Рассмотреть важную методологическую проблему современной социальной науки: отражение целей и мотивов гендерной деятельности человека в социокультурной сфере, - следует изучением гендерных понятий и аналитики. Философия гендерологии продуцирует постоянно расширяющееся методологическое знание. Ее подлинный смысл и предназначение обнаруживают связь с общими интересами гендерных социумов. Приобретая культурное влияние, философия гендерологии должна превратить мировоззренческое знание в ценностно-отнесенное и сделать его достоянием людей. Это молодая гуманитарная дисциплина формируется в последние десятилетия и нуждается в выверенном понятийном аппарате. В социальных и гуманитарных науках уточняются сами понятия гендерологии и философии гендерологии. Гендерология есть учение о полах, дисциплина, изучающая общественное бытие полов, включая эволюцию их общественных статусов. Философия гендерологии может быть определена как рациональное критическое мышление о пути человека как субъекта гендера во Вселенной, природе гендера во Вселенной, постижении истины [1]. Это свободное творческое мышление, идущее к сущности явлений, полагающее гендерное познание бесконечным.
Целью настоящей статьи является изучение философских вопросов гендерной культуры, преимущественно в аспекте ее мировоззренческих основ. Рассмотрение гендерных аспектов мировоззрения полезно в изучении основ гендерного прогресса. Там, где нужно выработать механизмы осуществления гендерного равенства для представителей полов, членов их семей, гендерных социумов.
В этом случае решение женского вопроса становится проблемой общенародной цивилизации, освобождения рас, классов, наций в обществе гендерным равенством, культурными способами. Освоение гендерологии и философии гендерологии помогает решению гендерных вопросов (женского вопроса или мужских проблем) общественной и индивидуальной жизни, развитию на пути улучшения положения (статуса) полов, повышению их культуры. Особое значение изучение гендерных проблем обретает в свете новейшего поворота социальных наук в изучении человека и общества в постнеклассической перспективе к массовому, количественному, повседневному. На планете многие продолжают рассматривать женщин и мужчин как неравные общественные группы. В современной науке поэтому возрастает значение исследования ценностного, культурного освоения личного и общественного существования. Существует необходимость защиты традиционных ценностей семьи, родительства, материнства, отцовства, детства в обществе и науке. В вопросах философии гендерологии - это защита гендерной культуры.
Эпоха классической науки традиционно ориентирует познание в направлении объективного знания в категориях субъекта и объекта познания. И как мыслилось классиками, без привнесения позиции субъекта познания в научный процесс: реакция классиков научной традиции на изощренные измышления и зыбкие гипотезы. Предполагается анализ, синтез и освоение особенностей сведений, относящихся к объекту. Следует указать в этой связи труды основоположника социальной антропологии Б. Малиновского. В теории культуры изучение культурных процессов можно рассматривать научно, т. е. там, где возникает возможность их измерения. В характеристике культуры Б. Малиновский предлагает опираться на понятие организационной формы, т. е. общественное начало в культуре. Он же настаивает на использовании понятия «институт» [2]. Б. Малиновский пишет о культуре как всех видах деятельности, образующих институт семьи [3]. Гендерный социум может рассматриваться как общественный институт. По логике классиков социальной антропологии и мировоззрение, и культура необходимо должны быть изучаемы с тем, чтобы на основе знания прошлого восстановить общественный процесс развития семейной, родительской, детской, материнской жизни и отцовства, выяснить его особенности и на знании прошлого понимать его настоящее и предвидеть будущее развитие.
Гендерная культура формируется в условиях исторически выработанного мировоззрения полов. Конечно, теоретический и мировоззренческий компоненты следует учитывать при научном измерении гендерной культуры. Мировоззрение является существенным компонентом философского освоения мира. Философия и методология гендерологии позволяет рассмотреть мировоззренческий аспект целей и мотивов гендерной деятельности человека в социокультурной сфере. Философия гендерологии и мировоззренческое и методолого-теоретическое явление. В ней проблематизируется гендерное бытие с тем, чтобы указать направление поиска ответов на возникающие вопросы (это мировоззренческое начало философии гендерологии). Гендерные проблемы относятся к типу всеобщих, они касаются всех живущих людей, затрагивают аспекты жизнедеятельности полов в течение всей их жизни [4].
Мировоззренческое многообразно присутствует в философии гендерологии и гендерной философии прошлого и современности. Философия гендерологии обращена к сущности гендерных аспектов мировоззрения. Система взглядов на мир и место человека в нем необходимо включает вопросы пола. Какова сущность материнства, отцовства, детства, родительства, семьи и брака? Конечно, эти вопросы задолго до философии гендерологии решались в философии и народной культуре. Причем в народной культуре в широчайшем спектре идей, оценок, представлений, описаний: от космической сущности творцов человеческого рода до практических советов ухаживания или брачных обрядов.
Мировоззренческая тематика философии гендерологии чрезвычайно обширная. Поэтому полезно рассмотрение ключевых понятий и институтов социокультурного развития общества. Обращаясь к гендерным аспектам мировоззрения, следует изучить познавательные и эмоционально-волевые компоненты в нем. Это, в первую очередь, гендерные знания статуса женщины и мужчины в семье, обществе, на производстве, познавательный компонент гендерного познания. Гендерные знания отражают познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения представителей полов, осуществляются в гендерных понятиях. Клеточкой разума в познании гендерной реальности исторически становится гендерное понятие. Гендерное понятие может быть определено как мысль, выделяющая основные качества предметов, процессов или явлений гендерной реальности в слове или словосочетании. Например, гендерное равенство, женский вопрос, мужские проблемы, женское движение и другие. Гендерное рациональное познание присуще только людям. Возникнув на заре истории человеческого, оно предоставляет бесконечный знаниевый ресурс в жизни людей. Гендерное понятие как мысль, фиксирующая существенное о гендерном предмете, гендерном явлении или гендерном процессе, существует в мышлении человека лишь в определенной связи, закрепляемой суждениями. Выработке гендерных понятий способствует социальная деятельность и творчество представителей полов.
Заметное место в освоении гендерных знаний принадлежит гендерным суждениям и умозаключениям. Гендерное суждение есть мысль, что либо утверждающая или отрицающая о гендерном предмете, гендерном явлении или гендерном процессе. Выражается в форме предложения. Как мысль, в которой утверждается или отрицается наличие связи между объектами гендерной реальности, гендерное суждение может быть истинным или ложным (неистинным). Пример гендерного суждения: благополучие национальной семьи зависит от экономического развития общества. Гендерные суждения есть важный материал для интеллектуальной деятельности гендерного субъекта. Что заметно в использовании гендерных умозаключений. Гендерное умозаключение есть рассуждение, в котором из одного или нескольких гендерных суждений выводится новое гендерное суждение. Если исходящие суждения правильные, производится новое гендерное знание. Продолжим пример с суждением о благополучии национальной семьи. Составим рассуждение из гендерного и негендерного суждений: 1) благополучие национальной семьи зависит от экономического развития общества; 2) экономический прогресс общества - закон цивилизации. Новое суждение: благополучие национальной семьи в прогрессивном обществе скорее возможно, чем нет - несет черты выводного гендерного знания.
Если гендерные суждения в рассуждении истинные, то новое выводное суждение будет истинным. Логика увязывает гендерные суждения в гендерном умозаключении. Гендерное умозаключение есть более высокий уровень познания мира с помощью логики, чем гендерное суждение. Культура точного мышления полагает логическую проверку гендерных умозаключений. Велика роль гендерных умозаключений в гендерологии и в теоретико-методологическом изучении женского вопроса и мужских проблем. Функциональное освоение гендерной реальности предполагает аналитику в гендерном исследовании, в том числе описаний, чувствительных к ценностям жизни полов. Уточнению понятий в гендерном исследовании способствует аналитика с опорой на гендерные умозаключения и гендерные суждения.
Гендерная культура движением гендерного социума, в свою очередь, тысячами нитей вплетает эмоционально-чувственную ткань. Эмоционально-психологическая составляющая мировоззрения представителей полов включает мироощущения, мировосприятия, миропредставления. Гендерные элементы мироощущений формируются в процессе гендерной деятельности. Начальная форма ощущения полов - биологическая. Этот формат велик даже в гендерных действиях. Гендерные действия есть действия, совершаемые рационально или под воздействием чувств. Рациональные гендерные действия есть действия, контролируемые волей и сознанием в достижении гендерных целей. Значительную роль в жизни полов занимают нерациональные гендерные действия. Это действия, совершаемые для достижения гендерных целей под влиянием эмоций, чувств, эмпатии в жизни полов.
Гендерные действия - источник гендерных ощущений: родительской ласки, любви. Гендерные действия - источник рефлекторной и сознательной психологии представителя пола. Гендерные элементы мироощущений более сложны, чем гендерные ощущения. Одни и те же явления гендерной жизни вызывают у разных представителей пола разные гендерные мироощущения. Эмоции представителя пола участвуют в формировании чувств сопричастности, солидарности. Они включают сложный комплекс мировоззренчески формируемых элементов включенности в деятельность полов. Например, активист борьбы за гендерное равенство переживает чувство (мироощущение) сопричастности к благому делу в жизни полов.
Гендерное восприятие - сложный образ, возникающий в процессе эмоционально-чувственной познавательной деятельности гендерного субъекта при его непосредственном контакте с предметом или явлением. Продолжим пример с активистом, борцом за гендерное равенство людей. Образ аудитории женского клуба субъектом познания воспринимается как целостный образ группы людей (единомышленников). Мировосприятие этой гендерной аудитории, ее свойства как субъекта гендерного равенства, осознаются благодаря работе чувств, вызвавших мыслительный образ о ней в непосредственном контакте с ней. Гендерное восприятие участвует в формировании гендерных ценностей, идеалов и убеждений. Гендерные элементы миропредставлений складываются в ходе гендерной деятельности. Гендерные элементы миропредставления есть образ предмета, явления или процесса гендерной реальности. Запечатленный в памяти, этот образ - звено между восприятием и продуктивным мышлением. Например, черты лица матери. Запечатленные в памяти, они сохраняются как образ и извлекаются усилием мысли. Гендерные элементы миропредставлений образуют сложный образ явлений, процессов, предметов гендерного бытия. Участие в празднике 8 марта, запечатленное в памяти, продуцирует гендерное миропредставление подростка и юноши, и девушки. Гендерные представления играют важную роль в мышлении. Запечатлеваясь, они присутствуют в нормативно-ценностной сфере мировоззрения. Переходя в практическую деятельность гендерного субъекта, они участвуют в формировании его гендерного действия, деятельно присутствуют в мировоззрении. Например, гендерные представления участвуют в формировании ценностного компонента мировоззрения и через гендерные нормы и ценности в формировании гендерной культуры. Перспективно изучение гендерных представлений в классическом социально-научном аспекте через институт гендерного действия. Гендерные действия осуществляются с древних времен человеческой истории. Человеческое общество выработало множество гендерных образцов, гендерных механизмов, практик гендерного существования. Представляется методологически правильным основывать эти образцы, механизмы, практики гендерного существования понятием «гендерное действие». Анализ понятия «гендерное действие» позволяет выделить разнообразные формы гендерного действия: 1) осваивающее рациональные средства и цели, 2) осваивающее рационально-ценностную ориентацию, 3) традиционное гендерное действие, 4) связанное с инстинктивной половой сферой как базовой в поведении пола. Аспекты морфологии гендерных действий описаны в трудах социальных антропологов как часть описания культуры народов мира.
Нормативно-ценностный компонент мировоззрения и деятельностный компонент мировоззрения представителей полов являются заметной частью гендерной культуры. Об этом свидетельствует гендерная этика как часть общей этики, характеристики современного культурного представителя пола. Рассмотрим для примера характеристики модели современного культурного человека в гендерных ценностях XXI в. Современному культурному человеку присущи все качества культурного человека предшествующих веков. Вместе с тем модель культурного человека в этических идеалах и действиях XXI в. следует дополнить принципами глобального эволюционизма. В них заметное место занимает требование прогресса в жизни полов. Принцип глобального эволюционизма - рассматривать жизнь и живое как существенный элемент развивающегося мира, создающий современный мир таким, какой он есть. Последовательная защита жизненных условий и самой жизни - органичная часть гендерной культуры: семейной, родительства, детства. Эта позиция питает глобально эволюционный аспект современной модели культурного человека. Эта взаимосвязь не только символическая. Условием современного прогресса человеческого существования является понимание (включенность) человеком значения его индивидуального развития (телесного, культурного, социального) в мире. В социально-философском измерении основанием здесь служит защита интересов существования людей. Гендерные ценности, идеалы и убеждения формируются в мировоззрении полов последовательной защитой ценностей, идеалов гендерной культуры и выработанных в ней убеждений.
Этические принципы глобального эволюционизма придают определенные основания для устранения глобальных угроз мировому сообществу в обозримом будущем. Предпосылки предсказуемого и стабильного мира в развитии принципа гуманизма. Ценностный, гуманистический подход здесь совпадает с социальным. Социальное здоровье представляется прогрессивным процессом для сохранения физической телесности, умственной и физической активности представителей полов в семье и обществе, в быту и на производстве.
Ценности жизни есть центральные ценности экологического гуманизма. Гендерные ценности любви к детям, гармонической семьи, надежной опоры в родителях становятся опорой универсализации культурной жизни на планете. Гендерное гуманистическое мировоззрение органично участвует в этом деле сохранения и защиты индивидуальных и общественных основ существования. Морально-этическое значение гендерной этики колоссально. Она обосновывает модель, в которой органически соединяются биологические, социальные, культурные явления человеческого бытия. В конечном счете, в будущем, благодаря любви в семье, народной цивилизации как носителе ценностей семьи, родительства, материнства, отцовства, человек превращается в существо оптимального бытия в космическом и культурном измерениях современности и будущего. Выражением свободного развития гендерной культурной личности служит осознанное формирование потребностей в гендерных духовных ценностях. В прошлом и современном мире именно гендерные ценности цементируют общественное развитие и могут служить основой общекультурного развития цивилизации всего человечества [5]. Мир - единая семья - одна из самых древних и привлекательных философских идей в истории цивилизации не теряет своего значения в современности.
Рецензенты:
Лукьянова Н.А., д.ф.н., профессор, зав. кафедрой социологии, психологии и права ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томск.
Коробейникова Л.А., д.ф.н., профессор кафедры теории и истории культуры Института искусств ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет», г. Томск.
Библиографическая ссылка
Гульбин Г.К. ФИЛОСОФИЯ ГЕНДЕРОЛОГИИ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12313 (дата обращения: 16.10.2024).