенные индикаторы по проблеме содержания понятия информационная депривация, которые соответствуют выдвинутой нами гипотезе. В итоге эксперты оценили группировку по 3х бальной системе.

Степень совпадения их оценок находится в диапазоне – от 75 % (по группе С), 83,33 % (по группе В) до 91,6 % (по группе А). В среднем оценка экспертов совпала с предложенным вариантом на 83,33 %. Это превышает необходимый минимум в 75 % совпадений.

Дедуктивный контент анализ выявил наиболее общие тенденции представлений различных авторов относительно феномена депривации.

Следующим этапом работы было проведение индуктивного контент анализа по расширенному списку источников (113 источников, из них 38 новых) и проведение анализа «сцепок» между категориями.

Основные цели проведения индуктивного анализа:

  • проверка и уточнение исходных гипотез, так как возможно появление новых смысловых единиц в процессе анализа;
  • анализ структуры взаимосвязи категорий между собой;

Задача анализа структуры взаимосвязей категорий осуществлялась с помощью корреляционного и факторного анализа. В исследовании определялись степень и характер статистической связанности 7-ми первичных ключевых единиц. Учет связей между категориями позволяет перейти к системному представлению компонентов депривации и проверить наличие теоретического обоснования в исследованиях по проблеме депривации для предложенной гипотезы об информационной природе депривации.

Результаты факторного анализа:

В ходе факторного анализа пересечения «сцепок» категорий по методу главных компонент с последующим Varimax-normalised вращеним были получены 2 значимых фактора общностью 86,757%. Факторные нагрузки представлены в таблице 2.

Таблица № 2

Факторная структура взаимосвязей ключевых единиц депривации в компоненты

Ключевые единицы

 

Компоненты

1

2

1.Общие сведения о депривации

-,087

,865

2.Предпосылки к формированию депривации у детей

,968

,036

3.Системный характер депривации

,625

,619

4.Объединяющие основания

,622

,733

5.Развитие депривации

,130

,943

6.Структура депривации

,849

,364

7.Информация в структуре депривации

-,958

,064

Таким образом, факторный анализ структуры ключевых (смысловых) единиц и суммарных категорий по итогам 113 источников демонстрирует, что в изучении содержания понятия «информационная депривация» преобладают тенденции, отраженные в факторах.

В первом факторе взаимосвязаны категории, характеризующие:

№2 «Предпосылки к формированию депривации у детей»;

№3 «Взаимодействие различных видов депривации, системный характер депривации»;

№6 «Структура депривации»;

№7 «Информация в структуре депривации».

Этот фактор можно назвать «информационное опосредование депривации». Он является самым нагруженным, так как в него входят 4 элемента. В таблице полной объяснительной дисперсии на этот фактор приходится 48,244% из 86,757% кумулятивного процента нагрузок вращения, таким образом, его можно охарактеризовать как ключевой, кристаллизующий, главный, что отражает второе предположение (рисунок 1).

Рисунок 1. Соотношение компонент факторного анализа

Во втором факторе объединены категории:

№1 «Общие сведения о депривации»;

№4 «Объединяющие основания, что объединяет различные виды депривации»;

№5 «Развитие депривации».

Второй фактор можно охарактеризовать как «целостное развитие депривации». На этот фактор приходится 40,513% кумулятивного процента нагрузок вращения. В матрице повернутых компонент 3 и 4 элементы (системный характер депривации и объединяющие основания, что объединяет различные виды депривации) имеют весомую нагрузку по величине значения в обоих факторах и на уровне тенденций являются «мостиком» между двумя факторами, обеспечивая переход от одного фактора к другому. Иными словами информационное опосредование депривации обеспечивает ее целостное развитие. Что подтверждает вторую гипотезу. В результате факторного анализа все категории вошли в факторы, ни одна из них не «выпала», что подтверждает значимость выбранных категорий.

2. В матрице корреляций (таблица 3) наибольший показатель корреляции (-0.925) соответствует обратной взаимосвязи категории «информация» и «предпосылки к возникновению депривации». Между 2, 3, 4 и 6 элементами депривации в ее структуре и категорией «информация» наблюдается значимая прямая корреляция, что отражает формирование структуры депривации на базе предпосылок. Обратная значимая корреляционная связь с переменной №7 (Информация в структуре депривации) доказывает зависимость формирования структуры депривации от ее кристаллизующего основания – информации, когда ее дефицит усиливает формирование депривации и наоборот.

Факторная структура подтверждает наши предположения об информационной природе депривации и отражает детерминирующую функцию информации в структуре депривации.

Таблица №3

Матрица корреляций между элементами депривации

Названия элементов депривации

1

2

3

4

5

6

7

1.Общие сведения о депривации

1,000

-,002

,323

,642

,671

,166

,021

2.Предпосылки к формированию депривации у детей

-,002

1,000

,573

,629

,156

,810

-,925

3.Системный характер депривации

,323

,573

1,000

,780

,724

,719

-,518

4.Объединяющие основания

,642

,629

,780

1,000

,717

,747

-,594

5.Развитие депривации

,671

,156

,724

,717

1,000

,522

,021

6.Структура депривации

,166

,810

,719

,747

,522

1,000

-,724

7.Информация в структуре депривации

,021

-,925

-,518

-,594

,021

-,724

1,000

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Проведенный дедуктивный и индуктивный контент-анализ подтверждают предположение об информационной природе депривации.

2. В качестве рабочего определения выдвинуто, что информационная депривация является психическим образованием, сформировавшимся в условиях дефицита информации обедненной среды, проявляющимся в депривационном симптомокомплексе в форме: низкой самооценки; отрицательного самопринятия; склонности к психосоматическим заболеваниям; использования неадаптивных защитных механизмов; затруднений в социализации личности.

3. Информация является главным, ключевым, кристализующим фактором в целостной картине развития депривации.

4. Перспективой исследования является изучение депривационного симптомокомплекса.

Рецензенты:

Непомнящий А.В., д.п.н., профессор, кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности, Инженерно-Технологическая Академия Южного федерального университета» в г. Таганрог.

Кибальченко И.А., д.псх.н., доцент, профессор кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности, Инженерно-Технологическая Академия Южного федерального университета» в г. Таганрог.


Библиографическая ссылка

Тен Л.Г., Кибальченко И.А. К ПРОБЛЕМЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРИРОДЫ ДЕПРИВАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12337 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674