Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОТИВАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Грабко Е.Ю. 1 Лавина Т.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»
В статье проведен анализ психолого-педагогической литературы по вопросам мотивации, применения дистанционного (электронного) обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе вузов. Рассмотрены основные принципы и способы мотивации педагогических работников к организации дистанционного обучения, обсуждаемые в блоге сообщества «E-Learning PRO. Ассоциация e-Learning специалистов». На основе материалов Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева проведен анализ условий, направленных на стимулирование преподавателей к деятельности по применению дистанционных образовательных технологий для решения профессиональных задач: повышение квалификации преподавателей и сотрудников вуза на бесплатной основе по специальным очно-дистанционным дополнительным профессиональным программам «Основы разработки дистанционных курсов в среде Moodle» и «Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении»; организация ежегодных конкурсов дистанционных курсов и кружков с денежным призовым фондом; разработка индивидуального рейтинга преподавателя, с включением в него в качестве компонента применения дистанционных образовательных технологий в своей профессиональной деятельности.
повышение квалификации
дистанционные образовательные технологии
дистанционное обучение
мотивация
1. Лавина Т.А. Развитие компетентности учителя в области информационно-коммуникационных технологий в условиях непрерывного педагогического образования // Информатика и образование. – 2012. – № 1 (203). – С. 72–74.
2. Андреева Т.А., Лавина Т.А. Педагогические условия подготовки будущих учителей иностранного языка к организации дистанционного обучения // Глобальный научный потенциал [Тамбов]. – 2012. – № 2 (11). – С. 55–58.
3. Современный словарь русского языка три в одном: орфографический, словообразовательный, морфемный : около 20 000 слов, около 1200 словообразовательных единиц / под ред. Ефремовой Т.Ф. – М. : ACT, 2010. – 699 с.
4. Современный экономический словарь / гл. редакция: Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. – 2-е изд., испр. - М. : ИНФРА-М, 1999. – 479 с.
5. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / составители И.В. Роберт, Т.А. Лавина. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 69 с.
6. Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов – М. : Сов. энциклопедия, 1983. – 840 с.

Современное развитие информационных и коммуникационных технологий способствует активному внедрению дистанционных образовательных технологий практически во все уровни образования России, в том числе и в высшее образование. В связи с этим одной из важнейших особенностей современного образовательного процесса в вузе является расширение возможностей информационно-образовательной среды, которые в настоящее время активно реализуются образовательными организациями. Одной из важных задач информационно-образовательной среды вуза является организация коммуникационного взаимодействия между преподавателями вуза, студентами, специалистами вспомогательных подразделений.

Анализ применения дистанционных образовательных технологий позволяет говорить о том, что педагогические работники российских вузов значительно отстают в изучении и применении дистанционных образовательных технологий от мирового образовательного сообщества. Это может быть охарактеризовано следующими причинами:

  • недостаточные первоначальные знания профессорско-преподавательского состава в области применения информационных и коммуникационных технологий;
  • недостаточное техническое оснащение личного информационного пространства педагога;
  • неготовность педагогов вуза к применению новых дистанционных образовательных технологий;
  • недостаточная мотивация преподавателей вуза к организации дистанционного обучения;
  • новизна методов и приемов, применяемых в ходе дистанционного учебного процесса;
  • специфика организационной структуры образовательного учреждения в области применения дистанционных образовательных технологий.

Недостаточная мотивация преподавателей вуза к организации дистанционного обучения, на наш взгляд, – одна из важнейших причин отставания вузов России от мирового сообщества в области внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс.

Рассмотрим подробнее понятие «мотивация». В научно-психологической литературе есть множество определений мотивации.

Мотивация – совокупность стойких мотивов, определяемых характером личности, её ценностной ориентацией и направляющей её деятельностью; мотивировка [3].

Мотивация – внешнее или внутреннее побуждение экономического субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения [4].

Мотивация – система внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека или животного [6].

Вопросам определения сущности дистанционного обучения и дистанционных образовательных технологий посвящены работы А.А. Андреева, М.Ю. Бухаркиной, Т.А. Лавиной, Н.В. Никуличевой, Е.С. Полата, И.В. Роберт и др.

Дистанционное обучение – интерактивное взаимодействие как между обучающим и обучаемым (обучающимся) или обучаемыми (обучающимися), так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса (например, web-сайта или web-страницы), отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемое в условиях реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий (незамедлительная обратная связь между пользователем и средством обучения; компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение больших объемов информации, их передача и обработка; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения учебного материала) [5]. В 2008 году активистами внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс было создано сообщество «E-Learning PRO. Ассоциация e-Learning специалистов» (http://www.elearningpro.ru). В данном сообществе активно обсуждаются проблемы и перспективы развития электронного (и дистанционного) обучения в России. В 2012 году в блоге сообщества проводилось обсуждение по вопросам мотивации преподавателей дистанционного обучения. Участники сообщества предлагали различные пути решения обсуждаемой проблемы:

  • привлечение студентов и обслуживающего персонала (например, лаборантов) вуза к наполнению системы дистанционного обучения готовым контентом – лекционными материалами, тестовыми заданиями, темами для форумов;
  • опора на инновационно-направленных преподавателей вуза, иными словами – на энтузиастов науки;
  • организация методического обеспечения дистанционного учебного процесса;
  • повышение квалификации преподавателей вуза в области дистанционного обучения;
  • административные методы (указы, приказы руководства вуза);
  • материальное поощрение активных дистанционных преподавателей;
  • организация семинаров, научно-практических конференций по вопросам организации дистанционного обучения.

Таким образом, внедрение ДО в образовательный процесс вуза предполагает создание условий, направленных на стимулирование преподавателей к деятельности по применению дистанционных образовательных технологий для решения профессиональных задач, что в свою очередь способствует формированию мотивации преподавателей вуза к организации дистанционного обучения.

В Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева (г. Чебоксары) дистанционное обучение начали внедрять в 2011 году – на серверах вуза была развернута система дистанционного обучения Moodle.

На начальном этапе всем преподавателям вуза было предложено пройти обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации «Основы разработки дистанционных курсов в среде Moodle» и «Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении» трудоемкостью академических 72 часа. Согласно указу ректората, сотрудники вуза имеют возможность повысить свою квалификацию бесплатно (в отличие от сторонних слушателей: для них стоимость обучения составляет 2800 рублей в 2013-2014 учебном году). За период с октября 2011 г. по февраль 2014 г. дополнительные профессиональные программы повышения квалификации «Основы разработки дистанционных курсов в среде Moodle» и «Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении» в полном объеме успешно освоили 178 сотрудников вуза (примерно 20% от всей численности штатных сотрудников, и 50% от численности профессорско-преподавательского состава).

В целях выявления уровня сформированности ИКТ-компетентности преподавателей в области применения дистанционных образовательных технологий нами были разработаны анкеты, предлагаемые слушателям курсов повышения квалификации по программе «Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении» перед началом и в конце обучения. Анкеты ориентированы на выявление самооценки преподавателей и включают в себя вопросы, выявляющие сформированность ИКТ-компетентности по трем структурным компонентам:

1) к мотивационному компоненту относятся вопросы:

  • Из каких источников Вы узнали про данные курсы повышения квалификации?
  • Почему Вы решили обучаться на данном курсе?
  • Как Вы относитесь к дистанционному обучению в качестве основного или дополнительного способа обучения?

2) к когнитивному компоненту относятся вопросы:

  • Какие цели внедрения системы дистанционного обучения Вы считаете наиболее значимыми?
  • Какие образовательные услуги, по Вашему мнению, могут быть реализованы с использованием дистанционного обучения в вашем образовательном учреждении?
  • Отметьте факторы, которые, на Ваш взгляд, препятствуют использованию дистанционных образовательных технологий в вашем образовательном учреждении?

3) к технологическому компоненту относятся вопросы:

  • Оцените применение Вами информационных технологий в учебном процессе?
  • Есть ли у Вас компьютер (ноутбук) и доступ к сети Интернет?
  • Есть ли у Вас опыт использования компьютерных технологий для дистанционного обучения?

В ходе проведения анкетирования на вопросы ответили 86 человек. Основные результаты выявления сформированности ИКТ-компетентности мотивационного компонента приведены в диаграммах (рисунок 1).

Рисунок 1 – Основные результаты анкетирования слушателей по программе «Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении» (диаграммы построены на основе сервисов Google)

Хотелось бы обратить внимание на то, что 87% опрошенных в качестве ответа на вопрос «Почему вы решили обучаться на данном курсе?» выбрали ответ «заинтересован(а) в получении новых знаний в области организации дистанционного обучения». Также 95% респондентов положительно относятся к дистанционному обучению в качестве вспомогательного способа обучения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что большая часть преподавателей вуза выражают желание применять дистанционные образовательные технологии в своей профессиональной деятельности и хотят повышать свою квалификацию в данной области.

Также в целях стимулирования преподавателей ЧГПУ им И.Я. Яковлева к внедрению дистанционного обучения в учебном процессе в январе 2012 г. на базе системы дистанционного обучения Moodle был запущен Конкурс дистанционных курсов с призовым фондом 100 тысяч рублей (в конкурсе участвовали 14 проектов в двух номинациях: обучение по дисциплинам учебного курса и дополнительное обучение; в конкурсе участвовали как отдельные преподаватели вуза, так и коллективы авторов).

Необходимо отметить, что из 14 заявок, поданных на первый конкурс дистанционных курсов, полная реализация курса (подача заявки, наполнение курса лекционными материалами, разработка тестовых и практических заданий, запись на курс студентов, консультационная поддержка, проверка заданий, итоговый зачет или экзамен по курсу) была проведена лишь по 8 проектам (то есть 57% от начального количества поданных заявок):

  1. Управление социальными системами. Часть 1. Управление системой социальной защиты детства.
  2. Деловая корреспонденция для бизнес-общения (английский язык).
  3. Программное обеспечение ЭВМ.
  4. Дидактические разработки по курсу «Иностранный язык» для самостоятельной работы студентов.
  5. Применение компьютерных технологий в проектировании.
  6. Теория и практика дистанционного обучения в среде Moodle (для студентов педагогического вуза).
  7. Разработка электронных образовательных ресурсов.
  8. Современные средства оценивания результатов обучения.

В июне 2013 г. в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева были запущены уже два конкурса для преподавателей: дистанционных курсов и дистанционных кружков с общим призовым фондом 200 тысяч рублей:

  • Конкурс дистанционных курсов – в номинациях «Обучение по дисциплинам учебного курса» и «Дополнительное обучение»;
  • Конкурс дистанционных кружков – в номинациях «Дистанционный кружок по предметам гуманитарного цикла», «Дистанционный кружок по предметам естественно-научного цикла» (целевая для будущих абитуриентов).

В конкурсах участвуют 22 проекта по всем представленным номинациям. Дистанционные курсы редактируют и наполняют 24 преподавателя ЧГПУ. В настоящее время участниками конкурсов в качестве обучающихся являются 228 студентов вуза, 259 учащихся школ Чувашской Республики.

Несмотря на материальное стимулирование профессорско-преподавательского состава ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, внедрение дистанционного обучения в образовательный процесс вуза протекает малыми темпами.

В настоящее время ректоратом вуза разрабатывается индивидуальный рейтинг преподавателя, в который, на наш взгляд, необходимо внести следующие компоненты:

  • разработка электронных образовательных ресурсов;
  • создание и сопровождение дистанционного курса (по дисциплинам учебного курса, дополнительного обучения, спецкурсам и прочее);
  • разработка и регистрация электронного учебного издания;
  • проведение вебинаров, web-консультаций, web-лекций;
  • консультационная дистанционная поддержка студентов дневного и заочного отделений, обучающихся аспирантуры, докторантуры, слушателей дополнительного обучения.

Включение вышеперечисленных рейтинговых компонентов, на наш взгляд, положительно повлияет на активность применения дистанционных образовательных технологий преподавателями вуза в образовательном процессе.

Рецензенты:

Кожанова М.Б., д.п.н., доцент, проректор по воспитательной работе и социальным вопросам ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Саранск.

Хрисанова Е.Г., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и яковлевоведения ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Саранск.


Библиографическая ссылка

Грабко Е.Ю., Лавина Т.А. МОТИВАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12328 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674