Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РОЛЬ ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ АДАПТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ

Койчуева А.С. 1 Ионова М.Х. 1
1 Карачаево-Черкесский государственный университет им. У. Д. Алиева
В статье рассматривается проблема создания адаптивной образовательно-оздоровительной среды, главной задачей которой является сохранение и развитие здоровья обучающихся через приобщение старшеклассников к здоровому образу жизни как альтернативы негативных тенденций, таких, как снижение активности учащихся в учебной деятельности; замедление их физического и психического развития, ухудшение здоровья детей, подростковые девиации, а также разработанные педагогические условия её организации в семье и школе с учетом когнитивного, физкультурно-оздоровительного, коррекционного, оценочно-рефлексивного и деятельностного компонента в образовательно-оздоровительной работе. Представлена модель формирования потребности к ведению здорового образа жизни в условиях организованной адаптивной образовательно-оздоровительной среды, приведены данные опытно-экспериментальной работы, результаты апробации целевой программы «Программа здорового образа жизни » и спецкурса «Здоровый образ жизни», формы и методы работы.
адаптивная образовательно-оздоровительная среда; здоровый образ жизни; потребность в здоровом образе жизни; критерии и уровни ЗОЖ.
1. Амосов Н.М. Моё мировоззрение // Вопросы философии. – 1992. - №6.
2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – М.: Молодая Гвардия, 1979. – 192 с.
3. Гальперин Г.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.,1985. – 233 с.
4. Гальперин С.В. Мое мировидение. Курс лекций. – М.: Издательство Российского открытого университета, 1992. – С. 81.
5. Казначеев В.П. Основы общей валеологии. Учебное пособие. – М.-Воронеж: Изд-во НИПКРО, 1999. – 49 с.
6. Лисицын Ю.П., Сахно А.В. Здоровье человека – социальная ценность. – М.: Мысль, 1987.– 270 с.
7. Лубышева Л.И. Ценности личной и общественной физической культуры в индивидуальном стиле и здоровом образе жизни. /Здоровый образ жизни: сущность, структура, формирование. – Томск, 1996. – С. 61-100.
8. Чумаков Б.Н. Основы здорового образа жизни. – М.: Педагогическое общество России,200. – С. 27.

Введение. Существенные изменения, происходящие в социально-политической и экономической жизни нашего общества, предъявляют качественно новые требования к воспитанию современного человека, в том числе и по отношению к здоровью и ведению здорового образа жизни (ЗОЖ). Здоровье является одной из основных общественных и личностных ценностей. Между тем экологические и социальные катаклизмы, нестабильность жизни, падение жизненного уровня, разрушение привычных устоев и нравственных ориентиров – все это создает реальную угрозу для психического и соматического здоровья подрастающего поколения. Несмотря на предпринимаемые семьёй и школой усилия, для семейного воспитания и традиционного школьного образования сегодня характерен ряд негативных тенденций, таких, как снижение активности учащихся в учебной деятельности; замедление их физического и психического развития, ухудшение здоровья детей, подростковые девиации, что повышает актуальность проблемы ведения ЗОЖ.

В статье № 51 Закона РФ «Об образовании» говорится, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. Одной из причин, мешающих выполнять этот Закон Министерства образования России, является отсутствие специальных знаний и умений у учителей для развития здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды учащихся в образовательном процессе школы, которая должна адаптировать обучающихся к условиям современной жизни, т.е. создавать адаптивную образовательно-оздоровительную среду.

В школьном образовании сегодня еще не достаточно разработана технология создания и развития адаптивной образовательно-оздоровительной среды в учебно-воспитательном процессе, что обусловило актуальность исследования.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы создания и развития адаптивной образовательно-оздоровительной среды в педагогической теории и практике и определить теоретико-методологические подходы к разрешению данной проблемы.

2. Разработать полифункциональную модель формирования потребности у учащихся в здоровом образе жизни на основе создания и функционирования адаптивной образовательно-оздоровительной среды, выявить педагогические условия оптимизации этого процесса.

3. Разработать концептуальные положения развития адаптивной образовательно-оздоровительной среды как основы формирования потребности в здоровом образе жизни, отразить их в содержании целевой программы «Программа здорового образа жизни » и спецкурса «Здоровый образ жизни».

4. Разработать комплексно-целевую программу работы школы и технологию реализации полифункциональной модели развития адаптивной образовательно-оздоровительной среды учащихся, обеспечивающей формирование потребности в ЗОЖ, и подготовить научно-методические рекомендации для школьной практики.

Теоретико-методологической основой исследования являются современные теории и концепции развития личности, теоретические знания в области физиологии и гигиены. Исследование опирается на комплексный, аксиологический, культурологический, системный, деятельностный, мотивационный, здоровьесберегающий, личностно-ориентированный, ресурсный, проектный, технологический подходы.

В настоящее время в различных странах, особенно в странах с развитой экономикой, существует большое коли­чество различных подходов к формированию здорового образа жизни. Это относится и к России, которая по числу философских, психологических, педагогических концепций находится на одном из первых мест. В особенности, это касается авторских концепций, среди которых интересен комплексный подход к формированию здорового образа жизни, разработанный одним из основоположников оз­доровления киевским врачом Н.М. Амосовым. Этот подход достаточно широко известен и состоит из четырёх основ, на которых покоится сама система оздоровления, регулярное выполнение физических нагрузок, ограничение в питании, закаливание и умение отдыхать (умение расслаб­ляться) [1]. На этих концепциях выросло не одно поколение россиян. В числе наиболее известных – подходы к формированию здоровья Н.М. Амосова, П.И. Иванова, С.В. Гальперина[3; 4; 5; 6.] и др., которые явились предпосылкой нового научного направления – валеологии, или учения о здоровом образе жизни. Учёные разных областей наук говорят о важности развития валеологического образования как фактора внедрения здорового стиля жизни [И.И. Брехман, В.Б. Гаргай, Р. Дитлс, В.В. Милашевич, Е.В. Красков, В.В. Колбанов, П.И Ключник, Л.И. Лубышева, Б.И. Мартьянов, В.П. Петленко], и эта работа активно ведётся. Несмотря на это, проблема воспитания здорового образа жизни далека от сво­его решения, что наталкивает на необходимость развития в школе нового направления – формирования адаптивной образовательно-оздоровительной среды школы и через это оптимизацию формирования у молодёжи потребности в здоровом образе жизни [7], что составляет цель данного исследования.

Важным понятием для нашего исследования является понятие «здоровый образ жизни». В своем исследовании мы придерживаемся определения, данного Б.Н. Чумаковым: [8]. «Под здоровым образом жизни (ЗОЖ) следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций».

Под адаптивной образовательно-оздоровительной средой мы понимаем организованную в ходе учебно-воспитательного процесса среду, которая обеспечивает психологически комфортные условия для формирования физической культуры личности, направлена на самопознание и саморазвитие сущностных сил и способностей человека на основе знаний и позволяет ему адаптироваться в сложных природных, общественных, социальных условиях за счёт ведения здорового образа жизни, обусловленного потребностью в нём и осознания его ценности для жизни и здоровья.

По исследуемой проблеме ведения ЗОЖ проводились многочисленные исследования.

Так, вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей рассмотрены в работах Н.П. Абаскаловой, Н.А. Амосова, В.К. Бальсевича, Е.В.Бондаревской, Н.И. Брехмана, М.Я. Виленского, Г.К.Зайцева, А.Г. Комкова, Г.М. Соловьева, Л.Г. Татарниковой, О.Л. Трещевой и др.

На основе анализа научной литературы мы пришли к выводу, что эффективными организационно-педагогическими условиями развития адаптивной образовательно-оздоровительной среды и формирования потребности в ЗОЖ являются: организация адаптивной образовательно-оздоровительной среды и комфортной психологической среды в семье и школе с учетом когнитивного, физкультурно-оздоровительного, коррекционного, оценочно-рефлексивного и деятельностного компонента в образовательно-оздоровительной работе; интеграция усилий семьи, школы, учреждений дополнительного образования в формировании ЗОЖ; общепрофессиональная подготовка учителей физической культуры, классных руководителей, знание ими методики формирования ЗОЖ, изучение реальных образовательных запросов родителей в отношении оздоровления детей и привлечение их к оздоровительной работе; постоянная диагностика состояния здоровья обучающихся (психолого-педагогическое медицинское и социальное сопровождение учащихся, коррекционная и реабилитационная работа по медицинским показателям каждого школьника; формирование личностных траекторий развития здоровья детей, включение учащихся в образовательно-оздоровительную и здоровьесберегающую деятельность; определение основных критериев сформированности культуры здорового образа жизни и применение инновационных форм и методов работы; внедрение адаптивных образовательно-оздоровительных технологий в учебном процессе, приводящих развивающуюся личность к осознанию умеренности, рациональности, полезности, долгосрочной перспективы повышения качества жизни в качестве личностной жизненной стратегии. Все эти условия отражены в содержании программы «Программа ЗОЖ» и спецкурсе «Здоровый образ жизни», модели (см. рис. 1.). Проведение констатирующего эксперимента состоялось на базе средних общеобразовательных школ № 16 и № 17 г. Черкесска, Правокубанской сош Карачаевского района, Октябрьской сош Прикубанского района. При проведении педагогической диагностики в указанных школах, нами были выявлены следующие основные аспекты, детерминирующие процесс формирования здорового образа жизни и оказывающие негативное влияние на формирование здорового образа жизни и ценностей здоровья:

  • низкий уровень готовности к ведению здорового образа жизни, обусловленный социальными и психолого-педагогическими аспектами развития личности, в т. ч. потребностно-мотивационными, что указывало на необходимость активизации работы по формированию потребности в ЗОЖ;
  • наблюдалась низкая активность в изучении дисциплин естественно-научного цикла в учебной деятельности учащихся, в т. ч. недостаточность знаний о сути человеческой деятельности по самопознанию, самопросвещению, самоопределению, самодисциплинированию как основе жизненного успеха и долголетия;
  • отсутствие чётко налаженной системы влияния адаптивной образовательно-оздоровительной среды на формирование готовности к ЗОЖ,
  • отсутствие технологии, оказывающей воздействие на когнитивную и мотивационно-познавательную сферу личности, что, как правило, ведёт к снижению интереса к ЗОЖ, формированию потребности в нём.

Рис. 1. Модель формирования потребности к ведению здорового образа жизни в условиях организованной адаптивной образовательно-оздоровительной среды

Таким образом, возникают проблемы несоответствия уровня здоровья и требований к обучающимся из-за постоянного увеличения объема знаний и усложнения учебной информации в процессе обучения, что приводит к снижению качества обучения и образовательного процесса в целом и требует ведения здорового образа жизни, разумного режима дня как альтернативы существующей практике.

Учитывая опыт формирования в ЗОЖ во взаимодействии с этими факторами, мы пришли к выводу о том, что за последние годы существенно возрастают требования к укреплению и сохранению здоровья и психофизических возможностей старшеклассников, определены критерии (когнитивный, мотивационно-потребностный, эмоционально-ценностный; деятельностно-практический) и уровни – высокий, достаточный, низкий, критический, которые измерялись по степени усвоения учебного материала, мотивации, отношения к ценностям ЗОЖ, активного участия в здоровьеразвивающих и здоровьесберегающих мероприятиях, акциях, праздниках, занятиях спортом и др.). В рамках проведенного диссертационного исследования, нами определено, что эффективность процесса формирования здорового образа жизни у старшеклассников в большей степени детерминирована наличием устойчивой мотивации к здоровому образу жизни. Тем самым, основным условием формирования здорового образа жизни стало обогащение теоретического и практического опыта старшеклассников о способах сохранения и укрепления здоровья. С этой целью в учебно-воспитательный процесс в рамках формирования здорового образа жизни включен спецкурс «Здоровый образ жизни».

Курс включал изучение следующих тем:

1 раздел – 5 часов: Проблемы развития физической культуры личности и социальный заказ общества в различные исторические эпохи

2 раздел – 8 часов: Взгляды учёных, философов, общественных деятелей, педагогов на здоровый образ жизни

3 раздел – 8 часов: Формирование ценностных ориентаций старшеклассников на ЗОЖ

Все эти темы имели методическое сопровождение, собранный научный и научно-популярный материал, который использовался для проведения занятий по указанной тематике.

Если первые темы раздела № 1 можно проводить как беседы, так и в активной форме – в виде игры, то тематика третьего раздела требует в основном активных форм работы.

Курс постепенно усложняется от темы к теме, показывая уровень возрастающих требований к личности, обусловленных социальным заказом общества. Достижение цели опытно-экспериментальной работы по читаемому курсу предусматривало активное включение всех педагогов экспериментальных классов в реализации исследовательских идей. До начала введения курса с педагогами велись специальные беседы с целью интеграции усилий по формированию ценностной ориентации на ЗОЖ у старшеклассников, в особенности формирования ценностного представления о Человеке как высшей ценности, здоровье и здоровом образе жизни, роли в сохранении жизни на земле, в образовательном процессе при преподавании предметов естественнонаучного цикла, родного языка и литературы, истории России и КЧР, ЗОЖ и во внеклассной работе: кружках «Vita» – занимающегося вопросами валеологии, «Человек и Природа», «Мир чудес», круглых столов «Умеешь ли ты любить себя?», «Что такое здоровый образ жизни?», «Человек как созидатель своего здоровья» и других. Это же направление воспитательной работы сохранялось при проведении Дней физической культуры и спорта, проходящих в школе. Классным руководителям рекомендовалось ввести в план воспитательной работы индивидуальную и коллективную деятельность по формированию указанных ценностных ориентиров, а учителям-предметникам активизировать познавательную деятельность учащихся путем введения инновационных технологий в образовательный процесс.

После проведения указанной опытно-экспериментальной работы, состоящей из таких направлений, как модернизация форм проведения учебных занятий с экологическим уклоном по биологии, химии, экологии и предметов НРК и реализации программы внеучебной работы – проведение факультативных занятий в рамках программы «Программа здорового образа жизни » и спецкурса «Здоровый образ жизни», заседаний кружка «Вита» и акций, проведённых этим кружком, приведенные выше показатели изменились следующим образом – из 472 учащихся:

  • высокий уровень потребности в ЗОЖ показали: до эксперимента 72 чел. или 15,25 %; после – 126 чел или 26, 69%;
  • достаточный – 150 чел. или 31,17 %; после – 179 чел или 37,92 %;
  • низкий – 124 чел. или 26,27 %; после – 85 чел или 18,0 %;
  • критический – 126 чел. или 26,69 %. после – 75 чел или 15,88 %.

Как видно из приведённых данных, существенно увеличился процент тех старшеклассников, которые по критериям и показателям вышли на высокий и достаточный уровень сформированности потребности в ЗОЖ у старшеклассников, а число тех, кто относился к низкому и среднему уровню, значительно снизился. В контрольных группах результаты практически не изменились, что доказывает оптимизацию этого процесса учащимися под руководством учителей-предметников и классных руководителей.

Результаты проведённого исследования позволили сделать следующие выводы и заключения:

1. Выступая в качестве социального конструкта, адаптивная образовательно-оздоровительная среда аккумулирует наиболее важный социальный опыт, направленный на сохранение и развитие здоровья, транслирует его подрастающему поколению, обеспечивает усвоение знаний о личной физической культуре, ценностях здоровья, методиках оздоровления.

2. При организации работы по формированию потребности в здоровом образе жизни у старшеклассников в условиях адаптивной образовательно-оздоровительной среды в школе необходимо учитывать психолого-педагогические особенности личности, создавать благоприятные психолого-педагогические условия для развития ценностного отношения к здоровью во взаимосвязи следующих компонентов:

  • когнитивного (учебная и внеучебная работа; специально организованные и самостоятельные виды занятий ФК; групповые и индивидуальные; теоретические, методические и практические предпосылки формирования потребности в ЗОЖ);
  • физкультурно-оздоровительного, вовлекающего в виды активного здоровьеформирования (физические и дыхательные упражнения, закаливающие процедуры, саморегуляция, питание и т.д.);
  • коррекционного, обеспечивающего контроль и коррекцию формирования потребности в ЗОЖ в условиях адаптивной образовательно-оздоровительной среды школы, рефлексию учителей и педагогов;
  • оценочно-рефлексивного, обеспечивающего контроль и оценку результатов формирования потребности в ЗОЖ.

3. Наиболее эффективными формами учебно-воспитательной работы по формированию потребности в здоровом образе жизни у старшеклассников в условиях адаптивной образовательно-оздоровительной среды явились кружковая и секционная работа, введение как индивидуальных, так и интерактивных форм работы, таких как: тренинги, «мозговые штурмы» и массовые – «День семьи», соревнования, спортивные праздники, праздники национальных видов спорта – борьба, борьба на поясах, джигитовки, а также народные забавы-кидание камня на дальность и др.

Рецензенты:

Айбазова М.Ю., д.п.н., профессор психологии и педагогики ФГБОУ ВПО СевКавГГТА, начальник отдела организации сопровождения научных исследований, г. Черкесск.

Батчаева Х.Х.-М., д.п.н, профессор кафедры педагогики и педагогических технологий КЧГУ им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск.


Библиографическая ссылка

Койчуева А.С., Ионова М.Х. РОЛЬ ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ АДАПТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12290 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674