Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗОВ

Щербакова Е.В., Нечаева Т.М., Кузнецова Т.А.

Современные социально - экономические условия предъявляют повышенные требования к механизмам адаптации, психическому и соматическому здоровью человека, так как рост заболеваемости и снижение продолжительности жизни обусловлены во многом факторами, действующими на человека задолго до начала активной трудовой деятельности.

Однако практика показывает, что вопросам исследования и формирования здоровьесохраняющей образовательной среды вуза уделяется недостаточное внимание. Отсутствует методология формирования комплексной системы здоровьесбережения, не определены критерии ее эффективности в системе управления качеством образования.

По данным исследований, проводящихся в рамках всеобщей диспансеризации детей и подростков, доля здоровых детей за время обучения в средней школе снижается с 30 до 10%. Несмотря на отсутствие таких же масштабных исследований динамики состояния здоровья молодых людей за время получения высшего профессионального образования, в научной литературе есть данные о значительных отклонениях как соматического, так и психического здоровья студентов.

Анализ амбулаторных карт студентов первого курса показал наличие различных заболеваний почти у 50% из них. Из материалов социологических исследований следует, что ухудшение состояния соматического и психического здоровья отмечается у 35% студентов за первые годы обучения. Количество студентов, чья успеваемость не поднимается выше оценки "удовлетворительно" среди студентов с плохим здоровьем втрое выше.

Многие нарушения здоровья связаны с возникновением и развитием неблагоприятных психических состояний: тревоги, депрессии, нервно-психического напряжения, эмоционального стресса, переутомления, в основе которых могут лежать межличностные проблемы, связанные в той или иной мере с обучением в вузе.

Существующая система медицинского контроля за состоянием здоровья студентов не в состоянии в полной мере обеспечить профилактическую функцию и своевременное выявление срывов механизмов адаптации и развитие психосоматической патологии.

Факторы дезадаптации в высшей школе изучены в меньшей мере, чем в средней школе. Более того, по-видимому, они могут быть дифференцированы в зависимости от организации образовательного процесса вуза, факультета, содержания образования, адекватности выбора будущей профессии (профориентационной деятельности вуза) и другой специфики.

Анализ условий труда студентов на ряде учебных мест показывает несоответствие санитарно-гигиенических и психофизиологических показателей требованиям нормативной документации по охране труда. Неудовлетворительная организация учебного процесса может усиливать психоэмоциональные нагрузки и рост напряженности, что увеличивает риск развития психосоматических заболеваний.

Несбалансированное питание, наличие пагубных привычек, отсутствие знаний по самоконтролю, саморегуляции и развитию индивидуальных резервных возможностей средствами и методами физической культуры, отсутствие мотивации к здоровому образу жизни, как основному фактору социального благополучия, приводят к снижению адаптационных возможностей, серьезным нарушениям здоровья, к снижению общего качества жизни.

В этой связи проведение сравнительных исследований состояния психического и соматического здоровья студентов, обучающихся в различных вузах, по различным специальностям, в различных условиях деятельности, выявление общих и специфических факторов риска развития дезадаптации и изучение динамики изменения состояния здоровья за время обучения является актуальным.

Для формирования и совершенствования безопасной образовательной среды требуется разработка комплекса технических, организационных, медицинских и психолого-педагогических схем управления рисками. С этой целью необходимо решить следующие задачи:

- проведение медицинских и психофизиологических исследований для установления зависимости неблагоприятного воздействия различных факторов учебного процесса и условий обучения на психические и функциональные состояния, адаптационно-приспособительные механизмы;

- прогнозирование факторов дезадаптации и определение ранжированного ряда профилактических мероприятий

- корректировка образовательных программ и методик преподавания;

- разработка научно-обоснованных методов и средств профилактики неинфекционных и социально обусловленных заболеваний, а также реабилитационно - корректирующих программ;

- разработка нормативной документации о современных санитарных правилах содержания высших учебных заведений;

- научно-методическое обеспечение центров содействия укреплению здоровья студентов и служб психологической помощи;

- разработка рекомендаций по созданию материально-технических и социальных условий для сохранения и укрепления здоровья членов вузовского коллектива.


Библиографическая ссылка

Щербакова Е.В., Нечаева Т.М., Кузнецова Т.А. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=123 (дата обращения: 15.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674